Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А теперь поговорим о причинах смуты.




Причина первая. Главной причиной был иудей ‘Абдуллах ибн Саба. Ранние учёные согласны в том, что ‘Абдуллах ибн Саба - историческая личность, а его последователи именуются сабаитами. Их объединяли определённые убеждения. Хотя некоторые отрицали существование этой личности, в том числе и Муртада аль-Аскари, о чём он упомянул в своей книге "‘Абдуллах ибн Саба и другие мифы". См. книгу "Абдуллах ибн Саба, хакика ам хаиал".


Сторонником этого мнения был и Таха Хусайн, о чём упоминается в его книге "‘Али, его сыновья и другие". В этой книге он, по своему обыкновению, отрицает очевидные факты.
То же самое можно сказать и о его книге, посвящённой "доисламской поэзии". Стр. 22.

 

Там он отрицает, что Каабу построили Ибрахим и Исма‘иль (мир им обоим). Он пишет: "Конечно, в Коране упомянуто об этом, однако это не означает, что всё действительно так и было". Ему свойственно подвергать сомнению всё, даже очевидное и доказанное.


Что же касается аль-‘Аскари, то он хотел ввести людей в заблуждение. Он утверждал, что использует в своих исследованиях научные методы и что он собрал хадисы и сообщения, содержащие упоминание об Абдуллахе ибн Саба и обнаружил, что все они якобы передаются путём Сейфа ибн ‘Умара, который признан лжецом. Следовательно, никакого ‘Абдуллаха ибн Саба не было.

 

 

Однако его утверждения не выдерживают критики по нескольким причинам.
1 Ибн Асакир приводит путём ‘Аммара ад-Духни от Абу ат-Туфайля и путём Шубы от Салямы от Зейда ибн Уахба сообщение о том, как ‘Абдуллаха ибн Саба привели к ‘Али. Как мы видим, это сообщение передаётся не путём Сейфа ибн ‘Умара.

Ибн ‘Асакир "Тарих мадинат Димашк", (29/6), "Биография Ибн Саба".

2Признанные шиитские историки и учёные утверждали, что ‘Абдуллах ибн Саба действительно существовал. Например, ан-Нобахти пишет в "Фирак аш-ши‘а", после того как приводит слова Ибн Саба: "Эта группа именуется сабаитами. Они являются последователями ‘Абдуллаха ибн Саба". Ан-Нобахти "Фирак аш-ши‘а", стр. 22.


А ан-Нобхати скончался в третьем веке от хиджры.


Шиит аль-Кашши приводит в своей книге сообщение Абу Джафара (мир ему) [так у шиитов] о том, что ‘Абдуллах ибн Саба называл себя пророком и утверждал, что повелитель верующих ‘Али - Аллах. Он приводит ещё более пяти сообщений от Джа‘фара ас-Садика, в которых упоминается ‘Абдуллах ибн Саба. Аль-Кашши "Риджаль аль-Кашши", стр. 98.


О существовании ‘Абдуллаха ибн Саба утверждали также Ас-Садук в своей книге "Ман ля йахдуруху аль-факых" [предание № 955], ат-Туси [его прозвище "Шайх ат-тайфа", в его книге "Риджаль ат-Туси", стр. 1], аль-Маджлиси [в его книге "Бихаруль ануар", (51/210), (42/146)], ан-Нури ат-Табарси [в его книге "Мустадрак аль-усайл", (18/169)] и другие авторитетные шиитские учёные.

3Если говорить об историках из числа Ахлю-с-Сунна, то все они, описывая соответствующий исторический период, упоминали об Абдуллахе ибн Саба. Таким образом, отрицали существование ‘Абдуллаха ибн Саба только поздние шиитские авторы, примеру которых, к несчастью, последовали и некоторые сунниты.

‘Абдуллах ибн Саба - йеменский иудей, который сделал вид, что принял ислам, а потом стал сторонником (шиитом) ‘Али. По его имени названа группа сабаитов, которые обожествляли ‘Али.
Они пришли к ‘Али и сказали ему: "Ты и есть Он". Он спросил: "Кто он?". Они ответили: "Ты - Аллах". Тогда он велел своему вольноотпущеннику Канбуру вырыть яму и развести в ней огонь, после чего сказал:

"Я увидел, что это дело порицаемое,
А потому развёл огонь и кликнул Канбура!
"
Корень этого хадиса приводит имам аль-Бухари в "Сахихе", № 9622. Ибн Хаджар, раскрыл все подробные события


Затем он сказал: "Кто не откажется от своих слов, того я сожгу в огне!".


И он действительно сжёг многих из них, а некоторые сбежали [то есть, скрылись и уехали далеко].
Среди сбежавших был и ‘Абдуллах ибн Саба. Согласно другим утверждениям, он был среди убитых.

У Ибн Саба обнаружились некоторые убеждения, указывающие на его приверженность иудаизму, в том числе о грядущем возвращении ‘Али в этот мир и о преемнике. Он также утверждал, что правителями могут быть только Ахлю-ль-бейт.


‘Абдуллах ибн Саба использовал бедуинов и стал распространять среди них ложь, утверждая, что ‘Усман сделал то-то и то-то, приписывая ему скверные деяния. Он и его приспешники писали письма от имени аз-Зубайра, ‘Али, Тальхи и ‘Аиши.


В этих письмах они осуждали ‘Усмана и других сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Эти письма запечатывались поддельными печатями.
Хитрый смутьян прибегнул к таким методам, поскольку в те времена не было средств массовой информации, которые можно использовать для достижения подобных целей. Он хотел создать видимость осуждения ‘Усмана и его политики виднейшими сподвижниками, дабы уронить его авторитет в глазах людей.


Простодушные бедуины принимали всё за чистую монету, не подозревая, что их обманывают самым низким образом. К нему примкнули многие лицемеры и смутьяны.


‘Абдуллах ибн Саба говорил молодым и неопытным людям: "Меня удивляют люди, которые утверждают, что ‘Иса вернётся в этот мир, и при этом не верят в возвращение Мухаммада, несмотря на то, что Всевышний Аллах сказал:

 

"Тот, кто ниспослал тебе Коран и сделал его предписания обязательными, непременно вернет тебя к месту возвращения"
Сура 28 "Рассказ", аят 85

... ведь Мухаммад более достоин возвращения, чем ‘Иса".

 

Он также говорил: "В прошлом было тысяча пророков, и у каждого пророка был преемник, и ‘Али - преемник Мухаммада".


У него появилось много последователей. Одни поняли его цели и начали помогать ему, призывая людей к тому же, к чему призывал он сам, а другие в силу своей наивности и скромности своих познаний в религии поверили в его ложь и поддерживали его призыв со всей искренностью.


В числе последователей и распространителей его призыва оказались аль-Гафикы ибн Харб, ‘Абду-р-Рахман ибн Удайс аль-Бальуи, Кинана ибн Бишр, Саудан ибн Хамран, ‘Абдуллах ибн Зейд ибн Уарка, ‘Амр ибн аль-Хумк аль-Хузаи, Хуркус ибн Зухейр, Хаким ибн Джабаля, Кутайра ас-Сакуни и другие. См. аль-Алюси "Мухтасар ат-тухфа аль-исна ашрийа", стр. 318.

 

Если говорить о поддельных письмах, то Масрук передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Они оставили ‘Усмана подобным чистой одежде, на которой нет никакой грязи, а потом зарезали его, как режут барана".


Масрук сказал: "Но ведь это твоих рук дело. Ты велела людям выступить против ‘Усмана в своём письме".


‘Аиша сказала: "Клянусь Тем, в Кого веруют верующие и не веруют неверующие, я ничего не писала им, до тех самых пор пока не села здесь сейчас". Аль-А‘маш сказал: "Они считали, что это было написано с её слов".

Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/204) и сказал: "Иснад безупречный".

 

Подобных писем от имени различных сподвижников было написано немало и в каждом таком послании содержалось порицание ‘Усмана и осуждение якобы совершённых им действий.

У ‘Абдуллаха ибн Саба были последователи в разных областях, с которыми он вёл переписку. Они также поддерживали связь друг с другом.


Они писали друг другу сообщения вроде: "По приказу ‘Усмана наместник сделал с нами то-то и то-то", "Мы приехали в Медину, и ‘Усман сделал с нами то-то и то-то", "‘Усман сделал со сподвижниками Мухаммада то-то и то-то", "Мы получили письмо от аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама", "Мы получили послание от ‘Али ибн Абу Талиба", "Мы получили письмо, написанное ‘Аишей".


Не приходится сомневаться в том, что в конце концов подобные действия начали оказывать ожидаемое воздействие на бедуинов, которые знали о религии Всевышнего Аллаха лишь немногое. Недовольство ‘Усманом росло. Обстановка накалялась с каждым днём.

 

Причина вторая. Ею было благополучие и благоденствие, которое было послано мусульманской общине в качестве испытания в этот исторический период.


Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Редкий день обходится без раздачи людям различных благ. Только и звучит: "О рабы Аллаха! Придите и возьмите свою долю мёда!", "О рабы Аллаха! Придите и возьмите свою долю денег!"".

Мухаммад Амихзун "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/360).


А всё потому, что во времена ‘Усмана джихад вёлся в самой активной форме.
Как следствие, было много военной добычи и люди жили сыто и благополучно. А следствием такого положения обычно и становятся нарекания, высокомерие, неблагодарность и иные недуги.

Причина третья. Это различия в характерах ‘Умара и ‘Усмана (да будет доволен Аллах ими обоими).


Если ‘Умар был человеком строгим и сильным духом, то ‘Усман был мягкосердечным и кротким. Однако при этом он не был слабым, в чём необоснованно обвиняют его многие. Просто ему были присущи кротость и терпеливость.


Поэтому когда повстанцы окружили его дом, ‘Усман сказал: "Знаете, что позволило вам осмелеть до такой степени и проявить подобную дерзость? Это моя кротость".

Мухаммад Амихзун "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/364).


‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: "Клянусь Аллахом, ‘Усману ставили в вину такие поступки, что если бы их совершил ‘Умар, никто не посмел бы и слова сказать".


Так почему же они решились выступить против ‘Усмана? Потому что он был выдержанным, терпеливым, кротким и великодушным. Он прощал недругов и не подвергал их наказанию. Да будет доволен им Аллах!

 

Причина четвёртая. Она заключалась в том, что некоторым племенам откровенно не нравилось то, что власть принадлежала курайшитам.


Особенно это касалось тех арабских племён, которые отреклись от религии Аллаха, а потом вернулись в её лоно, после того как против них были посланы войска.


Одни искренне раскаялись и стали верующими, другие вернулись в ислам лишь на словах, оставшись в душе неверующими, а третьи, хоть и вернулись в ислам, но затаили в сердцах злобу и вынашивали планы мести. Им казалось несправедливым, что правитель всегда должен избираться из племени Курайш.


Ибн Хальдун сказал в связи с этим: "Некоторые арабские племена имели зуб на курайшитов и питали к ним неприязнь, и в итоге стали очернять правителей".

Мухаммад Амихзун "Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна", (1/365).


Они поняли, что мягкость ‘Усмана поможет успешному осуществлению их планов.

Таковы основные причины смуты. Разумеется, были и другие причины, менее значимые, которые я не стал упоминать, чтобы не растягивать эту тему.

 

 

Глава пятая. Обвинения, выдвинутые против ‘Усмана.

Против ‘Усмана были выдвинуты следующие обвинения:
1Продвижение своих родственников и предоставление им особых привилегий.
2Ссылка Абу Зарра в Рабзу [Рабза - место в трёх днях пути от Медины в сторону Мекки].
3Передача Маруану ибн аль-Хакаму хумса с военной добычи, привезённой из Африки.
4Сожжение всех списков Корана и принуждение людей к пользованию единым списком, который был составлен по его велению.
5Избиение Ибн Мас‘уда, следствием которого стало повреждение внутренних органов и избиение ‘Аммара ибн Йасира, который получил переломы рёбер.
6Увеличение площади заповедных территорий [то есть, расширение территорий, назначенных для государственного скота].
7Отказ от сокращения молитвы в пути.
8Уклонение от участия в битве при Бадре.
9Бегство с поля боя в день битвы при Ухуде.
10Отсутствие во время присяги довольства ("байат ар-ридуан").
11Отказ от казни Убайдуллаха ибн ‘Умара за Хурмузана.
12Добавление второго азана перед пятничной молитвой.
13Возвращение аль-Хакама, сосланного посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Были и некоторые другие обвинения.


Например, по мнению обвинителей, ‘Усман поднимался на минбар до того же уровня, до которого поднимался посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) произносил проповедь, стоя на третьей ступеньке минбара. Абу Бакр, став халифом, всегда стоял ниже - на второй ступеньке, а ‘Умар спустился ещё ниже, на первую. А ‘Усман, став халифом, всегда стоял на третьей ступеньке и это стало обычаем.
Они также ставили ‘Усману в вину то, что ‘Умар бил небольшой палкой, а ‘Усман - плетью.
Они также утверждали, что ‘Усман обидел Абу ад-Дарду, который был сподвижником посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).


Были и другие обвинения, многие из которых были наговором на ‘Усмана, а другие просто не заслуживали рассмотрения.

А теперь обсудим более подробно каждый из приведённых выше пунктов.

 

1 Обвинение первое. Протекционизм в отношении родственников.


‘Усман назначил на ответственные должности следующих своих родственников: Му‘ауийу, ‘Абдуллаха ибн Са‘да ибн Абу ас-Сарха, аль-Уалида ибн ‘Укбу, Са‘ида ибн аль-‘Аса, ‘Абдуллаха ибн Амира.

Обвинители считают это назначение несправедливым, поскольку, по их мнению, оно было обусловлено скорее родством, нежели компетентностью указанных лиц.


Однако давайте посмотрим на остальных наместников ‘Усмана. Это Абу Муса аль-Аш‘ари, аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амр, Джабир аль-Музани, Хабиб ибн Масляма, ‘Абду-р-Рахман ибн Халид ибн аль-Уалид, Абу аль-Ауар ас-Сулями, Хаким ибн Саляма, аль-Аш‘ас ибн Кайс, Джарир ибн ‘Абдуллах аль-Баджали, Утайба ибн ан-Наххас, Малик ибн Хабиб, ан-Нусайр аль-Аджали, ас-Саиб ибн аль-Акра, Са‘ид ибн Кайс, Сальман ибн Раби‘а, Хунайс ибн Хубайш.


Даже при беглом взгляде на имена людей, занимавших ответственные должности в период правления ‘Усмана, становится очевидно, что людей, которых не связывало с ‘Усманом родство, среди них было намного больше, чем родственников ‘Усмана. Не стоит забывать и о том, что сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) назначал людей из бану Умаййа (род ‘Усмана) на ответственные должности чаще, чем других.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: "Мы не знаем курайшитского рода, кроме бану Умаййа, из которого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) назначил бы столько наместников. Представители этого рода были многочисленны, благородны и уважаемы". Ибн Таймийя "Минхадж ас-Сунна", (6/192).


К бану Умаййа принадлежали следующие пять сподвижников, назначенных посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) на ответственные посты: ‘Аттаб ибн Усайд, Абу Суфйан ибн Харб, Халид ибн Са‘ид, ‘Усман ибн Са‘ид и Абан ибн Са‘ид.


‘Усман также назначил пять человек из бану Умаййа на ответственные посты. Более того, все они были назначены ‘Усманом в разное время.


Например, он назначил аль-Уалида ибн ‘Укбу, а затем сместил его и назначил на его место Са‘ида ибн аль-‘Аса.


Таким образом, они занимали свои должности не в одно время.
Стоит также добавить, что незадолго до своей гибели ‘Усман сместил и Са‘ида ибн аль-‘Аса. Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (3/445).


На момент кончины ‘Усмана в числе наместников остались только три человека, которых связывали с ‘Усманом узы кровного родства. Это Му‘ауийа, ‘Абдуллах ибн Са‘д ибн Абу ас-Сарх и ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Курайз.

Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (3/445).

Необходимо обратить внимание на то, что ‘Усман сместил аль-Уалида ибн ‘Укбу и Са‘ида ибн аль-‘Аса с поста наместника Куфы, то есть с того же поста, с которого в своё время ‘Умар сместил Са‘да ибн Абу Уаккаса и Ибн Масуда.
А ‘Усман сместил с этой должности Абу Мусу, аль-Уалида и других.

Куфа - город, на жителей которого ‘Али призывал кару Всевышнего.
Куфа - город, жители которого предали аль-Хасана, сына ‘Али.
Куфа - город, жители которого нарушили договор, который заключили с Муслимом ибн ‘Акылем.


И, наконец, Куфа - город, жители которого убили аль-Хусайна, сына ‘Али!

Это город, жители которого не были довольны ни одним из многочисленных наместников, которого назначал для них глава Исламского государства.


Следовательно, отстранение этих наместников говорит не против них, а против жителей города, к которым они были отправлены.


Также возникает вопрос: "Доказали ли упомянутые наместники свою компетентность?". Да. И по этому поводу приводятся соответствующие сообщения, передаваемые от авторитетных учёных.

К тому же, ‘Али ибн Абу Талиб тоже назначал своих родственников на ответственные посты, однако никто не ставил ему это в вину. Он назначил ‘Абдуллаха, ‘Убайдуллаха, Кусама и Тамама, сыновей аль-‘Аббаса, а также своего воспитанника Мухаммада ибн Абу Бакра и ‘Абду-р-Рахмана ибн Хубайру, сына его сестры Умм Хани. См. "Тарих Халифа", стр. 200-201

Если это порицаемое деяние, то оно должно быть таковым, как в отношении ‘Усмана, так и в отношении ‘Али. А если в этом нет ничего предосудительного, когда речь идёт об ‘Али, тогда нет оснований ставить это в вину ‘Усману, особенно если учесть, что назначенные ‘Усманом были лучше назначенных ‘Али, за исключением ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.

Если выдвигающий подобное обвинение против ‘Усмана является суннитом, то он либо считает, что назначенные ‘Усманом люди были некомпетентны, не подходили для своих должностей и ‘Усман назначил их только потому, что они были его родственниками. Либо он убеждён в том, что ‘Усман считал этих людей компетентными и подходящими и потому назначил их.


Очевидно, что о таких людях, как ‘Усман, мы должны думать хорошее прежде плохого. В любом случае, чтобы выбрать правильное из двух упомянутых мнений, мы должны обратиться к жизнеописанию назначенных ‘Усманом людей и послушать, что говорят о них авторитетные учёные.

 

 

1 - Му‘ауийа ибн Абу Суфйан

Среди мусульман нет разногласий относительно того, что Му‘ауийа был одним из лучших наместников и жители Шама очень любили его, да будет доволен им Всевышний Аллах. ‘Умар ибн аль-Хаттаб назначил его наместником Шама.


Что же касается ‘Усмана, то он всего лишь оставил Му‘ауийу на той должности, на которую назначил его ‘Умар и отдал под его управление некоторые дополнительные территории.
Му‘ауийа записывал откровения при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и прекрасно справлялся с обязанностями наместника.

 

А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Лучшими из ваших правителей являются те, которых вы любите и которые любят вас, на которых вы призываете благословение и которые призывают благословение на вас". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1855.
А Му‘ауийа был именно таким правителем.

 

 

2 - ‘Абдуллах ибн Са‘д ибн Абу ас-Сарх

Он был одним из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), потом отрёкся от религии Всевышнего Аллаха, но спустя некоторое время раскаялся и вернулся, чтобы присягнуть посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
‘Усман тогда сказал: "О посланник Аллаха, прими его присягу, ибо, поистине, он пришёл с покаянием".
Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) не стал принимать его присягу. ‘Усман повторил свою просьбу во второй и в третий раз и, в конце концов, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) протянул руку и принял его присягу. Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунане", № 4359.


‘Абдуллах искренне раскаялся в своём прошлом вероотступничестве и был впоследствии одним из лучших наместников. Кроме того, он известен как человек, открывший африканские земли для ислама.


Аз-Захаби сказал о нём: "После своего возвращения в ислам он не совершал ничего предосудительного и заслуживающего порицания. Он отличался острым умом и щедростью". Аз-Захаби "Сияр алам ан-нубаля", (3/34).


Именно под его началом мусульманская армия одержала в Африке множество побед.

 

 

3 - Са‘ид ибн аль-‘Ас

Он был одним из лучших сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Аз-Захаби сказал о нём: "Он был благородным и великодушным предводителем, о котором отзывались с похвалой, выдержанным, достойным, решительным и разумным. Он подходил для того, чтобы стать халифом". Аз-Захаби "Сияр алам ан-нубаля", (3/445).

 

 

4 - ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Курайз

Это он открыл для ислама земли Хосроя и Хорасан и именно благодаря ему во времена ‘Усмана пришёл конец государству персов. Он завоевал Сиджистан, Карман и другие области. Аз-Захаби сказал о нём: "Один из величайших правителей арабов, отличавшийся смелостью и великодушием". Аз-Захаби "Сияр алам ан-нубаля", (3/21).

 

 

5 - Аль-Уалид ибн ‘Укба

Ат-Табари передаёт, что, когда в присутствии аш-Ша‘би упомянули о Хабибе ибн Масляме и его джихаде и славных подвигах, он сказал: "Если бы вы застали аль-Уалида и увидели его походы и его наместничество". Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (2/610).


Аль-Уалид был наместником Куфы в течение пяти лет, причём в его доме не было двери и любой желающий мог прийти к нему и поговорить с ним и люди любили его. Однако жителям Куфы было свойственно то, о чём уже сказано немало.

Против аль-Уалида выдвинули два обвинения:

1Утверждают, что именно о нём были ниспосланы Слова Всевышнего: "О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном" Сура 49 "Комнаты", аят 6


Авторы тафсиров утверждают, что этот аят был ниспослан в связи с тем, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) отправил аль-Уалида собирать садакат с Бану аль-Мусталик после того как они приняли ислам. Он отправился в путь. Увидев же, что они вышли навстречу и направляются к нему, он испугался за свою жизнь и повернул обратно.

 
Вернувшись к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), он сказал: "Они хотели убить меня!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) разгневался на них и послал к ним Халида ибн аль-Уалида. Однако после этого Всевышний Аллах ниспослал этот аят и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел своим сподвижникам убедиться в том, что у бану аль-Мусталик действительно были подобные намерения в отношении аль-Уалида.


Они сказали: "Мы пришли не для того, чтобы сражаться. Мы прибыли с тем, что с нас причитается, после того как увидели, что посланец посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) к нам задерживается".

2 Утверждают, что аль-Уалид совершал утреннюю молитву в состоянии опьянения, совершил четыре рак‘ата вместо положенных двух и ещё спросил: "Добавить вам?". Люди сказали ему: "Ты уже переборщил", после чего отправились к ‘Усману и пожаловались на него, и ‘Усман велел подвергнуть его установленному шариатом наказанию за употребление вина.


В "Сахихе" Муслима упоминается о том, что ‘Усман велел бичевать его за употребление вина. Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", № 1707.

Что касается первого обвинения, то в тафсирах действительно говорится, что упомянутый аят был ниспослан относительно аль-Уалида ибн ‘Укбы [приводит имам Ахмад в "Муснаде", (4/279)], однако это не означает, что он нечестивец, потому что в этом аяте Всевышний Аллах приводит норму, общую для всех, кто приносит какое-либо известие.


Даже если Аллах и назвал его нечестивцем, то разве из этого следует, что он останется таковым до конца жизни?

 

Всевышний Аллах сказал: "Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный" Сура 24 "Свет", аяты 4–5


Даже если этот аят действительно был ниспослан об аль-Уалиде, то разве это означает, что он не может покаяться?!

Что же касается употребления вина, то, во-первых, только Всевышний Аллах знает, было это или не было и это вовсе не стоит расценивать как намёк на то, что история, передаваемая Муслимом, недостоверна.


В "Сахихе" Муслима говорится, что аль-Уалид ибн ‘Укба был подвергнут наказанию, которому подвергают в соответствии с нормами шариата за употребление спиртного. Однако сам по себе этот факт не является доказательством того, что аль-Уалид действительно пил вино.


Когда аль-Уалид был наместником Куфы, два человека из числа жителей Куфы отправились к ‘Усману в Медину и сказали: "Мы видели, как аль-Уалид ибн ‘Укба совершал утреннюю молитву, будучи пьяным". Один из них также сказал: "Я видел его пьяным". А второй сказал: "Я видел, как его рвало вином".


Там же присутствовали ‘Али, его сын аль-Хасан, а также ‘Абдуллах ибн Джа‘фар (да будет доволен Аллах ими всеми), и ‘Усман велел бичевать аль-Уалида, после чего сместил его с должности наместника Куфы.

Однако некоторые учёные усомнились в словах свидетелей (а не в достоверности самой истории).
Действительно, в "Сахихе" Муслима говорится, что аль-Уалид был подвергнут наказанию, после того как против него засвидетельствовали двое.


Однако это не означает, что свидетели обязательно говорили правду. Они ведь могли и солгать, то есть попросту оклеветать аль-Уалида с целью, известной сейчас только одному Аллаху.


Кто желает исследовать этот вопрос более подробно, может обратиться к книге "Аль-ауасым мин аль-кауасым" под редакцией Мухиббуддина аль-Хатыба. Он доказывает, что упомянутые свидетели были ненадёжными и, как следствие, есть все основания сомневаться в правдивости их свидетельства. Ибн аль-Араби "Аль-ауасым мин аль-кауасым", (107-108).

 
Даже если предположить, что всё так и было, то вины ‘Усмана здесь нет.
Он поступил так, как должен был поступить в подобной ситуации. Два человека засвидетельствовали, что аль-Уалид пил вино и ‘Усман подверг его установленному шариатом наказанию.

Ошибся ли ‘Усман, сделав это? Нет, не ошибся.
Это был не проступок, а достоинство. Ведь ‘Усман подверг установленному наказанию и отстранил от должности человека, с которым его связывало кровное родство. Он не посмотрел на это, а выполнил свой долг главы государства.


Аль-Уалид ибн ‘Укба не защищён от грехов, как и остальные люди. Мы уже говорили в начале, что не приписываем непогрешимость никому из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Во времена ‘Умара (да будет доволен им Аллах) имел место подобный случай.

 

Ибн Маз‘ун пил вино, истолковав Слова Всевышнего в соответствии со своим пониманием:

"На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Аллах любит творящих добро" Сура 5 "Трапеза", аят 93


‘Умар объяснил ему истинный смысл аята, после чего сместил его с должности, которую он занимал.

В случае же с наместниками ‘Усмана лишь одному из них можно поставить в вину совершение предосудительного деяния. Это аль-Уалид.


Однако это не даёт нам права обвинять в чём-либо назначившего его ‘Усмана. Если кто-то и заслуживает упрёка во всей этой истории, то это аль-Уалид.

 

 

2 Обвинение второе. Ссылка Абу Зарра в Рабзу.


Версия этой истории, приводимая ат-Табари, передаётся путём Сейфа ибн ‘Умара.
Согласно этой версии, между Му'ауией и Абу Зарром возник конфликт и Му‘ауийа послал к ‘Усману гонца сказать, что "Абу Зарр портит людей, настраивая их против нас".
‘Усман велел ему послать Абу Зарра к нему.


Му‘ауийа передал ему веление ‘Усмана и, когда Абу Зарр прибыл к ‘Усману, тот упрекнул его за это и Абу Зарр уехал в Рабзу. Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", (3/335).
Это версия Сейфа ибн ‘Умара.


Как мы уже говорили, в противовес подобным ненадёжным версиям у нас имеются достоверные версии. Эту же историю приводит аль-Бухари.

Зейд ибн Уахб передаёт: "Однажды проезжая через Рабзу, я повстречал Абу Зарра. Я спросил: "Почему ты поселился здесь?". Он ответил: "Когда я был в Шаме, у нас с Му‘ауией возникли разногласия относительно тех, кто накапливает золото и серебро. Му‘ауийа утверждал, что этот аят был ниспослан о людях Писания, а я сказал: "Это было ниспослано о нас и о них" *.
Мы поспорили из-за этого, и он написал ‘Усману, пожаловавшись на меня, что я высказываюсь по этому вопросу и будоражу людей.


Тогда ‘Усман написал мне, велел прибыть к нему в Медину и я подчинился. Люди собрались вокруг меня так, словно никогда не видели меня раньше.


Я рассказал об этом ‘Усману и он сказал мне: "Если хочешь, можешь переселиться в другое место, оставаясь при этом поблизости".


Именно поэтому я здесь. И если бы надо мной был поставлен эфиоп, я бы слушал и повиновался"
". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 1406.

 

Мазхаб Абу Зарра в этом вопросе хорошо известен.


Он считал, что у человека не должно оставаться ничего сверх необходимого. Однако абсолютное большинство сподвижников придерживались противоположного мнения.
Сейчас можно утверждать, что в этом вопросе существует подобие согласного мнения мусульман. Они считают, что человек имеет право владеть золотом и серебром, при условии что он выплачивает закят с этих ценностей.


Поэтому аль-Бухари включил в свой "Сахих" главу "То, с чего выплачивается закят, не относится к накопительству". В этой главе он и привёл упомянутое сообщение.
Таким образом, Абу Зарр настаивал на том, что человек должен раздавать все излишки, то есть всё, кроме самого необходимого, не оставляя у себя ничего, а Му‘ауийа не соглашался с ним в этом.


Таким образом, ‘Усман ибн ‘Аффан не сослал Абу Зарра в Рабзу и Му‘ауийа не унижал его, посылая из Шама в Медину. Всё это ложь и наговор на ‘Усмана и Му’ауийу и история переселения Абу Зарра, приводимая в "Сахихе" аль-Бухари - лучшее тому подтверждение.

Отправляясь в Рабзу, Абу Зарр сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Когда строения дойдут до Саль‘а, выходи оттуда"". Ибн Саад "ат-Табакат", (4/266).
Это было веление посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Передают также, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Да помилует Аллах Абу Зарра. Он ходил в одиночестве, умрёт в одиночестве и будет воскрешён в одиночестве". Этот хадис приводит аль-Хаким в "аль-Мустадраке", (3/50) и назвал его достоверным. С ним аз-Захаби не согласился.
Да будет доволен им Аллах!

 

3 Обвинение третье. Передача Маруану ибн аль-Хакаму хумса военной добычи, привезённой из Африки.


Нет достоверных сообщений о том, что ‘Усман действительно поступил так. А если подобное событие и имело место, то речь идёт не обо всём хумсе, а лишь о пятой части его.
Как известно, военная добыча делится на пять частей, четыре из которых распределяется между воинами. Оставшаяся пятая часть - хумс - также делится на пять частей.

Всевышний Аллах сказал: "Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, посланнику, близким родственникам посланника, сиротам, беднякам и путникам". Сура 8 "Трофеи", аят 41.


Доля Аллаха и Его посланника отдаётся правителю и он распределяет эти средства по своему усмотрению.


Сообщается, что ‘Усман обещал Маруану пятую часть хумса в случае, если поход на Африку увенчается победой. При этом речь шла не обо всём хумсе, а только о той части, которая должна была достаться ему, то есть о пятой части хумса.


Точно такое же обещание ‘Усман дал ‘Абдуллаху ибн Абу ас-Сарху в случае успешного завершения его похода в африканские земли и сдержал своё обещание.

 

 

4 Обвинение четвертое. Сожжение списков Корана.


Хузайфа ибн аль-Йаман прибыл к ‘Усману и сообщил ему о том, что люди впали в разногласия относительно чтения Корана и эти разногласия приняли столь серьёзные масштабы, что были основания опасаться, что люди впадут в неверие из-за этого.


Сказав это, он потребовал, чтобы ‘Усман велел людям читать Коран только одним способом, для чего требовалось собрать Коран воедино ещё раз и сделать новый, единый для всех, список. Эта история приводится в "Сахихе" аль-Бухари хадис № 4987.


После этого ‘Усман велел собрать Коран второй раз и велел сжечь все списки, противоречащие составленному списку.

В сожжённых списках были некоторые отменённые аяты, записанные сподвижниками и оставленные ими в своих списках. Во многих из них порядок сур отличался от порядка, утверждённого во время последнего повторения Корана посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и Джибрилем.


К тому же в некоторых списках были добавлены пояснения и комментарии, сделанные сподвижниками.


Поэтому ‘Усман велел собрать и сжечь все эти списки и написать единый список Корана, позволяющий сохранить утверждённые способы чтения Корана.

Таким образом, составляя единый список, ‘Усман не отменял способы чтения Корана, которые передаются от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) достоверным путём.
Некоторые учёные сказали: "‘Усман оставил только один способ чтения, соответствующий диалекту племени Курайш".

Ибн аль-Араби сказал о собрании Корана и сожжении остальных списков: "Это было великое и похвальное деяние, потому что таким способом ‘Усман поставил точку в разногласиях и через него Аллах сохранил Коран". Ибн аль-Араби "Аль-ауасым мин аль-кауасым", стр. 80.


А обвинители поставили этот правильный и принёсший огромную пользу поступок в вину ‘Усману.

У кого во рту болезненная горечь,
Тому горькой кажется и чистая вода

 

5 Обвинение пятое. Избиение, якобы, Ибн Масуда, от чего у него разорвался кишечник
и избиение ‘Аммара ибн Йасира, от чего сломались все его ребра.


Это ложь и ничего подобного не было. Нет никаких подтверждений этому обвинению. Если бы это действительно произошло и у Ибн Мас‘уда были упомянутые в этой истории повреждения внутренних органов, он не смог бы жить.

 

6 Обвинение шестое. Увеличение площади заповедных территорий.


У посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) были заповедные территории и он говорил: "Поистине, заповедное место - заповедное место Аллаха и Его посланника". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 2370.

‘Умар выделил заповедную территорию для верблюдов, собранных в качестве закята. На упомянутой территории могли пастись только верблюды, собранные в качестве закята. Это было сделано для того, чтобы откормить этих верблюдов и чтобы они приносили больше пользы людям, которым они достанутся.


А во времена ‘Усмана число верблюдов, собираемых ежегодно в качестве закята, увеличилось и ‘Усман расширил заповедную территорию, отведённую для них.


Некоторым людям это не понравилось, и они сказали: "Это Аллах разрешил тебе или же ты возводишь навет на Аллаха?".


‘Усман сказал: "‘Умар выделил заповедные территории для верблюдов, собранных в качестве закята, а когда я стал халифом, таких верблюдов стало больше и я увеличил площадь заповедных территорий". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (1/470) № 765, с достоверным иснадом.

 

7 Обвинение седьмое. Отказ от сокращения обязательной молитвы в пути.


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в пути сокращал молитвы, состоящие из четырёх рак‘атов, до двух. И также поступали Абу Бакр и ‘Умар. А ‘Усман поступал так в течение какого-то времени, а потом стал совершать молитву полностью.

Во-первых, это вопрос фикха, подлежащий иджтихаду. Допустим ‘Усман совершил иджтихад и ошибся. Если даже он и ошибся, то что в этом такого?


Разве эта ошибка, если это действительно была ошибка, лишает жизнь ‘Усмана неприкосновенности и делает дозволенным пролитие его крови?


Был ли кто-нибудь защищён от ошибок, кроме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)?

К тому же, среди учёных есть разногласия в этом вопросе и большинство учёных считают, что сокращение обязательной молитвы в путешествии является Сунной (желательным действием) и не более. Это мнение Малика, аш-Шафии, аль-Ауза‘и и Ахмада. См. "аль-Мугъни", (2/54).


Если ‘Усман что-то и сделал, то это был отказ от желательного и совершение разрешённого. Или, другими словами, он отказался воспользоваться послаблением и совершил изначально утверждённое действие.

Что же касается причин, по которым ‘Усман совершал в пути обязательную молитву полностью, то относительно этого существуют две версии.


Согласно первой версии, ‘Усман женился в Мекке и поскольку у него там была семья, естественно, он считал дом, в котором они жили, своим домом. А человек находящийся дома, должен совершать молитву полностью, поскольку он не считается путником.

Согласно второй версии, он боялся ввести в искушение бедуинов. Он опасался, что вернувшись домой они станут сокращать молитву вместо того, чтобы совершать её полностью, мотивируя это поступками самого ‘Усмана. И он совершал молитву полностью, дабы они поняли, что изначально предписано совершать четыре рак‘ата. А Аллах знает обо всём лучше.

Когда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) совершила молитву полностью в пути, ‘Уруу спросили, почему она это сделала и он сказал: "Она истолковала это предписание, как истолковал ‘Усман".

 

 

8-10 Обвинения восьмое, девятое и десятое. ‘Усман не участвовал в битве при Бадре, бежал с поля боя в день битвы при Ухуде и отсутствовал, когда сподвижники приносили присягу довольства.


Объяснения этому есть в "Сахихе" аль-Бухари.

Передают со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды к нему пришёл какой-то человек из Египта и сказал: "О Ибн ‘Умар, я хочу спросить тебя об одной вещи. Скажи мне, известно ли тебе, что ‘Усман бежал с поля боя в день битвы при Ухуде?".
Ибн ‘Умар сказал: "Да".

Потом этот человек спросил: "А известно ли тебе, что он отсутствовал в день битвы при Бадре и не участвовал в этом сражении?".
Ибн ‘Умар сказал: "Да".

Потом этот человек спросил: "А известно ли тебе, что он отсутствовал, когда другие приносили клятву, угодную Аллаху (бай‘ат ар-ридуан) и не принёс её?" [то есть, клятву на верность исламу, которую мусульмане принесли Пророку (да благословит его Аллах и приветсвует) в аль-Худайбийи].


Ибн ‘Умар сказал: "Да".

Этот человек воскликнул: "Аллах велик!" [это восклицание следует понимать как выражение недоумения в связи с тем, что так мог поступать один из ближайших сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)].

Ибн ‘Умар сказал: "А теперь позволь мне объяснить тебе всё это. Что касается его бегства в день битвы при Ухуде, то я свидетельствую, что Аллах помиловал и простил его. Всевышний Аллах сказал: "Тех из вас, которые повернули назад в тот день, когда встретились два войска при Ухуде, шайтан заставил поскользнуться по причине некоторых их поступков. Аллах уже простил их, ведь Аллах - Прощающий, Выдержанный". Сура 3 "Семейство Имрана", аят 155.


Что касается его отсутствия во время битвы при Бадре, то дело в том, что в то время он был женат на дочери пророка (да благословит его Аллах и приветсвует), которая тогда была больна и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал ему: "Поистине, достанется тебе такая же награда и такая же доля, как и любому из тех, кто примет участие в битве при Бадре!" [то есть, если ты останешься с больной женой, то получишь такую же награду Аллаха и такую же долю военной добычи, как и любой участник битвы].

Что же касается его отсутствия во время принесения клятвы, угодной Аллаху, то знай, что если бы нашёлся человек, более уважаемый в Мекке, чем ‘Усман, то пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) послал бы к мекканцам вместо ‘Усмана другого. Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) направил к ним именно ‘Усмана*, и клятву, угодную Аллаху, принесли уже после того, как ‘Усман уехал в Мекку, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) протянул свою правую руку и сказал: "Это - рука ‘Усмана", после чего ударил ею по другой руке и сказал: "Это - клятва за ‘Усмана"" - после чего Ибн ‘Умар сказал этому человеку: "А теперь иди и запомни то, что я сказал"". Сахих аль-Бухари хадис № 3699.

 

*|‘Усман (да будет доволен им Аллах) был направлен к мекканцам, которые решили помешать мусульманам войти в Мекку для совершения ‘умры.
Его задача состояла в проведении с ними переговоров, которые завершились заключением важного для мусульман перемирия.

 

 

11 Обвинение одиннадцатое. Отказ казнить ‘Убайдуллаха ибн ‘Умара за убийство Хурмузана.


Из книг по истории мы знаем, что когда огнепоклонник Абу Люлюа убил ‘Умара, на него набросили одежду, чтобы схватить его, он заколол себя тем же кинжалом, после того как сподвижники смогли завернуть его в рубаху. Сахих аль-Бухари хадис № 3700.


А наутро после этого события ‘Убайдуллах ибн ‘Умар пошёл и убил человека по имени Хурмузан. Он был огнепоклонником, а потом принял ислам. Когда люди осудили ‘Убайдуллаха за его поступок, он сказал, что этого человека видели вместе с Абу Люлюа за три дня до убийства ‘Умара и они передавали друг другу тот самый кинжал, которым был убит ‘Умар.
То есть, ‘Убайдуллах считал, что Хурмузан причастен к убийству ‘Умара и потому убил его.

Са‘ид ибн аль-Мусаййиб передаёт, что ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр ас-Сыддик сказал, после того, как был убит ‘Умар: "Я проходил мимо Абу Люлюа, убийцы ‘Умара, когда он шептался о чём-то с Джуфайной и Хурмузаном, а когда я неожиданно подошёл к ним, они поспешно встали и у кого-то из них упал кинжал".


‘Абду-р-Рахман описал, как выглядел этот кинжал и обнаружилось, что именно таким кинжалом был убит ‘Умар.


Тогда ‘Убайдуллах ибн ‘Умар отправился к Хурмузану, а когда тот вышел к нему, предложил ему пойти вместе с ним, чтобы посмотреть на его коня. Хурмузан согласился.


Тогда ‘Убайдуллах пропустил его вперёд, а потом занёс меч и убил его. ‘Убайдуллах рассказывал: "Ощутив боль от прикосновения меча, он пробормотал: "Нет божества, кроме Аллаха". А потом я позвал Джуфайну, который был христианином из Хиры и тоже ударил его мечом. Перед смертью он перекрестился".


Потом ‘Убайдуллах пошёл и убил малолетнюю дочь Абу Люлюа, которая утверждала, что она мусульманка.


‘Убайдуллах вознамерился перебить всех пленников в Медине, однако мухаджиры собрались вокруг него и удержали его. Он сказал: "Клянусь Аллахом, я убью их и других!", обругав некоторых мухаджиров.


‘Амр ибн аль-‘Ас увещевал его до тех пор, пока ‘Убайдуллах не отдал ему меч.

Тогда к нему подошёл Са‘д ибн Абу Уаккас, и они взялись за головы друг друга, и так продолжалось, пока их не разняли. Потом пришёл ‘Усман, которому ещё не присягнули люди и стал упрекать ‘Убайдуллаха, и они тоже вцепились друг в друга, и так продолжалось, пока их не разняли.

Став халифом, ‘Усман позвал мухаджиров и ансаров и сказал: "Дайте мне совет относительно убийства этого человека, который пошёл против религии". Мухаджиры были единодушны в том, что его следует казнить.


Однако большинство людей поддерживали ‘Убайдуллаха, а поминая Хурмузана и Джуфайну, добавляли: "Да отдалит их Аллах от милости Своей!". Они также говорили: "Неужели вы хотите отправить сына ‘Умара следом за его отцом?!".

Начались ожесточённые споры, люди разошлись во мнениях относительно того, как следует поступить с ‘Убайдуллахом.


Затем ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал ‘Усману: "О повелитель верующих! Это произошло до того, как ты стал халифом, а потому оставь это дело". После слов ‘Амра люди разошлись, а ‘Усман послушал его совета и заплатил выкуп за двух убитых мужчин и девочку.

Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/355) иснад безупречный.

Таким образом, мы видим, по меньшей мере, три причины для того, чтобы оставить ‘Убайдуллаха в живых:


1Хурмузан состоял в заговоре с Абу Люлюа и они вместе замышляли недоброе против ‘Умара, свидетелем чему был ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр. Таким образом, он заслуживал казни.
Сам ‘Умар сказал однажды: "Если бы все жители Саны сговорились убить одного человека, я казнил бы их всех за него". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 6896.


Таким образом, жизнь Хурмузана перестала быть неприкосновенной, поскольку он был соучастником убийцы халифа ‘Умара.

2Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) не стал казнить Усаму ибн Зейда за убийство человека из числа многобожников, которого он убил во время одной из битв уже после того, как тот закричал: "Нет божества, кроме Аллаха".


Узнав о поступке Усамы, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) позвал его и сказал: "Неужели ты убил его после того, как он засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха?!". Усама возразил: "Но ведь он сказал это только из страха перед мечом!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Ты что, заглядывал в его сердце?".


Усама рассказывал: "И он не переставал повторять: "Неужели ты убил его после того, как он засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха?!", пока я не начал жалеть о том, что принял ислам до того, как сотворил это". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 4269; Муслим 158.

3 Согласно одной версии, у Хурмузана не было покровителей. Соответственно, его покровителем являлся глава государства, то есть ‘Усман, а покровитель имеет права помиловать убийцу, что ‘Усман и сделал.


Согласно второй версии, у Хурмузана был сын, который простил ‘Убайдуллаха и не стал требовать его казни.

Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-Умам уаль-Мулюк", (3/305), а в цепочке лжец Сайф ибн Умар.

 

12 Обвинение двенадцатое. Второй азан перед пятничной молитвой.


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Вы должны следовать моей Сунне и сунне праведных халифов после меня". Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунане", № 4607; ат-Тирмизи, № 2676.


Это добавление подходит под определение сунны праведных халифов, а ‘Усман, вне всякого сомнения, был одним из праведных халифов. Он посчитал нужным добавить этот азан, чтобы обращать внимание людей на то, что время пятничной молитвы приблизилось.
Это произошло после того, как Медина значительно расширилась. Это был иджтихад ‘Усмана, с которым к тому же согласились все сподвижники.


Установленный ‘Усманом обычай существовал до времени правления ‘Али и Му‘ауийи, не встречая возражений со стороны сподвижников.


Более того, два азана произносили в пятницу и во времена Омеййадов и Аббасидов. Этот обычай сохранился до наших дней и никто из мусульман не возражает против него. Таким образом, он является сунной по согласному мнению учёных мусульманской общины.


Кроме того, этот обычай имеет шариатскую основу - первый азан перед утренней молитвой. Вполне возможно, что в данном случае ‘Усман просто приравнял пятничную молитву к утренней и добавил второй азан.

 

13 Обвинение тринадцатое. Возвращение аль-Хакама, сосланного посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).


Это навет на ‘Усмана, чему есть три доказательства:

1Нет достоверных сообщений, подтверждающих, что упомянутое событие действительно имело место.

2 Аль-Хакам принял ислам после покорения Мекки и был в числе тех, кто попал под амнистию, объявленную посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). А амнистированные им мекканцы не жили в Медине. Они остались в Мекке. Так как мог посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) изгнать его из Медины, если он изначально никогда там не жил?

3Если говорить о ссылке или изгнании, то они в шариате имеют оговоренные сроки.
Наибольший период, на который можно сослать человека согласно шариату - год. Такому наказанию подвергается не состоящий в браке человек, совершивший прелюбодеяние. В шариате не упоминается о пожизненной ссылке. За какой грех человек заслуживает пожизненного изгнания из родных мест?

Ссылка - дополнительное наказание, которое правитель может применить по своему усмотрению. И даже если предположить, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) действительно отправил его в ссылку, которая продолжалась до самой кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), а потом весь период правления Абу Бакра, а потом и ‘Умара, а потом ‘Усман вернул его, то получается, что ссылка продолжалась более пятнадцати лет. Что же страшного в том, чтобы вернуть человека, сосланного более пятнадцати лет назад?


Это если предположить, что история ссылки аль-Хакама достоверна, а это не так. Как нам известно, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) принял ходатайство ‘Усмана относительно ‘Абдуллаха ибн Са‘да ибн ас-Сарха, который отрёкся от ислама, а потом вернулся в религию Аллаха.


Очевидно, что аль-Хакам не мог совершить более тяжкого преступления, чем то, которое совершил ‘Абдуллах. Так неужели посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) простил ‘Абдуллаха и не простил аль-Хакама?

____________________________________________


Это основные обвинения, выдвинутые против ‘Усмана.

Второе, третье, пятое и тринадцатое - ложные.
Четвёртое, восьмое и десятое - достойные и похвальные поступки, а не проступки.
Первое, шестое, седьмое, одиннадцатое и двенадцатое - иджтихад.
Девятое - простительная ошибка.

 

 

Глава шестая. Убийство ‘Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах!

По прошествии некоторого времени люди из числа жителей Басры, Куфы и Египта отправились в Медину в 35 году от хиджры, делая вид, что собираются совершить хадж. Их истинным намерением было выступление против 'Усмана (да будет доволен им Аллах).

Относительно их численности среди учёных существуют разногласия.
1Согласно одной версии, было две тысячи человек из числа жителей Басры, две тысячи - из числа жителей Куфы и две тысячи - из числа жителей Египта.
2огласно другой версии, их было всего две тысячи. То есть, их, в любом случае, было не менее двух тысяч и не более шести.

Они вошли в город посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Это были самые сильные и дерзкие представители их племён. Они пришли для того, чтобы заставить ‘Усмана отказаться от власти, либо путём угроз, либо силой. Они осадили дом ‘Усмана в конце месяца зу-ль-кы‘да, требуя, чтобы он отказался от власти. Осада продолжалась до восемнадцатого дня месяца зу-ль-хиджжа. Именно в этот день был убит ‘Усман.


Таким образом, осада продолжалась около сорока дней, но не более сорока одного дня.

Во время осады ‘Усмана лишили не только возможности совершать обязательные молитвы в мечети, но даже воды. Молитвой людей в это время руководил один из предводителей смутьянов и Убайдуллах ибн ‘Ади ибн аль-Хаййар пришёл к ‘Усману и сказал: "С людьми молится один из предводителей смутьянов. Что ты велишь нам сделать?".


‘Усман сказал в ответ: "Молитва - лучшее из людских деяний, если люди совершают благие деяния, совершай их вместе с ними, а если они творят дурное, отстраняйся от их дурных деяний". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 695.

К ‘Усману пришли некоторые сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) с намерением защитить его от бунтовщиков. Самые известные из них - аль-Хасан и аль-Хусайн, сыновья ‘Али, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра, Мухаммад ибн Тальха ибн Убайдуллах и ‘Абдуллах ибн ‘Амр.
Они обнажили мечи перед лицами смутьянов, которые хотели убить халифа.

Аль-Хафиз Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/148).

Мать верующих Сафиййа приехала к дому ‘Усмана на мулице, которую вёл её вольноотпущенник Кинана, однако аль-Аштар преградил ей путь и ударил по морде её мулицу. Тогда она сказала: "Отвезите меня назад, пусть этот пёс не позорит меня!".

Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (8/128) иснад хороший.

Однако ‘Усман велел сподвижникам воздержаться от сражения. В некоторых сообщениях упоминается о том, что около семисот сыновей сподвижников явились к ‘Усману, чтобы защищать его. Но, если даже предположить, что бунтовщиков было не более двух тысяч человек, мы видим, что их всё равно было намного больше, чем сподвижников, защищавших ‘Усмана.

‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Раби‘а передаёт: "Я был вместе с ‘Усманом в его доме и он сказал: "Вели каждому, кто считает, что должен повиноваться мне, убрать руки и опустить оружие"". Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", (15/204), № 19508, безупречный иснад.


Ибн Сирин передаёт, что Зейд ибн Сабит пришёл к ‘Усману и сказал: "У твоей двери ансары, которые говорят: "Если желаешь, мы будем помощниками Аллаха дважды, первый раз - с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), а теперь - с тобой"". ‘Усман ответил: "Если речь о сражении, то нет". Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", (15/205), № 19509, безупречный иснад.


Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) пришёл к ‘Усману во время осады его дома и ‘Усман сказал: "О Ибн ‘Умар, послушай, что они говорят. Они говорят: "Откажись от власти и не губи себя"".


Ибн ‘Умар сказал: "Даже если ты откажешься от власти, разве ты будешь жить в этом мире вечно?".


‘Усман ответил: "Нет".


Ибн ‘Умар сказал: "Я считаю, что ты не должен снимать рубаху, которую надел на тебя Аллах, чтобы это не стало обычаем, а иначе люди будут свергать халифа или предводителя, как только он им чем-то не понравится". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (1/473), № 767.


‘Усман сказал своим рабам: "Каждый, кто сложит оружие, свободен ради Аллаха".
Таким образом, сам ‘Усман запретил людям сражаться.

И даже, несмотря на это, четыре человека из числа защитников ‘Усмана получили серьёзные ранения, когда пытались защитить ‘Усмана и их унесли с места схватки.
Это аль-Хасан ибн ‘Али, Абдуллах ибн аз-Зубайр, Маруан ибн аль-Хакам и Мухаммад ибн Хатыб. Ибн Абд аль-Бар "аль-Истиаб", в месте с "аль-Исаба", (3/78).

 

Кто же убил ‘Усмана?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...