Африканские походы 27 года от хиджры.
‘Усман велел ‘Абдуллаху ибн Са‘ду ибн Абу ас-Сарху предпринять поход в африканские земли с условием, что если Всевышнему Аллаху будет угодно открыть эти земли для ислама и даровать мусульманам победу, ему достанется пятая часть от хумса - пятая часть военной добычи, которая обычно передаётся правителю и расходуется на оговоренные Шариатом нужды.
Он отправился туда с пятнадцатью тысячами воинов. Поход оказался успешным, и жители тех областей, в которые пришли мусульмане, приняли ислам.
‘Абдуллах ибн Са‘д взял себе обещанную ему пятую часть хумса, а оставшуюся часть отослал ‘Усману. Тот велел разделить эту добычу между воинами, причём каждому всаднику досталось три тысячи - тысячу ему и две тысячи на лошадь, а каждый пеший воин получил тысячу.
Аль-Хафиз Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/157).
Георгий и берберы против мусульман.
В Африку отправились двадцать тысяч мусульман под командованием ‘Абдуллаха ибн Абу Сарха. В составе войска были ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр и другие сподвижники.
Их встретил правитель берберов Георгий с огромным войском, которое насчитывало сто двадцать тысяч воинов, а по другим данным, двести тысяч.
Когда два войска встретились, правитель берберов велел им окружить мусульман. Положение мусульман было чрезвычайно трудным и опасным.
‘Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал: "И я посмотрел на царя Георгия, который находился позади рядов, сидя верхом на неарабском коне. При этом две рабыни обмахивали его опахалами, сделанными из павлиньих перьев. Тогда я отправился к ‘Абдуллаху ибн Саду ибн Абу ас-Сарху и попросил его дать мне людей, которые могли бы прикрыть меня, чтобы я мог подобраться к правителю берберов. Он снарядил отряд, состоящий из смелых и доблестных воинов и велел им прикрывать меня. Я сумел пройти сквозь ряды, поскольку берберы решили, что я гонец, который везёт послание их правителю. Когда я приблизился, царь, почуяв недоброе, обратился в бегство на своём коне. Я догнал его и пронзил копьём. Потом я взял меч, отрубил ему голову, насадил её на своё копьё и крикнул: "Аллаху Акбар!". Увидев это, берберы пришли в ужас и разбежались, словно куропатки".
Мусульмане начали преследовать бегущих вражеских воинов, разя одних и захватывая в плен других. Им досталась богатая военная добыча.
Это произошло в Субайтле (Сбейтла), в двух днях пути от Кейруана.
Это было первое сражение, в котором отличился ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр.
Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", событие 27 г.х. также см. "Тарих Халифа б. Хаййата", (1/34).
Поход Зат ас-сауари в 31 году от хиджры.
Константин, сын Ираклия, собрал войско византийцев, к которым присоединились берберы, и отправился сражаться с мусульманами, которыми командовал ‘Абдуллах ибн Са‘д ибн Абу ас-Сарх.
Это огромное, невиданное доселе войско, двинулось навстречу мусульманам, которые в это время находились в Магрибе. Когда два войска увидели друг друга, византийцы подняли кресты, а мусульмане стали совершать молитву и читать Коран.
Утром ‘Абдуллах ибн Абу ас-Сарх построил своё войско и велел воинам поминать Аллаха и читать Коран. Когда ветер стих, мусульмане предложили врагу начать сражение.
Всевышний Аллах даровал мусульманам победу и Константин со своим войском обратился в бегство. ‘Абдуллах провёл на месте сражения несколько дней, после чего вернулся победителем. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", событие 31 г.х.
4 Расширение мечети пророка (да благословит его Аллах и приветсвует) в Медине Строительство первого морского флота.
Повторное собрание Корана.
Оно было осуществлено тремя курайшитами (‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, Са‘ид ибн аль-‘Ас и ‘Абду-р-Рахман ибн аль-Харис) и одним ансаром (Зейд ибн Сабит).
Когда список Корана был готов, его разослали во все концы Исламского государства. ‘Усман (да будет доволен им Аллах) не только послал в города список Корана, чтобы люди могли обращаться к нему в случае возникновения разногласий и спорных вопросов, он ещё и отправил с каждым экземпляром опытного чтеца, который учил мусульман правильно читать Коран по этому единому свитку:
Зейду ибн Сабиту ‘Усман поручил обучать жителей Медины, ‘Абдуллаха ибн ас-Саиба он послал к жителям Мекки, Аль-Мугира ибн Шихаб отправился в Шам, ‘Амир ибн ‘Абду-ль-Кайс - в Басру, Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сулями - в Куфу.
Шестой экземпляр ‘Усман оставил у себя в Медине. Он был назван главным ("мусхаф имам").
Глава четвёртая. Начало смуты.
Смута началась в 34 году от хиджры, когда некоторые невежды попытались выступить против ‘Усмана, однако попытка не удалась. Они были схвачены, но ‘Усман только упрекнул их и отпустил. Однако они не желали останавливаться.
После более тщательной подготовки они предприняли новую попытку в 35 году от хиджры. Они вышли из своих земель, делая вид, что намереваются совершить хадж, но проходя мимо Медины, города посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), они окружили дом ‘Усмана и убили его после сорокадневной осады, во время которой его лишили почти всего, в том числе и возможности совершать молитвы в мечети.
|