Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правление Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен им Аллах) (11–13 гг. х.).




Узнав о кончине посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) примчался на коне из своего дома, находившегося в Сунхе [Место недалеко от Медины, где находилась Хабиба бинт аль-Харис - жена Абу Бакра да будет доволен ими Аллах], спешился и вошёл в мечеть.


Не заговорив ни с кем, он вошёл к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и подошёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тело которого было завёрнуто в плащ.
Он открыл лицо посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), наклонился, поцеловал его и заплакал, а потом сказал: "Да станут отец мой и мать выкупом за тебя!".


Прикрыв тело посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакр вышел к людям, поднялся на минбар и сказал: "Тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), пусть знает, что Мухаммад умер, а кто из вас поклонялся Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах - Живой, Который не умирает!


Всевышний Аллах сказал:
"Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же если он умрёт или будет убит, вы повернёте вспять?! А кто повернёт вспять, тот ничем он не повредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!"".
Сура 3 "Семейство Имрана", аят 144.


И люди, услышав это, зарыдали. Они шли по улицам, повторяя эти слова. Анас сказал: "И мы словно услышали этот аят в первый раз". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3668.


Хотя Коран был ниспослан целиком при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), однако после его кончины, на фоне страшного потрясения, этот аят зазвучал по-новому.


Аль-‘Аббас ибн аль-Мутталиб, ‘Али ибн Абу Талиб, аль-Фадль ибн аль-‘Аббас и другие, омыли тело посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), завернули в саван, совершили погребальную молитву и предали тело земле.


Аль-‘Аббас был дядей посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ‘Али - зятем и двоюродным братом, аль-Фадль ибн ‘Аббас - также двоюродным братом.


Таким образом, посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) похоронили его ближайшие родственники.

 

Глава первая. Навес бану Са‘ида.

Пока аль-‘Аббас, ‘Али и аль-Фадль занимались подготовкой тела посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к погребению и собственно погребением, ансары собрались под навесом бану Са‘ида.


Я приведу историю этого собрания сначала из "Тариха" ат-Табари, передаваемую Абу Михнафом, о котором мы упоминали ранее, а потом упомяну версию аль-Бухари, после чего мы сравним две версии и ясно увидим добавления Абу Михнафа.


Я предполагаю, что сегодня многие из этих недостоверных добавлений считаются среди мусульман неопровержимыми фактами.

Имам ат-Табари пишет: "Нам передал Хишам ибн Мухаммад от Абу Михнафа, которому рассказал ‘Абдуллах ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Абу ‘Амра аль-Ансари: "Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, ансары собрались под навесом бану Са‘ида и решили, что предводителем мусульман после кончины Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) должен стать Са‘д ибн ‘Убада.


Тогда один из них поднялся и сказал: "Поистине, арабы покорились вам, склонив голову перед вашими мечами, и посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) скончался, будучи доволен вами. Так что возьмите это дело (правление) в свои руки именно вы, а не другие".
Они сказали: "Ты прав!".


Кто-то сказал: "Если мухаджиры-курайшиты не согласятся на это, мы предложим им, чтобы был правитель от нас и правитель от них". Са‘д ибн ‘Убада сказал: "Это начало слабости".
‘Умар, узнав о том, что ансары собрались под навесом бану Са‘ида и говорят мол, правитель от них и правитель от нас, отправился к Абу Бакру и сказал: "Наши братья-ансары собрались и говорят то-то и то-то. Пойдём же к ним". По дороге они встретили Абу ‘Убайду и взяли его с собой.


‘Умар сказал: "Я заготовил речь, но когда я хотел заговорить, Абу Бакр сделал мне знак замолчать. Потом он начал говорить, предварительно восхвалив Аллаха, и сказал: "Поистине, Аллах послал Мухаммада ...". И он произнёс длинную речь, в которой упомянул о том, что мухаджиры имеют больше прав на правление, нежели ансары".


Аль-Хубаб ибн аль-Мунзир сказал: "О ансары! Возьмите это дело в свои руки! Поистине, все люди - под вашей властью и в вашей тени, и никто не осмелится противоречить вам. Все подчинятся вашему мнению, ибо вы обладаете силой и могуществом, вас много и вы хорошо вооружены. И если они откажут вам в том, о чём вы просите, то изгоните их из ваших земель и не подчиняйтесь им. Клянусь Аллахом, вы имеете больше прав на это дело чем они, потому что именно благодаря вашим мечам, этой религии покорились те, кто отказывался это сделать ранее, а я - их предводитель".


‘Умар и Абу ‘Убайда сказали Абу Бакру: "Протяни руку и мы присягнём тебе". И когда они хотели присягнуть ему, Башир ибн Са‘д опередил их и присягнул ему. Тогда поднялся Усайд ибн Худайр, который был одним из накыбов, и сказал: "Клянусь Аллахом, если хазраджиты опередят вас в этом, то они всегда буду иметь превосходство над вами".


Са‘д сказал: "Клянусь Аллахом, если бы у меня было достаточно сил, чтобы подняться, ты услышал бы мой рык по всему городу, который разметал бы тебя и твоих товарищей! Клянусь Аллахом, значит, я присоединю тебя к людям, для которых ты был последователем, но не тем, за кем следуют! Унесите меня из этого места!". И его унесли к нему домой.


Несколько дней он молчал, а потом сказал: "Не бывать этому, пока я не выпущу в вас все стрелы, которые есть в моём колчане, пока не окрашу своё копьё вашей кровью и пока не стану ударять вас мечом до тех пор, пока сумею удержать его в руках! Я буду сражаться с вами вместе с членами моей семьи и теми, кто подчинится мне из моих соплеменников!".


После этого Са‘д не молился и не сидел вместе с ними, а во время хаджа не уходил, когда уходили они, и так он вёл себя до самой кончины Абу Бакра (да помилует его Аллах)
". ат-Табари "Тарих аль-умам", (2/455), с некоторыми сокращениями.

Это версия Абу Михнафа. Имам Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-умам уа аль-мулюк", (2/455).

А теперь приведём версию аль-Бухари и сравним их.

Имам аль-Бухари передаёт от Исма‘иля ибн ‘Абдуллаха, от Сулеймана ибн Биляля, от Хишама ибн ‘Уруы, от ‘Уруы ибн аз-Зубайра, от ‘Аиши, супруги посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что: "Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, ансары собрались вокруг Сада ибн Убады под навесом бану Са‘ида и сказали: "Пусть будет правитель из нас и правитель из них".


Абу Бакр, ‘Умар и Абу ‘Убайда отправились к ним.
‘Умар начал говорить, но Абу Бакр велел ему замолчать.
‘Умар говорил: "Дело было в том, что я заготовил речь и боялся, что Абу Бакр не скажет того, что хотел сказать я".


Затем заговорил Абу Бакр, продемонстрировав красноречие, сказав: "Мы правители, а вы советники".


Хубаб аль-Музир сказал: "Нет, клянусь Аллахом, мы не согласны с этим! Пусть будет правитель из нас и правитель из вас".


Абу Бакр сказал: "Нет. Мы правители, а вы советники. Они - лучшие по своему происхождению из арабов, присягните же ‘Умару или Абу ‘Убайде".


‘Умар сказал: "О нет, лучше мы присягнём тебе, потому что ты - наш господин и лучший из нас, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) любил тебя больше".
И ‘Умар взял его за руку и присягнул ему, после чего люди также присягнули ему.
Кто-то сказал: "Вы убили Са‘да ибн ‘Убаду!".
‘Умар сказал: "Аллах убил его"
". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3667, 3668.

 

Комментарий Ибн Хаджара "Фатх аль-Бари", (7/384): "Слова "Вы убили Са‘да ибн ‘Убаду!" означают: "Вы были близки к тому, чтобы убить его".


Говорят также, что это метафора и имеется в виду, что они отвернулись от него, бросили его, оставили без поддержки. Однако эту версию опровергает сказанное в версии Мусы ибн ‘Укбы от Ибн Шихаба. Кто-то из ансаров сказал: "Оставьте Са‘да ибн ‘Убаду, не попирайте его!". ‘Умар же сказал: "Убейте его, да убьёт его Аллах!".


Да, он сказал это, но не имел в виду веление действительно убить его. В хадисе Малика ‘Умар сказал: "Я сказал, охваченный гневом: "Да погубит Аллах Са‘да! Поистине, он - источник зла и смуты!".


Ибн ат-Тин сказал: "Ансары сказали: "Правитель из нас и правитель из вас", потому что у арабов был такой обычай: предводителем племени мог стать только человек, принадлежащий к данному племени. А услышав хадис: "Правители должны быть из Курайшитов", они отказались от своего прежнего предложения и подчинились
".

 


Вот и вся версия аль-Бухари. Она, как мы видим, очень короткая. Однако это описание того, что в действительности произошло под навесом бану Са‘ида.


Что же касается добавлений Абу Михнафа о том, что Са‘д собирался сражаться с мухаджирами, и что он не молился и не сидел вместе с ними, и не уходил вместе с ними во время хаджа, и что аль-Хубаб ибн аль-Мунзир ответил Абу Бакру подобным образом, то всё это ложь. Все эти добавления недостоверны.

Обратите внимание на того, как Абу Михнаф растянул эту очень короткую, в сущности, историю.

Что же касается Са‘да ибн ‘Убады, то имам Ахмад приводит в своём "Муснаде" сообщение Хумайда ибн ‘Абду-р-Рахмана: "И Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) заговорил и не забыл упомянуть ничего из того, что было ниспослано Всевышним относительно ансаров и ничего из того, что говорил о них посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).


Он сказал: "Вам известно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если бы люди пошли одной долиной, а ансары - другой, я пошёл бы долиной ансаров". И тебе известно, о Са‘д, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в твоём присутствии: "Курайшитам поручено это дело, и благочестивый следует за благочестивым, а нечестивец - за нечестивцем".


Тогда Са‘д сказал ему: "Ты сказал правду. Мы - советники и помощники, а вы - предводители (правители)
". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснад", (1/18).


Эту версию имам Ахмад приводит в виде сообщения-мурсаль с безупречным иснадом от Хумайда ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. Хотя это сообщение и относится к категории мурсаль, оно намного достовернее, чем версия лжеца Абу Михнафа.

 

 

Глава вторая. Краткая биография Абу Бакра ас-Сыддика.

Его звали ‘Абдуллах ибн ‘Усман ибн ‘Амир ибн ‘Амр ибн Ка‘б ибн Са‘д ибн Тайм ибн Мурра ибн Ка‘б ибн Люайй ибн Галиб ибн Фихр* аль-Кураши ат-Тайми.

 

*|"Фихр" есть "Курайш". Абу Ну‘айм, "Ма‘рифат ас-Сахаба", (1/150).

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, Аллах ниспослал имя Абу Бакра "ас-Сыддик" с небес, и он клялся в этом". Ат-Табарани "аль-Му‘джам аль-кабир", (1/55); Ибн Хаджар "Фатх аль-Бари", (7/11).

Однажды Абу Бакр пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Вид у него был при этом встревоженный и опечаленный. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узнал от него о том, что они с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом поссорились и Абу Бакр первым попросил у ‘Умара прощения, но тот отказался его простить. Абу Бакр сказал: "И вот я пришёл к тебе". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Да простит тебя Аллах, о Абу Бакр". Эти слова он повторил трижды.


А в это время ‘Умар, пожалев о своём поступке, отправился в дом Абу Бакра, но не застал его. Тогда он пошёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Когда ‘Умар подошёл к нему, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изменился в лице, и глаза его покраснели так, что Абу Бакр испугался за него, упал на колени и сказал со смирением: "О посланник Аллаха! Это я был неправ. Это я был неправ".


Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, Аллах послал меня к вам, и вы сказали: "Ты лжец", а Абу Бакр сказал: "Ты говоришь правду". Он утешал меня и поддерживал своим богатством, и сам всегда был рядом со мной. Так может, вы оставите в покое моего друга?" - причём последние слова он повторил дважды. Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3661.

‘Аммар ибн Йасир сказал: "Я помню те времена, когда с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было всего пять рабов, две женщины и Абу Бакр". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3660.


Абу Бакр совершил переселение в Медину вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).


Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передаёт: "Когда мы сидели в пещере, я сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): "Если бы один из них посмотрел себе под ноги, он непременно увидел бы нас!", пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Молчи, о Абу Бакр! Что ты думаешь о двоих, с которыми третий - Аллах?"". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3922; Муслим, № 2381.

Если же говорить о семье Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), то у Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) было четыре жены и шесть детей - три сына и три дочери:

1Катиля бинт ‘Абду-ль-‘Узза ибн Асад ибн Джабир ибн Малик. Она родила Абу Бакру - ‘Абдуллаха и Асму.
2Умм Румман бинт ‘Амир бинт ‘Ууаймир. Женщина из бану Кинана ибн Хузайма. Мать ‘Абду-р-Рахмана и ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).
3Асма бинт ‘Умайс ибн Ма‘бад ибн аль-Харис. Мать Мухаммада ибн Абу Бакра.
4Хабиба бинт Хариджа ибн Зейд ибн Абу Зухайр. Женщина из числа ансаров, из племени Хазрадж. Она родила Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) дочь Умм Кульсум после его кончины.

А теперь поговорим немного о достоинствах Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен им Аллах).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Того, кто расходовал на пути Аллаха по две вещи*, призовут из врат Рая: "О раб Аллаха! Это - благо!". Совершавших молитвы призовут из врат молитвы, тех, кто принимал участие в джихаде, призовут из врат джихада, тех, кто давал милостыню, призовут из врат милостыни, а постившихся призовут из врат "ар-Раййан"".
Услышав это, Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат. Но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех врат Рая?". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них, о Абу Бакр". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3666; Муслим, № 1027.

 

*|Имеются в виду две вещи из каждого вида достояния человека. Возможно также, что речь идёт об обязательных (закят) и добровольных расходах.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с Абу Бакром, Умаром и ‘Усманом поднялись на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: "Успокойся, Ухуд, ибо, поистине, на тебе - пророк, правдивейший (сыддик) и два мученика". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3675; Муслим, № 2417.

‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что как-то раз пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поставил его во главе отряда, который должен был двинуться на Зат ас-Салясиль [Поход на Зат ас-салясиль состоялся осенью 629 г.х.]. ‘Амр сказал: "И я пришёл к нему и спросил: "Кого из людей ты любишь больше всех?"". Он ответил: "‘Аишу". Я спросил: "А из мужчин?". Он ответил: "Её отца" [То есть Абу Бакра (да будет доволен им Аллах)]. Я спросил: "А кого потом?". Он ответил: "‘Умара ибн аль-Хаттаба", и назвал ещё несколько человек". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3662; Муслим, № 2384.

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) обладал обширными познаниями в области религии и был наделён глубоким пониманием её.

Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обратился к собравшимся в мечети людям с проповедью и сказал: "Поистине, Аллах предоставил одному из Своих рабов возможность выбора между миром этим и тем, что есть у Него, и этот раб выбрал то, что у Аллаха". Услышав эти слова, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) заплакал, а я сказал себе: "Что заставляет плакать этого старца, если Аллах предоставил кому-то из Своих рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и раб выбрал то, что есть у Аллаха?".

А дело было в том, что этим рабом был сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакр понимал больше, чем мы. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О Абу Бакр, не плачь!", а потом добавил: "Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга (халиль) [халиль - слово, указывающее не на обыкновенную дружбу, а на высочайшую степень духовной близости] из моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако в моей власти только братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери* Абу Бакра!"". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3654.

 

*|Комната Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), как и комнаты жён Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после его смерти именно Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) должен был стать халифом |.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) были неразлучны до самой кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Уруа ибн аз-Зубайр сказал: "Однажды я попросил Ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса: "Расскажи мне о наихудшем из того, что многобожники сделали с пророком (да благословит его Аллах и приветствует)".
Он сказал: "Однажды, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился в хиджре у Каабы, к нему подошёл ‘Укба ибн Абу Му‘айт, закинул свой плащ ему на шею и сильно сдавил, и тогда к нему бросился Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), схватил его за плечи, отбросил от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и воскликнул: "Неужели вы убьёте человека только за то, что он говорит: "Мой Господь - Аллах?"".

Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3678.

Указания на то, что именно Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) должен был стать правителем после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

1 ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Однажды после наступления времени молитвы и произнесения азана, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уже заболел своей предсмертной болезнью, он велел: "Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми". [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который всегда сам был имамом, велел занять своё место Абу Бакру (да будет доволен им Аллах)]
Ему сказали: "Абу Бакр испытывает сильную печаль [не может себя держать от плача] и плачет, и если он займёт твоё место, то не сможет проводить молитвы с людьми". [Эти слова произнесла ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), имея в виду, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) плачет, читая Коран].
Он повторил своё веление, а когда ему снова сказали в ответ то же самое, он в третий раз велел сделать это и воскликнул: "Поистине, вы подобны женщинам, увидевшим Йусуфа*!Велите же Абу Бакру проводить молитвы с людьми!".
Тогда Абу Бакр вышел к людям и стал совершать с ними молитву. Таким образом, он молился имамом с людьми ещё при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3659; Муслим, № 2386.

 

*|Поскольку Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имеет в виду женщин вообще, используется местоимение множественного числа, хотя в данном конкретном случае он обращается только к ‘Аише (да будет доволен ею Аллах).


Под женщинами, увидевшими Йусуфа, имеются в виду женщины, которых пригласила к себе жена египетского вельможи, пытавшаяся соблазнить Йусуфа.


В суре "Йусуф" (аяты 30 и 31) рассказывается о том, что когда жена вельможи потерпела неудачу в своих попытках, другие женщины стали осуждать её. Тогда она пригласила их к себе якобы для угощения, а на самом деле - для того, чтобы они увидели неземную красоту Йусуфа и признали, что она была права. Сравнивая жену вельможи с ‘Аишей, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду, что обе они действовали не без задней мысли.


Он понимал, что ссылаясь на мягкосердечие Абу Бакра, ‘Аиша, которая была его дочерью, на самом деле опасалась, что когда люди увидят его на месте Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).


2 Джубайр ибн Мут‘им (да будет доволен им Аллах) передаёт: "К пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришла одна женщина. У неё было дело к нему, и она спросила его: "А что мне делать, если я не найду тебя?". Как будто она имела в виду его возможную кончину. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если не найдёшь меня, иди к Абу Бакру"". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3922; Муслим, № 2381.

3 ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что во время своей болезни, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: "Позови ко мне Абу Бакра, твоего отца, и твоего брата, чтобы я написал завещание, ибо, поистине, я боюсь, что найдутся желающие, и кто-нибудь скажет: "Я более достоин" [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду, что найдутся желающие стать халифом, которые будут заявлять, что достойны власти больше других], но Аллах и верующие отвергнут всех, кроме Абу Бакра".

Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 5666; Муслим 2387.

И наконец, упомянем о кончине Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

В месяце джумада аль-ахыра в 13 году от хиджры состояние его сильно ухудшилось и он скончался.


‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также сказала: "Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) заболел той болезнью, от которой впоследствии умер, я вошла к нему. Он страдал, как страдает человек перед смертью, и тяжело дышал. Я прочла две строчки из стихотворения: "Нет, не спасает юношу богатство, когда в груди его - предсмертный хрип!". Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) посмотрел на меня и сказал: "Почему ты не сказала: "Предсмертные муки явятся с истиной. Вот то, чего ты избегал!"?"". Сура 50 "Каф", аят 19.
Когда болезнь усилилась, его спросили: "Не позвать ли тебе лекаря?". Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил: "Он уже видел меня и сказал: "Поистине, Я делаю, что пожелаю!"". Ибн Са‘д "Ат-табакат аль-кубра", (3/198).


Он имел в виду, что настоящий лекарь один, и это Аллах.

Так покинул этот мир Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) после многих лет усердия на пути Всевышнего ради распространения Его религии. Посредством Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Всевышний Аллах уберёг Свою религии от исчезновения в период войн с вероотступниками и распространил её посредством уникальной кампании, организованной Абу Бакром ас-Сыддиком (да будет доволен им Аллах), во время которой воины-мусульмане открывали для ислама всё новые и новые земли.


Его похоронили вечером в бывшей комнате ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) рядом с могилой пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

Глава третья. Важнейшие события в период правления Абу Бакра ас-Сыддика.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сформировал войско под командованием Усамы ибн Зейда, чтобы отправить его в военный поход против византийцев в Шаме. Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, прежде чем войско выступило из Медины.


Сподвижники засомневались, стоит ли отправлять войско Усамы в поход, как планировал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), учитывая изменившуюся после его кончины ситуацию. Однако Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) настоял на отправлении войска.


Он сказал: "Клянусь Аллахом, не стану я развязывать узел, завязанный посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Даже если растерзают нас звери и хищные птицы, живущие вокруг Медины, я непременно отправлю в поход войско Усамы". Он оставил только охрану вокруг Медины.


И Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) оказался прав - поход, предпринятый Усамой и его войском, принес много пользы мусульманам. Мимо какого бы квартала арабов не проходили воины, его жителей охватывал страх. И действительно, только что скончался посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а мусульмане, казалось, ничуть не подавлены и уже отправляют свои войска в походы! "Наверное" - решили арабы - "у жителей Медины много сил".


Войско отсутствовало сорок, а по другой версии, семьдесят дней и благополучно вернулось в Медину без потерь и с добычей.


Мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, распространилось лицемерие, арабы стали вероотступниками, укрепился иудаизм и христианство. Мусульмане напоминали разбредшееся стадо овец в тёмную и дождливую ночь из-за кончины их пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и так продолжалось до тех пор, пока Аллах не собрал их вокруг Абу Бакра. Обрушилось на моего отца то, что если бы обрушилось на неприступные горы, обратило бы их в пыль. Клянусь Аллахом, в чём бы они ни разошлись, мой отец всегда находил правильное решение. Также как и те, кто видел ‘Умара ибн аль-Хаттаба, не мог не признать, что тот создан для того, чтобы укреплять ислам! Он один уже был силой. И он подготовил для важных дел людей, подобных себе". Этот высказывание приводят имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба" (1/118, № 68), его иснад достоверный; ат-Табарани в "аль-Аусат", (5/148).


Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был решительно тверд сражаться с вероотступниками и людьми, отказавшимися выплачивать закят.


Некоторые сподвижники, в том числе и ‘Умар, посоветовали Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) оставить в покое тех, кто отказался выплачивать закят, и действовать мирным путём - мол, со временем вера в их сердцах укрепится, и они сами всё поймут и начнут выплачивать закят. Однако Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) не согласился с ними.


Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: "Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) умер, халифом стал Абу Бакр. Некоторые из арабов вернулись к неверию. Тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал Абу Бакру (да будет доволен Аллах ими обоими): "Как же ты можешь сражаться с этими людьми? Ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: "Нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха". А кто произнёс эти слова, защитил от меня своё имущество и жизнь, иначе как по праву (шариата), и лишь Аллах сможет потребовать от него отчёта"!". Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: "Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь взимать закят с имущества обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы путы верблюда (А в другой версии хадиса вместо пут верблюда упоминается козлёнок), которые отдавали посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), я стану сражаться с ними из-за этого!". Тогда ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах внушил Абу Бакру мысль о сражении, и я понял, что это - правильное решение"". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", №№ 7284-7285; Муслим № 20. |


Всевышний Аллах сказал об этих событиях: "Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать молитву и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный".
Сура 9 "Покаяние", аят 5.

 

Некоторые отреклись от ислама:
1Это племена Гатафан и Асад, которые последовало за Туляйхой ибн Хууайлидом аль-Асади.
2Кинда и их соседи под предводительством аль-Аш‘аса ибн Кайса аль-Кинди.
3Племя Мазхидж и их соседи под предводительством аль-Асуада аль-‘Анси бану Ханифа, которые последовали за Мусайлимой – лжецом.
4Племя Суляйм под предводительство Фаджаа и бану Тамим, которые последовали за лжепророчицей Саджах из Таглиба.

А другие не отрекались от ислама, однако отказались выплачивать закят, считая, что его следовало выплачивать только посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а он скончался.

 


Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) послал против вероотступников одиннадцать отрядов:
1Первым отрядом командовал "Меч Аллаха" Халид ибн аль-Уалид. Абу Бакр отправил его к Туляйхе ибн Хууайлиду аль-Асади. Покончив с ним, Халид отправился к Малику ибн Нууайре в аль-Битах.
2Командующим второго отряда Абу Бакр назначил ‘Икриму ибн Абу Джахля. Он отправил его к Мусайлиме–лжецу, в Йамаму.
3Третьим отрядом командовал Шурахбиль ибн Хасана. Он отправился следом за ‘Икримой.
4Четвертым отрядом командовал аль-Мухаджир ибн Абу Умаййа. Абу Бакр отправил его сражаться с войсками аль-Асуада аль-‘Анси и помогать персам, живущим в Йемене. Выполнив это задание, он должен был направиться к Кинде.
5Пятым отрядом командовал Хузейфа ибн Михсан аль-Гатафани. Он отправился к жителям Даба.
6Шестым отрядом командовал ‘Арфаджа ибн Харсама.
7Седьмым отрядом командовал Сууейд ибн Мукаррин. Он отправился в Тихаму, в сторону Йемена.
8Восьмым отрядом командовал аль-‘Аля ибн аль-Хадрами, которого Абу Бакр послал в Бахрейн. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (6/320-321).
9Девятым отрядом командовал Турайфа ибн Хаджир. Он отправился к бану Суляйм и их сторонникам из Хауазина.
10Десятым отрядом командовал ‘Амр ибн аль-‘Ас, которого Абу Бакр послал к Куда‘а.
11Во главе последнего, одиннадцатого отряда, был поставлен Халид ибн Са‘ид ибн аль-‘Ас, который отправился к Шаму.

Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) вручил командующему каждого отряда текст обращения к вероотступникам:

"С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
От Абу Бакра, халифа посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует), ко всем, до кого дойдёт это послание, как мусульманам, так и вероотступникам.
Мир тем, кто следует прямым путём и не возвращается после наставления на прямой путь к заблуждению и страстям.
Я восхваляю Аллаха, кроме которого нет божества, напоминая вам о Его милости.
И я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха,
и что Мухаммад
(да благословит его Аллах и приветствует) - Его раб и посланник, и что я верую в то, с чем он пришёл.


Поистине, Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к Своим творениям с истиной от Него, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с Его дозволения, и сияющим светочем. Чтобы он предостерегал живых и чтобы сбылось сказанное о неверующих. Аллах приводит к истине того, кто внимает его призыву.


Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) нанёс с Его дозволения удар тем, кто отвернулся от Него, и они склонили головы пред Аллахом по доброй воле или вынужденно. Затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, исполнив веление Аллаха, исполнив свой долг перед общиной и завершив возложенное на него.
Аллах разъяснил это мусульманам, сказав:
"Воистину, ты смертен, и они смертны" Сура 39 "Толпы", аят 30.

Аллах также сказал: "Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрёшь, они будут жить вечно? Каждая душа вкусит смерть".
Сура 21 "Пророки", аяты 34–35.


И Он сказал верующим: "Мухаммад является всего лишь посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных". Сура 3 "Семейство Имрана", аят 144.


Кто поклонялся Мухаммаду, пусть знает, что Мухаммад умер. А кто поклонялся Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, пусть знает, что Аллах всегда наблюдает за ним, и что Он - Живой, Поддерживающий жизнь и не умирает, и Его не одолевает ни дремота, ни сон. Он оберегает Своё дело и мстит Своим врагам посредством Своей общины.


Поистине, я наказываю вам бояться Аллаха, придерживаться того, что даровал вам Аллах и с чем пришёл к вам ваш пророк
(да благословит его Аллах и приветствует), а также следовать его путём и крепко держаться за религию Всевышнего Аллаха. Ибо, поистине, кого не ведёт Аллах прямым путём, тот впадает в заблуждение.


Каждый, кто не знает Его, подвергнется тяжким испытаниям, и каждый, кто не поддерживает Его, сам будет оставлен без поддержки.
А кого наставит Аллах на прямой путь, тот будет следовать прямым путём, а кого Он оставит, тот будет заблудшим
.

 

"Тот, кого Аллах ведёт прямым путём, следует прямым путём. Тому же, кого Он оставляет, ты не найдёшь ни покровителя, ни наставника". Сура 18, "Пещера", аят 17.


В этом мире от него не примется ни одно дело до тех пор, пока он не примет ислам, а в мире вечном от него не примется откуп.
До меня дошло известие о том, что некоторые из вас отреклись от своей религии, после того как приняли её, впав в заблуждение относительно Аллаха и Его велений и вняв призыву Шайтана.
А Всевышний Аллах сказал
: "Вот сказали Мы ангелам: "Падите ниц перед Адамом!". Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался повеления своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для несправедливых!" Сура 18 "Пещера", аят 50.


Всевышний также сказал: "Воистину, Шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовёт свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени".
Сура 35 "Творец", аят 6.


Я послал к вам Халида ибн аль-Уалида с войском, состоящим из мухаджиров, ансаров и их достойных последователей. Я приказал ему ни с кем не сражаться и никого не убивать до тех пор, пока он не призовёт их вернуться в религию Аллаха.
Кто внемлет призыву, покорится, откажется от того, что делал раньше, и станет вершить благие дела, от того он должен принять его покорность и помочь ему. А кто откажется, с тем он должен сражаться. Кто уверовал, его вера обернётся благом для него, а кто отрёкся, тот в любом случае не уйдёт от Аллаха.
Я велел своему посланцу зачитывать это послание во всех местах ваших собраний. Всё решит азан - если мусульмане произнесли азан*, их не тронут. А если они не произнесут азан, они (посланцы) должны потребовать у них то, что входит в их обязанности. Если они откажутся, их следует казнить, а если покорятся, то он (посланец) должен принять от них их покорность и помочь им". Ибн Касир "Аль-бидайа eа ан-нихайа", (6/320).

 

*|То есть, если мусульманская армия услышит азан с какого то города, тогда не будет нападать. Потому что там мусульмане|.

 

 

 

 

1 Аль-Асуад аль-Анси (Абхаля ибн Ка‘б).


Этот человек объявил себя пророком, собрал войско из семи сотен воинов ещё при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и взял приступом Сану. Ему подчинились жители Йемена. Призыв его распространился, и число его сторонников росло с каждым днём. Вскоре после начала этой смуты посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался.


Этого смутьяна убил Фируз ад-Дейлими во времена Абу Бакра ас-Сыддикка.
Аль-Асуад, напившись, крепко спал, и Фируз ударил его мечом. Аль-Асуад заревел, как бык, и к дверям подбежала его охрана, спрашивая, что случилось. Жена аль-Асуада, на которой он женился против её воли, и которая была верующей и праведной женщиной, ответила: "Пророку внушается Откровение".


Успокоившись, охранники ушли. Мусульмане и неверующие, которые отказались последовать за ним, собрались вокруг крепости, в которой находился аль-Асуад.
И тогда глашатай из числа мусульман провозгласил: "Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха, и что ‘Абхаля - лжец".


После этого им сбросили голову аль-Асуада и его последователи, увидев её, потерпели поражение и побежали, попадая в плен, поскольку их поджидали на каждой дороге. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (6/315).



















































































































Туляйха аль-Асади.


Туляйха отрёкся от ислама ещё при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от ислама отрёкся также ‘Уйайна ибн Хисн, который присоединился к Туляйхе и начал оказывать ему помощь и содействие.


Он сказал своим соплеменникам: "Для нас - лучше пророк из бану Асад, чем пророк из бану Хашим! Мухаммад умер, появился Туляйха. Следуйте же за ним!".
Соплеменники - бану Фазара - согласились с Уйайной.


Когда Халид нанёс им поражение, Туляйха вместе с женой бежали в Шам. Позже Туляйха вернулся в ислам и приезжал в Мекку для совершения ‘умры.


Однако он до конца жизни Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) стыдился попадаться ему на глаза. Он участвовал вместе с Халидом в битве при Йармуке и других сражениях.
Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) написал Халиду: "Советуйся с Туляйхой на войне, но не назначай его командующим".







Племена Асад и Гатафан.


Когда к Абу Бакру ас-Сыддику (да будет доволен им Аллах) прибыла делегация представителей двух племён - Асад и Гатафан - выразившая желание заключить мир с мусульманами, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) предложил им выбирать между войной и унижением.


Они сказали: "О, преемник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Что такое война, мы знаем, а вот что ты подразумеваешь под унижением?".


Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: "У вас заберут оружие, доспехи и лошадей, и вы останетесь пастухами верблюдов до тех пор, пока Аллах не покажет преемнику Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и верующим нечто такое, что оправдало бы вас. И вы должны вернуть нам то, что забрали у нас, тогда как мы не станем возвращать вам то, что нам досталось от вас. Вы должны засвидетельствовать, что наши убитые - в Раю, а ваши - в Огне. И вы должны нам выкуп (дийа) за наших убитых, но мы не должны вам выкуп за ваших".
‘Умар сказал: "Что касается наших убитых, то они убиты на пути Аллаха, а потому никакого выкупа за них быть не может". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (6/323).





Саджах и бану Тамим.


В дни вероотступничества взгляды бану Тамим разделились. Одни отреклись от ислама и не стали выплачивать закят, другие сохранили верность исламу и послали свой закят Абу Бакру ас-Сыддику (да будет доволен им Аллах).


В это время к ним пришла женщина по имени Саджах бинт аль-Харис ибн Сууайд ибн Гуфкан из бану Таглиб. Она была христианкой, а после смерти посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объявила себя пророчицей. Её сопровождали многочисленные последователи. Они решили идти войной против Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен им Аллах).


Проходя мимо бану Тамим, она призвала их последовать за ней. Большинство из них вняли её призыву. Другие отказались следовать за ней, однако заключили с ней договор о том, что не будут воевать с ней, а она - с ними. Только Малик ибн Нууайра стал уговаривать её напасть на бану Йарбу‘.


Потом бану Тамим убедили её идти в Йамаму, чтобы отвоевать её у лжеца Мусайлимы. Однако её последователи испугались. Они сказали: "У него много последователей, и его сила велика". Но они всё равно пошли против Мусайлимы.


Услышав о том, что она движется в его сторону со своим войском, Мусайлима испугался. Он сражался с Сумамой ибн Асалем, к которому пришло подкрепление - ‘Икрима ибн Абу Джахль со своим войском. А ещё ожидалось прибытие Халида ибн аль-Уалида.


Мусайлима послал к Саджах, прося её не трогать его и пообещав ей взамен половину земель Курайша, если она не станет поступать несправедливо. А когда она приняла его предложение, он послал к ней снова и спросил: "Не выйдешь ли ты за меня замуж? Тогда посредством твоего и моего народа я смогу стереть арабов с лица земли!". Она ответила: "Хорошо".
После этого она жила со своим народом бану Таглиб. Говорят также, что она вернулась в ислам. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (6/324).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...