Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гибель Тальхи и аз-Зубайра.




Ни Тальха, ни аз-Зубайр не участвовали в сражении, однако оба они были убиты.

Сообщается, что перед битвой аз-Зубайр встретился с ‘Али и ‘Али сказал ему: "Ты помнишь, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Ты будешь сражаться с ‘Али, будучи притеснителем?"". И аз-Зубайр отказался от участия в сражении.

Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", (15/283), № 19674, в иснаде есть неизвестный передачик. См. также Ибн Хаджара "аль-Маталиб аль-Алийа", (4412).

Достоверно известно, что аз-Зубайр не участвовал в сражении, однако имела ли место приведённая выше история, знает только Всевышний Аллах, поскольку цепочку её передатчиков нельзя назвать сильной, несмотря на то, что эта история известна и упоминается во многих книгах по истории.


Аз-Зубайра предательски убил человек по имени Ибн Джурмуз, а Тальха погиб от случайной стрелы. Согласно наиболее известной версии этой истории, эту стрелу пустил Маруан ибн аль-Хакам. Она попала Тальхе в ногу, разбередив старую рану, из-за чего он и умер. Это произошло, когда он пытался остановить сражающихся.


В этой битве погибли многие из тех, кто защищал ‘Аишу, которая сидела в своём паланкине, укреплённом на спине верблюда, из-за чего эта битва и получила название "Верблюжьей".
Они храбро сражались, собравшись вокруг верблюда ‘Аиши, но как только воины ‘Али сумели подобраться к верблюду и подрезать ему поджилки, из-за чего он упал, они сдались, и победа досталась сторонникам ‘Али. Но в действительности, это в ней никто не победил. Понес поражение Ислам и понесли поражение мусульмане в этом сражении.


После битвы, ‘Али начал осматривать убитых и обнаружил среди них Тальху ибн ‘Убайдуллаха. Он опустился на землю, приподнял его тело, стряхнул землю с его лица и сказал: "Тяжко для меня видеть тебя лежащим здесь, под звёздами небесными, о Абу Мухаммад".
Сказав это, ‘Али заплакал и добавил: "Я хотел бы умереть за двадцать лет до этого!". Ибн Асакир "Тарих мадинати Димашкъ", сокращенный вариант, (11/207); "Усдуль гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "Передатчики надёжные".

Увидев Мухаммада ибн Тальху, ‘Али также заплакал. У Мухаммада было прозвище "ас-Саджжад", потому что он много поклонялся Всевышнему Аллаху.
Все без исключения сподвижники, участвовавшие в сражении, пожалели о содеянном.

Ибн Джурмуз пришёл к ‘Али, держа в руках меч аз-Зубайра, и воскликнул: "Я убил аз-Зубайра, я убил аз-Зубайра!".
Услышав это, ‘Али сказал: "Этот меч столько раз защищал посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)!". А потом он добавил: "Скажи убийце сына Сафиййи приготовится к Адскому пламени!". И он не позволил ему войти к нему.

Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/105) иснад хороший.

После окончания битвы ‘Али поручил людям доставить ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) в Медину, что и было сделано с величайшим уважением и почтением. ‘Али поступил так, как велел ему в своё время посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
‘Али (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Между тобой и ‘Аишей произойдёт нечто". [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) имел в виду конфликт].


‘Али воскликнул: "Значит, я несчастнейший из людей!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Нет. Однако когда это произойдёт, возврати её в её прибежище". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (6/393); Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (13/60) сказал: "Иснад хороший".


‘Али подчинился велению посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

 

3 Почему же ‘Али не казнил убийц ‘Усмана?

Взвесив и обдумав всё, он понял, что вреда от этого будет больше, чем пользы. Он не отказался от мысли покарать их, однако счёл, что лучше отложить это на некоторое время, подобно тому, как поступил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), когда оклеветали 'Аишу (да будет доволен ею Аллах).


Самыми известными из тех, кто распространял клевету об ‘Аише, были Хассан ибн Сабит, Хамна бинт Джахш и Мистах ибн Усаса, однако главным клеветником был ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль.


Поднявшись на минбар, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Кто поможет мне наказать человека, который нанёс мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее. Кроме того, они говорят дурное о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!".


Тогда со своего места поднялся Са‘д ибн Му‘аз и сказал: "О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из племени Аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени Хазрадж, то тебе стоит только приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!".


Услышав это, со своего места поднялся вождь хазраджитов Са‘д ибн ‘Убада, прежде всегда поступавший так, как подобает поступать праведному человеку, а ныне побуждаемый желанием поддержать своё племя, и сказал: "Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьёшь его и не сможешь сделать этого!".


После этого со своего места поднялся Усайд ибн аль-Худайр и сказал: "Клянусь Аллахом, это ты лжёшь! Клянусь Аллахом, мы убьём его, а ты - лицемер, защищающий лицемеров!".
Это привело в возбуждение ауситов и хазраджитов, которые были уже готовы броситься друг на друга, тогда как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) продолжал стоять на минбаре. Увидев это, он спустился вниз иначал успокаивать их, пока они не замолчали. Эту историю приводят аль-Бухари, (№ 4141); Муслим, (2770).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) понял, что дело может принять очень серьёзный оборот, поскольку знал, что до его прибытия в Медину ауситы и хазраджиты договорились избрать своим правителем ‘Абдуллаха ибн Убаййа ибн Салюля. Они очень уважали его. Он, как мы знаем, отказался участвовать в битве при Ухуде, вернувшись обратно с третью войска.


И несмотря ни на что, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) не стал подвергать его положенному бичеванию. Почему? Потому что понимал, что вреда от этого будет больше, чем пользы.

‘Али решил отложить возмездие на некоторое время. Да он и не мог осуществить его в то время, потому что убийцы ‘Усмана были неизвестны.


Да, он знал имена предводителей смутьянов, но не непосредственных убийц ‘Усмана.
А за этими предводителями стояли их племена, которые, разумеется, были готовы защищать их. Положение в государстве было крайне нестабильным, пламя смуты всё ещё полыхало, и им ничего не стоило убить самого ‘Али до того, как он успеет казнить главарей смутьянов. И они действительно убили его впоследствии.

Примечательно, что когда Му‘ауийа стал халифом, он также не стал казнить убийцу ‘Усмана. Почему?


Потому что к тому времени он уже смотрел на этот вопрос глазами ‘Али, а взгляд ‘Али был реалистичным, поскольку в то время он был главой государства. Му‘ауийа же в тот период рассуждал теоретически, не задумываясь о возможных последствиях того, на чём он настаивал. Став же главой государства, он был вынужден взглянуть на вещи с другой стороны, и осознал правоту ‘Али.


Да, Му‘ауийа послал людей, чтобы убить некоторых участников смуты, однако остальные дожили до времён аль-Хаджжаджа.


Именно в этот период, то есть в эпоху правления ‘Абду-ль-Малика ибн Маруана, был убит последний из смутьянов.


Таким образом, ‘Али не казнил убийцу ‘Усмана не из-за собственной слабости, но из боязни, что это может нанести серьёзный вред мусульманской общине.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...