Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сражение при Кадисиййи в 14 году от хиджры.





Когда ‘Умар (да будет доволен им Аллах) собрал войско, чтобы предпринять поход на Ирак, он вышел из Медины, оставив в ней ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) своим заместителем, однако ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал ему: "Я боюсь, что если с тобой что-то случится, мусульмане в других уголках земли ослабнут и я считаю, что ты должен послать кого-нибудь вместо себя, а сам вернуться в Медину".


‘Умар и другие сподвижники согласились с мнением ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа.


‘Умар спросил: "Но кого, по-твоему, следует послать?". Он сказал: "Смелого льва - Са‘да ибн Абу Уаккаса".


‘Умар согласился с предложенной кандидатурой, и Са‘д отправился в Ирак в сопровождении четырёх (а по другим данным шести) тысяч воинов.


‘Умар сказал: "Клянусь Аллахом, я нанесу удар неарабским королям - вождями арабов!".

И он велел Са’ду выбрать командующих для каждого племени и договориться собраться в Кадисиййе.


В составе войско было более трёхсот сподвижников, в том числе и семьдесят участников битвы при Бадре. С ними были и семьсот сыновей сподвижников. Персы же объединились вокруг Рустума. У него было восьмидесятитысячное войско, а по другим данным оно было даже более многочисленным. У них было тридцать три слона.


Са‘д послал к нему Риб‘и ибн ‘Амира. Когда тот пришёл к персидскому военачальнику, разодетый Рустум восседал на золотом ложе, а вокруг были настелены ковры и лежали расшитые золотом подушки. Риб‘и приехал на своём коне, в простой одежде с мечом и щитом. А на голове его был шлем.


Он подъехал к ковру и проехал по нему на своём неказистом коне, затем спешился и привязал коня к подушкам. Персы сделали ему знак снять оружие, однако он сказал: "Если бы я пришёл к вам сам, я бы сделал это по вашему приказу. Однако это вы позвали меня и, либо вы оставите меня как есть, либо я просто уйду".


Рустум велел им оставить его как есть.
Затем Риб‘и направился к Рустуму, опираясь на своё копьё и намеренно делая маленькие шаги, чтобы испортить ковры, по которым проходил.


Рустум спросил: "Что привело вас сюда?".


Риб‘и ответил: "Аллах привёл нас сюда. Он послал нас, чтобы мы вывели тех, кого Он желает, из поклонения себе подобным к поклонению Аллаху, из тесноты мира к простору его, из несправедливости религий к справедливости ислама. Он направил Своего посланника к Своим творениям со Своей религией, и кто примет её, от того примем и мы, оставив в покое его и его землю, а кто откажется, с тем мы будем сражаться до обещанного Аллахом".

 

Рустум спросил: "А что обещал Аллах?".


Он ответил: "Рай для тех, кто погибнет, сражаясь с мешающими распространению Его религии, и победу тем, кто останется в живых".


Рустам сказал: "Мы выслушали вас. Готовы ли вы подождать, пока мы обдумаем ваши слова?".


Риб‘и сказал: "Да. Сколько вам нужно? День? Два?".


Рустум сказал: "Нет. Столько, чтоб хватило, чтобы написать мудрым людям и предводителям нашего народа и получить от них ответ".


Риб‘и сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел нам не давать врагам на раздумье больше трёх дней. Мы даём вам три дня. Подумай, и по прошествии трёх дней ты должен выбрать одно из трёх [то есть: ислам, джизйу или сражение]".


Рустум спросил: "Ты их господин?".


Он ответил: "Нет. Однако мусульмане подобны единому телу, одни - от других, и тот, кто ниже, может быть покровителем и защитником для того, кто выше его". Сказав это, он удалился.

 

Оставшись наедине со своими товарищами, Рустум сказал им: "Вы когда-нибудь слышали что-нибудь подобное словам этого человека?".


Они же в ответ выказали своё презрение и пренебрежительное отношение к посланцу мусульман, сказав: "Не дай Бог тебе склониться к тому, что он говорит, и оставить свою религию в угоду этому псу. Разве ты не видишь, как он одет?!".


Тогда Рустум сказал: "Горе вам! Поистине, я смотрю на мнение, слова и поведение. Арабы никогда не заботились об одежде и еде, но уделяли много внимания благородству происхождения!".

Ибн Касир (да помилует его Аллах) пишет: "Сражение при Кадисиййи было поистине великим, и не было в Ираке более удивительного сражения. Когда ряды уже стояли напротив друг друга, Са‘д, у которого начался ишиас (боль в спине), а всё его тело покрылось фурункулами, не смог сесть в седло. Он остался в крепости. Лёжа грудью на подушке, он наблюдал за происходящим сверху и оттуда командовал. А контролировать происходящее непосредственно на поле боя он поручил Халиду ибн Урфуте".

Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", событие 14 г.х. (7/44).

Когда сражение началось, командующие с обеих сторон подбадривали воинов и побуждали их сражаться как можно лучше. В этом сражении отличились многие доблестные воины, например, аль-Ка‘ка‘ ибн ‘Амр, ‘Амр ибн Мадий Кариб, Джарир ибн ‘Абдуллах аль-Баджали, Халид ибн Урфута, Дырар ибн аль-Хаттаб и Туляйха аль-Асади.
Сражение продолжалось три дня. Сначала мусульмане истребили слонов и убили лучников, которые сидели на них.


А потом поднялся сильный ветер, который сорвал шатры персов с места.
Мусульмане одержали победу. Рустум попытался сбежать на своей мулице, но мусульмане настигли его и убили.

Ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк", событие 14 г.х.

























Сражение при Аджнадине в 15 году от хиджры.


Это одна из решающих битв между мусульманами и византийцами. ‘Амр ибн аль-‘Ас отправился со своим войском в Аджнадин, а византийцы вышли вместе со своим командующим Артабаном.
Когда об этом доложили ‘Умару ибн аль-Хаттабу, он сказал: "Бросим против византийцев Артабана арабов и посмотрим, что получится".


‘Амр ибн аль-‘Ас простоял вместе с войском в Аджнадине некоторое время. Артабан не предпринимал никаких действий, и ‘Амр не знал, что у него на уме, а от ‘Умара не поступало никаких распоряжений, и ‘Амр принял решение самостоятельно идти к врагу, не ожидая инструкций.


Под видом посланца ‘Амра ибн аль-‘Аса, он пришёл к Артабану и поговорил с ним, достигнув своей цели.


Артабан, видимо заподозрив что-то, сказал что-то своей охране. ‘Амр подумал, что его, возможно, раскрыли и Артабан велел убить его. Тогда он сказал Артабану: "О предводитель! Я выслушал тебя, ты выслушал меня. Поистине, я один из десяти человек, которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб послал вместе с ‘Амром ибн аль-‘Асом, чтобы мы наблюдали за ним, и я хотел бы привести к тебе их, чтобы ты поговорил с ними".


Артабан сказал: "Хорошо, приведи их". И он снова что-то сказал страже.


‘Амр вышел, не встретив никаких препятствий.


Потом Артабан выяснил, что к нему приходил сам ‘Амр ибн аль-‘Ас и сказал: "Этот человек обвёл меня вокруг пальца. Ей-богу, это самый смышлёный из арабов!".

Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-Умам уаль-Мулюк", событие 14 г.х. Также "Аль-бидайа уа ан-нихайа".










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...