Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заключение. Причины для прощения Аллаха. Стр.: 138.




1 Причины, связанные с согрешившим. Стр.: 138.

2 Причины, связанные с людьми. Стр.: 138.

3 Причины, связанные с Аллахом. Стр.: 139.

Раздел третий. Кто должен был стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Стр.: 140.

Введение. Стр.: 140.

Часть первая. Передаваемые доказательства. Стр.: 140.

Глава первая. Хадис о проповеди у источника аль-Гъадирь. Стр.: 140.

Глава вторая. Хадис о плаще (аль-Киса). Стр.: 144.

Глава третья. Аят о покровительстве (виляйа). Стр.: 148.

Глава четвертая. Хадис о заместительстве. Стр.: 150.

Глава пятая. Аят о родственниках. Стр.: 152.

Глава шестая. Хадис о двух сокровищах. Стр.: 154.

Глава седьмая. Хадис об ‘Али и посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Стр.: 156.

Глава восьмая. Хадис о двенадцати имамах. Стр.: 157.

Глава девятая. Хадис о городе и вратах. Стр.: 158.

Глава десятая. Хадис о преемнике. Стр.: 159.

 

Часть вторая. Умственные доказательства. Стр.: 160.

Глава первая. ‘Али был самым храбрым из людей после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Стр.: 160.

Глава вторая. ‘Али — самый знающий из людей. Стр.: 161.

Глава третья. ‘Али — самый близкий родственник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Стр.: 161.

Глава четвертая. ‘Али первым принял ислам. Стр.: 162.

Глава пятая. ‘Али никогда не поклонялся идолам. Стр.: 162.

Заключение. Стр.: 163.

Список литературы. Стр.: 164-167.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

 

Предисловие.


Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и наставлении на истинный путь. Мы просим у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он оставит, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.
Наиболее правдивые слова - Книга Аллаха, наилучшее руководство - руководство Мухаммада, а самые скверные из дел - нововведённые. Всё нововведённое являетя нововведеннием, любое нововведение является заблуждением, а всякое заблуждение ведёт в Огонь.

Я долго сомневался, прежде чем решился на осуществление возникшей у меня идеи написать книгу, которую вы сейчас держите в руках.


Сколько людей, вдохновлённых подобной идеей, брались за перо, но в большинстве случаев из-под этого пера выходила не истина, а ложь, пусть и неумышленно.


Вне всяких сомнений, эти темы - живые, хотя времени с тех пор прошло немало. В душах наших укрепилось глубочайшее уважение к этому великому, уникальному поколению, заставшему пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и пережившего его. Это была плеяда избранных, которую составляли самые известные и достойные из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Да будет доволен Аллах ими всеми!
А поскольку слово истины есть свет, озаряющий прямой путь, и, учитывая превосходство этого благословенного поколения над нами, мы должны выполнить свои обязанности перед ними или хотя бы часть их. Они - особенные, они не подобны остальным людям. Никто не смог превзойти их в знании и опередить в благих делах. Посредством этих людей Всевышний Аллах возвеличил Свою религию и укрепил её.

Важно отметить, что, признавая многочисленные достоинства сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ни в коем случае не оспаривая их, мы в то же время не считаем этих людей безгрешными ангелами или защищёнными от грехов пророками и не утверждаем, что они никогда не ошибались и не оступались.


Действительно, некоторые из них совершали ошибки, как при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так и после его кончины. Но они столько претерпели ради религии, столько сделали ради укрепления и распространения ислама, что это с лихвой покрывает всё то, что они сделали в своей жизни неправильно.


Они совершили переселение ради своей религии, оставив родину, а во многих случаях и родных и имущество.


Они сражались на пути Аллаха, жертвуя своими жизнями и своими средствами во имя религии.
Они перенесли тяжелейшие испытания, пережили много горя и боли. Совершили столько благих дел, что если сравнить их благодеяния с горой, то все их грехи и ошибки покажутся песчинками.

Вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что история играет чрезвычайно важную роль в жизни всех народов и общин. История - опора их существования. Именно она определяет их путь в этой жизни, их настоящее и будущее. Любая община, стремящаяся к благоприятному развитию и возвышению, должна учиться на своих ошибках, учитывать опыт предыдущих поколений и ни в коем случае не порывать связь с прошлым. Эта связь позволяет общине черпать силу в своём прошлом и находить в нём факторы созидания и успешно строить свою жизнь и творить своё будущее.


А исламская община, должна стремиться к этому даже больше, чем все остальные, ибо у неё есть причины для этого. Её история полна славных подвигов, великих событий, блистательных побед и грандиозных превращений. Это история, которую нельзя сравнивать ни с одной другой историей.
Однако сегодня наша община лишилась сил из-за деяний её сынов, и Всевышний Аллах позволил её врагам обрести власть над ней. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

"Кто сам к позору идёт, того позор постигает
Рана не причиняет мёртвому боли
"

Поэма Абу ат-Таййб аль-Мутанабби


Учитывая нашу сегодняшнюю слабость, мы непременно должны вернуться к нашей славной, блистательной истории, чтобы разобраться, наконец, в себе и понять, что происходит вокруг нас. Это позволит нам понять, какие шаги мы должны предпринять в будущем. А сделать это мы сможем, только если обратимся к достоверному - именно достоверному - изложению событий нашей истории, ибо только из достоверных фактов можно извлечь нужные уроки.


Если мы посмотрим на нашу историю, мы обнаружим, что самым блистательным её периодом, вне всяких сомнений, была эпоха посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. Это эпоха поколения, которое донесло до людей послание ислама на своих плечах. Это эпоха лучших творений Всевышнего после пророков и посланников, мир всем и благословение Аллаха!

К сожалению, наша история подверглась сильному искажению. Многие люди, по различным причинам, трудились, не покладая рук, чтобы изменить её или стереть то, что казалось им нежелательным. Так появились в нашей истории различные нестыковки и белые пятна.
Не говоря уже о внешних врагах и недоброжелателях, мы обнаруживаем в нашей общине тех, кто перешёл установленные шариатом границы в своей любви к некоторым личностям.


Так появился культ личности ‘Али (да будет доволен им Аллах), который нанёс вред ему самому при его жизни и сильно исказил представления многих мусульман о нём. Поскольку ему было приписано по вине его "почитателей" много такого, что в действительности не было ему присуще и никогда не имело к нему отношения.


Обратной стороной этого явления стало принижение других личностей, объявление их врагами ‘Али (да будет доволен им Аллах) и обвинение их во всех смертных грехах.


Более того, эти люди в своём безумии дошли до того, что объявили потомков ‘Али безгрешными имамами, уподобив их пророкам, мир всем и благословение Аллаха, чего, разумеется, делать нельзя. [Мы обнаружали у аль-Маджлиси в его книге "Бихаруль ан-уар" (том 23 -27) более фанатичные и черезмерные убеждения].

Сам ‘Али (да будет доволен им Аллах) говорил:"Поистине, найдутся люди, которые полюбят меня так, что войдут в Огонь из-за меня, и найдутся люди, которые возненавидят меня так, что войдут в Огонь из-за своей ненависти ко мне". Этот высказывание приводят имам Ахмад, аль-Баззар, абу Йя‘ла, и аль-Хаким, который назвал его достоверным. Шейх аль-Альбани сказал: "Его иснад достоверный и соответстует требованиям двух шейхов" (т.е. Бухари и Муслима). См. "ас-Сунна", Ибн Абу Асим, №983. Также приводят и шиитские ученые. См. Ибн Абу Хадид "Шарх нахдж аль-баляга", (4/108); Мухаммад ибн Сулайман аль-Куфи "Манакиб Амируль муминин", (2/283); ат-Туси "аль-Амали", (256).

‘Али (да будет доволен им Аллах) также сказал:"Из-за меня погибнут двое: чрезмерно любящий меня и люто ненавидящий меня".Этот высказывание приводит Ибн Абу Асим "ас-Сунна", № 983. Шейх аль-Альбани назвал его хорошим.

Искажённые представления об ‘Али и культ его личности сложились, по наиболее надёжным данным, в середине третьего века от хиджры. Это подтверждается и таким фактом, как отсутствие достоверных сообщений о мнимой ненависти между ‘Али и другими известными сподвижниками.
Напротив, мы обнаруживаем множество указаний на их искреннюю любовь и глубокое уважение к нему, а также признание его достоинств.


К тому же многих из них связывало с ‘Али (да будет доволен им Аллах) родство по браку, что тоже немаловажно.

Беспристрастный исследователь без труда отделяет истину ото лжи в этом вопросе и не сомневается в ложности сообщений, из которых следует, что сподвижники якобы относились к ‘Али враждебно, ненавидели его и всячески старались навредить ему и ущемить его законные права.

Дабы не быть голословными, приведём несколько фактов.

1 - Три праведных халифа - Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман - побуждали ‘Али (да будет доволен им Аллах) жениться на дочери посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Фатыме, и помогли ему организовать свадьбу и выплатить махр.

‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:"Ко мне пришли Абу Бакр и ‘Умар и сказали: "Ты бы отправился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и попросил бы у него руки Фатымы"".Ат-Туси "аль-Амали", (стр. 39); аль-Маджлиси "Бихар аль-ануар", (43/93).

‘Али (да будет доволен им Аллах) также сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: "Иди и продай свою кольчугу и принеси мне вырученные средства, чтобы я купил вам вещи, необходимые для жизни". И я пошёл и продал свою кольчугу ‘Усману ибн ‘Аффану за четыреста дирхемов. Когда я взял деньги и отдал ему кольчугу, ‘Усман сказал: "Теперь я имею на эту кольчугу больше прав, чем ты, а ты имеешь больше прав на эти деньги, чем я, не так ли?". Я ответил: "Да, это так". Тогда он сказал: "Эта кольчуга - мой подарок тебе". Я взял кольчугу и деньги, пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), положил всё это перед ним и рассказал ему о поступке ‘Усмана. Он обратился к Всевышнему с благими мольбами за него, после чего взял пригоршню дирхемов, позвал Абу Бакра, и отдал их ему со словами: "О Абу Бакр, купи на эти деньги необходимую домашнюю утварь для моей дочери"". "Кашфуль гъумма", (1/369); "Бихар аль-ануар", (43/130).

Аль-Арбили в своей книге "Кашфуль-гъумма" поясняет, кто именно стал свидетелем этого бракосочетания: "Анас передает: "Я был у пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и на него снизошло откровение, и, придя в себя, он сказал мне: "О Анас! Знаешь ли ты, с чем пришёл ко мне Джибриль от Обладателя Трона?". Я сказал: "Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) знают об этом лучше". Он сказал: "Он повелел мне выдать Фатыму замуж за ‘Али. Иди же и позови ко мне Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, Тальху, аз-Зубейра и еще нескольких ансаров". И я пошел и позвал их к нему. Когда они сели, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) восхвалил Аллаха и сказал: "Поистине, я призываю вас в свидетели того, что я выдал Фатыму замуж за ‘Али с махром в четыреста мискалей серебра""". "Кашфуль гъумма", (1/348–349); "Бихаруль ануар", (1/47–48).

2 - ‘Али (да будет доволен им Аллах) выдал Умм Кульсум - свою дочь от Фатымы - за ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Аль-Бейхаки "ас-Сунан аль-кубра", (7/63); Абд ар-Раззакъ ас-Сан‘ани "аль-Мусаннаф", (6/163). Также см. шиитские источники: Абу Джафар аль-Кулейни "Фуру аль-Кафи", "Книга никаха", (5/346), а также "Книга развода", (6/121).

3 - ‘Али называл своих детей именами своих братьев по вере, которых он искренне любил ради Аллаха, а именно Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана. См. книги по родам, например, ас-Сам‘ани "аль-Ансаб"; Ибн ‘Анбата "‘Умдат ат-талиб".

И ‘Али отзывался об этих людях с похвалой и много раз упоминал об их достоинствах: "Поистине, я видел сподвижников Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и среди вас я не вижу ни одного человека, подобного им! С взъерошенными волосами, покрытые пылью, они падали ниц и поднимались вновь, спали немного и поднимались на молитву, припадая к земле лбами и щеками своими, и стояли, словно на раскалённых углях, вспомнив о предстоящем возвращении к Господу. И меж глаз у них был след, похожий на козье колено, от долгих земных поклонов. При поминании Аллаха глаза их наполнялись слезами, и они плакали так, что мокрыми становились даже их шеи, и склонялись, как склоняется дерево под натиском ураганного ветра". Нахдж аль-баляга", проповедь № 97.


У ‘Али были сыновья Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман. Он сам дал им такие имена. Абу Бакр и ‘Усман были убиты вместе с аль-Хусайном [в битве ат-Таффе, на Карбале], тогда как ‘Умар прожил долгую жизнь. Аль-Маджлиси "Бихаруль ан-уар", (42/47); "Аш-шаджара аз-закиййа филь-ансаб", стр. 413.

В начале я уже упомянул о том, что долго колебался, прежде чем приступить к работе над этой книгой. Но в конце концов, посоветовавшись с обладателями знания, которым я доверяю, я решил, что всё-таки будет лучше, если эта книга будет написана и увидит свет.


Разумеется, всё, что в этой книге соответствует истине – от Всевышнего Аллаха, а всё остальное - от меня и от Шайтана.


В своей книге я собираюсь рассмотреть одну из важнейших эпох нашей долгой истории, а именно эпоху между кончиной посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и гибелью аль-Хусайна в 61 году от хиджры.

Я разделил книгу на введение и три раздела.

Во введении я упомянул о том, как следует читать и толковать историю, а также о том, каких авторов нам следует читать и какими методами пользовались те, кто исказил нашу историю.


Первую часть я посвятил изложению исторических событий со времени кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) до 61 года от хиджры. Я не только упомянул о важных событиях, которые произошли в этот исторический период в виде сообщений с безупречными иснадами, но и обратил внимание читателя на некоторые фальсифицированные факты и выдуманные истории.


Вторую часть я посвятил исследованию вопроса о надёжности сподвижников и искренности их веры. При этом я упомянул наиболее часто встречающиеся по этому поводу сомнения и опровержения на эти сомнительные аргументы.


Третью часть я посвятил халифату. Я привёл сомнительные аргументы шиитов, будто ‘Али якобы имел первостепенное право стать преемником посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то есть первым халифом мусульман, и что Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман узурпировали его право.

Привёл я эти аргументы с подробным обсуждением. Вполне возможно, что в других книгах вы не найдете такой подробный анализ шиитских аргументов как в этой книге, причём я вовсе не считаю это своей заслугой, поскольку это, безусловно, милость Аллаха.

И прошу Всевышнего Аллаха сделать мой труд искренним, проделанным исключительно ради Лика Его.
И последние слова наши: "Хвала Аллаху, Господу миров!".

‘Усман ибн Мухаммад аль-Хамис
Да простит Аллах меня, моих родителей и всех мусульман!

 

 

 






























Введение.


Один из самых неправдоподобных, но всё же укоренившихся в сознании многих людей, исторических мифов - вражда между сподвижниками посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ненависть, которую некоторые из них, якобы, питали друг к другу.
В действительности это ложь.


Ничего подобного никогда не было, и лучшее тому подтверждение, всем нам известные Слова Всевышнего: "Вы были лучшей из общин, появившейся на благо человечества.
Вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха
"
Сура 3 "Семейство Имрана", аят 110


А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Лучшее поколение - моё поколение". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", №№ 3651, 6429, 2652; Муслим, хадис № 2533.


И вот минули три лучших поколения и появились люди, которые исказили исламскую историю, пошли против истины и стали бороться с ней.


Они стали утверждать, что сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не были истинными братьями по вере, любящими друг друга ради Аллаха. И будто они не были милосердными друг к другу, но были, напротив, врагами, проклинающими друг друга, строящими друг другу козни, и что отношения их были пропитаны лицемерием, и они устраивали заговоры друг против друга, побуждаемые корыстью, жадностью и любовью к мирским благам.


Эти утверждения - очевидная ложь и бессовестный наговор на благородных, богобоязненных и достойных людей, коими были сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Тальха, аз-Зубайр, Абу ‘Убайда, ‘Аиша, Фатыма и другие сподвижники.


Безусловно, они не могли унизиться до подобного. Бану Хашим и бану Умаййа были образцами чистоты, благородства, преданности исламу и стремления вершить благое, равно как и те, кто открывал новые земли для ислама. Благодаря их усилиям люди начали входить в религию толпами без какого-либо давления и принуждения.


А следует отметить, что почти все они были так или иначе связаны с бану Хашим - кто-то кровным родством, кто-то родством по материнской линии, кто-то родством по браку.
Всем нам следует помнить о том, что достоверные сообщения, переданные надёжными, богобоязненными и достойными доверия людьми, повествуют о том, что сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были лучшими людьми после посланников и пророков.


Что же касается сообщений, которые представляют сподвижников низкими, мелочными, недостойными людьми, то все они ложные, выдуманные.


История мусульман нуждается в том, чтобы записать её заново, особенно те моменты, которые были безжалостно искажены.


Недостоверные сведения о них должны быть заменены достоверными, почёрпнутыми из надёжных источников, учитывая, что такая возможность у нас есть, потому что исламская община сохранила свою историю в виде достоверных сообщений, а не в виде легенд, мифов и сказаний.
Остаётся только собрать их и упорядочить.


Наши предшественники дорожили своей историей, а потому тратили много сил и времени на сбор достоверных сведений и их письменную фиксацию, не говоря уже об устных сообщениях, которые передавались слово в слово из уст в уста, из поколения в поколение. При написании своих трудов и, особенно, при составлении сводов хадисов они указывали, откуда именно они взяли то или иное сообщение, кто и где его приводит и какова степень достоверности сообщения и надёжности его передатчиков, или, по меньшей мере, указывали имя передатчика.


Щепетильность ранних учёных в этом вопросе позволяет сегодня без особого труда отделять достоверные сообщения от ненадёжных и ложных, что крайне важно для написания исторических трудов.


Наши предшественники выполнили свои обязанности перед нами и перед исламской историей. Теперь наша очередь действовать. Пора нам доказать, что мы достойные потомки и последователи тех великих учёных. Мы должны выверить труды наших предшественников, отделить всё самое достоверное и надёжное из этого материала и защищать наконец сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), несправедливо обвинённых во многих грехах, и показать всему миру чистоту и благородство этих людей.


Сегодня мусульманская община, к нашему величайшему сожалению, лишилась обильнейшего источника своей силы - веры в величие своего прошлого. А ведь наши предшественники - первые мусульмане - были чистейшими и благонравнейшими людьми, совершившими бесчисленное множество подвигов и великих деяний. Их жизненный путь можно поставить в пример любому. Они достойны служить образцом для всего человечества. А значит, нам есть чем гордиться!


Человек, который решает написать исторический труд, должен быть не только искренним в своём намерении и стремящимся прийти к истине, но и знать, откуда можно почерпнуть достоверные сведения, отличать надёжных передатчиков от лжецов и достоверные сообщения - от ложных.
Как мы должны читать и толковать нашу историю?


Для начала задумаемся о том, как мы читаем и толкуем хадисы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). С чего мы начинаем изучение хадиса? Верно, с выяснения степени его достоверности. Мы ставим себе целью узнать, действительно ли это сообщение достоверно от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).


А для того чтобы узнать это, мы должны обратиться к иснаду (цепочке передатчиков данного хадиса), потому что благодаря усилиям великих учёных прошлого, сегодня в нашем распоряжении имеются огромные труды по хадисоведению. В них собраны подробные биографии тысяч передатчиков хадисов и указана степень надёжности того ли иного передатчика, а также имена людей, от которых они передавали хадисы, и упомянуто, с кем они встречались, а кого, напротив, не застали.


Эти сведения позволяют нам составить представление о том, какие люди передают тот или иной хадис - надёжны они или нет. К тому же, существуют целые своды хадисов, в которых уже указана степень их достоверности и даже раскрываются попытки добавить что-либо в тот или иной хадис.
Однако история отличается от хадисов. Мы обнаруживаем в исторических трудах множество сообщений вообще без упоминания цепочки передатчиков. А в некоторых случаях иснад указан, однако в списках передатчиков нет их биографий и не указана степень их надёжности. В подобных случаях мы не можем определить степень достоверности сообщения.


Однако это не означает, что в случае с историческими сведениями мы должны проявлять попустительство и принимать все сообщения без разбора. Нет, мы должны знать, с какой стороны подойти к истории.


Кто-то может возразить: "Мол, если следовать этим правилам, то отсеется слишком много исторических сведений, и нам не хватит материала для восстановления мозаики нашей истории".

 

В действительности, отсеется не так много, как думают сторонники этого мнения, потому что большинство сообщений, которые нам нужны, упомянуты с иснадами.


Во-первых, в исторических трудах таких учёных, как ат-Табари, а также в сборниках хадисов, начиная с "Сахиха" аль-Бухари и "Муснада" имама Ахмада и в тафсирах, например, в тафсире Ибн Касира. Есть и труды, посвящённые конкретным историческим периодам, например книга "Хуруб ар-ридда" аль-Каляи, посвящённая сражениям с вероотступниками во времена Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен им Аллах).


Словом, не так уж сложно найти сообщение на нужную тему с иснадом. Если же мы всё-таки не можем найти сообщение с иснадом, то у нас остаётся общая основа, к которой мы всегда возвращаемся. Об этой основе я и собираюсь вести речь. Это похвала сподвижников, содержащаяся в аятах и хадисах.


Таким образом, основа в них - справедливость и надёжность. Иными словами, каждый сподвижник изначально считается таковым, потому что Всевышний Аллах и Его посланник не раз отзывались с похвалой о сподвижниках вообще.


Итак, если нам попадается сообщение, критикующее сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мы первым делом обращаемся к иснаду этого сообщения. Если иснад безупречен, то мы ищем толкование к этому сообщению и смотрим, на что оно указывает. Если же у сообщения слабый иснад, мы сразу же отбрасываем его, потому что у нас имеется основа - изначальная справедливость и надёжность сподвижников.


Таким образом, изучать сведения исторического характера мы должны не менее тщательно и внимательно, чем хадисы. Одним же из важнейших разделов истории является история сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).


Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: "Человек должен знать основы, к которым он мог бы возвращать более мелкие вопросы. Это позволит судить по справедливости и на основе знания и позволит найти правильный ответ на эти вопросы. А иначе человек останется в невежестве и будет несправедливым, как в отношении основ, так и в отношении более мелких вопросов". Ибн Таймийя, "Маджму‘ль фатауа", (19/203).


К сожалению, сегодня многие люди увлеклись чтением современных произведений исторического характера, авторы которых больше заботятся о красоте формы и о том, как заинтересовать читателя, нежели о достоверности приводимых сведений.

В качестве примера можно привести сочинения:
1Аббаса аль-Аккада (написал "‘Абкарийат", многосериальная книга "Талант").
2Халида Мухаммада Халида (написал "Хулафа ар-расуль" и "Риджал хаулар-расуль").
3Таха Хусайна (написал "Маукиат аль-джамаль", "Али уа банух" и "Аль-фитна аль-кубра").
4Джорджи Зидана (написал "Тарих ат-тамадун аль-ислами") и других.

Эти люди, стараясь добиться красоты и гладкости сюжета, смешивают достоверные сведения с недостоверными и из этой смеси "лепят" историю.


Причём некоторые из них намеренно искажают факты в угоду законам жанра, считая, что от этого та или иная история станет только притягательнее и произведёт больше впечатления на читателя.

 


Назовём некоторые книги, которых стоит остерегаться и содержанию которых не следует доверять:

1"Аль-агани" Абу аль-Фараджа аль-Асфахани.

2"Аль-икд аль-фарид" Ибн ‘Абд Раббихи.

3"Аль-имама уа ас-сийаса". Авторство этой книги приписывают Ибн Кутайбе, но в действительности она не принадлежит его перу.

4"Мурудж аз-захаб" аль-Масуди. В этой книге приводятся только сообщения без упоминания иснадов.


Ибн Таймийя сказал об этой книге, что "... в ней такое множество недостоверных сообщений, что все их знает только Всевышний Аллах". Ибн Таймийя "Минхадж ас-сунна ан-набауиййа", (4/84).


Ибн Хаджар сказал: "Его книги свидетельствуют о том, что он был шиитом и мутазилитом". Ибн Хаджар "Лисан аль-мизан", (5/84). Изд. "Мактаб аль-матбуа‘т аль-исламиййа".


5"Шарх нахдж аль-баляга" ‘Абду-ль-Хамида ибн Абу аль-Хадида аль-Мутазили. Учёные, специализирующиеся на биографиях передатчиков, считают его ненадёжным, слабым передатчиком. Да и причина, побудившая автора написать этот труд, уже вызывает сомнения в его достоверности. Эта книга написана для визиря Ибн аль-Альками, из-за которого погибло около миллиона мусульман в Багдаде от рук монголов.


Аль-Хауансари сказал, что он сочинил эту книгу для библиотеки визиря Муаййиддина Мухаммада ибн аль-Альками. Аль-Хауансари "Раудат аль-джаннат", (5/20-21).


Даже среди шиитских учёных нашлось немало порицавших эту книгу и её автора. В их числе аль-Мирза Хабибуллах аль-Хои, сказавший об авторе: "Этот человек не был учёным, и мнения его ошибочны, а оценка событий неправильна. Он допустил множество неточностей. Он ввёл в заблуждение многих и сам отклонился от прямого пути".


А о самой книге аль-Хои сказал: "Тело без души. Одна кожура без мякоти. Почти нет пользы. Странные толкования, сразу же вызывающие отторжение и неприятие, а то и омерзение". Аль-Мирза Хабибуллах аль-Хои "Минхадж аль-бара‘а шарх нахдж аль-баляга", (1/14), издание "Дарь ат-турас аль-араби", Бейрут.


6"Тарих" аль-Йакуби". Вся книга состоит из сообщений с пропущенным первым передатчиком (мурсаль). Иснадов практически нет, да и сам автор не относится к категории надёжных передатчиков.

После этого небольшого перечисления возникает естественный вопрос:

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...