Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Использование основных внутренних качеств
Получается, что формирование уверенности связано с использованием интеллекта ученика. В своей книге «Играя в теннис внутри себя» Тим Голлуэй рассказывает о двух «Я», составляющих личность исполнителя. «Я номер один» — это «рассказчик», который инструктирует, оценивает и пытается контролировать деятельность. «Я номер два» — это «деятель», который выполняет задачу, часто автоматически и бессознательно. В спортивных аналогиях Тима вы часто можете увидеть и даже услышать, как эти два «Я» беседуют! «Я номер один» обычно увещевает «Я номер два» прикладывать больше усилий и делать конкретные вещи, а также критикует происходящее. Это может привнести в естественное течение жизни и в сферу способностей «Я номер два» «перегрузку мозга», что нарушит деятельность индивида. Опасность для учеников может состоять в том, что они будут прилагать слишком много усилий, запутывать и смущать себя огромным Использование основных внутренних качеств ■ 145 количеством своих собственных инструкций. Неважные результаты приводят к блужданиям в дебрях сомнений относительно своих способностей, а это может значительно осложнить работу. Секрет состоит в том, что Я-первому нужно довериться своей второй половине и просто позволить ей действовать. Я-первое требует, однако, некоторой самостоятельности, и поэтому учащийся должен запрограммировать ее с помощью постановки задачи и ее успешного решения. Воздержание от критики и использование вместо нее лишь наблюдения позволяет Я-второму, внеся небольшие изменения, действовать лучше. Джон Уитмор в своей книге «Человек выигрывающий» (The Winning Man; 1987) рассматривает этот процесс дальше. Он разработал список так называемых «основных внутренних качеств»: • Ответственность:принятие личной ответственности за успехи и неудачи и решение не переносить ответственность за происходящее на какие-либо внешние факторы. Ответственность дает обучающемуся силы действовать, а не пускаться в обвинения. • Понимание:проще всего описывается как фокусирование внимания на том, что происходит вокруг во время выполнения деятельности. Осознание действия всех личных факторов и факторов окружающей среды позволяет ученику самостоятельно корректировать свои действия. • Концентрация:предполагает умение пребывать в пассивном состоянии, сконцентрировавшись на задаче, и в то же время оставаться восприимчивым к мыслям и идеям. Не прикладывая слишком много усилий, ученик избегает тревоги и давления ситуации. • Расслабление: обуздание Я-первого посредством сведения к минимуму разговоров и инструкций. Когда человек дает волю беспокойству о будущем или сожалению о прошлом, он открывает дверь тревоге. • Отстраненность:подразумевает способность ученика мысленно абстрагироваться от деятельности и наблюдать за своими действиями. Поддержание свободного и гибкого состояния дает контроль над Я-первым. • Обязательность:этот аспект подразумевает волю к победе и включает три условия. Во-первых, цель должна быть достижима для ученика, во-вторых, препятствия к ее достижению должны быть устранимыми и, наконец, воля к победе — настоящей. 146 ■ Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха • Доверие:будучи полностью подготовленным, ученик может доверить своему разуму и телу выполнение действия или задачи. Кресло водителя занимает Я-второе, отводя Я-первому роль простого наблюдателя за качеством деятельности, а не судьи. Эти положения, хотя их сравнительно легко объяснить, на самом деле достаточно тонки, а их применение требует тщательного изучения и практики. Однако это важные идеи, которыми нужно овладеть и впоследствии использовать. Финальный совет, который Джон Уитмор дает ученику, — искать личный стимул, создающий спокойный, позитивный настрой, и использовать его или в начале, перед выполнением деятельности, или даже в ее процессе. В качестве примеров можно назвать прослушивание любимых музыкальных произведений или вспоминание вдохновляющих стихотворных строк. Кроме того, успокаивающий эффект может оказывать физическая активность, например посещение спортивного зала или короткая пробежка. Уитмор считает, что все эти приемы помогают людям понять и ухватить суть «основных внутренних качеств» и поддерживают ученика в его позитивном уверенном подходе. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |