Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование основных внутренних качеств




Получается, что формирование уверенности связано с использо­ванием интеллекта ученика. В своей книге «Играя в теннис внутри себя» Тим Голлуэй рассказывает о двух «Я», составляющих личность исполнителя. «Я номер один» — это «рассказчик», который инструк­тирует, оценивает и пытается контролировать деятельность. «Я номер два» — это «деятель», который выполняет задачу, часто автоматиче­ски и бессознательно.

В спортивных аналогиях Тима вы часто можете увидеть и даже услышать, как эти два «Я» беседуют! «Я номер один» обычно увеще­вает «Я номер два» прикладывать больше усилий и делать конкрет­ные вещи, а также критикует происходящее. Это может привнести в естественное течение жизни и в сферу способностей «Я номер два» «перегрузку мозга», что нарушит деятельность индивида.

Опасность для учеников может состоять в том, что они будут при­лагать слишком много усилий, запутывать и смущать себя огромным


Использование основных внутренних качеств ■ 145

количеством своих собственных инструкций. Неважные результаты приводят к блужданиям в дебрях сомнений относительно своих спо­собностей, а это может значительно осложнить работу. Секрет состо­ит в том, что Я-первому нужно довериться своей второй половине и просто позволить ей действовать. Я-первое требует, однако, некоторой самостоятельности, и поэтому учащийся должен запрограммировать ее с помощью постановки задачи и ее успешного решения. Воздержание от критики и использование вместо нее лишь наблюдения позволяет Я-второму, внеся небольшие изменения, действовать лучше.

Джон Уитмор в своей книге «Человек выигрывающий» (The Win­ning Man; 1987) рассматривает этот процесс дальше. Он разработал список так называемых «основных внутренних качеств»:

Ответственность:принятие личной ответственности за успехи и неудачи и решение не переносить ответственность за происходя­щее на какие-либо внешние факторы. Ответственность дает об­учающемуся силы действовать, а не пускаться в обвинения.

Понимание:проще всего описывается как фокусирование внима­ния на том, что происходит вокруг во время выполнения деятель­ности. Осознание действия всех личных факторов и факторов окружающей среды позволяет ученику самостоятельно корректи­ровать свои действия.

Концентрация:предполагает умение пребывать в пассивном состо­янии, сконцентрировавшись на задаче, и в то же время оставаться восприимчивым к мыслям и идеям. Не прикладывая слишком мно­го усилий, ученик избегает тревоги и давления ситуации.

• Расслабление: обуздание Я-первого посредством сведения к ми­нимуму разговоров и инструкций. Когда человек дает волю беспо­койству о будущем или сожалению о прошлом, он открывает дверь тревоге.

Отстраненность:подразумевает способность ученика мысленно абстрагироваться от деятельности и наблюдать за своими действи­ями. Поддержание свободного и гибкого состояния дает контроль над Я-первым.

Обязательность:этот аспект подразумевает волю к победе и вклю­чает три условия. Во-первых, цель должна быть достижима для ученика, во-вторых, препятствия к ее достижению должны быть устранимыми и, наконец, воля к победе — настоящей.


146 ■ Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха

• Доверие:будучи полностью подготовленным, ученик может дове­рить своему разуму и телу выполнение действия или задачи. Крес­ло водителя занимает Я-второе, отводя Я-первому роль простого наблюдателя за качеством деятельности, а не судьи.

Эти положения, хотя их сравнительно легко объяснить, на самом деле достаточно тонки, а их применение требует тщательного изуче­ния и практики. Однако это важные идеи, которыми нужно овладеть и впоследствии использовать.

Финальный совет, который Джон Уитмор дает ученику, — искать личный стимул, создающий спокойный, позитивный настрой, и ис­пользовать его или в начале, перед выполнением деятельности, или даже в ее процессе. В качестве примеров можно назвать прослуши­вание любимых музыкальных произведений или вспоминание вдох­новляющих стихотворных строк. Кроме того, успокаивающий эф­фект может оказывать физическая активность, например посещение спортивного зала или короткая пробежка. Уитмор считает, что все эти приемы помогают людям понять и ухватить суть «основных внутрен­них качеств» и поддерживают ученика в его позитивном уверенном подходе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...