Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техника «3-D» (техника трех измерений)




Даже в том случае, когда некая организация использует адекват­ные методологии обучения для развития своего персонала, техниче­ские сложности все равно продолжают возникать. Например, иногда люди обращаются за помощью к коучу в неподходящее время. Боль­шинство менеджеров испытывают все больший временной прессинг, и для многих из них на самом деле очень трудно так перестроить свои приоритеты, чтобы удовлетворить вновь возникшие потребности ка­кого-либо члена их команды. Опыт показывает, что коучи, которые могут справиться с этими ситуациями, высоко ценятся своими колле­гами и членами их команд.

Часто успешные коучи выражают убежденность в том, что время, затраченное на коучинг, вызванный необходимостью помочь сотруд­никам справиться с текущими проблемами, вознаграждается стори­цей, что проявляется в улучшении качества труда и в достижении го­раздо более высоких уровней мотивации.

Чтобы справиться с проведением таких «герметичных» коучинго­вых сессий, необходимо максимально быстро сконцентрироваться на потенциальных решениях, которые ученик может осознать и за ре-


80 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика

ализацию которых он может взять на себя ответственность. Как пока­зала практика, техника «3-D» — одна из наиболее полезных в данной ситуации тактик. Она базируется на анализе, проводимом в трех на­правлениях, как это показано на рисунке 3.5.

Для использования данной техники коучу необходим простой лист бумаги или флип-чарт. Ученику предлагается быстро, одним предло­жением, определить существующую проблему. Правильная постанов­ка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволя­ет коучу и ученику за очень короткое время выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков:

ситуация,например временной режим, недостаток ресурсов, гео­графия;

включенные в нее люди,например недовольный потребитель, не­терпеливый начальник, ненадежный поставщик;

вы,например недостаток технических знаний, конфликт приори­тетов, общая установка ученика.

Выделив три измерения, или аспекта, существующей проблемы, обычно становится сравнительно легко определить несколько воз­можных вариантов действий — даже если большинство из них требу­ют усилий исключительно самого ученика!

Финальная стадия — выбор самого подходящего а данной ситуа­ции варианта для его практической реализации.

После выполнения этой структурированной техники появляется возможность быстро сконцентрироваться на потенциальных действи­ях. Опираясь исключительно на задавание вопросов, коуч может по­мочь людям проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий. Таким образом, коуч позволяет ученику более четко сфо­кусировать свое внимание и передает исключительно ему ответствен­ность за принятие окончательных решений. На практике эта техни­ка может проводиться за 10-15 минут.

Кроме того, возможно использование техники «3-D» для самосто­ятельной тренировки разрешения какой-либо проблемы, бы можете попробовать сделать это прямо сейчас:

1. Определите текущую проблему одним предложением.

2. Перечислите три основных аспекта, связанные с проблемной си­туацией.

3. Перечислите три основных аспекта, связанные с включенными в ситуацию людьми.


Техники коучинга ■ 81

4. Перечислите три аспекта, связанные непосредственно с вами и с вашей ролью в данной проблеме.

5. Выберите по одному аспекту в каждом из трех трехкомпонентных списков.

6. А теперь определите один или несколько вариантов действий, при помощи которых вы с наибольшей вероятностью добьетесь успеха в разрешении стоящей перед вами проблемы.

Может показаться, что слишком просто, но это работает. Лучше всего эта техника действует, когда коуч полагается исключительно на постановку вопросов, призванных поощрить ученика проработать этот процесс.

Методика GROW

Методика GROW берет свое начало в практике спортивных трене­ров, сильное влияние которых особо ощутимо в книге Тима Голлуэя — «Играя в теннис внутри себя» (The Inner Game of Tennis; Gallwey, 1974). Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и сле­дование четкой структуре.

Прежде всего вопросы направлены на конкретизацию «цели» (Goal), которой ученик стремится достичь в ходе текущей коучинговой сессии. Затем внимание переключается на «реальность» (Reality) предполага­емых действий. После этого посредством вопросов исследуются прак­тические «варианты действий» (Options), которые может выбрать уче­ник для достижения поставленной цели. Наконец, фокус внимания смещается на «волю» (Will) к действительному осуществлению специ­фических действий для реализации одного или нескольких из выявлен­ных возможных вариантов действий.

Для легкости запоминания данной структуры используется мнемо­ническое правило, представляющее методику GROW в следующем виде:

• Постановка «цели» (Goal).

• Проверка ее «реальности» (Reality).

• Рассмотрение всех возможных «вариантов действий» (Options).

• Утверждение «воли к действию» (Will).

GROW является очень сильной техникой, когда вам необходимо обучить людей, уже имеющих базовые знания, некоторую компетент­ность и с энтузиазмом относящихся к вопросу, которому посвящена сессия коучинга. Это обычное явление в ситуации спортивной трени­ровки, но на рабочем месте положение дел часто иное. Исходя из наше-


82 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика

го опыта применение методики GROW вработе с неопытными учени­ками — или же неопытными коучами — часто требует слишком боль­ших временных затрат и оказывается слишком сложной для практиче­ских ситуаций коучинга, ежедневно возникающих на рабочем месте.

Однако, если коуч обладает временем, терпением и навыками, ме­тодика GROW является превосходной коучинговой техникой «сво­бодного» стиля, неоднократно доказывавшей свою эффективность. Ключевыми навыками являются грамотная постановка вопросов и си­стематическое соблюдение структуры методики в ходе коучинговой сессии. Часто этот процесс протекает интерактивно, и его трудно «про­скочить» на одном дыхании. Конечным результатом коучинга с исполь­зованием методики GROW может стать формирование внимательного и сконцентрированного ученика, обладающего высокой мотивацией. Типы вопросов, которые уместно задавать в рамках данной техники, мы обсуждаем в главе 8.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...