Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И квалификационного наставничества
Слова, используемые для описания каждой стадии этого процесса и каждой из этих ролей, отражают различия между ними и процессом социального наставничества. Ключевыми стадиями этого процесса считаются следующие: Стадия 1. Утверждение Плана личного развития (ПЛР). Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления обучением. Стадия 3. Обеспечение поддержки в течение проработки ПЛР. Стадия 4. Помощь в оценке результатов. Использование этих слов также отражает роли, обязанности и степень ответственности наставника, отличающиеся от тех же аспектов деятельности коуча. Наставники, действующие на рабочем месте, редко являются прямыми начальниками учеников, тогда как коучи обычно входят в их число. Процесс наставничества можно изобразить графически, что и можно видеть на рис. 4.1:
Рис.4.1. Процесс наставничества Наставничество как процесс ■ 97 Теперь мы обратим внимание на некоторые ключевые задачи наставника, возникающие на каждой стадии данного процесса. Стадия 1. Утверждение Плана личного развития • Окончательная ответственность за разработку Плана личного развития лежит на ученике и его «(менеджере) коуче». Наставник может включаться в работу на любой стадии в период подготовки ПЛР, но его роль ограничивается помощью в утверждении плана, осуществляемой в виде руководства, обеспечения информацией и исполнении роли «экрана». Наставник не несет прямой ответственности за профессионализм ученика, хотя в контексте квалификационного наставничества от него часто требуется следовать установленным инструкциям. • Наставник должен готовиться к своей роли, анализируя, определяя и предвидя вероятные потребности, которые появятся у ученика в ходе достижения целей обучения и развития. Наставник должен проявлять внимание к любым условиям жизни и работы ученика, включая личные убеждения, способности, стремления и предпочитаемые стили обучения. • Наставник должен содействовать развитию самосознания ученика, показывая ему, как самооценка и честная постановка прямых вопросов помогают достижению этой цели. • Одна из ключевых областей, в которых помощь наставника может быть особенно ценна, это проверка соответствия целей обучения и развития системе критериев SMART. (Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными в данных условиях и рассчитанными по срокам достижения.) Также наставник может с большой пользой привлекать внимание ученика к необходимости ставить реалистичные цели на короткий срок. Даже продолжительную квалификационную программу проще и эффективнее проходить в несколько коротких, поддающихся управлению стадий. Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления обучением • Одной из характеристик хорошего ПЛР является степень допус 7-115 98 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики о возможном возникновении «управленческих» стрессов, связанных с реализацией ПЛР, а также побуждать его предвидеть собственное поведение в этих ситуациях. • Наставник может в нужный момент давать четкие объяснения и напоминать о дополнительных вариантах, которые могут оказаться доступными и полезными. • Один из важнейших аспектов роли наставника заключается в том, что его действия не должны нарушать ежедневных рабочих отношений ученика и линейного менеджера. Учеников следует поощрять прорабатывать собственные решения в любой возникшей на рабочем месте ситуации и применять их к любой проблеме, в которую вовлечены непосредственный начальник или коллеги. Наставник — это экран, а не уполномоченный по разрешению конфликтов. Непосредственно вмешиваться в конфликт ему следует лишь в самых крайних случаях. Принятие истинно объективной, конфиденциальной и беспристрастной роли не всегда легко осуществимо на практике, но это необходимо для успеха деятельности. Стадия 3. Обеспечение поддержки в ходе процесса реализации Плана личного развития • Как только начинается реализация ПЛР, наставник должен постоянно находиться в пределах досягаемости ученика, чтобы обеспечивать его поддержку. На практике это означает согласование плана встреч с необходимой, по мнению обоих, частотой. Кроме того, полезно договориться о методах организации экстренных встреч или выхода на связь для проработки срочных ситуаций и непредвиденных затруднений. • Стиль, используемый наставником при осуществлении руководства и предоставлении информации, имеет определяющее значение. Очевидно, важны временной режим, темп и уровень обучения, но то, против чего необходимо бороться, — это опасность навязывания ученику естественных предпочтений наставника. Не всегда легко выдержать баланс между сохранением наставником полной включенности в обучение и в то же время отсутствием уклона в какую-либо сторону и поддержанием объективности. • Иногда наставников просят дать совет или высказать предположение. Ключевым моментом здесь является предоставление советов Наставничество как процесс ■ 99 и предложений только тогда, когда это действительно необходимо, а не навязывание их ученику в попытке казаться полезным. Конечно же, никто не ждет от наставника компетентности во всех областях знаний, и он должен быть готов к тому, чтобы предложить ученикам альтернативные и, возможно, более адекватные источники информации. • Ключевой ролью наставника является помощь ученикам в осмыслении и преодолении ошибок и спадов в работе, что в некоторых случаях линейного менеджмента приводит к таким результатам, как порицание, ощущение вины и возникновение чувства собственной некомпетентности. Отношения наставничества должны быть свободными от оценивания, осуждения и риска. Это позволяет наставнику научить ученика относиться к ошибкам и провалам как к возможностям для обучения. При должной работе с этими ситуациями они часто становятся источниками ярких впечатлений, способствующих обучению. • В каждый момент времени наставник должен укреплять уверенность и мотивацию ученика, чтобы вырабатывать у него позитивное отношение к ПЛР и волю к его реализации. |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |