Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад корпоративных наставников




Первоначально мы назвали эту группу «главным течением» на­ставничества, подразумевая, что к ней относится большинство рабо­тавших в то время наставников, но теперь это описание уже неточно, о чем мы сказали выше. Однако тема наставничества в корпоратив­ной жизни для многих продолжает оставаться важной и актуальной, и дискуссия о различиях между коучингом «на рабочем месте» и на­ставничеством имеет к этой области особенное отношение.

Одним из наиболее плодовитых авторов, пишущих о корпоратив­ном наставничестве, является Дэвид Клаттербэк. Он говорит о суще­ствовании важного различия между американским и европейским по­ниманием понятия наставничества. В своей книге «Обучающие со­юзы» (Learning Alliances, Clutterbuck, 1998) он пишет:

Где именно вы проведете черту, ограничивающую область наставничества от смежных сфер, зависит от того, придерживаетесь ли вы традиционного американского определения карьерно-ориентированного наставничества (наставничество = обладание сильной поддержкой некоего опытного лица) или европейского определения развивающего наставничества (глав­ное внимание сосредоточено на личностном росте и обучении).

Это важное различие помогает нам объяснить, почему некоторые из ранних проектов по наставничеству в Великобритании обычно фокусировались на программах поэтапного развития в крупных многонациональных организациях. Однако сегодня наставничество в корпоративной жизни охватывает широкий спектр индивидов и си­туаций, как мы сможем увидеть в главе 4. Наши собственные иссле­дования и опыт подтверждают мнение Дэвида Клаттербэка о том, что большая часть наставнических практик в Великобритании направ­лена на обучение, и мы понимаем, почему он назвал их «обучающи­ми союзами». Однако, к сожалению, мы не можем принять его опре­деление наставничества в качестве всеобъемлющего понятия, пе­реводящего коучинг (и многочисленные иные подходы) в подвид наставничества. Как мы увидим в следующих главах, и коучинг, и на-


Кристальная чистота или туманные образы? ■ 27

ставничество — это процессы, позволяющие осуществлять обучение и поддерживать его. Важные практические различия между ними от­носятся к характеру обучения (коучинг — краткосрочное обучение, наставничество — долговременное) и к включенным в него отноше­ниям власти и авторитета (прямая подотчетность руководству или ее отсутствие). У многих людей, заинтересованных в обретении на­ставника, с которым им предстоит встречаться каждый день, эти раз­личия могут вызвать ненужное замешательство. Реальная сила коу­чинга и наставничества состоит в том, что оба этих процесса очень просты в своей основе, и сегодня в целях избежания чрезмерной за­путанности и в то же время признания существующих различий ча­сто используется термин «коуч-наставник». Итак, снова наиболее благоразумным советом будет следующий: гарантируйте, чтобы люди, включенные в конкретную ситуацию и конкретные отношения, точ­но знали, чего им ожидать друг от друга, не оглядываясь на теорети­ческие разногласия.


Кристальная чистота или туманные образы?

Цель этой главы — набросать «общий план», чтобы затем более де­тально обсудить ключевые вопросы. Однако является ли картина, на­рисованная на данный момент, понятной или же она туманна и слож­на для понимания?

Так как мы считаем, что находимся в центре «революции представ­лений об обучении», мы не удивимся, если вдруг выяснится, что ту­мана в этой области все еще больше, чем ясности. Однако мы надеем­ся, что следующие моменты сегодня ни у кого не вызовут возражений:

• Коучинг и наставничество становятся более важными, многосо­ставными видами деятельности.

• И коучинг, и наставничество играют ключевую роль в содействии удовлетворению потребностей обучения и развития в постоянно усложняющемся высокотехнологичном мире профессиональной и общественной жизни.

• Помня о важности повседневного применения, нельзя забывать и о том, что политики, создатели стратегий и профессионалы-прак­тики должны осознавать и понимать нюансы появляющегося язы­ка коучинга и наставничества.


28 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

• Эффективный коуч и эффективный наставник должны владеть ме­тодами, стилями и техниками, связанными с данным видом дея­тельности, а также набором необходимых навыков и установок.

Также кажется очевидным, что особенности применения и впечат­ления участников процессов коучинга и наставничества будут разли­чаться в разных национальных и культуральных средах и что мы все можем научиться чему-либо друг у друга и получить от этого обуче­ния пользу. На этой оптимистической ноте мы заканчиваем первую главу сводкой о «терминологических дебатах», подготовленной докто­ром Рэем Карром, одним из наиболее активных канадских авторов, пи­шущих на эту тему. Его взгляды представлены ниже в виде ответов на «наиболее часто задаваемые вопросы», полученные им главным обра­зом от жителей США и касающиеся ролевых сходств и различий меж­ду наставниками, коучами и терапевтами.


Цель и предназначение

Наставничество    Чаще ориентировано на взаимообмен жизненным опы-

том, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, карьерного или жизненного рос­та; иногда наставничество используется для достиже­ния стратегических бизнес-целей; содержание может быть весьма широким.

Коучинг                   Коучинг обычно направлен на достижение результа-

та, успеха, цели, на овладение производственными навыками, причем акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; ча­сто используется для улучшения навыков, необходи­мых для успешной деятельности в конкретной облас­ти; коучинг скорее наполнен практикой, чем теорией; в значительной степени опирается на навыки межлич­ностного взаимодействия.

Психотерапия       Обычно терапия направлена на преодоление пробле-

мы или кризиса, с акцентом на диагнозе, анализе или излечении; может включать тестирование, медика­ментозное лечение, анализ раннего жизненного опы­та, влияние других членов семьи; обычно строится на основе фундаментальной теории или философской системы.


Кристальная чистота или туманные образы? ■ 29










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...