Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль профессиональной квалификации




Представители многих профессий в течение многих лет активно используют наставничество как часть программ профессиональной квалификации. В некоторых профессиях, например у инженеров (Char­tered Engineers), прямо используется термин «наставник». В других, на­пример у общественных бухгалтеров (Chartered Accountants), эта роль выделяется, но ее исполнителя называют термином «консультант». В течение последнего десятилетия представители этих видов деятель­ности не испытывали потребности в изменении собственных пред­ставлений о ценности наставничества. Некоторые, подобно сравни­тельно небольшому Департаменту пожарных, сделали наставничество более представленным как в своих квалификационных программах, так и в общем подходе к обучению.


24 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

Важность постоянного профессионального развития становится все более важным аспектом деятельности многих, но, к сожалению, еще не всех профессиональных сообществ, при этом особое значение придается наставничеству. Постоянное профессиональное развитие больше не ограничивается рамками отдельных профессиональных сообществ. Эта важная деятельность сегодня продвигается и коорди­нируется новым Институтом постоянного профессионального разви­тия, созданным в 1998 году. Это новое учреждение, несомненно, при­знает наставничество отдельным методом, а целью Института явля­ется активное его развитие в течение следующих десяти лет.

Вклад «наставников на общественных началах» (community) и «наставников по призванию» (vocational)

Именно появление роли наставника в сочетании с новыми Нацио­нальными профессиональными квалификационными экзаменами (National Vocational Qualifications; НПКЭ) помогло нам в нашем ран­нем исследовании определить, что эти люди является носителями по­тенциально важных влияний. Мы были правы в том смысле, что роль НПКЭ для наставничества стала очень определенной, хотя сами НПКЭ, по-видимому, заняли (или создали?) только одну нишу во всем спек­тре профессиональных квалификаций.

Роль наставника стала центральной темой обширных дебатов о профессиональном и об общем, продолжающемся в течение всей жиз­ни обучении, ключом, открывающим путь в профессиональный мир, и способом войти в него. Сегодня наставничество активно развивает­ся как часть правительственной схемы Честной занятости (Fair Deal at Work scheme), целью которой является помощь безработным, в част­ности молодым людям, в получении работы. Существуют подобные схемы и для других групп, находящихся в сложных условиях, напри­мер для семей родителей-одиночек, и они также помогают людям влиться в нормальное течение трудовой жизни.

Школьникам (и школам), не справляющимся с учебной програм­мой, сейчас предлагают свои услуги по меньшей мере, 1000 профессио­нальных «учебных наставников» (репетиторов) Департамента обра­зования и трудоустройства (ДОТ), занятых полный рабочий день. Министерство внутренних дел Великобритании спонсирует програм­мы, использующие метод наставничества для помощи людям, страда-


Вклад «наставников на общественных началах» и «наставников по призванию» ■ 25

ющим зависимостью от алкоголя, психоактивных веществ, имеющим проблемы с законом или потенциальным жертвам подобных проблем. Сейчас из общественных ресурсов оплачиваются программы наставни­чества, призванные решить сложности, связанные с расовым, половым и культурным многообразием, в это вкладывают свои средства все боль­ше работодателей, осознающих, что подобные проблемы могут оказы­вать неблагоприятное воздействие на их экономическую успешность. Министерство промышленности недавно заявило о запуске програм­мы с участием тысячи добровольных бизнес-наставников, к работе в которой приглашаются управленцы высшего звена крупных компа­ний для обмена опытом с представителями малого и среднего бизне­са, открывающими свои собственные дела. Подобная схема, запу­щенная ДОТ, нацелена на ежегодное привлечение трех тысяч биз­нес-наставников для помощи преподавателям программы обучения перспективных работников «Партнеры по лидерству» {Partners in Leadership).

«Наставничество на общественных началах» и «наставничество по призванию» способны оказать огромное влияние на «то, как мы при­выкли поступать».

Однако возникает вопрос определения. Должен ли добровольный или общественный наставник вести себя просто как хороший, справедливый друг, являющийся в то же время чем-то вроде экрана или зеркала, или же он должен при этом обладать познаниями эксперта, которыми ему сле­дует делиться с потребителем своих услуг? Несомненно, наставник На­циональной профессиональной квалификации должен обладать профес­сиональной информацией, как и наставник семьи родителя-одиночки. Когда наставник является экспертом, раздающим советы, не ведет ли он себя скорее как коуч, чем как наставник? Как воздействует на восприя­тие силы и авторитетности тот факт, является ли наставник профессио­налом, услуги которого оплачиваются, или добровольным «другом»? Эти вопросы являются предметом семантического спора.

Наиболее часто даваемый сегодня совет — окончить поиски еди­нообразного определения и принять как постулат, что индивид, вовле­ченный в данный вид деятельности, ясно понимает, что предполагает исполнение данной роли в данной конкретной ситуации. Однако теку­щие исследования привели нас к выводу, что более правильным бу­дет относиться к появляющимся «наставникам на общественных на­чалах» как к совершенно новому виду наставников и что у профессио-


26 ■   Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

нальных наставников и «наставников по призванию» много общего. Поэтому в данной книге мы будем обсуждать наставников трех основ­ных типов: «наставников по призванию» (vocational), «общественных» наставников (community) и «корпоративных наставников».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...