Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад профессиональных тренеров и консультантов




Можно резонно полагать, что профессиональные тренеры и консуль­танты оказали наибольшее влияние на характер применения коучинга в деловой сфере, но при этом такая группа не является гомогенной.


Вклад профессиональных тренеров и консультантов ■ 21

Находясь в условиях жесткого цейтнота, многие тренеры и кон­сультанты нередко считают, что их самая главная задача состоит в том, чтобы постоянно поражать и удивлять своих клиентов, а также сти­мулировать их. Поэтому неудивительно, что их много критикуют, а также называют «интеллектуальными плагиаторами и эпигонами», которые за несколько минут до начала сессии просто прочитывают последнюю вышедшую книгу по менеджменту. По-видимому, в этих претензиях по отношению к коучингу содержится попытка оправда­ния. Очевидно, что некоторые специалисты по обучению, чувствуя конъюнктуру, считают необходимым присоединиться к движению коучинга, и просто переименовывают некоторые из своих уже суще­ствующих программ развития межличностных навыков, которые от­ныне именуются коучингом.

Другие, поддавшись на несомненную привлекательность и высо­кий мотивирующий потенциал спортивных тренеров и других на­ставников, приглашают для проведения своих программ настоящих «звезд», блестящих профессионалов в данной деятельности, либо пытаются создать свои собственные подходы. При отсутствии хариз­мы «звездных» исполнителей или доверия к ним потенциальная цен­ность коучинговой информации, сообщаемой посредством данного способа, размывается и теряется.

Кроме того, создается впечатление, что существует сильное сопро­тивление уходу от традиционного стиля обучения, проводимого в спе­циальной учебной комнате и полностью контролируемого преподава­телем или консультантом. Это означает, что в некоторых организациях у людей, которым сложно применять полученный в ходе обучения опыт в реалиях своего рабочего места, создается превратное понимание коу­чинга как «еще одного модного поветрия». Однако это еще не все.

Грамотные тренеры и консультанты экспериментировали с раз­личными моделями и подходами, пытаясь модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли совершенно разным ситуациям возможного применения коучинга. Пришло осознание того, что суще­ствуют различия между коучингом, целью которого является, к приме­ру, развитие специфических навыков, и коучингом, направленным на общее личностное развитие. Еще одной областью исследований и экс­периментов является актуальная в наши дни проблема совмещения стилей и техник коучинга с различными фазами профессионального или карьерного цикла индивида. Вместе с различными моделями коу­чинга возникают новые техники, которые можно использовать в каче-


22 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции

стве ключевого звена общего комплекса мероприятий по реализации стратегии обучения и развития персонала в организации. Сейчас мно­гие согласны с тем, что «коучинг — это клей, соединяющий воедино традиционное обучение». Другие же, и мы в том числе, стоят за то, что коучинг и наставничество, вероятнее всего, можно считать «наиболее предпочтительным методом» развития личных навыков и перехода к самоуправляемому обучению.

Особенно верно это в отношении постоянно усиливающейся тен­денции дистанционного обучения, осуществляющегося за компью­тером на работе или дома. Некоторые люди считают эти разработки серьезной угрозой социальному и общественному поведению и пред­сказывают возникновение в скором будущем «общества одиночек». Такая установка часто сопровождается непоколебимой убежденно­стью в том, что коучинг всегда должен оставаться деятельностью, осуществляемой индивидуально, лицом к лицу и с глазу на глаз. Од­нако есть и другие люди, которым дистанционный коучинг посред­ством ПК кажется достаточно эффективным методом работы в не­которых ситуациях и с некоторыми людьми. Результаты исследо­ваний и экспериментов свидетельствуют о том, что дистанционный коучинг осуществляется главным образом посредством телефона и электронной почты, которая все больше входит в рабочее окруже­ние человека. Полезным дополнительным способом коммуникации начинает считаться и использование групповых интернет-конферен­ций. Люди обладают способностью адаптироваться к новым средам обитания, и мы верим, что это их качество поможет им привыкнуть и к дистанционному коучингу.

Как и всегда при возникновении новых профессий, возникает не­обходимость установления стандартов деятельности и поведения ко­учей. До сих пор эта инициатива осуществляется главным образом силами правительства или фонда Европейского Сообщества. Есте­ственно, что первоначально авторитетом являлись поддерживаемые государством мероприятия по сертификации, такие как Национальные профессиональные квалификационные экзамены (National Vocatio­nal Qualifications). Мы считаем, что этот подход практически дока­зал свое полное несоответствие данному виду деятельности. Воз­можно, академические учреждения будут играть все большую роль в удовлетворении будущих потребностей в надежных общепринятых стандартах, сочетающих практические элементы и академическую строгость.


Роль профессиональной квалификации ■ 23

По мере того как споры об установлении национальных стандартов набирают ход, наблюдается также усиление требований выработать и согласовать точные определения и терминологию коучинга и настав­ничества. И сейчас наступает самый подходящий момент для того, что­бы переключить ваше внимание с роли различных групп в развитии ко­учинга на рассмотрение процесса развития наставничества.




Наставничество — семантические джунгли

В нашем раннем исследовании 1990 года мы выработали ряд опи­саний деятельности по наставничеству, а также попытались опреде­лить разницу между коучингом и наставничеством. Споры продолжа­лись практически на каждой встрече специалистов, работающих в дан­ной области, а мы посещали их регулярно в течение последних десяти лет. Временами люди выходили из терпения и называли этот спор просто игрой слов и блужданиями в чаще семантических значений. На наш взгляд, более точным наблюдением было бы замечание о том, что повышение активности в этой сфере свидетельствует о вызрева­нии новой профессии и что дискуссия — это здоровый способ достичь четкости и однозначной ясности понимания.

Мы пока еще не пришли к общему мнению по поводу терминоло­гии и понимаем, что используемые сейчас термины и определения могут снова измениться. И тем не менее мы продолжим использова­ние термина «вклад».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...