Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вклад профессиональных тренеров и консультантов
Можно резонно полагать, что профессиональные тренеры и консультанты оказали наибольшее влияние на характер применения коучинга в деловой сфере, но при этом такая группа не является гомогенной. Вклад профессиональных тренеров и консультантов ■ 21 Находясь в условиях жесткого цейтнота, многие тренеры и консультанты нередко считают, что их самая главная задача состоит в том, чтобы постоянно поражать и удивлять своих клиентов, а также стимулировать их. Поэтому неудивительно, что их много критикуют, а также называют «интеллектуальными плагиаторами и эпигонами», которые за несколько минут до начала сессии просто прочитывают последнюю вышедшую книгу по менеджменту. По-видимому, в этих претензиях по отношению к коучингу содержится попытка оправдания. Очевидно, что некоторые специалисты по обучению, чувствуя конъюнктуру, считают необходимым присоединиться к движению коучинга, и просто переименовывают некоторые из своих уже существующих программ развития межличностных навыков, которые отныне именуются коучингом. Другие, поддавшись на несомненную привлекательность и высокий мотивирующий потенциал спортивных тренеров и других наставников, приглашают для проведения своих программ настоящих «звезд», блестящих профессионалов в данной деятельности, либо пытаются создать свои собственные подходы. При отсутствии харизмы «звездных» исполнителей или доверия к ним потенциальная ценность коучинговой информации, сообщаемой посредством данного способа, размывается и теряется. Кроме того, создается впечатление, что существует сильное сопротивление уходу от традиционного стиля обучения, проводимого в специальной учебной комнате и полностью контролируемого преподавателем или консультантом. Это означает, что в некоторых организациях у людей, которым сложно применять полученный в ходе обучения опыт в реалиях своего рабочего места, создается превратное понимание коучинга как «еще одного модного поветрия». Однако это еще не все. Грамотные тренеры и консультанты экспериментировали с различными моделями и подходами, пытаясь модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли совершенно разным ситуациям возможного применения коучинга. Пришло осознание того, что существуют различия между коучингом, целью которого является, к примеру, развитие специфических навыков, и коучингом, направленным на общее личностное развитие. Еще одной областью исследований и экспериментов является актуальная в наши дни проблема совмещения стилей и техник коучинга с различными фазами профессионального или карьерного цикла индивида. Вместе с различными моделями коучинга возникают новые техники, которые можно использовать в каче- 22 ■ Глава 1. От маргинальности к господствующей тенденции стве ключевого звена общего комплекса мероприятий по реализации стратегии обучения и развития персонала в организации. Сейчас многие согласны с тем, что «коучинг — это клей, соединяющий воедино традиционное обучение». Другие же, и мы в том числе, стоят за то, что коучинг и наставничество, вероятнее всего, можно считать «наиболее предпочтительным методом» развития личных навыков и перехода к самоуправляемому обучению. Особенно верно это в отношении постоянно усиливающейся тенденции дистанционного обучения, осуществляющегося за компьютером на работе или дома. Некоторые люди считают эти разработки серьезной угрозой социальному и общественному поведению и предсказывают возникновение в скором будущем «общества одиночек». Такая установка часто сопровождается непоколебимой убежденностью в том, что коучинг всегда должен оставаться деятельностью, осуществляемой индивидуально, лицом к лицу и с глазу на глаз. Однако есть и другие люди, которым дистанционный коучинг посредством ПК кажется достаточно эффективным методом работы в некоторых ситуациях и с некоторыми людьми. Результаты исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что дистанционный коучинг осуществляется главным образом посредством телефона и электронной почты, которая все больше входит в рабочее окружение человека. Полезным дополнительным способом коммуникации начинает считаться и использование групповых интернет-конференций. Люди обладают способностью адаптироваться к новым средам обитания, и мы верим, что это их качество поможет им привыкнуть и к дистанционному коучингу. Как и всегда при возникновении новых профессий, возникает необходимость установления стандартов деятельности и поведения коучей. До сих пор эта инициатива осуществляется главным образом силами правительства или фонда Европейского Сообщества. Естественно, что первоначально авторитетом являлись поддерживаемые государством мероприятия по сертификации, такие как Национальные профессиональные квалификационные экзамены (National Vocational Qualifications). Мы считаем, что этот подход практически доказал свое полное несоответствие данному виду деятельности. Возможно, академические учреждения будут играть все большую роль в удовлетворении будущих потребностей в надежных общепринятых стандартах, сочетающих практические элементы и академическую строгость. Роль профессиональной квалификации ■ 23 По мере того как споры об установлении национальных стандартов набирают ход, наблюдается также усиление требований выработать и согласовать точные определения и терминологию коучинга и наставничества. И сейчас наступает самый подходящий момент для того, чтобы переключить ваше внимание с роли различных групп в развитии коучинга на рассмотрение процесса развития наставничества. Наставничество — семантические джунгли В нашем раннем исследовании 1990 года мы выработали ряд описаний деятельности по наставничеству, а также попытались определить разницу между коучингом и наставничеством. Споры продолжались практически на каждой встрече специалистов, работающих в данной области, а мы посещали их регулярно в течение последних десяти лет. Временами люди выходили из терпения и называли этот спор просто игрой слов и блужданиями в чаще семантических значений. На наш взгляд, более точным наблюдением было бы замечание о том, что повышение активности в этой сфере свидетельствует о вызревании новой профессии и что дискуссия — это здоровый способ достичь четкости и однозначной ясности понимания. Мы пока еще не пришли к общему мнению по поводу терминологии и понимаем, что используемые сейчас термины и определения могут снова измениться. И тем не менее мы продолжим использование термина «вклад». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |