Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы юридической ответственности. Развитие института юридической ответственности в России.




Выделяют следующие принципы осуществления юридической ответственности:

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — требования, которым должны отвечать основания ответственности и деятельность по ее применению. К основным из них можно отнести:

ответственность лишь за деяние, являющееся противоправным. Данный принцип обращен главным образом к законодателю и требует от него установления мер юридической ответственности лишь за те деяния, которые по своим объективным свойствам являются общественно вредным (опасным), противоречат природе права, ценностям общества. Содержание данного принципа непосредственно затрагивает также деятельность правоприменителя (юрисдикционных органов);

принцип справедливости охватывает своим содержанием следующие требования:

а) нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;

б) недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;

в) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;

г) non bis in idem (в буквальном смысле — «не дважды за одно»), то есть никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Положение п. 1 ст. 50 Конституции РФ содержит указание на то, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». В соответствии с ч. 3 ст. 3.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, предусмотренных Кодексом;

д) карательная ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения;

принцип законности означает, что юридическая ответственность: а) может иметь место лишь за те деяния, которые предусмотрены законом: б) применяется в строгом соответствии с процедурно-процессуальными требованиями закона (процессуальная регламентированность — необходимое условие законного применения юридической ответственности); в) предполагает обоснованное применение; то есть факт совершения конкретного правонарушения должен быть установлен как объективная истина; г) право лица, привлекаемого к ответственности, на защиту. С этим правом связана так называемая презумпция невиновности: каждое лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и вступившим в законную силу приговором; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустановленные сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает: а) индивидуализацию государственно-принудительных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, личностных свойств правонарушителя; б) возможность смягчения и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем;

принцип неотвратимости предполагает: а) ни одно правонарушение не должно остаться «незамеченным» для государства; б) быстрое и оперативное применение мер ответственности за совершение правонарушения; в) высокий профессионализм персонала правоохранительных органов. Принципиально важное значение для обеспечения принципа неотвратимости имеет фактор времени. Правильно будет сказать, что юридическая ответственность выполняет свою служебную роль лишь в течение определенного срока. За пределами этого срока ее применение становится бесцельным. По этой причине в законе, во-первых, оговорены сроки рассмотрения дел о правонарушениях (к примеру, предварительное расследование должно быть завершено в двухмесячный срок) и, во-вторых, установлены сроки, по истечении которых наступает освобождение правонарушителя от ответственности.

Принцип равности перед законом- лица, совершившее правонарушение равны перед законом независимо от пола, должностного положения.

БИЛЕТ № 18 (35,36)

Источники позитивного права. Виды источников права в РФ.

Способы, методы, приемы, типы правового регулирования.

Источники позитивного права. Виды источников права в РФ.

1) Источники позитивного права-это способ формирования и закрепления норм права (источники информации).

Виды источников права

1. Нормативно- правовой акт- это документ, издаваемый компетентными органами и содержащий нормы права. (конституция, постановления, законы, указы положения)

2. Правовой прецедент- это решение суда, или административного органа по конкретному делу, которое в последствие становится общеобязательным для всех подобных дел (судебный, административный), на примере одного дела потом рассматриваются все дела

3. Правовой обычай- устоявшееся стихийно- сложившегося поведение, санкционированное государством.

4. Нормативный договор- договор, содержащий норму права.

5. Правовая доктрина- труды известных юристов, которым придается статус общеобязательных к применению.

В Российской Федерации официально действуют источники права:

-Нормативно- правовой акт

-Нормативный договор-1) международные, 2) федеративного значения (Российской федерации и республик ) 3) коллективный договор ( в трудовом праве)

- правовой обычай (обычай делового оборота)

Классификация Нормативно- правовых актов:

I.Конституция РФ

Международные договоры

II.

1. ФКЗ принимаются голосами :3/4 совета федерации и 2/3 гос. думы

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Федеральный законы

3. Указы президента

4. Законы РСФСР

5. Законы СССР

6. Подзаконные нормативно- правовые акты

III.

1.Конституции (уставы) субъектов РФ

2. законы субъектов РФ

3. подзаконные судебные нормативно- правовые акты субъектов РФ

IV.Нормативно- правовые акты органов местного самоуправления

V.

1.Локальные нормативно- правовые акты

2.договоры

3.обычаи










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...