Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законотворчество. Его стадии.




Законотворчество— это деятельность высших органов государственной власти в стране по разработке и изданию нормативных актов высшей юридической силы (законов), осуществляемая в особом процессуальном порядке.

Основные признаки законотворчества:1) Это один из видов правотворчества.2) Это деятельность особых субъектов — высших органов власти государства.3) Это деятельность, в результате которой рождается закон.4) Эта деятельность должна протекать в особом, установленном законом порядке. Процессуальные нормы осуществления законотворчества содержатся в конституциях и регламентах органов власти.

Понятие закона: 1) Узкое понятие закона — это нормативный акт высшей юридической силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения (узкое понятие закона). Закон — это общее название нормативных актов высшей юридической силы.

2) В широком смысле закон - это любой нормативный правовой акт, изданный государством.

3) В теории естественного права и в практике юридического общения закон отождествляется с позитивным правом в целом и противопоставляется естественному праву.

Процесс и стадии законотворчества:Законотворчество осуществляется в особом процессуальном порядке, закрепляемом, как правило, в Конституциях, законах, регламентах парламентских учреждений (палат парламента).

Смотрите, например, статьи 104-108, 134-137 Конституции РФ. Закон Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области» от 10.10.96 года .

Законотворчество — это сложный процесс подготовки и принятия важнейших решений высшими органами государственной власти. Его можно разделить на стадии.

ЭТАП 1. Подготовка проекта закона. Внутри этого этапа выделяют следующие действия: а) принятие решения о разработке проекта закона компетентным на то органом государства на основе законодательной инициативы (законодательного предложения); б) разработка проекта закона определенными в решении органами (заинтересованными организациями); в) обсуждение проекта закона компетентными органами (комиссиями парламента); г) согласование проекта закона; д) доработка проекта органами, имеющими на то поручение высшего органа государства;

ЭТАП 2. Принятие закона компетентным органом. Включает в себя следующие действия: 1) Принятие решения о рассмотрении готового проекта закона компетентным органом. Например: принятие решения о рассмотрении в первом чтении проекта закона Государственной Думой. 2) Обсуждение проекта закона органом, компетентным вынести решение о принятии закона. 3) Принятие решения по проекту закона. Например: голосование по проекту закона в Государственной Думе. 4) Согласование принятого закона с установленными в Конституции инстанциями. В России, согласно Конституции РФ, принятые Государственной Думой законы вступают в действие только после одобрения их Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Последний может отклонить закон. Тогда создается согласительная комиссия, вырабатывающая новый проект закона (происходит переход к первой стадии законотворчества). Принятый проект вновь рассматривается Государственной Думой (второй этап законотворчества реализуется с самого начала). Законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации, подлежат обязательному подписанию Президентом РФ (ст. 107-108 Конституции РФ). В случае отклонения закона Президентом он вновь возвращается на рассмотрение Государственной Думы и приобретает статус проекта закона.

ЭТАП 3. Опубликование закона в официальном издании. Существуют определенный порядок и сроки опубликования принятых законов, официальные печатные издания, их публикующие и гарантирующие точность текстов закона. В России такими официальными изданиями являются «Собрание законодательства РФ» и «Российская газета».

Факультативные (не обязательные) процедуры, осуществляемые при правотворчестве:

1) Проверка конституционности принятого закона. 2) Направление на государственный учет в Министерство юстиции РФзаконов, актов палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, законов и других нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ.3) Регистрация в Министерстве юстиции РФ нормативных актов федеральных министерств и других федеральных центральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интереса граждан или носящих общеобязательный (межведомственный) характер.

Законотворчество в правовом государствеотличается от законотворчества в ином другом государстве своими принципами.

1) Демократизм. Посредством законотворчества реализуется суверенитет народа и обеспечивается верховенство права над государством. Поэтому, а) важнейшие законы принимаются через референдум; б) законотворчество в целом осуществляется представителями народа в парламенте;в) законопроекты выносятся на обсуждение народа.

2) Законность. Проявляется в следующем: а) соблюдается принцип верховенства законов. Посредством законотворчества регулируются все важнейшие общественные отношения. Подзаконные акты принимаются лишь во исполнение законов. Издаваемые законы не противоречат основным конституционным законам; б) каждый орган государства участвует в законотворчестве строго в рамках установленной для него компетенции; в) законотворчество происходит с соблюдением процессуальных норм; г) в стране действует система контроля за конституционностью законов (деятельность конституционных или верховных судов).

3) Научность. Законы должны отражать объективные законы развития общества. Поэтому, а) при законодательных органах должны быть научные учреждения, способные готовить проекты законодательных актов, давать квалифицированные экспертизы представленных проектов; б) проекты законов могут готовиться на конкурсной основе различными учреждениями; в) активное участие в законотворчестве должны принимать высококвалифицированные специалисты административных органов, которым предстоит исполнять принятые законы. Этот принцип реализуется посредством президентского утверждения законов принятых парламентом.

4) Право в правовом государстве отличается стабильностью. Поэтому, большее применение в законотворчестве имеет принцип плановости и неторопливости в деятельности законодательных органов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...