Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое воздействие, его виды. Стадии и механизм правового регулирования.




Понятие правового воздействия.Это осуществляемая с помощью права деятельность, оказывающая влияние на сознание людей, их поведение и общественные отношения в целях их упорядочения.

Выделяют следующие виды правового воздействия:

1. Информационное воздействие.Это доведение норм права до сведения людей. Право является информацией о необходимом или возможном поведении людей, обеспеченном государством, возможных средствах достижения цели, последствиях нарушения норм права. Она передается при чтении или прослушивании текста нормативных актов.

В его социальный механизм входят средства воздействия на людей: звуковые сигналы или буквенные коды. Предмет воздействия: сознание людей. Результат воздействия: запоминание (понимание) информации.

2.Воспитательное (ценностно-ориентационное) воздействие.Право несет информацию об определенных человеческих ценностях.В его социальный механизм входят средства воздействия: средства и методы агитации пропаганды, педагогики.Предмет воздействия: мировоззрения людей, их чувства, убеждения.Результатвоздействия: отношение людей к праву, к правомерному и не правомерному поведению, уважение права, прививание людям определенных ценностей, нравственности.

Эти два вида воздействия входят в общесоциальный механизм воздействия.

3.Правовое регулирование - то особый чисто юридический вид целенаправленного правового воздействия на сознание людей, их поведение и отношения посредством специальных юридических средств. Правовое регулирование отличается от информационного воздействия права и его воспитательного воздействия по следующим критериям:1) Средства воздействия.2) Предмет воздействия. Конечным предметом воздействия являются общественные отношения людей. Они складываются из актов поведения людей. Сознание, воля — лишь промежуточным предметом воздействия, через которые регулируется волевое поведение людей.3) Результат воздействия.

Им является правомерное поведение людей, урегулированное правом отношение.

Информационное и воспитательное воздействие права входит составной частью в правовое регулирование (сознание, воля являются необходимым промежуточным звеном между нормой права и поведением), но существуют и самостоятельно в процессах обучения и правового воспитания.

Понятие механизма правового регулирования (МПР).Это совокупность специально-юридических средств, с помощью которых право воздействует на поведение людей. Не следует его путать с механизмом правового воздействия, который гораздо шире.

Основные средства МПР.Выделяют признаки средств правового регулирования:1) Способы реализации интересов субъектов права.2) Инструменты воздействия права на общественную жизнь.

К специально-юридическим средствам воздействия на поведение людей (правовым средствам) относят:

1) Нормы права, составляющие систему с внутренним разделением труда. Это основное средство правового регулирования, в котором заложена модель необходимого поведения.

2) Принципы права, зафиксированные в нормах права и не оформленные в них, существующие в качестве правовых обычаев.

Это главные элементы (части) механизма, образно выражаясь — его мотор. Их задача: сформулировать волю государства и указать людям на то, каковы их субъективные права и обязанности, охраняемые государством, в каких случаях они могут реализоваться, какова будет реакция государства при их не выполнении.

3) Источники права (составляющие систему, например, в виде законодательства) как способы выражения (часто, с помощью специальной юридической техники) правовых идей в объективной действительности.

Их задача: информировать людей в доступной для них форме о воле государства, выраженной в правовых нормах, формализовать нормы права, тем самым, защищая от “коррозии”.

4) Акты толкования права обеспечивают разъяснение не вполне ясных норм: официальные, неофициальные.

5) Юридические факты (фактические составы) как особые факты действительности, с которыми государство связывает начало реализации норм в объективную действительность.

6) Правоотношения с выделенными в праве субъектами (свойствами субъектов: правоспособностью, дееспособностью и т.д.), объектами, субъективными правами и обязанностями. Они служат индивидуализации предписаний заложенных в общие нормы права.

7) Акты реализация права — это поведение людей (действия, бездействия), соответствующее предписаниям норм права, осуществляемое в форме: - исполнения обязанностей; - соблюдения запретов; - использования своих прав.

8) Акты правоприменения — это властные, индивидуальные решения, компетентных органов, конкретизирующие нормы права: указывающие на конкретные права и обязанности конкретных лиц. Они используются в основном при административном методе регулирования, когда субъекты права не могут решить свои споры без постороннего властного субъекта (государства).

Акты поведения могут быть выражены в актах-документах (договор).

В целом совокупность деяний людей и их организаций образуют правопорядок.

Юридическая ответственность как разновидность правоотношения, возникающего при правонарушении, как особый вид юридической обязанности правонарушителя претерпевать наказание за совершенное деяние, как вид охранительного правоприменения, вступает в действие в случае не достижения результатов с помощью иных выше указанных средств, при совершении правонарушения.

 Правосознание, как особую форму юридического сознания, оказывающую решающее значение на поведение людей (правовые идеи и правовая психология).

Законность как важнейший юридический принцип режим (сложившееся состояние) общественных отношений.

Процесс правового регулирования и его этапы.Деятельность по регулированию поведения людей и их объединений растянута во времени, т.е. представляет собой процесс, в котором можно выделить следующие этапы:

1) Формирование норм позитивного права (регламентация общественных отношений посредством правотворчества).В него входит также деятельность по доведению содержания нормы права до лиц, чью деятельность она призвана регулировать.

2) Возникновение правоотношений. Она начинается с момента появления, предусм-х в нормах права, юридических фактов. Здесь происходит индивидуализация норм права, воплощение их в конкретные субъективные права и юридические обязанности. Если в норме права не ясно изложены юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правовых отношений или не понятно кому адресованы норма права, расплывчато описаны сами права и обязанности, то процесс правового рег-я прервется или не достигнет желаемого результата.

3) Реализация норм права субъектами правоотношений в виде правомерного поведения.

Примечание: процесс правового регулирования называется сложным, если в нем присутствует стадия правоприменения. Если этой стадии нет, то он называется простым.

4) Правоприменение. Присутствует не всегда.

Стадии правового регулирования:

1. Стадия Нормативная- объективное право- нет прямого обращения, нормы абстрактные, направленные на неопределенный круг лиц  (Средаства1-3)

  1. Стадия Субъктивного право- (4,5)
  2. Стадия реализации- объединение объективного и субъективного права (6,7)

БИЛЕТ № 20 (39,40)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...