Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и структура законодательства. Система нормативных правовых актов в РФ.




Законодательство в широком смысле — это система всех писаных источников права, действующих в данной стране: законов, подзаконных актов, договоров.

Законодательство в узком смысле слова — это система законов и нормативных договоров имеющих силу законов, действующих в данной стране. Подзаконные акты из этого круга исключаются.

Не нужно путать законодательство, которое представляет собой систему, с системой позитивного права. Они складываются из различных элементов. Система права складывается из норм права, институтов, отраслей. Законодательство состоит из документов (законов, кодексов) в которых эти нормы зафиксированы.

Система права носит объективный характер, определяемый свойствами регулируемых общественных отношений, а законодательство носит субъективный характер. Законодатель может буквально отразить систему права в законодательстве, помещая нормы одной отрасли права в отдельные акты (кодексы), но может в один нормативный акт или договор поместить нормы различных отраслей права. Тогда система законодательных актов (система законодательства) не будет совпадать с системой права.

Структура законодательства.Законодательство имеет свою структуру. Российское законодательство классифицируется по следующим основаниям:1. По отраслям права, нормы которых содержатся в группе нормативных актов, законодательство разделяют на отрасли законодательства (отраслевая структура). Например: Уголовный Кодекс РФ и дополняющие его законы составляют вместе отрасль уголовного законодательства.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с общепризнанными отраслями права. Так нормы налогового права составляют подотрасль финансового права.

2. По субъектам, издавшим нормативно-правовые акты (федеративная структура): а) международные договоры, ратифицированные в РФ; б) федеральное законодательство (законы, подзаконные акты); в) законодательство субъектов федерации (республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения): законы и подзаконные акты; г) законодательство местного самоуправления.

3. По юридической силе нормативных актов и нормативных договоров (иерархическая структура). Знание иерархии законодательства наиболее важно для юриста. В настоящее время иерархия российского законодательства вызывает множество споров.

-Конституция

-Международные договоры (ратифицированные, принятые в форме федерального закона)

-ФКЗ, ФЗ

-Иные международные договоры (подпис, не ратифицированные)

- указы президента

-постановления правительства.

 

1) На первое место по юридической силе ставится Конституции РФ 1993 года. Юридическая сила различных норм Конституции неравнозначна. Высшей силой по отношению к другим нормам Конституции обладают нормы главы 1 "Основы конституционного строя" (ст. 1-16), которой, согласно ч.2, ст. 16 Конституции РФ, не должны противоречить другие статьи Конституции РФ.

2) На втором месте стоят международные договоры, ратифицированные в РФ (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае противоречия между ними и законами РФ применяются правила международного договора.

3) Законы РФ принятые референдумом.

4) Конституционные федеральные законы (о чрезвычайном положении, референдуме и т.д.).

5) "Простые" федеральные законы.

6) Спорным является положение общепризнанных принципов и норм международного права,не помещенных в международных договорах РФ, а содержащихся в иных источниках права (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). По нашему мнению, они стоят наравне с законами РФ. На них не распространяется особый статус норм, находящихся в международных договорах РФ. В другой литературе на них этот статус распространяют и считают, что их юридическая сила выше законов РФ.

7) Законы субъектов федерации, принятые по предмету ведения субъекта федерации, обладают высшей юридической силой над законами РФ (ст. 76 п. 6 Конституции РФ).

8) Законы субъектов федерации, принятые по совместному с РФ предмету ведения (ст. 72 и 76 Конституции РФ).

9) Указы Президента РФ. На практике, указы Президента РФ иногда ставятся превыше законов и даже Конституции (Указ Президента РФ О защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности).

10) Постановления Правительства РФ и межправительственные договоры.

11) Постановления Правительства субъектов федерации.

12) Подзаконные нормативные акты федеральных министерств и других центральных федеральных органов исполнительной власти, изданные их руководителями: приказы, постановления, указания, распоряжения, инструкции, а так же межведомственные договоры.

Это иерархия действует только при регулировании предмета совместного ведения субъектов федерации и РФ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...