Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закономерности процесса обучения




 Теория обучения как научная дисциплина открывает и формулирует закономерности обучения - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами процесса обучения. Выделяются внешние и внутренние закономерности процесса обучения.

 Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне его образования. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы обучения всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню образования личности;

 К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием, методами, средствами и формами), между характером деятельности преподавателя и деятельностью студентов; между отношением студентов к процессу обучения и эффективностью результатов данного процесса. Среди закономерностей учебного процесса можно выделить следующие:

обучение всегда связано с воспитанием.

цели, содержание, методы, формы и средства обучения закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента с необходимостью ведут к изменениям других структурных компонентов учебного процесса;

эффективность образовательного процесса закономерно опосредуется оптимальностью выбора методов, форм и средств обучения;

чем активнее личность в процессе обучения, тем успешнее осуществляется данный процесс;

прочность освоения теоретического материала закономерно связана с уровнем его практического закрепления в ходе учебного процесса;

эффективность результатов учебного процесса во многом определяется характером взаимодействия преподавателя и студентов в учебном процессе.

 Объективный характер закономерностей как категории дидактики выражается в том, что они всегда присутствуют в учебном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности.

 

41. Особенности развивающего обучения. Развитие –это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию новых изменений. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека. В процессе развития происходит присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Ж.Пиаже, К.Г.Юнг)

Возрастные изменения могут быть эволюционными (постепенными) и революционными (в возрастные кризисы). Ситуационные изменения зависят от конкретных ситуаций, организованного обучения и воспитания. Ситуационные изменения требуют закрепления, упражнений.

Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, влияют на него, направляя ход развития.

Законы психического развития – определяют собой общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие.

Основные принципы человеческого развития: соотношение врожденного и приобретенного, стадиальность развития. Соотношение врожденного и приобретенного: развитие зависит от организма, анатомо-физиологических особенностей. С другой стороны развитие зависит от среды. Задатки – это генотипически обусловленные особенности организма.

Стадиальность развития – возрастная периодизация.

Психологические теории соотношения обучения и развития.

Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова заключается в том, что единицей учебной деятельности является учебная задача. Решение учебной задачи преобразует самого обучаемого. В.В.Давыдов определял, что учебная деятельность – это усвоение теоретических научных знаний, а формирование учебной деятельности – это формирование умения учиться самостоятельно и творчески. Задача преподавателя – не давать готовые знания, а научить студентов ориентироваться в научной и другой информации.

Положения системы развивающего обучения (Л.В.Занков, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов):

- усвоение знаний. Носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству студентов с более частными и конкретными знаниями.

- знания усваиваются в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;

- при выявлении предметных источников тех или иных знаний студенты должны уметь обнаружить в учебном материале генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;

- это отношение студенты воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;

- студенты должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно;

- студенты должны уметь переходить от выполнения действий в теоретическом плане, к выполнению их в практическом плане и обратно.

Развивающим является такое обучение при котором не пытаются вложить готовые знания, а организуется совместнгая деятельность преподавателя и студентов так, чтобы он эти знания приобрел.

Содержанием развивающего обучения являются теоретические знания. Методом- организация совместной деятельности: решение задач и др. продуктом являются психологические новообразования (умение анализировать, находить решение).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...