Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции учебного процесса в вузе.




Выделяют 4 основные функции учебного процесса

1) сообщение учебной информации;

2) формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков;

3) активизация освоения педагогического опыта обмена знаниями;

4) контроль результатов обучения.

Сообщение учебной информации

Эта функция реализуется в основном в форме лекционных занятий. В процессе сообщения учебной информации возникают такие дидактические задачи как: разрушить неверные стереотипы, заинтересовать, убедить, побудить к самостоятельному поиску, активной мыслительной деятельности, помочь совершить переход от теоретического уровня к прикладным знаниям.

Для решения этих задач применяются следующие формы проведения лекций: лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция с применением техники обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, лекция-консультация, групповая консультация, программированная лекция-консультация и др.

Формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков

Решаются дидактические задачи такие как: закрепить полученные знания, формировать умение применять их на практике, формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения, аргументировано их защищать в дискуссии, взаимодействовать, управлять процессом в динамике его развития и т.д. Для решения этих задач применяются в основном имитационные методы активного обучения – неигровые и игровые, которые осуществляются на семинарских занятиях.

Активизация освоения педагогического опыта и обмена знаниями

Основные дидактические задачи, стоящие перед преподавателем: заинтересовать педагогическим опытом, практикой, убедить в прогрессивности определенных педагогических форм и методов, сформировать конструктивную позицию в отношении нововведений, пробудить чувство нового, выработать творческий подход у будущих специалистов, вызвать рефлексивную (критическую) самооценку собственной практики и т.п.

Для реализации этих задач необходима педагогическая практика, выездные тематические занятия, тематические дискуссии, проводятся лекции в активной форме, анализ конкретных ситуаций и проведение деловых игр на семинарах,

Контроль результатов обучения.

Дидактические задачи: проверять умение оперировать полученными знаниями, умение применять их на практике, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать практически значимые выводы, побудить к самоконтролю, самооценке и развитию собственных знаний, реализовать непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.

Методы контроля: тестирование, программированный контроль, итоговое собеседование, разработка и защита курсовых работ, ВКР, рефератов.

Традиционные формы контроля знаний: зачет, экзамен.

38. Основные категории педагогики высшего образования.

Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. По большому счету, объектом педагогики является воспитание в широком смысле.

Таким образом, объект педагогики высшей школы – система высшего образования и педагогические процессы в ней.
Педагогические системы различаются между собой педагогической целью, содержанием обучения, контингентом студентов, квалификацией педагогов, формами, способами руководства процессами деятельности студентов, результатами. Однако все системы реализуют единую цель, которая определена государством, обществом.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. В предмет педагогики высшей школы обязательно включаются следующие компоненты:
учебно-воспитательный процесс и процесс профессиональной подготовки специалистов, культурной элиты современного общества;

· изучение закономерных связей, существующих между развитием, воспитанием и обучением студентов в высших учебных заведениях;

· разработка на этой основе методологических, теоретических и методических проблем становления современного интеллектуального высококвалифицированного специалиста в любой сфере материального или духовного производства.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика – наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом.
Предмет педагогики обусловливает функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве.
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и студентов, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

 

· проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

·
рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, а также последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

В соответствии с функциями, основными задачами педагогики как науки являются следующие:

– анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
– разработка теоретико-методологических основ образования;

– выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

– определение содержания образования в конкретных условиях;

– разработка образовательных стандартов;

– разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

– изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

– внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

– изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Педагогика высшей школы представляет собой науку о воспитании, образовании и обучении студенчества. Кроме этих трех категорий к педагогической науке относятся также категории «учение» и «педагогический процесс».

Категория «образование» включает три составляющих:

1) приобретение знаний, умений и навыков;

2) формирование на этой основе мировоззрения;

3) развитие познавательных способностей личности.

Чтобы содержание образования стало «достоянием» студентов, необходима система специально подобранных педагогических влияний – обучение, предусматривающее совместную деятельность преподавателя и студента.

Учение же как категория педагогики рассматривает лишь деятельность самого студента, его личный труд, направленный на овладение содержанием образования, хотя это вовсе не означает, что самостоятельная работа студентов не должна организовываться педагогом.

Как категория педагогики «педагогический процесс» включает всю систему средств обучения и воспитания, которые используются в том или ином учебном заведении и организовываются в соответствии с требованиями педагогики.

Воспитаниев широком понимании означает руководство развитием. Это руководство приобретением знаний, усвоением определенных взглядов, выработкой правильных привычек, формированием потребностей, интересов, мотивов, чувств. Процесс руководства развитием может осуществляться специально, как целенаправленная деятельность выделенных для этой цели лиц – воспитателей, педагогов, кураторов, тьюторов. Это воспитание в узком смысле. С другой стороны, на человека влияет вся совокупность жизненных условий, вся социокультурная среда, его «воспитывает жизнь». Это – широкое содержание понятия «воспитание».

Педагогическую деятельность определяют постановка цели и решение педагогических задач.

Цели педагогического процесса – идеальное предвидение результата деятельности. Они состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждой лекции, семинаре, на уровне предмета, на уровне системы образования.

В систему целей педагогического процесса включаются формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т. д.).

Педагогика высшей школы нацелена на выполнение следующих задач:

 

·
анализ социально-исторических характеристик системы высшего образования;

·
анализ содержания, форм и методов обучения, развития и воспитания студентов в высшем учебном заведении;

·
анализ методов контроля и оценки успеваемости студентов на основе системного подхода;

·
разработка новых технологий воспитания и обучения студентов в высшем учебном заведении;

·
выявление педагогических закономерностей формирования студентов как будущих специалистов;

·
изучение диалектических взаимосвязей объективных и субъективных, социальных и природных факторов воспитания и развития студенчества, его потенциальных и реальных возможностей;

·
исследование соотношения целей и средств воспитания и обучения;

·
разработка теории и методики воспитания и обучения, которые педагог-преподаватель может использовать в своей практической деятельности;

·
выработка критериев эффективности педагогической системы на основе закономерностей педагогических процессов.

 

^ 3.2. Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука


Как наука педагогика высшей школы представляет собой совокупность знаний, на основе которых возможно анализировать, организовывать педагогический процесс и проектировать поиск эффективных педагогических систем.

Педагогика высшей школы, с одной стороны, является наукой, а с другой, представляет собой искусство.

♦ Как наукапедагогика высшей школы имеет свой объект, предмет, методы исследования и перспективы развития. Она раскрывает:

▪ сущность воспитания студентов как педагогического процесса;

▪ законы и закономерности воспитательного процесса;

▪ условия, при которых эти законы проявляются полнее;

▪ условия и способы прогнозирования педагогического процесса;

▪ структуру и механизм взаимодействия элементов педагогической системы.

Наукой она является в силу того, что имеет следующие составляющие:

 

·
свой предмет (целостный педагогический процесс), обширную информацию о нем;

·
понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизированности имеющейся информации;

·
описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс.


Педагогика — это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).

♦ Педагогика — это искусство, рассматриваемое как высокая степень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях. Ядром таких убеждений являются педагогические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные, вызывающие уверенность в правильности принятых решений и готовность действовать в соответствии с ними.

^ Педагогическое искусство — это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства. Зная возможные варианты разрешения проблемных ситуаций, педагог стремится «пропустить их через себя», «примерить» к личностным особенностям, специальным умениям, индивидуальным способностям собственной личности, а затем вырабатывает свой стиль, свои приемы, свои способы взаимодействия с детьми в педагогическом процессе. При этом он совершенствует их во времени, приумножает новыми современными находками педагогической теории и практики, доводя постепенно свое мастерство до уровня искусства. Именно искусство обогащает науку: приводит к новым обобщениям, к новой, более совершенной теории.

Как искусствопедагогика высшей школы требует творческого вдохновения и увлечённости этой наукой от каждого преподавателя и творческого использования теории на практике.

Педагогика высшей школы – теоретическая и прикладная наука.

♦ Как теоретическая наука она выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов.

Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

♦ Как прикладная наука педагогика высшей школы указывает на использование теоретических положений, путей реализации законов и закономерностей, принципов в практической деятельности педагогических работников.

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

1) Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако, такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

2) Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является Студент, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако, в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение». Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

3) Продуктивной для науки и практики является третья концепция, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Таким образом, как теоретическая наука педагогика высшей школы выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов. Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

Как прикладная наука педагогика высшей школы указывает на использование теоретических положений, путей реализации законов и закономерностей, принципов в практической деятельности педагогических работников.
Основные категории педагогики высшей школы


І. Методологические категории: педагогическая теория, педагогическая концепция, педагогическая идея, педагогическая закономерность, педагогические принципы и др.

Педагогическая теория – система научно-педагогических знаний, которая описывает и объясняет элементы реальной педагогической деятельности в высшем учебном заведении. Составляющими элементами педагогической теории выступают педагогические идеи, педагогические понятия, педагогические концепции, педагогические закономерности и педагогические принципы.

Педагогическая концепция – система критических взглядов на реальную вузовскую действительность и соответствующего поиска и предложения новых конструкторских идей. Педагогическая концепция всегда должна подкрепляться исследованиями и эмпирическими данными. Так, концепция гуманизации и гуманитаризации опирается на социологические исследования среди студентов и эмпирические рассуждения и предложения преподавателей.

Педагогическая идея – это новое направление мысли, утверждение или развёрнутая модель, отражающая те или иные отношения или связи в вузовской действительности. Приобретая самостоятельный характер, идеи могут объединяться в концепции, частично дополняя теории. Например, идея усиления самостоятельности в учебной деятельности студентов, объединяясь с другими законами вузовской действительности с использованием самостоятельности студентов, приобрела концептуальный характер.

Педагогическая закономерность – объективно повторяемая последовательность явлений. Закономерности подразделяют на биологические, психологические, социальные и собственно педагогические. По другой классификации, они могут быть фундаментальными и конкретными.

Принципы – это система требований и положений педагогики, выполнение которых обеспечивает продуктивность учебно-воспитательного процесса. К педагогическим принципам относятся следующие: гуманизация воспитания – приоритет задач самореализации личности студента, создание условий для выявления одарённости и талантов, формирования гуманной личности, искренней, человечной, доброжелательной); научный, светский характер обучения; единство национального и общечеловеческого; демократизация воспитания; приоритет умственной и моральной направленности содержания обучения и воспитания; соединение активности, самодеятельности и творческой инициативы студентов с требовательным руководством преподавателя; учёт индивидуальных, возрастных особенностей студентов в учебно-воспитательномпроцессе.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. Каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения. При этом одни из них переносят принципы общей, или школьной, дидактики в вузовские условия, несколько уточняя и расширяя формулировки. Так, С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность, связь теории с практикой, практического опыта с наукой, системность и последовательность в подготовке специалистов, сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе, соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе, сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании, доступность научных знаний, прочность усвоения знаний.

При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например, в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от преподавателя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтезировали все существующиепринципы:

 

·
ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

·
соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

·
оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

·
рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

·
соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.


ІІ. Процессуальные категории: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности; учебно-воспитательный процесс и др.

Образование– в узком смысле – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебном заведении или путем самообразования. В более широком социальном контексте под образованием понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире, творческой и моральной личности.

Образование представляет собой процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Это синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития, взросления и социализации. Образование выступает как последовательный, систематический и целенаправленный процесс усвоения содержания обучения. Это содержание составляют обусловленные целями и потребностями общества знания, умения и навыки, профессиональные, мировоззренческие и гражданские качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства.

Образование является одним из наиболее важных показателей социального статуса индивида. В то же время это один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества. Образование представляет собой социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение его к культуре данной общественной системы. При этом образование предопределяет не только знания, умения и навыки человека, но и его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты.

Воспитаниепроцесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Воспитание реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: «знания» «убеждения» «практическая деятельность».

Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение научно-познавательной, художественной и непременно нравственной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты.

Выделяются следующие исторические типы воспитания:

 

1.
своецентристское воспитание (мерило становления человека заключено в нём самом);

2.
межсубъектное воспитание (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения);

3.
гуманистическое воспитание – практические социальные (институализированные, массовые и индивидуальные) действия во всех сферах жизни с ориентацией на благо человека как конечную цель.


Гуманистическое воспитание представляет собой ориентацию на следующие цели:

 

·
формирование особого («человечного») отношения к миру живой и неживой природы в их экологических связях с обществом;

·
развитие специфических социальных чувств соучастия, взаимопомощи, коллективности, сострадания, милосердия, уважения, солидарности;

·
содействие национальной самоидентификации, овладению ценностями мировой культуры, общечеловеческими ценностями;

·
воспитание сознательного гражданина, патриота;

·
накопление молодежью социального опыта, высокой культуры межнациональных взаимоотношений;

·
формирование у молодежи потребности и умения жить в гражданском обществе;

·
развитие моральной, художественно-эстетической, трудовой, экологической культуры;

·
формирование национальных и общечеловеческих ценностей, сохранение и обогащение украинских культурно-исторических традиций, воспитание уважительного отношения к национальным святыням, украинскому языку, а также к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине;

·
развитие талантов и способностей, присущих каждому человеку в соответствии с фундаментальной гуманистической миссией образования и требованиями справедливости, которыми должна руководствоваться любая образовательная политика, а также потребностями эндогенного развития;

·
стимулирование у молодежи стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта, туризма.


Учебно-воспитательный процесс – это образовательная деятельность в высшем учебном заведении, которая обеспечивает возможность получения личностью знаний, умений и навыков в гуманитарной, социальной, научно-исследовательской и технической сферах; интеллектуального, морального, духовного, эстетического и физического развития личности, что содействует формированию образованной, умелой и воспитанной личности.

ІІІ. Сущностные категории: цель, задачи и содержание воспитания, профессиограмма специалиста (преподавателя), деятельность (преподавателя и студента), дифференцированный и индивидуальный подходы, прогнозирование последствий педагогического влияния, планирование учебной работы, формы, методы и средства воспитания и обучения, педагогические технологии обучения и воспитания, управление учебно-воспитательным процессом, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская деятельность студентов; гуманизация и гуманитаризация высшего учебного заведения.

Гуманизация обученияпарадигма, в основе которой лежит человекоцентристский подход, признание человека высшей социальной ценностью, уважение к личности, ее достоинству, потребностям и интересам, учет личных целей и устремлений каждого человека, создание максимальных условий для полного раскрытия его способностей, для его постоянного самоусовершенствования и самоутверждения, принципиальные изменения в содержании обучения, отказ от технократизма и экологического вероломства, признание приоритета гуманитарной культуры в широком понимании слова, формированиесистемы идей, обосновывающих воззрения на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами, стремящееся к добру и истине, чуткому к красоте, всегда готовому прийти на помощь.

Гуманизация образования – направленность всего образовательного процесса на человека, его блага, развитие его задатков, формирование его свободы и ответственности, удовлетворение его потребностей в знаниях, замена предметноцентрической системы обучения системой антропоцентрической; смена стратегических целей образования и полное подчинение его интересам человека. Гуманизация образования – формирование гуманистического мировоззрения в процессе обучения, то есть провозглашение блага человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Для этого содержание образования, формы и методы обучения должны обеспечивать свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества.

Гуманизация образовательно-воспитательной системы– кардинальное изменение целенаправленности высшей школы вообще: не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание всесторонних условий для удовлетворения потребностей человека в самоусовершенствовании, в постоянном повышении уровня своих знаний и культуры. Это – воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира; развитие современного мировоззрения, творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности; подготовка квалифицированных кадров, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий, конкурентоспособных на рынке труда.

Гуманизация предполагает осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса и предостерегает от узкоутилитарной концепции образования. Это – направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор. Под гуманизацией понимается диверсификация высшего образования, его гибкость, способность предвидеть, а также расширение границ образования с целью органического вхождения в систему непрерывного образования для всех. В концепции гуманизации акцентируется миссия высшего образования, демократизация доступа к нему, автономия и демократические свободы, научно-исследовательские, образовательные и воспитательные задания, этическая, культурная и критическая функции, связи и взаимодействия с обществом и его основными институтами, управление образованием и его финансирование. В ходе гуманизации для граждан создаются равные возможности в получении образования, условия для развития системы непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни, обеспечения образовательных потребностей национальных меньшинств, интеграции отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство. Гуманизация предполагает разнообразие типов учебных заведений, вариативность учебных программ, индивидуализацию обучения и воспитания, улучшение качества образовательных услуг.

Гуманитаризация образованиявведение в образовательный процесс набора классических гуманитарных наук, которые несут в себе и сохраняют прогрессивные человеческие ценности. Это поворот образования к целостной картине жизни и прежде всего – к миру культуры, миру человека, к очеловечиванию знания и формировния гуманитарного системного мышления; система мер, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых путем развития общекультурных компонентов в содержании образования, что потребовало прежде всего пересмотра образовательных программ в сторону увеличения объема гуманитарных и естественнонаучных дисциплин с целью предоставления студентам возможности осмысления культурного наследия, ориентации в науках, изучающих человека и общество.

Гуманитаризация образования создает возможность путем обновления гуманитарных наук и системы их преподавания заполнить духовный вакуум, образовавшийся в условиях кризиса ценностей. В соответствии с гуманитаризацией образования в высшей школе изучаются такие дисциплины как история, социология, философия, психология, культурология, политология, экология, валеология и др. Гуманитаризация образования – главное направление обновления образования на этапе перехода человечества от индустриальной к технотронной цивилизации, главный смысл которого – подготовка человека к гуманным, человеческим отношениям с природой, осознание им своего места и роли в дальнейшем развитии цивилизации.

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования– характеристика высшего образования по критериям степени сформированности знаний, умений и навыков личности, которые обеспечивают способность выполнять задания и обязанности (работы) определённого уровня профессиональной деятельности. Выделяются следующие образовательно-квалификационные уровни: неполное высшее образование (младший специалист), базовое высшее образование (бакалавр), полное высшее образование (специалист или магистр).

Формы организации учебного процесса – формы, в которых осуществляется учебный процесс в вузах, а именно: учебные занятия, самостоятельная работа, практическая подготовка, контрольные мероприятия. Основными видами учебных занятий в высших учебных заведениях являются: лекция, лабораторное, практическое, семинарское, индивидуальное занятие, консультация. Высшим учебным заведением могут быть установлены и другие виды учебных занятий.

Педагогические технологии – способы реализации преподавателями конкретного сложного педагогического процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности обучения и воспитания.

Формами обученияв высших учебных заведениях выступают формы, в которых обеспечивается обучение в высших учебных заведениях, а именно: дневная (очная), вечерняя, заочная, дистанционная, экстернат. Формы обучения могут быть объединены. Период обучения по конкретной форме определяется возможностями выполнения образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов определённого образовательно-квалификационного уровня. Экстернатная форма обучения – это особенная форма, которая предусматривает самостоятельное изучение учебных дисциплин, сдачу экзаменов и зачётов в вузе и прохождение других форм итогового контроля, предусмотренных учебным планом.

 39. Цели обучения в вузе и сущность образовательного процесса.

Цели обучения - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа - требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-педагогических знаний.

 В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения.

Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получило название "формальное образование".

 Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это получило название "материальное образование".

 Современная теория обучения считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:

обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию студентов к дальнейшему обучению и жизни;

развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений, - задача является едва ли не основной, т.к. развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;

формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств;

формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании, - эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку с современную эпоху быстро устаревают знания и ест необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;

формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе и электронными.

 Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей студентов. В современной теории обучения чрезвычайно актуальным является требование диагностичности целей обучения. В исследованиях, проведенных В.П.Беспалько, указывается, что для диагностичной (Д) постановки любой цели требуется, чтобы она была точно описана (О), поддавалась измерению (Из) и существовала шкала ее оценки (Оц). Отсюда получается формула диагностичности:

Д = О + Из + Оц.

 Невозможность выполнить хотя бы одну операцию из формулы диагностичности делает цель недиагностичной.

 К целям обучения можно предъявить следующие требования: они должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, т.е. должны быть диагностичными по всем основным свойствам личности.

 Таксономия целей обучения

 С 50-х гг. ХХ века в дидактике есть тенденция формулировать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях студентов, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, которым можно дать объективную количественную и качественную оценку. В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей: познавательные, аффективные, психомоторные.

 Перечень целей в познавательной группе, имеющей основное значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, выглядит так.

Знание.

Понимание.

Применение.Анализ.

Синтез.

 Оценка.

Категории учебных целей в познавательной области

Основные категории учебных целей. Примеры обобщенных типов

учебных целей

 Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений. Студент

знает употребляемые термины,

знает конкретные факты,

знает методы и процедуры,

знает основные понятия,

знает правила и принципы

 Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, "перевод" его с одного "языка" на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация Студентом материала (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.Студент

понимает факты, правила и принципы,

интерпретирует словесный материал,

интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

преобразует словесный материал в математические выражения,

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

 Применение

Эта категория обозначает умение использовать учебный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание Студент

использует понятия и принципы в новых ситуациях,

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях,

демонстрирует правильное применение метода или процедуры

 Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.Студент

выделяет скрытые (неявные) предположения,

видит ошибки и упущения в логике рассуждений,

проводит различия между фактами и следствиями,

оценивает значимость данных

 Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. Студент

пишет небольшое творческое сочинение,

предлагает план проведения эксперимента,

использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы

Оценка

 Эта категория обозначает готовность и способность студента оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения студента должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим студентам или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях. Студент

оценивает логику построения учебного материала в виде письменного текста,

оценивает соответствие выводов имеющимся данным,

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества

 Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конкретного результата обучения - состояния студента, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки.

40. Закономерности процесса вузовского обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...