Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный образовательный стандарт




 Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

 Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.

 В нашей стране стандарт образования является основным нормативным документом и определяет минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции регионов и образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня:

1) федеральный уровень - определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры;

2) национально-региональный уровень - содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования;

3) школьный уровень - определяет само образовательное учреждение. Однако в стандарте указан объем содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

 Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают:

 описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

 объема содержания;

максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

 На основе стандарта образования могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.

 Базисный учебный план

И учебный план общеобразовательного учреждения

 В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и собственно учебный план школы.

 Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы, для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования Российской Федерации.

 Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

 продолжительность обучения (в учебных годах) общую и по каждой ступени;

недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, обязательные занятия по выбору студентов, факультативные занятия;

 максимальную обязательную недельную учебную нагрузку для студентов, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

суммарную, оплачиваемую государством нагрузку преподавателя, учитывающую максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

 Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.

 Этот принцип находит выражение в линейной и циклической структуре курсов, представляющих образовательную область.

 Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

 Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

 Он составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Это тот реальный план, по которому работает данная конкретная школа. Причем в каждой школе эти учебные планы могут быть разными. Существует два типа учебных планов школы:

 собственно учебный план школы, разрабатываемый на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

 В учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный уровни.

 На федеральном уровне обеспечивается единство школьного образования в стране, включающее в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично такие области, как окружающий мир, искусство, трудовая подготовка. В этих областях выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

 Национально-региональный уровень обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице объектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык, и частично учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

 Школьный уровень отражает интересы конкретного образовательного учреждения. В учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяется три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору студентов; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).

 Учебные программы и учебная литература

 Содержание образования, представленное в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет - это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных целей.

 Предметы объединяются в циклы: естественно-математический, гуманитарный, художественный, производственно-трудовой, физкультурно-оздоровительный. Каждая группа предметов имеет свои функции и роль в достижении образовательных целей.

 Учебная программа - документ, характеризующий отдельный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля.

Это документ для преподавателя школы.

 Имеется следующие принципы расположения материала в программе: линейный, концентрический, спиральный и модульный.

 При линейной структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы - учебный курс.

 В концентрической программе один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. отдельные темы или разделы изучаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения.

 При спиральной структуре ставится проблема, к решению которой студенты и преподаватель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Т.е. многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых.

 Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретнее содержание учебных программ.

 Учебник - это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. По своему содержанию и структуре он обязательно соответствует учебной программе по предмету.

 Вместе с тем учебник надо рассматривать не только как носитель информации, но и как средство обучения.

 Структура учебника:

1. Текст: тексты-описания; тексты-повествования; тексты-рассуждения.

2. Внетекстовые, вспомогательные компоненты:

аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, надписи к иллюстративному материалу и упражнения);

собственно иллюстративный материал;

аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Функции школьного учебника:

 информационная - обеспечение детей необходимой и достаточно информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

 трансформационная - материал в учебнике преобразуется с учетом детских возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения;

 систематизирующая - реализует требование обязательного систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

закрепления и самоконтроля - учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим Студентом правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

 интегрирующая - учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

 координирующая - способствует привлечению в процессе работы над материалом разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации и т.п.);

 развивающе-воспитательная - состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность;

обучающая - проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

 Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...