Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория программированного обучения




В 60-е годы в нашей стране увлекались скиннеровским (американским Б.Ф.Скиннер) вариантом программированного обучения. Создавались учебники, где текст разбивался на порции, которые сопровождались вопросами для самоконтроля давались варианты альтернативных ответов на них. Один из этих ответов был правильный, а остальные – нет, или неполный, неточный. Методы этого варианта не были направлены на активизацию мыслительной деятельности обучаемого, и поэтому не могут быть отнесены к активным методам.

Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. В идее программирования процесса обучения есть и рациональное звено, которое ложится в основу управления формированием именно мышления студентов, если использовать программы иного рода. В исследованиях отечественных психологов (Н.Ф.Талызина и др.) было показано, что теория поэтапного формирования умственных действий позволяет программировать не порции запоминаемого учебного текста, а саму учебную деятельность студента. Теория поэтапного формирования умственных действий Н.Я.Гальперина понимает под учением деятельность, выполнение которой приводит студента к новым знаниям и умениям.

Психологическая структура любой деятельности – цель – средства ее достижения – результат. Программированное обучение деятельности – это необходимость выбрать определенные средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести ее до получения задуманного результата. Система познавательных действий программируется и рационально строится от начала до конца. Процесс умственных действий виден шаг за шагом: от учебной задачи до знаний. умений, навыков. Знания (по Гальперину) – это образы, формирующиеся у обучаемого: образы восприятия, памяти, мышления и т.д. Это образы предметов и явлений. Умения – система действий человека, связанных между собой логикой деятельности и направленных на решение поставленных задач. Навыки – это автоматизированные действия или умение действовать в определенной деятельности.

Таким образом, программируется цель обучения и в соответствии с ней и последовательный ряд действий контролируемых и управляемых педагогом, которые воплощаются в результат. Как это осуществляется?

Деятельность состоит из 2 частей – ориентировочной и исполнительной. Обучить человека новой деятельности – это значит создать в его сознании ориентировочную основу (знания, представления о деятельности) для правильного выполнения ее исполнительной части. Для обучения безошибочному выполнению исполнительной части незнакомого действия учащемуся вручается схема ориентировочной основы действия (ООД) с подробным указанием порядка всех операций в нужной последовательности и с нужным качеством. Схема ООД и есть жесткая программа обучения выполнению действия. Затем обучаемому нужно дать задачи.

Методические средства программированного обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий:

1) схема ориентировочной основы действий, позволяющая обучаемому безошибочно выполнять осваиваемые действия.

2) Набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации.

Такое жесткое программирование выполняемых действий позволяет рационально построить процесс обучения.

Пример задачи: выбор метода обучения, определение уровня развития способностей по действиям, результатам; классификация каких-либо нарушения, усвоения программы.

Понятие «педагогическая технология».

Понятие «педагогическая технология». Классификация педагогических технологий. Структура педагогической технологии. Учебный план и его значение для организации учебно-воспитательной работы. Структура учебного плана. Учебная программа в высшем профессиональном образовании. Способы и принципы построения учебной программы. Разработка учебной программы.

Стандарт образования. Требования к уровню подготовки педагогов, реализующих образовательные модели обучения. Сущность педагогического общения.Система педагогического общения. Стили педагогического общения.

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

· принцип научности и доступности обучения;

· принцип системности обучения и связи теории с практикой;

· принцип сознательности и активности студентов в обучении при руководящей роли преподавателя;

· принцип наглядности;

· принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности студентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 Технологии работы с учащимися

 

Технология обучения – способ осуществления учебного процесса. Обучение может быть технологичным и нетехнологичным.

К технологичному относятся модели В и Е, поскольку в этих моделях нельзя оговорить условия обучения. Условия обучения определяются творческими и интеллектуальными возможностями студентов (а технологии их учебной деятельности по своей сути являются поисково-исследовательскими, эвристическими) (В). В Модели Е – зависят от индивидуальных особенностей педагога.

К технологическому обучению относят те учебные процессы, которые обеспечивают модели А, С, D. А-технологии по своей природе являются линейными и жесткими, так как поведение определено изначально, строго последовательно и однозначно.

С-технологии являются условными, разветвленными и гибкими, так как в их основе лежит последовательность изначально заданных выборов.

 D-технологии носят вероятностный и адаптивный характер, так как условия протекания процесса обучения частично заданы изначально (составлен учебный материал и инструкции по работе с ним), а частично эти условия формируются по ходу обучения (например, эффективность и удовлетворенность студента от работы в одной учебной паре – это факторы, формирующие условия его работы в другой паре; возрастная, половая, языковая, интеллектуальная, эмоциональная, социально-нормативная разница между студентами в паре – это все факторы выбора ими способа, уровня, темпа, мотива работы с учебным материалом, то есть со знаниями.

Особенностью технологии работы при преподавании психолого-педагогических дисциплин является обращение к двум сферам студентов – к интеллектуальной и эмоциональной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...