Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стили педагогического общения.




Основная классификация стилей педагогического общения:

– авторитарный стиль (подавление);

– демократический (самый оптимальный);

– либеральный (вседозволенность).

Стили педагогической деятельности:

1) эмоционально-импровизационный стиль (педагог обладает высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать материал, увлечь учеников, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы работы, но отсутствует методичность, требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность);

2) эмоционально-методичный стиль ( высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, умелое использование и варьирование форм и методов обучения, но– завышенная самооценка, повышенная чувствительность, отсутствие сдержанности. ученики мало говорят, в основном – педагог);

3) рассуждающе-импровизационный стиль (высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, внимательное отношение к уровню знаний, объективная самооценка, но слишком широкое варьирование методов и форм обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины);

4) рассуждающе-методичный стиль: высокая методичность, внимательное отношение к уровню знаний, высокая требовательность, но – неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к предмету, использование стандартных форм и методов обучения.

33. Сотрудничество и сотворчество в образовательной и профессиональной среде.

Сотрудничество преподавателя со студентом: разработка творческих проектов. Электронная презентация творческих проектов, решение занимательных задач, выполнение научно-исследовательского проекта по изучаемой дисциплине.

В процессе обучения происходит взаимодействие его участников. Студенты накапливают некоторый опыт и могут определять цели, выбирать способы их достижения.

В процессе обучения в вузе большое место занимает групповая работа студентов. Совместная работа мотивирует студентов. 

Включение в совместную деятельность происходит в виде:

1) помощи другому человеку;

2) руководства другими;

3) соревнования;

4) конфликта (лискуссии).

Целью сотрудничества и сотворчества является саморегуляция учения, усваиваемой предметной деятельности, и актов взаимодействий, отношений, общения.

Предметом сотрудничества и сотворчества являются обобщенные и осознанные способы деятельности учения и нормы взаимодействия и общения.

Продуктом – является самостоятельное выдвижение студентами новых знаний, усвоенной деятельности и регуляции личностных позиций в партнерстве.

Формы сотрудничества:

1. Введение в деятельность.

2. Разделение действий.

3. Имитируемые действия.

4. Поддержанные действия.

5. Саморегулируемые действия.

6. Самопобуждающие действия.

7. Самоорганизуемые действия.

Сотрудничество характеризуется условиями:

- равенство сил и позиций;

- наличие общих взаимодополняющих интересов.

Сотрудничают студенты между собой и студенты с преподавателем.

Этапы совместной деятельности:

1. Формирование у студентов целеполагания. Это умение принимать цель, выбирать из предложенных целей ту, которая соответствует интересам или теме, самостоятельно определять и формулировать свои цели, обосновывать свой выбор и видение цели.

2. Формирование основных учебных действий: анализ ситуации, разработка замысла, высказывание предположения или гипотезы, планирование, выбор способа деятельности.

3. Самоконтроль и самооценка.

Особенность учебного сотрудничества в том. что на каждом этапе каждый студент может обучать и другого, остальных и учится у всех. При обсуждении результатов каждый студент защищает свой продукт деятельности, оценивают и чужой продукт. Студенты учатся диалогу, отстаивают свое мнение.

Функции учебного сотрудничества: коммуникативная, познавательная, регулятивная и развивающая.

34. Модели вузовского образования.

Категория "модель обучения" в современной дидактике выступает как синоним к понятиям "формы организации системы обучения", "системы обучения" и отражает количество и характер взаимосвязей участников педагогического процесса. В истории педагогики известны многообразные модели обучения, возникновение, совершенствование и постепенное отмирание которых было напрямую связано с потребностями развивающегося общества. По мере их возникновения необходимо назвать следующие модели обучения: индивидуальную, индивидуально-групповую, коллективную, индивидуализированную.

Индивидуальная модель обучения является самой древней: она возникла еще в первобытные времена и просуществовала в ряде стран до XVIII века. Ее суть заключается в том, что преподаватель индивидуально занимается с каждым студентом у него или у себя дома. Наибольшего развития данная модель обучения получила в античные времена, откуда до нас дошли ее лучшие образцы (например, сократические беседы, т.е. беседы философа Сократа со своими студентами). В современной дидактике образцом индивидуальной модели обучения выступает репетиторство. Достоинство данной модели обучения в том, что она максимально учитывает индивидуально-личностные особенности студента; недостаток в том, что она требует больших материальных затрат и не позволяет студенту сравнивать себя с другими.

Индивидуально-групповая модель обучения возникла в эпоху средневековья в Византии в связи с потребностью обучать большое количество студентов. Суть ее заключается в том, что преподаватель одновременно работает с группой разновозрастных студентов, каждый из которых занимается своим темпом и по своему индивидуальному плану. Преподаватель по очереди опрашивал студентов и объяснял им новый материал, а остальные при этом занимались своими делами. Примером индивидуально-групповой модели является схоластическое обучение.

Групповая модель обучения сформировалась в эпоху Возрождения в ответ на потребность в образовании, которая возникла в странах Европы в связи с успехами в науке и технике. Необходимо было учить большое количество студентов с наименьшими затратами. Ответом на объективную потребность общества стало появление классно-урочной системы обучения, которую теоретически обосновал и реализовал на практике Я.А.Коменский.

На рубеже XIX и XX веков в связи с успехами психологии, физиологии и медицины возникла потребность в моделях обучения, учитывающих индивидуальные особенности умственного развития студентов. Ответом на эту потребность стало появление различных вариантов индивидуализированных моделей обучения, максимально приближенных к возможностям и способностям каждого студента. В педагогической теории и практике известно много вариантов (систем) индивидуализированной модели обучения, различающихся между собой критериями отбора студентов и характером их связи с педагогом.

В 50-60 годы ХХ века получила распространение система обучения, разработанная Ллойдом Трампом (США) и названная планом Трампа. Она позволяла максимально индивидуализировать обучение за счет использования трех различных форм его организации: занятия в больших группах, занятия в малых группах, индивидуальные занятия:

· занятия в больших группах (100-150 человек) проводились в форме лекций, которые проводили высококвалифицированные преподаватели с использованием самых современных ТСО и занимали 40 % учебного времени;

· занятия в малых группах (10-15 человек) проходили в форме бесед и дискуссий, проводились рядовым учителем или лучшим студентом и составляли 20 % учебного времени;

· индивидуальные занятия проходили в кабинетах и лабораториях с каждым конкретным студентом, проводились помощником преподавателя и занимали 40 % учебного времени.

Система обучения на основе плана Трампа в настоящее время широко распространена в элитных и экспериментальных школах США и Запада.

Модели образования

А. Модель "обучение как трансляция знаний".

В массовой школе является традиционной. Представляет собой "конвейер", вдоль которого стоят преподаватели, владеющие необходимым набором знаний.

В. Модель "образования новых знаний".Присутствует в нетрадиционных образовательных системах, ориентированных на высокие интеллектуальные возможности обучаемых и их творческую активность. Студенты самостоятельно добывают знания: делают собственные рефлексивные наблюдения, строят новые знания, гипотезы, доказывают их, проверяют их с существующей теорией и практикой. Роль педагога в этой модели состоит в том, чтобы 1) подвести студентов к вопросам; 2) указать ему возможные пути самостоятельного получения дополнительной информации, необходимой для размышления (например, предложить книги, справочники, провести с группой дискуссию, прочитать лекцию).

С. Модель "активное самоопределение в мире существующих знаний". Суть модели состоит в том, что студент получает возможность самостоятельно осуществить свой выбор базовых учебных предметов, уровня и стратегии обучения. Эту модель также называют "поддерживающим обучением", моделью "свободного выбора". Преподаватель выступает в роли куратора в огромном лабиринте.

D. Модель "обучение как трансформация (преобразование) знаний". Присутствует в системах, ориентированных на взаимообучение и индивидуальное осмысление знаний. Сущность этой модели заключается в том, что студенты проникают "вглубь знаний", стараясь лучше понять их, применить их в разных ситуациях и под разные задачи. Образно эту модель можно представить как постижение знаний изнутри, что можно проделывать как с отдельными конкретными знаниями, так и с абстрактно организованными системами знаний. Роль преподавателя сводится к консультанту-организатору, а основной эффект обучения достигается за счет работы студентов над учебным материалом в динамических учебных парах.

Е. Модель "декларированное обучение" или модель "стагнация" знаний. Суть ее заключается в том, что преподавателями знания декларируются, а студентами не усваиваются из-за отсутствия интереса, рутинных методов преподавания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...