Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные тенденции преподавания.




Среди глобальных изменений образовательного процесса за последние десятилетия можно выделить следующие тенденции:

- массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;

- значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;

- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

 ориентация обучения на личность студента, на обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшими чертами являются:

1 – социально-практическая направленность обучения, то есть направленность на то, чтобы готовить студентов не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации;

2 – непрерывность преподавания;

3 – использование знаний для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала студента.

Организация учения нуждается в переориентировке: с нацеленности ее на запоминание готовых знаний необходимо перейти на формирование личностных новообразований, умения творчески учиться, перерабатывая научные знания и общественный опыт применительно к потребностям практики.

 36. Психолого-педагогические требования к преподаванию в вузе.

Преподавание должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода, при реализации которого не преподаватель учит, а студент учится сам в процессе учебной деятельности. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения.

Методика преподавания должна опираться на психологическую теорию учения.

Не верно строить методику преподавания только на эмпирическом опыте (практике), без учета закономерностей усвоения знаний, умений, навыков, формирования познавательного интереса, интеллектуальных способностей студентов. Психология обучения – основа методики преподавания. С точки зрения педагогической психологии необходимо различать деятельность студента. Учебная деятельность студента делает его специалистом высшей квалификации, а деятельность преподавателя призвана обеспечивать рациональные пути превращения студента в специалиста. При этом необходимо учитывать, что только из деятельности студента зарождается и возникает деятельность специалиста. Деятельность обучаемого является стержнем учебно-воспитательного процесса. его основным содержанием, а деятельность преподавателя лишь средством для создания форм движения этого содержания.

Современная методика преподавания характеризуется тем, что произошло:

- введение и применение различных альтернативных, вариативных, авторских программ;

- Проведение занятий в нетрадиционной форме (лекции-дискуссии, тренинги, деловые игры, анализ ситуаций и др.);

- ориентация на развитие творческих способностей и творческого мышления студентов;

- использование различных форм обучения (дистантное обучение, программированный контроль, тестирование);

- использование различных средств ТСО (компьютеров, видеотехники);

- расширение информационной базы студентов (интернет, электронная почта, сканирование).

Студенты должны ориентироваться на поиск инновационных методов, форм, средств обучения, направленных на развитие творческого мышления, радикального снижения доли репродуктивной деятельности, создания на занятиях атмосферы сотрудничества преподавателей и студентов.

Методы и приемы обучения должны стимулировать активную познавательную, особенно мыслительную деятельность обучаемого.

1. Контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться не по таким формальным и случайным показателям, как умение обучаемого воспроизводить те или иные заученные знания, а по более существенным – умению использовать знания при анализе и оценке реальных явлений, объяснению которых служат эти знания.

2. Обучение не должно сводиться к сообщению научных знаний в готовых формулировках для пассивного восприятия и непосредственного запоминания их студентами, а представлять учебные задачи, которые студенты должны научиться решать. Так студенты овладевают не просто частным способом, а общим способом решения относительно широкого круга конкретных задач данного класса, данной совокупности;

3. Наиболее действенна та методика обучения, которая объединяет в единое образовательное действие процесс усвоения знаний и процесс приобретения умения практического использования этих знаний, благодаря чему при осуществлении учебной деятельности знания оказываются усвоенными как итог, как результат их практического применения в этой деятельности.

4. Методика обучения должна строиться с учетом того, что знания, умения, навыки, прежде чем стать таковыми, т.е. быть усвоенными, внутренне присущими человеку, должны пройти отработку во внешнем материальном плане (на реальнъх или их заместителях) и лишь благодаря такой обработке интериоризироваться, стать внутренним достоянием личности.

Методика преподавания может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего, мыслительную, и служит умственному развитию личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...