![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классы фонетико-фонологических изменений
История звуковой организации языка складывается из многих процессов, которые могут различаться по ряду признаков: а) по тому, являются ли они языковыми (фонологическими) или речевыми (фонетическими); б) по тому, затрагивают ли они парадигматику или синтагматику; в) в зависимости от того, какие единицы меняются - фонема-звук, слог, тип фонематической структуры слова или ударение. Комбинация признаков (а) и (б) позволяет выделить четыре класса процессов: 1) фонологические парадигматические процессы; 2) фонологические синтагматические; 3) фонетические парадигматические; 4)фонетические синтагматические При фонологических парадигматических процессах изменяется количество дифференциальных признаков фонологической системы, в результате изменяется количество и состав фонем. Например, преобразование индоевропейской системы взрывных в общеславянскую состояло в том, что утрачивались признаки придыхательности, палатальности и лабиавелярности; в итоге в соответствии с 15 индоевропейскими взрывными осталось 6 общеславянских. Фонологические синтагматические процессы заключаются в изменении сочетаемости фонем. Например, крутые синтагматические сдвиги произошли в славянских языках после затухания тенденции к восходящей звучности слога: появляются типы сочетаний фонем, невозможные ранее,- сонорный+шумный (лгать, мхи), сочетания согласных, одинаковых по способу образования(взрывной +взрывной, сонорный + сонорный и т.д.- ткать, мну). Были сняты многие ограничения также в сочетаемости согласных и гласных. Фонетические парадигматические изменения состоят в уменьшении или увеличении вариантов фонем. Например, редукция гласных в русском языке и такие ее наиболее яркие проявления, как аканье, а также иканье и яканье, привели к сокращению количества звуков, в которых реализуются гласные фонемы. Ср.: мяч, меч, но в родительном падеже единственного числа [м'ича]; мочит, мучит, мычит, но в заударной позиции корневые гласные совпадают: еым[ъ]чит Возможны также индивидуальные фонологические системы, например слияние <р>, <р'>, <л>, <л'> в звуке [j] или неразличение <с> и <ш> в детской речи; индивидуальное произнесение звуков типа белорусского [y] неслогового, английского [w] в соответствии с нормативным [л]. В классе фонетических синтагматических изменений объединятся наиболее конкретные и зримые фонетические процессы, в том числе те, которые можно назвать первотолчками фонетических и фонологических изменений. Эти первичные, минимальные сдвиги принадлежат индивидуальной речи и затрагивают произношение отдельных слов. Например, кто – то из говорящих по – русски произносит дире[х]тор с диссимиляцией взрывного [к ]по отношению к [т], причем изменение [кт] в [хт] происходит в данном слове. Изменения такого рода относятся к индивидуальным лексико – фонетическим сдвигам. Если далее [к] начинает переходит в х перед т во всех словах (хто, трахтор, дохтор) и этот перевод наблюдается в речи всех говорящих на данном языке, то можно говорить о фонетическом синтагматическом изменении. Если далее не только к, но и г, т.е все заднеязычные взрывные превращаются перед взрывными во фрикативные, то такие синтагматические сдвиги приобретают фонологическую значимость. Если снимаются позиционные условия перехода к в х, и две фонемы сливаются в одну, то это парадигматическое фонологическое изменение. Все изменения в звуковой организации языка начинаются на уровне индивидуальной речи, в случае их принятия коллективом говорящих они становятся нормативными, если же определенный сдвиг меняет различительные возможности звукового уровня, то такой сдвиг имеет фонологическую значимость. Социальные, факторы в фонетических процессах проявляются в том, что сосуществующие и конкурирующие варианты произношения осмысливаются коллективом говорящих, оцениваются, осознаются как „правильные" или „неправильные", „высокие" или „низкие", „претенциозные" или „вульгарные", „церемонные" или „грубые", „дворянские" или „купеческие", „стиляжьи" или „деревенские" и т.п. Социальные условия развития языка могут определять интенсивность варьирования, скорость смены одной произносительной нормы другой и другие черты исторического процесса в фонетике. Однако источник развития звуковой организации языка находится внутри системы. Причины изменений звукового строя определяется тремя группами факторов: 1) внутрисистемные тенденции развития фонетико-фонологического уровня; 2) артикуляционно-акустическими условиями речевой деятельности, от которых зависят возможность и направление в экономии речевых усилий; 3) воздействием грамматики и лексики, которое, в конечном счете, приводит к наиболее экономному приспособлению звукового уровня к значащим уровням языка. Внутреннее саморазвитие системы заключается в тенденции к возрастанию количества и значимости пропорциональных оппозиций и в устранении (или в ослаблении значимости) изолированных оппозиций Формирование новой оппозиции, продолжающей некоторую фонологическую пропорцию, предстает как „заполнение пустой клетки" в системе по аналогии со сложившимися ранее отношениями. Выравнивание системы может состоять также в устранении изолированных или слабо нагруженных оппозиций. Так, в индоевропейской системе гласных признак лабильности, характеризовавший фонемы <п>, <и>, <о>, <о>, не использовался ни в одной чистой оппозиции (т.е. ни одна пара фонем не различалась по признаку лабильности - нелабиальности). Вопрос о артикуляционно-акустической картине речи при обсуждении причин фонетических изменений возникает в связи с тем, что эти причины нередко видят в стремлении говорящих экономии усилий. (Е.Д. Поливанов, А. Мартине). Изучение звуковой организации языков мира, исследования детской речи и афазии с учетом физиологии речевого аппарата, характера артикуляции звуков и звуковых последовательностей убеждают в том, что есть звуки, структуры слогов и типы ударений, объективно „трудные" и объективно „легкие". „Удобные" и “легкие" звуковые явления статистически преобладают в языках мира, их раньше усваивают дети, они позже разрушаются и раньше восстанавливаются в речи афатиков. Так, не случайны редкость и нежизненность в языках мира носовых гласных (особенно закрытых) - все это звуки тяжелой, противоречивой (и консонантной и вокальной) артикуляции. Редки также звуки, в которых соединены крайне передняя и глубокая задняя артикуляция (типа индоевропейского *bh). Таким образом, история звуков и звуковых процессов действительно во многом определяется, с одной стороны, физиологическими условиями фонации (устройством речевого аппарата, особенностями артикуляции отдельных звуков и звуковых последовательностей), а с другой - возможностями в пределах этих условий уменьшить произносительные усилия говорящих. Влияние лексики. Появление новых слов может привести к возникновению новых сочетаний фонем и изменить сложившиеся ранее модели слогов и звуковых цепей. Лексические заимствования создают условия для заимствования фонем. Например, фонема <ф> в славянских языках первоначально появляется как звук в чужих, заимствованных словах (ФАРИСЕИ, ФИЛОСОФЪ); исконно славянское <ф> возникает позже, после падения редуцированных в качестве глухого варианта фонемы <в>. В белорусском языке взрывной звук [г] (нормативный в произношении слов гвалт, гут, ганак, швагер и некоторых других) также появился как побочный результат лексических заимствований. Интенсивное словопроизводство увеличивает среднюю длину фонетического слова, способствует появлению омофонов, что в целом увеличивает функциональную нагрузку отдельной фонемы. Влияние грамматики.Грамматика стремится обобщить, а значит в грамматике действует закон аналогии, все должно быть подобно, следовательно стираются фонетические различия, выравнивание грамматических форм по аналогии.54. Причины и характер изменений в грамматике. Особенности развития грамматики:В отличие от фонетико-фонологической системы, которая целиком относится к ПВ языка, грамматика и лексика представляют собой системы двусторонних единиц, обладающих как ПВ, так и ПС. С этим связаны некоторые принципиальные особенности развития грамматики и лексики как уровней значащих единиц: 1) обусловленность языковых процессов изменениями в содержании и формах человеческого общения и отражения мира; 2) приоритет семантических изменений; 3) взаимодействие между системами единиц ПВ и ПС в качестве внутреннего фактора развития соответствующего уровня. Семантические причины обусловили в славянских языках также преобразование классов глагольного спряжения; постепенное объединение морфологически разнообразных счетных слов в особую часть речи - имя числительное; постепенное разделение имени на существительные и прилагательные; выделение из причастий деепричастия; формирование на базе разнообразных именных и глагольных форм класса наречий и ряд других фундаментальных процессов. Изменения в ПС грамматических категорий - это наиболее глубокие процессы в грамматике, определяющие „цель" сдвигов. При этом наиболее глубокие факторы развития грамматики имеют внеязыковой характер. Аналогическое выравнивание - основной механизм грамматических изменений.Взаимодействие ПС и ПВ проявляется в двух основных процессах: 1) в постоянном варьировании ПС и ПВ; 2) в аналогическом выравнивании ПВ и ПС единиц некоторой подсистемы. Например, развитие в русском глаголе поражать значения 'изумлять, удивлять' шло по уже сложившейся модели: от конкретного и „батального" значения к значению отвлеченному и „мирному", но зато с долей экспрессии, обычной при образном применении слова - по аналогии с убедить (этимологически связанным с беда), ошеломить, опешить, пронзить. Семантическая аналогия, сблизив поражать с глаголами изумлять, удивлять (а также поражаться с глаголами изумляться, удивляться), создала условия для формального уподобления: глагол поражаться начинает управлять не творительным, а дательным падежом, по аналогии с изумляться, удивляться: поражаться трудолюбию, размаху строительства и т.д. Аналогия, будучи повторением сложившихся моделей, может создавать нежелательную омонимию. В этом случае конфликт формы и содержания преодолевается также по аналогии. Например, возможность назвать и мужчину и женщину словом врач, инженер и т.п. (омонимия родовых форм) приводит к распространению смыслового согласования врач пришла по аналогии с сестра пришла, т.е. омонимия устраняется путем расподобления форм. В процессе постепенной утраты в русском языке двойственного числа, формы существительных в именительном падеже двойственного числа типа два брата, два берега начинали ощущаться как формы родительного падежа единственного числа. Основанием для такого сближения было издавна существовавшее сочетание счетных слов с родительным падежом. Таким образом, взаимодействие системы единиц ПВи ПС выступает как основная „внутриуровневая" пружина сдвигов: в грамматике именно этот фактор определяет основные черты исторического процесса. Влияние лексики:Внеязыковые силы, в конечном счете, меняющие язык, никогда не действуют на грамматику прямо, но только через лексику. Так, в славянских языках грамматическое объединение счётных слов в особую часть речи начиналось с их лексико-семантической унификации. В праславянском языке счетные слова по-разному представляли количество: например, четыре обозначало количество как признак некоторой расчлененно понимаемой совокупности предметов, пять обозначало количество как опредмеченное свойство этой совокупности, а в слове сорок значение количества сочеталось со значением меры. Однако постепенно дополнительные семантические оттенки (признака, предмета или меры) в значении разных счетных слов стирались, оставалось одно главное и общее значение - значение количества; в результате счетные слова начинали одинаково, „с одних и тех же позиций", обозначать количества. Так складывалась лексико-семантическая однородность и взаимозаменяемость счетных слов. Это и означало грамматикализацию понятия числа; счетные слова стали частью речи - именем числительным. Так, в праславянском языке имена, которые употреблялись преимущественно в атрибутивной функции, в силу своей зависимости от определяемых слов утрачивали самостоятельность и, следовательно, постоянство рода. Они начинали изменяться по родам. Это было первое морфологическое различие между прилагательными и существительными. Итак, предпосылки общеграмматических категорий складываются в лексике. Грамматикализация – развитие лексико – семантических тенденций на уровне обязательной категориальной семантики. Влияние фонетики: Фонологическая тенденция может привести к изменению границ между морфемами. (тенденция к восходящей звучности слога). В языках, где есть гармония гласных, грамматические морфемы, как правило, не имеют вариантов и словообразовательные морфемы. Сама гармония гласных связана с агглютинацией морфем. Грамматика – хорошо налаженная система, она сильнее сопротивляется изменениям, но если новое все же вторгается в нее, то это так или иначе отзывается на всей системе. Так, утрата падежей компенсируется развитием жесткого порядка слов и предлогов, развитие сложноподчиненных предложений уменьшает употребительность причастных и деепричастных оборотов. Заимствования в грамматике „Ядерный", внутренний характер грамматической семантики в системе языка и высокая степень ее системной организации затрудняют иноязычное влияние на грамматику. В грамматике исключительно редки прямые материальные заимствования,- допустим, чужого формообразовательного аффикса. По-видимому, такого рода заимствования чаще происходят при контакте близкородственных языков. Так, например, в русском языке укрепились старославянские суффиксы причастий -ущ, -ащ, в то время как их восточнославянские соответствия стали суффиксами отглагольных прилагательных {могучий, горячий). Сравнительно легко заимствуются союзы. Например, в мордовских языках много союзов русского происхождения. Синтаксис в большей мере, чем морфология, изменчив, в том числе и под влиянием чужого языка. Таким образом, изменения в грамматике представляют собой класс глубоко внутренних, имманентных процессов языкового развития Развитие грамматики происходит путем преодоления внутриязыковых и внутриграмматических противоречий: 1) противоречий между семантикой некоторого класса слов и его грамматическими характеристиками; конфликтная ситуация складывается как в случае лексико-семантической общности при отсутствии грамматического единства, так и в случае семантической разнородности слов при их морфологическом единообразии; 2) противоречий между синтаксическими функциями и морфологическими свойствами групп слов; 3) противоречий между планом содержания и планом выражения грамматических категорий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 698. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |