Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внеязыковые (социальные и психологические) факторы языковых изменений.




Развитие языка зависимо от внеязыковой действительности - от социальной и культурной истории народа, от характера и степени раз­вития знаний о мире, от особенностей национального психического скла­да, образа жизни. Влияние общества на язык глубоко и разнообразно. В конечном счете, язык развивается потому что развивается общество: язык изменяется, отражая меняющийся мир; изменяется, отвечая новым типам и формам общения; меняется, потому что развивается сознание и мышление человека.

Крупнейшие сдвиги в языковой истории - такие, как распад и обра­зование языков, сближение языков и возникновение языковых союзов, непосредственно связаны с переломными событиями в истории народов: с миграциями, завоеваниями, с образованием и распадом государствен­ных объединений, контактами с соседними народами.

Сословная и профессиональная дифференциация общества отражает­ся в возникновении и исчезновении социальных и профессиональных диа­лектов, жаргонов, специализированных подъязыков. Так, в разных странах расцвет условно-профессиональных, в том числе тайных, подъязыков свя­зан с существованием замкнутых профессиональных объединений (кор­пораций, цехов, артелей), типичных для феодального общества. Напри­мер, по данным русской социальной диалектологии, в России XVIII - пер­вой половины XIX в. было известно, более 70 условных языков: языки ремесленников-отходников, бродячих торговцев (коробейников, офеней, прасолов), профессиональных нищих.

Социальные параметры конкретного общества во многом опреде­ляют те условия, в которых происходят изменения в языке, и тем самым определяют интенсивность изменений, а иногда также направление и ха­рактер изменений. Так, феодальный уклад способствует сохранению и углублению диалектных различий, в то время как буржуазные отношения, централизованная государственная власть создают условия для преодо­ления диалектной дробности. Степень обособленности социальных и половозрастных групп населения определяет силу социального варьирования языка. Так, в первобытных и архаических социумах, где биологические различия по полу в большей мере, чем в современном обществе, значимы социально, отмечаются групповые языки - мужские, женские, а также девичьи и юношеские подъязыки периода инициации (иногда в значитель­ной мере тайные).

Развитие капитализма и процессы формирования нации продолжают языковую интеграцию общества. Формирование национального языка представляет собой одно из слагаемых процессов национальной консоли­дации. Литературный язык нации в отличие от литературного языка народ­ности характеризуется большим разнообразием коммуникативных функ­ций. Он выходит за рамки письменно-литературного общения; постепен­но в нем складываются нормы устной литературной речи. Так социальная интеграция общества обусловливает растущее языковое единство этнического коллектива.

       Революционные потрясения отражаются сильнее всего на нормативно – стилистическом укладе языка. Самые заметные последствия – переименования социально значимых профессий, должностей, институций (министр – народный комиссар, полиция – милиция). Более серьезное воздействие революции – перемещение и смешение огромных масс населения в территориальном и социальном пространсте, что ведет к ослаблению различий между разными формами существования языка, преобразованию нормативно – стилистического уклада.

Письмо, книгопечатание и школа как факторы языковой эволюции.

Началом цивилизации было создание письма. Не­обходимость письма связана с резким возрастанием количества инфор­мации, циркулирующей в обществе. Письменность стала основой внешней памяти человечества. Рост возможностей хранения и использования информации обусловил дальнейшее ускорение информационного и технологического прогресса

Процессы создания и восприятия письменных текстов качественно отличаются от процессов устного общения. Во-первых; пишущий и читаю­щий не спешат так, как вынуждены, спешить говорящий и слушающий. Черновики пишущего и неограниченные возможности адресата читать и перечитывать текст позволили выработать разнообразные приемы словесного выражения, которые существенно увеличили информативную емкость текстов. Для синтак­сиса письменной речи характерно многообразие сложившихся структурных типов высказываний и их семантическая определенность. Несомненным продуктом письменной речи являются также сложноподчиненные предло­жения с их широкими возможностями передавать различные смысловые взаимоотношения главных и придаточных частей предложения. Во-вторых, письмо, возникнув как средство преодоления разобщенности говорящих в пространстве и/или во времени, привело к выработке приемов большей экспликации содержания речевого общения- всего того, что при устном общении содержится в интонации, мимике, жестах, или, „само собой" разумеется, из обстоятельств разговора, или, наконец, может быть по­нято после переспроса, повтора, уточнения.

 Письмо, будучи самой важной предпосылкой цивилизации, во мно­гом меняет условия существования языка в обществе и отношение говоря­щих к языку. Развитие письменности ведет к сложению литературного (нормированного) языка, к кодификации его норм в грамматиках и слова­рях. Появляются образцовые (эталонные) тексты, правила их составления и школьное обучение правильной речи.

В современном мире развитие письма приводит к исключительному разнообразию речевых жанров. Таковы своды законов, научно-исследовательские и конструкторские тексты, патенты, различного рода официально-деловая документация и т.п.

Появление особой формы общения в современном мире - массовой коммуникации - вызвало к жизни специ­фические жанры речи: тексты периодической печати, радиовещания, те­левидения, существенно меняющие весь нормативно-стилистический уклад языка.

Как отражается в языке возрастание абстрактности и логической связности мышления?

Рост абстрактности человеческого мышления приводит к прогрессирующей абстрактности грамматических категорий. Совершенствование форм мышления привело к появлению лексических показателей связи между отдельными предикативными единицами: вна­чале сочинительных союзов, позже - разнообразных подчинительных, по­зволяющих дифференцированно передавать временные, пространствен­ные, причинные, следственные, условные, целевые, уступительные отно­шения. В этой связи можно указать также на поздние по времени появления узкоспециализированные предлоги в славянских языках. Например, русские предлоги вследствие, благодаря, ввиду, в результате, в связи, по причине и т.п.Стремление говорящих к максимально точному выражению мысли обусловило разнообразие и тонкую дифференцированность модальной лексики. Расширяются также средства метаязыкового комментирования речи.

 

 

Языковые контакты и основные процессы, обусловленные контактированием языков: дифференциация и интеграция языков; дивергенция и конвергенция. Понятие о субстрате, суперстрате, адстрате.

Языковой контакт – комплекс внешних и внутренних факторов, это предельно широкий класс языковых процессов, обусловленных разного рода взаимодействием языков. Изменения, обусловленные языковыми контактами можно обнаружить в истории каждого языка. Не существует генетически «чистых», «беспримесных» языков, которые бы в течение тысячелетий развивались без всякого влияния окружающей среды, в полной обособленности от соседей.

Языковой контакт соседних языков осуществляется на основе двуязычия - использования двух или более языков одними и теми же лицами в зависимости от ситуации общения. Двуязычие - распространённое явление на языковой карте мира, однако его. функциональная неоправданность и психологические трудности массового и полного владения двумя языками приводят к нестабильности двуязычных языковых ситуаций.

Основные процессы контактирования языков: дифференциация и дивергенция, конвергенция и интеграция. Прошлое каждого языка пред­ставляет собой диалектическое единство двух разнонаправленных линий развития: 1) развития, усиливающего различия между языковыми обра­зованиями, и 2) развития, сближающего языки или диалекты. В каждом направлении иногда различают по две фазы:

а) дифференциацию (лат. differentia - различие) как процесс распадения праязыка на несколько само­стоятельных языков-наследников

б)дивергенцию (лат. divergere - обнару­живать расхождение)- расхождение, отдаление друг от друга родственных языков или диалектов. Углубление  дивергенции может приводить к но­вому расщеплению прежде единого языка на самостоятельные отдельные языки.

В сближающем развитии аналогично: а) конвергенция(лат. convergere- приближаться, сходиться) - возникновение: у нескольких языков (как родственных так и неродственных) общих свойств, сбли­жение этих языков вследствие длительных языковых контактов;

6)интеграция(лат.integer-целый)- слияние языков в один язык (как завершающий этап их сближения и нивелирования различий). В этом смысле употребляют также термины смешение или скрещивание язы­ков.

Скорость, и глубина конвергенции зависит от языковой ситуации в каждом социуме, от социальных условий языкового контакта, а также от степени близости языков и особенностей их структуры. Близкородствен­ные языки конвергируют быстрее.

Языковой контакт – предельно – широкий класс языковых процессов, обусловленных разного рода взаимодействием языков. Основные типы процессов контактирования находятся в диалектическом единстве и взаимосвязи. Дробления языка и дивергенция родственных языков – результат сближения, смешения, объединение диалектных ответвлений праязыка с иными языками и диалектами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 827.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...