Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антиномия коммуникативной и экспрессивной функций. Их взаимосвязь в речевом акте.




Язык как явление когнитивное (или когнитивно-процессуальное) не только передает информацию о мире, обрабатывает её, непосредственно участвует «в построении, организации и усовершенствовании информации и способов её представления, но и обеспечивает протекание коммуникативных процессов, в ходе которых передаются и используются (прагматический аспект коммуникации. - Б.Ш.) огромные пласты знаний».

Язык и мышление человека образуют неразрывное единство не только и не столько на уровне логических категорий. Когнитивные структуры нашего мышления содержат не только логические, но и эмотивные компоненты. Более того, думается, что чувства и эмоции человека - в некотором смысле генератор случайных величин, реализующий переход от неошибающегося интеллекта к ошибающемуся разуму, способному не только впитывать и передавать информацию, но и выражать своё отношение к ней, всегда субъективно окрашенное, следовательно, не претендующее на «истину». Поэтому значение экспрессивной (эмотивной, репрезентативной etc,) функции языка для человека разумного не менее важно, чем функций коммуникативной или информативной: иначе мы мало бы чем отличались от «интеллектуальных» машин. Известна антиномия информативной и экспрессивной функции языка: стремление к регулярности, унификации, дискретности языковых единиц vs. их экспрессивной отмеченности, нестандартности. Экспрессия всегда недискретна, нелогична, в отличие от информации. Когнитивная сущность экспрессии (экспрессивности) как особого типа познания — в искажении информации; экспрессивация (т.е. экспрессивная категориализация) — это процесс искажения информации, экспансия «обманутого ожидания», направленная на слушающего.

Соотношение функций языка и компонентов структуры речевого акта в концепции Р.О. Якобсона. Модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий.

АДРЕСАНТ -эмотивная функция

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации:

   По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.

   Перечеркнутая бомба на плакате. 

АДРЕСАТ -конативная функция

Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение):

  Президент! Уходите в отставку!

  Пиктограммы мужчина и женщина

КОНТЕКСТ- референтивная функция

Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.

  Солнце восходит на востоке.

  Форма предмета бытовой культуры (например, ложки) как обозначение его возможного применения

СООБЩЕНИЕ - поэтическая функция

Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения; иногда называется ‘праздничной’ функцией:

  Рифма, аллитерация и т.п.

  Изображение игры света на картине.

КОНТАКТ - фатическая функция

Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:

  Алло? – Да-да!

  Радиопозывные (например, станция Маяк), заставки передач.

КОД - метакоммуникативная функция

Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса:

  Жи-ши пишется с буквой и.

  Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Структура речевого акта.

Речевой акт является базовым понятием теории коммуникации. Принципиальная схема речевого акта была предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в работе "Математическая теория связи" (1948).Филологам она известна в изложении Р.О.Якобсона в статье "Лингвистика и поэтика" (1960).Основные компоненты коммуникативного акта, согласно Якобсону:

      РЕФЕРЕНЦИЯ

                          (Коммуникативная и познавательная функции)

                                                              |                                                             |

              АДРЕСАНТ ------ СООБЩЕНИЕ ------- АДРЕСАТ

   (Регулятивная          (Поэтическая функция)       

   и эмотивная функции)               |                          

                                                     КОНТАКТ

                                          (Фатическая функция)

                                                             |

                                                         КОД

                                         (Метаязыковая функция)

       Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.

 

Уровневое строение языка. Законы строения единиц разных уровней. Взаимосвязь единиц разных уровней. Единицы языка (их определение) и единицы речи. Вариативность единиц речи и инвариантность единиц языка. Значимость в концепции Ф. де Соссюра.

В сложных семиотических системах, состоящих из неодинаковых и различных элементов, выделяются ярусы, основу которых составляют однородные элементы данной знаковой системы. Ярусы находятся между собой в иерархических отношениях. Ярусы, состоящие из простых единиц, подчиняются ярусам, состоящим из более сложных единиц. В свою очередь более высокий ярус зависит от предшествующего. Причем единицы более высокого яруса включают в себя единицы следующего за ним низкого яруса, в качестве элементов, из которых образуются единицы этого оболе высокого яруса.

Уровни языка: Фонетико-фонологический (единица языка – фонема, ед.речи – аллофон)

                      Морфологический (ед.яз. – морфема, ед.речи – алломорф)

                      Лексический (ед.яз. – лексема, ед.р. – аллолекса)

                    Синтаксический (ед.яз. – предложение, ед.р. – высказывание)

Единицы языка и единицы речи. К единицам языка традиционно относят фонему, морфему, лексему (слово), синтаксему (структурную схему предложения) и текстему. Данным единицам языка в речи соответствуют: звук (фон), морф, лекса (словоформа), фраза (высказывание), текст.

По признаку наличия звуковой оболочки выделяются следующие типы единиц языка:

материальные — имеют постоянную звуковую оболочку (фонема, морфема, слово, предложение);

относительно-материальные — имеют переменную звуковую оболочку (модели строения слов, словосочетаний, предложений, обладающие обобщённым конструктивным значением, воспроизводимым во всех построенных согласно им единицах);

Единицы значения — не существуют вне материальных или относительно-материальных, составляя их смысловую сторону (сема, семема). Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются: односторонние — не имеют собственного значения (фонема, слог); участвуют в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц. Иногда к односторонним единицам относят и сами звуковые оболочки; двусторонние — помимо звучания, наделены значением (морфема, слово, фразеологическая единица, предложение). Могут также называться высшими единицами языка.

     Единицы речи     Единицы языка
- фон (звук) - морф (корень, суффикс..) - лекс (словоформа) - дериват - грамм (грамма) - синтакс (синтакса) - словосочетание - предложение -  фраза (фразеологический  оборот)                - фонема - морфема - лексема - дериватема - граммема - синтаксема - модель словосочетания - модель предложения -  фразема

Вариативность единиц речи и инвариантность единиц языка.

Считается, что единицы языка инвариантны, они существуют в определенном виде в сознании носителя языка, а для реализации в речи используются их варианты, подходящие для каждой отдельной речевой ситуации, в зависимости от цели высказывания, адресата и адресанта. Но варианты существуют и в системе языка, причем они не противоречат языковой норме. Ex. Творог - творог, ноль - нуль, слесари –слесаря, табурет – табуретка, лиса –лисица, варение –варка. Это подтверждает вероятностный характер языка и проявляется на всех уровнях языковой системы. Чтобы избежать трудностей при выборе того или иного варианта, учитываются синтагматические (отношения линейности, последовательности) и парадигматические связи слова, звука, etc. При этом проверяется, подходит ли данный вариант по смыслу, к ситуации общения (соответствует контексту), что часто бывает при восприятии искаженной или дефектной речи. Здесь нередко наблюдается действие закона лексической или грамматической сочетаемости, вероятностное прогнозирование конструкций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...