Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Асимметрия структуры и нормы как свойство флективных языков




Язык – речь – речевая деятельность. Антиномия кода и текста. Признаки языка и признаки речи. Отношение языка и речи к норме. Потенциальность языка и реальность речи. Асимметрия структуры и нормы как свойство флективных языков

При рассмотрении теории речевой деятельности возникает необходимость столкнуться с различными точками зрения на данную проблему. Язык и речь представляют собой два аспекта единой речевой деятельности, которая включает в себя все процессы говорения, а также процессы восприятия и понимания речи. С помощью речевой деятельности осуществляется порождение речевых актов и их восприятие. В речевой деятельности сливаются в единый процесс вербальное мышление, язык и речь.

Ф. де Соссюр считал, что язык и речь являются двумя сторонами более общего явления – речевой деятельности: «изучение речевой деятельности распадается на две части; одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая фонацию…».

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: - естественные человеческие языки, - искусственные языки для общения людей (например, эсперанто), - жестовые языки глухих, - формальные языки - компьютерные языки, - языки животных. Языки изучает лингвистика (языкознание). Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразие классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Речевая деятельность – взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д.

Л.В. Щерба выделял речевую деятельность, под которой он понимал «акты говорения и понимания». По мысли ученого, в опыте нам дана только речевая деятельность, а из нее уже «выводится» то, что он называл «языковым материалом». В языковой материал входит «совокупность всего говоримого и понимаемого», а также «тексты». В отличие от Ф. де Соссюра у Щербы язык, или языковая система, представляет собой не конкретную, а абстрактную сущность, однако оба языковеда сходились в том, что язык относится к социальным явлениям.

А.И. Смирницкий, анализируя соотношение между языком и речью, обходится без понятия речевой деятельности, но вкладывает в общее понятие речи более широкое содержание. Ученый выделял в речи несколько форм ее существования: а) устную речь, имеющую внешнюю звуковую сторону; б) письменную речь, имеющую внешнюю графическую сторону; в) мысленную речь, которая не имеет реальной внешней стороны. Устная и письменная формы существования речи, по А.И. Смирницкому, составляют ее объективную сторону и относятся к внешней речи, а мысленная речь существует лишь в субъективной форме и представляет собой внутреннюю речь.

Три выше перечисленные точки зрения на проблему взаимоотношения языка и речи объединяет то, что язык понимается как абстрагируемый из речи продукт, который и является для языковедов предметом научного описания.

Антиномия кода и текста

- это противоречие между набором языковых единиц (код - сумма фонем, морфем, слов, синтаксических единиц) и их употреблением в связной речи (текст). Здесь существует такая связь: если увеличить код (увеличить количество языковых знаков), то текст, который строится из этих знаков, сократится; и наоборот, если сократить код, то текст непременно увеличится, так как недостающие кодовые знаки придется передавать описательно, пользуясь оставшимися знаками. Примером соотношений кода и текста может служить соотношение термина и его дефиниции (определения). Определение дает развернутое толкование термина. Следовательно, чем чаще будут в тексте употребляться термины без их описания, тем короче будет текст.

Признаки языка и признаки речи.

Отношение языка и речи к норме. Что такое норма? Основные признаки нормы (устойчивость, избирательность, обязательность, правильность, эстетичность).

Норма – наиболее устойчивые, традиционные элементы языковой системы, исторически отобранные и закрепленные общественной практикой; традиционно сложившаяся система правил использования средств (языковых), которые признаны обществом в качестве обязательных.

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуника-ции.

Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Указанное свойство нормы было отмечено проф. А.М. Пешковским, который писал: "Существование языкового и д е а л а у говорящих, - вот главная отличительная черта литературного наречия с самого первого момента его возникновения, черта, в значительной мере создающая самое это наречие и поддерживающая его во всё время его существования" (Пешковский А.М)

Признаки нормы

Устойчивость – норма проявляется в сознании и практике всех членов данного языкового коллектива как что-то общее, передаваясь из поколения в поколение, она объединяет речевую деятельность говорящих, разделенных временем, местом, соц. положением, уровнем знаний и духовного развития. Признана как факт массового и регулярного воспроизведения в коммуникации.

Избирательность – каждая языковая норма реализует по-своему возможности системы языка и различно фиксирует познавательную деятельность людей.

Обязательность – вытекает из внешних для системы языка требований – принятия тех или иных фактов языка.

Правильность – те закономерности использования языкового материала, что закреплены в норме, считаются единственно правильными, так как они подтверждены языковым и социальным опытом носителей данного языка. Последующие поколения воспринимают факты, закрепленные в норме, единственно правильными.

Эстетичность – норма регулирует в языке базовые эстетические понятия «хорошо-плохо», «красиво-некрасиво», «правильно-неправильно», Благодаря норме носитель языка правильно делает выбор в пользу того или иного понятия при построении высказывания, правильно поймет эстетическую направленность адресованного ему текста. 

Норма формируется в языке, язык поставляет норме материал, средства для существования. Норма- это специальный признак, формирующийся в литературном языке, выраженный в устной или письменной реализации кода. Хотя речь также использует норму, но это зависит от самой языковой системы, этапа развития общества, его социальной структуры. Речь, обладая некоторой степенью свободы по отношению к языку, зачастую может не использовать языковые нормы, если выражает языковые особенности индивида. 

Язык

Речь
а) психичность(социально значимая система) б) социальность(фиксирует опыт коллектива, объективен) в) инвариантность (системен) г) абстрактность (отвлечен от параметров  действительности) д) нелинейность (имеет уровневую организацию е) потенциальность (виртуальность) ж) преобладание статичности(независим от ситуации, обстановки коммуникации) з) синхроничность

а) материальность (речь состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами (слухом, также зрением, осязанием))

б) индивидуальность (отражает опыт индивидуума, субъективна)

в) вариативность (спонтанность)

г) конкретность (развертывается во времени и реализуется в пространстве

д) линейность

е) реальность(может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности)

ж) преобладание динамичности,

з) диахроничность

     

Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива. Знаки языка, так сказать, осязаемы: на письме они могут фиксироваться посредством условных написаний, тогда как представляется невозможным во всех подробностях фотографировать акты речи.

 

Асимметрия структуры и нормы как свойство флективных языков

Между языком и нормой существуют противоречия. Иногда норма побеждает произвольное развитие языка, иногда побеждает языковая система, изменяя норму. Ex. Её глаза искрились, хотя норма искра.

Норма и структура могут соотноситься следующим образом:

· Не все, что есть в структуре языка, есть в норме

· В норме может сохраняться то, чего нет в структуре языка. Ex. Почить в бозе . I wanna come.

· Для структуры языка важны дифференциальные признаки.

· Ex. [р] – дрожащий боковой. Для нормы важно их количество.   

Ex.[p] – увулярный или гроссированный, или картавый звук.

 

 

Функции языка и функции речи. Антиномия коммуникативной и экспрессивной функций. Их взаимосвязь в речевом акте. Структура речевого акта. Компоненты речевого акта и соответствующие им функции языка в модели Р.О. Якобсона.

Функции языка

А) Коммуникативная функция состоит в том, что язык выступает в качестве важнейшего средства общения между людьми. Эта функция представлена двумя вариантами: интерактивная функция, которая проявляется в том, что язык как инструмент включен в систему социального взаимодействия. Как разновидность интерактивной функции следует рассматривать и фасцинативную функцию, которая заключается в привлечении внимания адресата к содержанию сообщения.

Б) Регулятивнаяфункция заключается в регуляции поведения адресата (путем побуждения к действию, к ответу на вопрос, путем запрета действия, путем сообщения информации с целью изменить намерения адресата совершить определенное действие и т.д.) Иногда эту функцию называют конативной, аппелятивной или волюнтативной функцией. Таким образом, с регулятивной функцией связаны намерения, цели говорящего, т.е. то, ради чего он обращается к слушающему.

В) Номинативная функция, или функция называния состоит в том, что посредством языка происходит называние определенных предметов и явлений действительности.

Г) Аккумулятивная функция, или накопительная, заключается в «накоплении» опыта и знания предыдущих поколений, в основном посредством письменных текстов.

Д) Познавательная функция: говоря о роли языка в познании, следует различать два аспекта: 1) участие языка в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений; в различных мыслительных операциях; в механизмах памяти; 2) участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Участие языка в сохранении знаний о мире осуществляется на двух уровнях: во-первых, в самом языке, т.е. в семантических системах словаря и грамматики, во-вторых, в речи, т.е. в устных и письменных сообщениях, созданных на языке. Очевидно, что информация, аккумулированная в семантической системе языка, по объему во много раз меньше информации, содержащейся в текстах на языке. В отличие от интенсивно меняющейся информации текстов информация, сконцентрированная в языковой семантике, характеризуется исключительной стабильностью.

Е) Этническая функция: язык как фактор объединения и единства народа. Этноконсолидирующая функция является во многом символичной, она создается не употреблением языка, а отношением людей к языку, национально-культурной идеологией. В реальности процессы формирования этносов могут не совпадать с процессами дифференциации и интеграции языков.

Функции речи

А) Магическая функция: Р.О. Якобсон считал магическую функцию частным случаем призывно-побудительной, с той разницей, что в случае словесной магии адресат речи – это не человек, а высшие силы. К проявлениям магической функции относятся табу, табуистические замены, а также обеты молчания в некоторых религиозных традициях, заговоры, молитвы, клятвы, в том числе божба и присяга, в религиях Писания – сакральные тексты, т.е. тексты, которым приписывается трансцендентное значение, может, например, считаться, что они были внушены или продиктованы высшей силой. Общей чертой отношения к слову как к магической силе является неконвенциональная трактовка языкового знака, т.е. представление о том, что слово – это не условное обозначение некоторого предмета, а его часть, поэтому, например, произнесение ритуального имени может вызвать присутствие того, кто им назван, а ошибиться в словесном ритуале – это обидеть, прогневать или навредить высшим силам.

Б) Экспрессивная функция реализуется в том случае, если в высказывании прямо выражено субъективно психологическое отношение человека к тому, о чем он говорит. Основным средством выражения эмоций в речи является интонация. Эмоции в речи выражаются также с помощью междометий и словами с эмоционально-экспрессивной коннотацией. Эмоциональная сторона речи связана с работой правого полушария головного мозга. При правополушарных расстройствах речь больного становится интонационно однообразной.

В) Фатическаяфункция: иногда общение как бы бесцельно, говорящим не важна та информация, которую они сообщают друг другу, они не стремятся выразить свои эмоции или воздействовать друг на друга. Пока им важен только контакт, который подготовит дальнейшее более содержательное общение. В таких случаях язык выступает в фатической функции, которая осуществляется в приветствиях, поздравлениях, в дежурных разговорах о погоде и т.д.

Г) Метаязыковаяфункция: использование языка в данной функции обычно связано с какими-то трудностями речевого общения – например, при разговоре с ребенком, иностранцем или любым другим человеком, не вполне владеющим данным языком либо некоторым социальным или функциональным подъязыком. В таких случаях говорящие прибегают к толкованиям слов и выражений. В метаязыковых комментариях говорящие могут также оценивать слово или его уместность в речи, мотивировать свой выбор речения, подчеркнуть индивидуальные оттенки смысла. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – в том числе на уроках и лекциях по языку и языкознанию.

Д) Эстетическая функция речи проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру, отдельное слово, оборот, фраза начинает нравится или не нравится, восхищать своей ладностью, точностью, глубокой осмысленностью, красотой. Эстетическое отношение к языку, таким образом, означает, что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, как эстетический объект. Способность текстов эстетически переживаться говорящими лежит в основе поэтической функции языка. Хайнеманн также считает, что сущность эстетической функции заключается в том, что текст соотносится не с объективной действительностью, а с вымышленным, фиктивным миром, что и обусловливает динамику эмоционального состояния реципиента.

Е) Суггестивная функция текста состоит в воздействии на психологическое либо физиологическое состояние адресата, а также (косвенно) в принуждении его к определенным действиям или, наоборот, предостережении от них. Наиболее распространены суггестивные акты в таких сферах общения, как политическая пропаганда, реклама, религиозная проповедь, гипнотическая терапия, художественная коммуникация, различные формы общения с детьми (например, убаюкивание).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...