Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные принципы создания партии.
В этом параграфе речь пойдет не о формальностях: партийной программе, уставе, прядке приема и тому подобное – а о принципиальных моментах, без учета которых создаваемая партия (движение) органически не способны играть роль эффективной избирательно машины. В России на сегодняшний день уже накоплен примерно десятилетний опыт создания самых разнообразных партий и движений; как на федеральном, так и на региональном уровнях. В основном этот опыт носит негативный характер: стремительно возникающие новые структуры с такой же стремительностью исчезают с политической сцены. В принципе в этом нет ничего неожиданного: партстроительство еще более конкурентная область, чем избирательные кампании, и здесь выживает только сильнейший. Но как стать этим «сильнейшим»? «Сильнейшими» в России накануне выборов 93г. официально был объявлен «Выбор России», в 1995г. – НДР; в 99г. – ОВР. Все три раза выборы для «сильнейшего» заканчивались весьма прискорбно. В результате «Выбор России» вынужден постоянно перестраиваться и входить в блоки с другими организациями («Демвыбор» в 95г., СПС в 99г.), НДР практически сошел с политической сцены. Скорее всего, похожая судьба ждет и ОВР. Куда же делись их «могучие политические структуры»? Да и были ли эти структуры вообще? А что случилось с первыми демократическими партиями, созданными в начале 90-х: Демократической партией (ДПР), Республиканской партией (РПР), Социал-демократической партией? Что случилось с массовой «Демократической Россией»? Они обладали передовыми партийными программами, действительно имели структуры в регионах; активно поддерживались широкой общественностью. Однако уже к 93г. «деятельность» этих организаций свелась в основном к внутренней борьбе. На выборах 93г. уцелела лишь ДПР, но и она практически распалась к 95г. Как юридические лица перечисленные партии продолжают существовать, но на деле они превратились в чисто салонные организации, занимающиеся мелким политическим бизнесом. Можно привести еще более разительные примеры: новая партия выдвигает, казалось бы, самые актуальные и правильные идеи; имеет прекрасную прессу – и не способна даже создать структуры в регионах: в нее просто никто не вступает, кроме функционеров, направляемых по разнарядке. Так было, например, с «Блоком Ивана Рыбкина»; с разными «центристскими» объединениями, создававшимися на интервале 95-99гг. Наконец, даже с вроде бы с состоявшимися партиями – такими, как ЛДПР и «Яблоко» тоже далеко не все благополучно, если посмотреть на их региональную структуру. Численность местных отделений практически не растет; многие из них пребывают в состоянии перманентных внутренних конфликтов. Лишь небольшая часть из них способна проводить избирательные кампании на надлежащем уровне. Типичная для России картина: кандидат баллотируется от известной федеральной партии и вынужден нанимать профессиональную команду для своей кампании. И не только специалистов по рекламе (что вполне естественно), но именно команду для осуществления непосредственной работы с избирателями. Какая же это партия, ели ее структуры не способны обеспечить своим кандидатам даже оргмассовое направление избирательной кампании? Все перечисленное является классической болезнью роста; типичными трудностями становления политической системы нарождающегося в стране гражданского общества. Вопрос состоит в том, что необходимо делать, чтобы вновь создаваемая политическая структура с самого начала была максимально эффективна как избирательная машина. Практика показывает, что при создании новой партии в обязательном порядке следует учесть ряд принципиальных моментов, без которых избирательной машины из партии не получится ни при каких обстоятельствах. Речь идет о следующих трех необходимых составляющих: партийной идеологии, выделяющей потенциальных членов партии среди остальной массы граждан и побуждающей их (членов) добровольно и сознательно присоединиться к партии и участвовать в ее деятельности; ясной перспективы и системы стимулов для партийного актива; прежде всего для функционеров партии; правильной последовательность шагов при создании партии и оптимальное распределение имеющихся ресурсов. Дальнейшее изложение будет посвящено анализу каждой из трех перечисленных составляющих. В заключение же данного параграфа мы хотим подчеркнуть, что, к сожалению, даже самая правильная и профессиональная их отработка не гарантирует успеха в партстроительстве. Здесь очень многое зависит от чисто внешних факторов: общей социально-экономической обстановки, конкретной политической культуры и т.д.; наконец, просто от везения. Зато на 100% можно гарантировать, что непонимание общих принципов партстроительства и неумение применить их на практике с неизбежностью приведет к неудаче.
Идеология
Среди перечисленных в предыдущем параграфе составляющих главной является идеология. Поскольку речь идет о создании партии как избирательной машины, под идеологией здесь понимается вовсе не то, что написано в партийной программе или говорится лидерами партии. В нашем понимании идеология – это представление активных избирателей о назначении и характере партии, которое (представление) побуждает их присоединиться к партии и участвовать в ее деятельности; в первую очередь в проведении выборов. В этом плане можно привести довольно много примеров, когда создатели нового политического движения искренне считают, что оно базируется на том или ином варианте книжной идеологии (например, «либеральной»), тогда как истинная идеологическая основа их организации совершенно иная. Если проводить аналогию между партстроительством и проведением выборов, то идеология здесь играет примерно ту же роль, что и положительный образ кандидата во время избирательной кампании. Если партия не имеет внятной идеологии, востребованной обществом или его значительной частью, то не взирая ни на какие усилия и денежные вливания, вместо работоспособной партии будет создана ее имитация. Именно отсутствие полноценной идеологии является причиной провала многих политических проектов, обеспеченных всеми видами ресурсов. Однако полностью ставить знак равенства между идеологией партии и ее положительным образом нельзя. Положительный образ – это то , что побуждает избирателя голосовать за нее во время выборов. Идеология же побуждает избирателя присоединиться к партии и участвовать в ее работе. Она, следовательно, должна давать гораздо более мощную мотивацию, чем это обычно делает положительный образ. Поэтому она является и более сложной конструкцией, в которой следует выделить следующие компоненты: системообразующая идея; лидер партии (точнее, положительный образ лидера); политическая позиция партии по актуальным вопросам; Совокупность перечисленных компонент и образует тот идеологический комплекс, который побуждает граждан присоединяться к партии. Системообразующая идея является аналогом ядра положительного образа. Чтобы быть работоспособной, она обязательно должна соответствовать тому или иному стереотипу массового сознания; конкретно – представлению достаточно значительной части граждан о «светлом будущем», в которое ведет партия. Типичными примерами таких стереотипов для России являются «великая держава»; «социальная справедливость»; «свобода и демократия» и т.д. Хотя подавляющее большинство избирателей вряд ли смогут рационально объяснить содержание этих понятий; они, тем не менее, прочно закреплены на уровне ценностей массового сознания. Итак, системообразующая идея партии должна ложиться на один из реально существующих стереотипов массового сознания. Однако этого не достаточно. Чтобы стать системообразующей (т.е. способной собрать вокруг себя активных граждан), она должна содержать еще два элемента: момент силы и образ врага. Момент силы является одним из наиболее мощных побудительным мотивом присоединения граждан к партии олицетворяющей ту или иную идею: «Объединившись, мы представляем собой огромную силу, которая добьется…(что страна будет великой державой; что наступит процветание; что воцариться свобода; что все будет по справедливости и т.д.). Образ врага органически дополняет момент силы: на пути к «светлому будущему» обязательно стоит некий «супостат», которого необходимо сокрушить –для чего, собственно, партии и нужна сила. Если говорить образно, системообразующая идея будет эффективной тогда, когда она позволит каждому потенциальному члену партии почувствовать себя в какой-то степени участником великой борьбы «сил света» (которые олицетворяет партия) с «силами тьмы» (которые олицетворяет образ врага). В свете сказанного системообразующие идеи некоторых нынешних парламентских партий можно сформулировать примерно следующим образом. СПС: «Мы – объединение всех демократических сил, выступающих за то, чтобы Россия была свободной и богатой, чтобы мы жили также, как на Западе. Мы одолеем всех, кто выступает за возврат к прошлому». КПРФ: «Мы – объединение всех патриотов, видящих Россию великой державой, в которой царит социальная справедливость. Мы одолеем всех, кто предал интересы страны западному капиталу». В каждой из приведенных идей четко высвечивается как группа стереотипов массового сознания, на которой «играет» партия, так и момент силы. Характерно, что обе идеи являются взаимодополняющими: каждая из них дает другой образ врага. Иногда образ врага в системообразующей идее целиком заменяет содержательную составляющую: политическая организация создается исключительно для борьбы против «врага» (аналогом является построение избирательной кампании на негативной стратегии). Например, системообразующей идеей «Демократической России» было объединение всех «демократических» сил против КПСС. Такие организации, однако, оказываются крайне нестабильными. Потеряв «врага», они теряют системообразующую идею и распадаются – что и произошло с «Демроссией» после исчезновения КПСС в 1992г. Вообще потеря традиционного «врага» – вещь довольно неприятная для любой партии, даже обладающей вполне содержательной идеологией. Можно предвидеть, что с исчезновением «антинародного ельцинского режима» КПРФ ожидают определенные трудности в плане идеологии. Можно привести также примеры, когда главным элементом системообразующей идеи оказывается момент силы, при отсутствии внятной содержательной составляющей. По такой схеме строились т.н. «партии власти»: НДР, ОВР, «Единство». Ничего кроме «Мы -самые сильные» у перечисленных организаций за душой не было. Нельзя же, в самом деле, считать содержательными такие идеологические пустышки, как «левый центризм», «правый центризм» и прочие конструкции, напрочь оторванные от стереотипов массового сознания избирателя. Жизнь показала, что партии построенные на голой силе, также являются крайне неустойчивыми. Кроме того, они малоэффективны: если внимательно посмотреть на структуры, возникающие в результате такого «партстроительства», оказывается, что они состоят из местного начальства и некоторого числа зависимых от него функционеров - т.е. по сути представляют собой чисто административный ресурс, который можно было прекрасно задействовать и не называя его партией. Нечего и говорить, что при малейшем намеке на ослабление «силы партии» такие структуры начинают рассыпаться. Следующая компонента партийной идеологии – положительный образ лидера. При создании новой политической структуры он с успехом может заменить системообразующую идею. Среди парламентских партий типичными организациями «под лидера» являются «Яблоко» и ЛДПР. Партию «под лидера» никоем образом не следует рассматривать как организацию второго сорта. Характерно, что из трех партий, побывавших во всех составах Государственной Думы 1993-99гг. две являются лидерскими. При этом они успели обзавестись достаточно стабильным (по сравнению с другими партиями) базовым электоратом, наработать определенные традиции и т.д. В общем, перечисленные партии имеют определенные шанс остаться в российском политическом спектре всерьез и надолго. Конечно, идеальным является вариант, когда партия обладает и убедительной системообразующей идеей, и ярким лидером (в этом плане можно говорить о системообразующей связке идея-лидер). Однако коль скоро речь о новой партии, то на этапе становления лидер часто оказывается важнее идеи. Он способен вытянуть даже довольно невнятную партийную идеологию. Если же системообразующая идея носит перспективный характер и еще не достаточно закреплена в стереотипах массового сознания, то тут без яркого лидера просто невозможно обойтись. Лишь он способен послужить центром кристаллизации потенциальных сторонников новых взглядов. Уже потом, со временем, партия наработает историю, традиции и превратиться из партии лидера в партию идеи. В России на сегодняшний день такой стадии развития достигла лишь КПРФ. В тридцатые годы в Германии среди нацистов был популярен лозунг «Наша идеология – это Адольф Гитлер!». Да простят нас некоторые весьма уважаемые российские лидеры, которые искренне ненавидят нацизм, но их партийные соратники имеют все основания сказать нечто подобное. Третья компонента идеологии - политическая позиция раскрывает системообразующую идею и (или) положительный образ лидера через отношение партии к актуальным для страны проблемам. Следует отметить, что в политической позиции допустима определенная гибкость: в зависимости от ситуации партия может ее менять, причем иногда на прямо противоположную. Недопустимы лишь две вещи: позиция, разрушающая системообразующую идею и рыхлая, неоднозначная позиция. Последняя ставит под удар момент силы системообразующей идеи: партия предстает перед своими сторонниками неуверенной. Правда, иногда расплывчатость партийных позиций диктуется политической ситуацией в элитах. Но с точки зрения публичной политики и партстроительства лучше сегодня сказать категорическое «Да!», а завтра категорическое «Нет!» по одному и тому же поводу, чем оба раза изображать ни «да», ни «нет».
Партийная структура
С точки зрения подготовки к избирательным кампаниям создание партийных структур является важнейшей задачей партстроительства. Понятно, что мы имеем в виду не формальное наличие зарегистрированных отделений партии в регионах, а команды, способные эффективно проводить избирательные кампании. Участников любого политического движения можно разделить на функционеров, активистов и сторонников. Создать дееспособную партийную структуру означает правильно задействовать каждую из этих трех групп. Партийные функционеры – члены партии, работающие в ней на профессиональной основе. Политическая деятельность является для них источником существования. Как правило, функционерами являются представители партии во власти, руководители региональных организаций и ведущие сотрудники аппарата. Можно сказать, что функционеры образуют скелет партии. Часто ошибочно считается, что создание костяка функционеров является исключительно вопросом финансирования. Были бы деньги – люди найдутся. А иногда поступают еще проще (например, при создании партий типа партии власти): партийное начальство назначает функционеров из числа сотрудников подчиненных ему административных, производственных и других структур. Таким путем действительно можно создать в кратчайшие сроки сеть функционеров по всей стране, что, кстати, неоднократно и происходило (НДР в 95г, ОВР в 99г. и т.д.). Однако отдача от подобных структур, как правило, весьма невелика. Дело в том, что только материальных стимулов и административных рычагов для создания эффективной сети функционеров недостаточно. По настоящему хорошие функционеры получаются из людей, ориентированных на политическую карьеру. Функционеры, совмещающие административную, производственную или другую деятельность с политической или работающие только за зарплату не всегда надежны и всегда недостаточно активны, энергичны и т.д. Поэтому ключевым моментом при создании структуры партии является обозначение и задействование системы политических стимулов и политической перспективы для функционеров. Создатели партии, не понимающие этого момента, рано или поздно столкнутся с тем, что самые лучшие партийные работники начнут покидать их организацию и переходить в другие. Активисты – члены партии, работающие преимущественно на общественных началах; хотя в период избирательной кампании или при реализации особо важных предвыборных проектов они могут работать и за вознаграждение. В отличие от функционеров, которых надо найти и организовать в структуру, потенциальные активисты в регионах присутствуют изначально, поскольку партия обладает идеологией (идеологией в смысле наличия системообразующей идеи, яркого лидера и политической позиции). Активисты сразу же начинают проявляться, как только партия обозначает себя в соответствующем регионе. С другой стороны, если идеология отсутствует, то партия не сможет найти себе активистов никакими силами. Истратив немалые средства, она развернет сеть функционеров – и при этих же функционерах и останется. Постоянный приток активистов «с улицы» является безошибочным признаком того, что партия обладает востребованной обществом идеологией. Точно также отсутствие притока активистов показывает, что идеология у партии тоже отсутствует. Если функционеры являются костяком партии, то активисты – это ее мышцы. Именно благодаря притоку и организации активистов партия получает мощный ресурс для проведения избирательной кампании. Поэтому работа с активистами – решающий участок партстроительства, если рассматривать таковое как предвыборный проект. Принципы вербовки и работы с партийным активом во многом аналогичны принципам создания команды кандидата во время избирательной кампании (см. п. 3.4.2). Напомним, что главным стимулом для активистов служит идеология партии и чувство собственной приобщенности к проведению этой идеологии в жизнь (что не исключает периодического материального вознаграждения за работу). Сторонники партии – граждане, вступившие в нее, (или хотя бы проявившие к партии доброжелательный интерес), но не выразившие желания активно работать в ней. В ходе подготовки к избирательным кампаниям очень важно ни в коем случае не упускать из виду ни одного обозначившегося сторонника. Каждого из них следует несколько раз «коснуться»: пригласить на собрание, написать письмо, предложить заполнить какую-нибудь анкету – и т.д. «Касание» сторонников необходимо не только в плане фиксации их голосов на будущих выборах, но в первую очередь для разворачивания полномасштабной структуры во время избирательных кампаний за счет мобилизации части сторонников в активисты. Созданную партийную структуру необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, иначе она начнет терять активистов. Для партии формой существования является непрекращающаяся ни на один день работа по реализации предвыборных проектов. К ориентировочному перечню таких проектов (см. п. 6.2) можно добавить еще несколько, характерных именно для процесса партстроительства. Массовый прием в партию: 1. серия мероприятий, позволяющих выявлять потенциальных сторонников и осуществлять их прием в партию. 2. Проекты по организации массовой поддержки политических позиций и инициатив, выдвигаемых лидером (лидерами) партии (собрания, митинги и т.д.). 3. Проекты по работе со сторонниками партии (например, периодическая адресная рассылка). 4. Отчетно-выборные собрания и конференции. 5. Периодические поездки федеральных лидеров партии в регионы, сопровождаемые серией агитационных мероприятий. 6. Обучение функционеров партии и партийного актива. 7. Сбор средств для партии и (или) под осуществляемые ей проекты 8. Создание сети общественных приемных в регионах. 9. Создание партийной прессы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |