Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ




Понятие и сущность методов воспитания. Методы воспитания: понятие и классификация. Классификация методов по источникам познания. Классификация методов воспитания (по Г. Щукиной). Методы формирования сознания. Метод убеждений в воспитании. Методы организации деятельности и формирования поведения как практические методы (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др.). Методы формирования чувств и отношений (поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка).
Приемы воспитания: требование и оценка. Разновидности оценки. Методы влияния: убеждение, внушение, заражение, подражание. Виды влияния: направленное и ненаправленное. Формы воспитания как способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Методы самовоспитания и самообразования. Основные душевные факторы развития человека: самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. Уровни самообучаемости, саморазвиваемости и самовоспитуемости (А.К. Маркова). Приемы самовоспитания: самообязательство, самоотчет, осмысление собственной деятельности и поведения, самоконтроль. Методы самовоспитания: самопознание, самообладание, самостимулирование.
Принципы и закономерности воспитания. Принципы воспитания как общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Основные принципы воспитания: ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности, принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть.
Закономерности воспитания. Принцип природосообразности воспитания (Демокрит, Платон, Аристотель, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег). Принцип природосообразности в европейской педагогике XVIII - XIX вв. как основа различных теорий воспитания, получивших общее название - педагогического натурализма, в том числе и теории свободного воспитания. Принцип природосообразности как основа педологии. Современная трактовка принципа природосообразности.
Принцип культуросообразности воспитания (Дж. Локк, К.А. Гельвеций, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др.). Современная трактовка принципа культуросообразности. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Идеи философии прагматизма (Дж. Дьюи и др.). Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.). Признание приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам, группам и коллективам.
Основные теории и подходы к воспитанию. Технократический подход к воспитанию. Концепция "функционального" человека. Воспитание как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. Гуманистический подход к воспитанию. Гуманистическая психология как основа гуманистической педагогики (Маслоу, Франкл, Роджерс, Колли, Комбс и др.). "Самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь" как главные понятия гуманистической педагогики.
Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер). Свободные вальдорфские школы. Методологические и дидактико-методические основы вальдорфской педагогики. Педагогическая система Марии Монтессори. Идеи свободного воспитания как основа системы М. Монтессори. Основа обучения в дошкольном и в младшем школьном возрасте - сенсорное воспитание.







ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

  • Внушение
  • Заражание
  • Метод воспитания
  • Метод упражнений
  • Метод убеждений
  • Отношение
  • Оценка
  • Педагогические закономерности воспитания
  • Поведение
  • Подражание
  • Принцип воспитания
  • Принцип культуросообразности
  • Приницп природосообразности
  • Самовоспитание
  • Самообразование
  • Самообучение
  • Самопознание
  • Сознание
  • Требование.
  • Формы воспитания
  • Чувство
  • Эмоции

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что такое "метод воспитания"?
  2. Чем отличаются методы воспитания от методов обучения?
  3. Приведите классификацию методов воспитания по источникам познания.
  4. В чем суть методов формирования сознания?
  5. Назовите особенности применения метода убеждения в воспитании.
  6. Что относится к методам организации деятельности и формирования поведения?
  7. Чем отличается применение метода упражнений в воспитании от его применения в обучении?
  8. Что относится к методам формирования чувств и отношений?
  9. Назовите основные приемы воспитания.
  10. Чем отличаются приемы воспитания от методов воспитания?
  11. Назовите основные методы влияния.
  12. Чем отличается убеждение от других методов влияния?
  13. Что такое внушение (суггестия)?
  14. Когда чаще всего возникает феномен заражения?
  15. Назовите возрастные особенности подражания.
  16. Сопоставьте различные виды влияния.
  17. Чем отличаются формы воспитания от методов воспитания?
  18. Дайте определения понятиям: "самовоспитание", "самообразование", "самообучение".
  19. Назовите основные методы самовоспитания и самообразования.
  20. Какие уровни самовоспитуемости, самообучаемости выделяет А.К. Маркова?
  21. Применение каких приемов предполагает самовоспитание?
  22. Что понимается под принципами воспитания?
  23. Назовите и дайте характеристику основным принципам воспитания.
  24. Что понимается под педагогическими закономерностями воспитания?
  25. Чем отличается принцип природосообразности от принципа культуросообразности?
  26. Приведите современную трактовку принципа природосообразности.
  27. Как реализовать принцип культуросообразности воспитания в современных условиях?
  28. В каких известных Вам системах воспитания наиболее полно реализуется, по Вашему мнению, принцип центрации воспитания на развитии личности?
  29. В чем суть технократического подхода к воспитанию?
  30. Назовите основных представителей гуманистического подхода к воспитанию.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И (ИЛИ) КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Классификация методов воспитания.
  2. Методы формирования сознания.
  3. Особенности применения метода убеждения в воспитании.
  4. Методы организации деятельности и формирования поведения.
  5. Методы формирования чувств и отношений.
  6. Методы влияния.
  7. Убеждение как один из основных способов влияния.
  8. Внушение (суггестия) и воспитание.
  9. Возрастные особенности подражания.
  10. Самовоспитание, самообразование, самообучение как цель воспитания.
  11. Принципы воспитания.
  12. Педагогические закономерности воспитания.
  13. Принцип природосообразности.
  14. Принцип культуросообразности.
  15. Технократический подход к воспитанию.
  16. Гуманистический подход к воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
  2. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977.
  3. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974.
  4. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.
  6. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.
  7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В Петрусинского. М., 1991.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  9. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.
  11. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
  12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.
  13. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
  14. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989.
  15. Лесгафт П. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. М.; Воронеж, 1998.
  16. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960.
  17. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
  18. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М., 1991.
  19. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М., 1991.
  20. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
  21. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981.
  22. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
  23. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
  24. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
  25. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.
  26. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М., 1979.
  27. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  28. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001.
  29. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
  30. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999.
  31. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-sozn.html Лаборатория социально-психологических проблем сознания ПИ РАО
http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html Центр психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии" факультета психологии МГУ
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-hudog.html Лаборатория психологических проблем художественного воспитания ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/lab-tvor.html Группа диагностики творчества ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-samor.html Лаборатория психологии саморегуляции ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html Группа исследования факторов формирования индивидуальности ПИ РАО

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 513.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...