Понятийно-терминологический аппарат проблемы воспитания. Трактовки понятия "воспитание". Категория воспитания как одна из основных в педагогике и педагогической психологии. Уровневый анализ воспитания: воспитание в широком социальном смысле, в узком смысле, в локальном значении. Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации. Определение понятий "индивид", "личность", "субъект", "индивидуальность". Сущность воспитания. Цели воспитания. Трактовка целей воспитания в различных педагогических концепциях в зависимости от социально-философских позиций авторов. Определение категорий учебных целей в аффективной области по П. Блуму. Виды воспитания. Классификация видов воспитания с содержательной точки зрения. Междисциплинарный подход к воспитанию. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости. Сущность понятий "критерий", "показатель". Основные показатели воспитанности (Н.Е. Щуркова; А.К. Маркова). Воспитуемость как откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности. Показатели воспитуемости. Уровни воспитанности и воспитуемости (А.К. Маркова). Взаимосвязь обучения и воспитания. Особенности взаимосвязи обучения и воспитания. Многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания. Типы взаимосвязи обучения и воспитания (И.А. Зимняя). Воспитывающее обучение. Нравственное воспитание. Формирование нравственной основы учащихся. Разновидности нравственной саморегуляции: произвольная (преднамеренная) и непроизвольная. Моральные мотивы. Формирование непроизвольной саморегуляции. Нравственные нормы. Нравственные привычки. Роль эмаптии в нравственном воспитании учащихся. Эмпатия как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Концепция нравственного развития Кольберга. Уровни морального развития (по Кольбергу): преднравственный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Воспитание
Воспитанность
Воспитуемость
Индивид
Индивидуальность
Личность
Нравственность
Развитие
Социализация
Становление
Субъект
Эмпатия
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Назовите основные трактовки понятия "воспитание".
Чем различаются трактовки понятия "воспитание" - в широком социальном и узком смысле?
В чем проявляется взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации?
Чем отличается формирование от становления личности?
Кто изучал следующий ряд понятий: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность"?
Чем отличается понятие "индивид" от понятия "индивидуальность"?
Как трактуется понятие "личность" в отечественной психологии?
В чем особенности проблемы целей воспитания?
Как трактуется цель воспитания в различных педагогических концепциях?
Приведите основные классификации видов воспитания.
Какие аспекты воспитания изучает философия?
Какие аспекты воспитания изучает педагогика, а какие - психология?
Чем отличаются критерии от показателей?
Назовите основные критерии воспитанности и воспитуемости.
Охарактеризуйте основные уровни воспитанности и воспитуемости по А.К. Марковой.
В чем особенности взаимосвязи обучения и воспитания?
В чем проявляется многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания?
Назовите типы взаимосвязи обучения и воспитания.
Что такое "воспитывающее обучение"?
В чем особенности формирования нравственной основы учащихся?
Что такое эмпатия?
Охарактеризуйте роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся.
Раскройте суть концепции нравственного развития Кольберга.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И (ИЛИ) КУРСОВЫХ РАБОТ
Воспитание - одна из центральных категорий педагогической психологии.
Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации.
Проблема целей воспитания.
Цель воспитания в различных педагогических концепциях.
Виды воспитания.
Междисциплинарный подход к воспитанию.
Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости.
Взаимосвязь обучения и воспитания.
Типы взаимосвязи обучения и воспитания.
Воспитывающее обучение.
Формирование нравственной основы учащихся.
Роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся.
Концепция нравственного развития Кольберга.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. М., 2000.
Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977.
Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997.
Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 299.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...