Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ




Сущность развивающего обучения. Содержание понятия развивающего обучения. Термин "развивающее обучение".
Проблема соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский). Признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.). Объяснение наличия развивающего обучения на основе установки структурной психологии (К. Коффка). Гипотеза Л.С. Выготского.
Основные характеристики развивающего обучения. Развивающее обучение как новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка и др.
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Предпосылки создания СРО Эльконина-Давыдова. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий (В.В. Давыдов и др.). Эмпирическое и теоретическое мышление. Основные различия эмпирического и теоретического знания (В.В. Давыдов). Некоторые особенности СРО Эльконина-Давыдова.
Теория учебной деятельности и теория содержательного (теоретического) обобщения как теоретическая основа концепции развивающего обучения. Генетико-моделирующий эксперимент в форме систематического школьного обучения. Особенности проявления общедидактических принципов преемственности, доступности, сознательности, наглядности, научности в СРО Эльконина-Давыдова. Основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности: Реализация идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Разумовской, Г.Г. Граник и др. Реализация идей развивающего обучения в экспериментальных системах обучения Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича.
Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова. Разработка проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей в работах Л.В. Занкова. Результаты фундаментальных исследований в области общей педагогики под руководством Занкова. Принципы дидактической СРО Занкова. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Принцип осознания школьниками процесса учения. Принцип работы над развитием всех учащихся. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом. Сравнительный анализ принципов дидактической системы развивающего обучения Занкова и традиционного обучения. Некоторые особенности внедрения СРО Занкова в практику.






ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

  • Знание теоретическое
  • Знание эмпирическое
  • Зона ближайшего развития
  • Мышление теоретическое
  • Мышление эмпирическое
  • Обучение.
  • Принцип
  • Принцип обучения
  • Психологическое новообразование
  • Развитие
  • Развивающее обучение
  • Учение

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Как трактуется понятие "развивающее обучение" в психолого-педагогической литературе?
  2. Назовите основные показатели развивающего обучения.
  3. В чем суть проблемы соотношения обучения и развития?
  4. Какие две основные черты выделил Л.С. Выготский в третьей теории соотношения обучения и развития?
  5. Назовите основные характеристики развивающего обучения.
  6. Какие закономерности учитывает и использует развивающее обучение?
  7. Что означает следующая фраза: "Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности"?
  8. На что направлено развивающее обучение?
  9. Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?
  10. Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.
  11. Какие психологические новообразования характерны для младшего школьного возраста?
  12. Что лежит в основе психического развития младших школьников, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова?
  13. Чем отличается эмпирическое мышление от теоретического?
  14. Какие основные различия эмпирического и теоретического знания приводит В.В. Давыдов?
  15. Назовите некоторые особенности СРО Эльконина - Давыдова.
  16. В чем суть общедидактических принципов по В.В. Давыдову?
  17. Назовите предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова.
  18. Какие исследования были осуществлены под руководством Л.В. Занкова?
  19. Дайте характеристику основных принципов дидактической СРО Занкова.
  20. Чем отличается принцип осознания школьниками процесса учения от принципа сознательности?
  21. Назовите некоторые особенности внедрения СРО Занкова в практику.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Проблема развивающего обучения в психолого-педагогической литературе.
  2. Проблема соотношения обучения и развития.
  3. Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?
  4. Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.
  5. Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: за и против.
  6. Типы мышления в учебном процессе.
  7. Различия эмпирического и теоретического знания.
  8. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: за и против.
  9. Основные принципы дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
  10. Проблемы и трудности внедрения систем развивающего обучения в практику.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.
  3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  6. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  11. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.
  12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  14. Кабанова-Меллер Е.Н. О переносе в процессе учения // Советская педагогика. 1965. № 11.
  15. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
  16. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.
  17. Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  19. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.; Воронеж, 1999.
  20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  21. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  22. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  23. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 3 кл.: Кн. для учителя / И.И. Аргинская и др. М., 1994.
  24. Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1963.
  25. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
  26. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  27. Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Уфа, 1985.
  28. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М., 1994.
  29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
  31. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...