Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 14. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ




Общая характеристика общения. Определения понятия общения. Междисциплинарный подход к общению. Логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению (Н.П. Ерастов). Специфика педагогического общения. Трактовки педагогического общения в психолого-педагогической литературе (А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.) Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, амотивная. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная.
Социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная (Г.М. Андреева). Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Социально-перцептивные стереотипы (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский). Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Эффект "ореола". Эффект "проецирования". Эффект "первичности". Эффект "последней информации". Барьеры педагогического общения. Личностные, социально-психологические, физические.
Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения. Качества личности педагога, важные для общения: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана и показатели морально-этического плана. Коммуникативные умения, навыки и их характер. Базовые коммуникативные умения педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия. Невербальные формы педагогического общения. Стиль педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся. Дидактогения как негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера).



ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

  • Дидактогения
  • Идентификация
  • Коммуникативные способности
  • Коммуникативный барьер
  • Общение
  • Педагогическое общение
  • Стеоротип
  • Эмпатия
  • Эффект "ореола"
  • Эффект "проецирования"
  • Эффект "первичности"

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Дайте определение понятия общения.
  2. Как трактуется общение в разных науках?
  3. В чем проявляются отличия изучения общения в педагогике и психологии?
  4. Что такое "педагогическое общение"?
  5. Как трактует общение А.А. Леонтьев?
  6. Назовите и дайте характеристику основных функций педагогического общения.
  7. В чем проявляется направленность педагогического процесса?
  8. Что характерно, по Е.А. Климову, для представителей профессии "человек - человек"?
  9. Назовите основные модели педагогического общения.
  10. Чем отличается учебно-дисциплинарная модель общения от личностно-ориентированной?
  11. Что характерно для авторитарного типа коммуникации?
  12. Какие стороны общения обычно выделяются в социальной психологии?
  13. В чем особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе?
  14. Чем отличается перцептивная сторона педагогического общения от интерактивной?
  15. Назовите основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе и дайте их характеристику.
  16. Чем отличается децентрация от идентификации?
  17. Какие группы социально-перцептивных стереотипов выделяет А.А. Реан? Как их можно учитывать в учебном процессе?
  18. Как проявляются антропологические стереотипы?
  19. Чем отличаются социально-статусные стереотипы от социально-ролевых?
  20. Назовите основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.
  21. В чем суть эффекта "ореола"?
  22. Чем отличается эффект "проецирования" от эффекта "первичности"?
  23. Что такое коммуникативный барьер?
  24. Назовите основные группы барьеров педагогического общения.
  25. К какой группе барьеров относятся барьеры неправильной установки сознания?
  26. Какие группы личностных качеств учителя определяют эффективность педагогического общения?
  27. Назовите основные показатели личностного плана.
  28. Что такое коммуникативные способности?
  29. Какие группы умения можно выделить на основе трехстороннего анализа общения?
  30. Какие умения включают в себя умения межличностной коммуникации?
  31. В чем суть перцептивных умений?
  32. Охарактеризуйте разные стили педагогического общения.
  33. Как влияет характер педагогического общения на психическое развитие учащихся?
  34. Что такое дидактогения?

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И (ИЛИ) КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Проблема общения в психологии.
  2. Междисциплинарный подход к общению.
  3. Педагогическое общение глазами психологов.
  4. Основные функции педагогического общения.
  5. Основные модели педагогического общения.
  6. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.
  7. Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе, их характеристика.
  8. Социально-перцептивные стереотипы и особенности их проявления в учебном процессе.
  9. Основные факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе.
  10. Барьеры педагогического общения.
  11. Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения.
  12. Коммуникативные способности.
  13. Базовые умения профессионального общения учителя.
  14. Стили педагогического общения.
  15. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся.
  16. Дидактогения как психолого-педагогическая проблема.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 1996.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.
  3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
  5. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979.
  6. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
  7. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
  8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  9. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989.
  10. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.
  11. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979. № 1.
  12. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.
  13. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М., 1991.
  14. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 1996.
  15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
  17. Синагина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (метод. пособие). М., 2001.
  18. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.
  19. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001.
  20. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М.; Воронеж, 1998.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...