Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Как в психологии трактуются способности?
- Чем отличаются способности от задатков?
- Как понимаются способности в научной школе Б.М. Теплова?
- Как соотносятся талант и гениальность со способностями?
- Что такое "общие способности"?
- Назовите основные направления изучения способностей в психологии.
- Дайте определение понятию "педагогические способности".
- Какие свойства являются ведущими в педагогических способностях?
- Что такое "педагогический такт"?
- Как определяется педагогическая наблюдательность в психолого-педагогической литературе?
- Назовите базовые педагогические способности.
- Какие педагогические способности выделяет Ф. Н. Гоноболин?
- Дайте характеристику организаторских способностей.
- Какие способности учителя выделяет В.А. Крутецкий?
- Что такое "перцептивные способности"?
- Чем отличаются речевые способности учителя от коммуникативных?
- Какие функции выполняет педагогическое воображение (или прогностические способности)?
- Кто разработал наиболее полную на сегодняшний день системную трактовку способностей?
- Что такое "педагогическая система"?
- Какие структурные компоненты составляют суть педагогической системы?
- Чем отличаются функциональные компоненты педагогической системы от структурных?
- Какие уровни педагогических способностей выделяет Н.В. Кузьмина?
- Чем отличается первый уровень способностей от второго (по Н.В. Кузьминой)?
- Назовите общие педагогические способности.
- Чем отличаются гностические способности от проектировочных?
- Чем "обеспечиваются" коммуникативные педагогические способности?
- Какие профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя выделяет А.К. Маркова?
- Что включает в себя, по А.К. Марковой, структура субъективных факторов?
- Что такое "аутопсихологическая компетентность"?
- Какие три основные стороны труда учителя выделяет А.К. Маркова?
- Чем, по Н.В. Кузьминой, отличаются проектировочно-гностические способности от рефлексивно-перцептивных?
- В чем суть рефлексивно-перцептивных умений учителя?
- Какие механизмы являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося?
- Что такое "эмпатия"?
- Как трактуется рефлексия в психолого-педагогической литературе?
- Назовите базовые умения педагога.
- В чем суть проектировочных умений педагога?
- Что включает в себя конструктивный компонент деятельности педагога?
- Перечислите базовые организаторские умения.
- Что такое "стиль педагогической деятельности"?
- Какие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя выделяет А.К. Маркова?
- Чем отличается, по А.К. Марковой, эмоционально-методический стиль педагогической деятельности от рассуждающе-импровизационного?
- Назовите основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности.
- Какие три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности рассматривают А.К. Маркова и А.Я. Никонова?
- Что такое "педагогическая акмеология"?
- Назовите основные критерии определения профессионализма по А.К. Марковой.
- Охарактеризуйте основные уровни профессионализма педагога.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И (ИЛИ) КУРСОВЫХ РАБОТ
- Проблема способности в психологии.
- Талант и гениальность как уровни способностей.
- Основные направления изучения способностей в психологии.
- Ведущие свойства педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности.
- Перцептивные способности педагога.
- Педагогическое воображение как основа прогностических способностей.
- Структура педагогических способностей.
- Функциональные компоненты педагогической системы.
- Общие педагогические способности.
- Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.
- Аутопсихологическая компетентность.
- Рефлексивно-перцептивные умения учителя.
- Основные механизмы познания педагогом личности учащегося.
- Проблема рефлексии в психолого-педагогической литературе.
- Базовые организаторские умения педагога.
- Стили педагогической деятельности.
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
- Педагогическая акмеология.
ЛИТЕРАТУРА
- Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
- Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. метод. пособие. М., 1999.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М., 1994.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.
- Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
| http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html
| Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ
| http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html
| Лаборатория психологии учителя ПИ РАО
|
|