Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Сущность педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский и др.). Основные характеристики группы профессий "человек - человек" (Е.А. Климов). Состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя. Основные проблемы психологии педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности. Функции и противоречия педагогической деятельности. Основные группы функций педагогической деятельности: целеполагающая и организационно-структурная.
Уровни продуктивности педагогической деятельности. Характеристики педагогической деятельности: целенаправленность; мотивированность; предметность. Уровни продуктивности педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина).
Профессиональная Я-концепция учителя. Самосознание или "Я". Классификации различных сторон самосознания или "Я"-феномена. "Я-прошлое", "Я-настоящее", "Я-будущее", ("Я-рефлексивное"). Профессиональное самосознание учителя. Структура профессионального самосознания учителя: "Я-актуальное", "Я-ретроспективное", "Я-идеальное", "Я-рефлексивное". Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя. Самооценка и ее адекватность. Аспекты самооценки вообще и профессиональной самооценки учителей: операционально-деятельностный и личностный. Структура профессиональной самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Оптимальность мотивации профессиональной деятельности педагога (А.А. Реан).
Педагогическая направленность: понятие и структура. Проблема направленности в общепсихологических теориях личности. Трактовки направленности как: "динамической тенденции" (С.Л. Рубинштейн), "смыслообразующего мотива" (А.Н Леонтьев.), "основной жизненной направленности" (Б.Г. Ананьев), "динамической организации "сущностных сил" человека" (А.С. Прангишвили) и т.д. Типы личностной направленности: гуманистическая; эгоистическая; депрессивная; суицидальная (Д.И. Фельдштейн). Личностная направленность как один из важнейших субъективных факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина). Основные направления психологических исследований по проблемам педагогической направленности. Основные направления, определяющие сущность педагогической направленности. Педагогическая направленность по Л.М. Митиной. Иерархическая структура педагогической направленности учителя.
Структура педагогической направленности (Л.М. Ахмедзянова, Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова). Типы профессионально-педагогической направленности (И.В. Фастовец). Типы педагогической направленности (Н.В. Кузьмина). Классификация учителей на основе их заключений о результативности учащихся (Л. Фестингер). Различия в стратегиях и тактиках учителей, ориентированных на "развитие" и на "результативность" школьников. Типы учителей по У. Д. Райнсу: тип X и тип Y.
Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности (Байметов). Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям (Л.С. Подымова, В.А. Сластенин). Особенности проявления мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих). Профессиональный мотив. Мотивы личностной самореализации. Концепция оптимальности "мотивационного комплекса" педагога. Внешняя положительная мотивация (ВПМ). Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Основные типы центрации учителя (А.Б. Орлов).







ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

  • Деятельность
  • Мотив
  • Мотивация
  • "Мотивационный комплекс"
  • Направленность
  • Направленность педагогическая
  • Педагогическая деятельность
  • Самооценка
  • Самосознание
  • Самосовершенствование
  • Центрация учителя
  • Я-концепция
  • Я-актульное
  • Я-идеальное
  • Я-ретроспективное
  • Я-рефлексивное

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Как определяется педагогическая деятельность в психолого-педагогической литературе?
  2. К какой группе профессий, по Е.А. Климову, относится педагогическая деятельность?
  3. Что входит в состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя?
  4. Назовите основные компоненты структуры педагогической деятельности.
  5. Что является предметом педагогической деятельности?
  6. Какие средства педагогической деятельности Вы знаете?
  7. Что, по вашему мнению, является продуктом педагогической деятельности?
  8. Назовите основные функции педагогической деятельности.
  9. В чем суть коммуникативной функции педагогической деятельности?
  10. В чем проявляются основные противоречия педагогической деятельности?
  11. Дайте характеристику основных уровней продуктивности педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой.
  12. Дайте определение понятию "Я-концепция".
  13. Как проявляется профессиональное самосознание учителя в его деятельности?
  14. Какие функции выполняет самосознание в жизнедеятельности человека?
  15. Назовите структуру профессионального самосознания учителя.
  16. Чем отличается "Я-ретроспективное" от "Я-идеального"?
  17. Какое место самооценка занимает в структуре профессиональной Я-концепции учителя?
  18. Как соотносятся понятия "самооценка" и "самоотношение"?
  19. В чем особенности операционально-деятельностного аспекта самооценки учителя?
  20. Как рассматривается проблема направленности в общепсихологических теориях личности?
  21. Дайте определение понятия "педагогическая направленность".
  22. Назовите основные направления психологических исследований по проблемам педагогической направленности.
  23. Как трактуется педагогическая направленность в гуманистической психологии?
  24. Чем отличается точка зрения Л.М. Митиной на педагогическую направленность от точки зрения Н.В. Кузьминой?
  25. Что включает в структуру педагогической направленности Л.М. Ахмедзянова?
  26. Какие типы педагогической направленности выделяет Н.В. Кузьмина?
  27. Как классифицирует учителей Л. Фестингер на основе их заключений о результативности учащихся?
  28. Чем отличаются учителя, ориентированные на "развитие", от учителей, ориентированных на "результативность"?
  29. Назовите основные виды мотивов педагогической деятельности.
  30. Как проявляются особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности?
  31. Дайте характеристику "мотивационного комплекса" педагога.
  32. Что значит оптимальность "мотивационного комплекса" учителя?
  33. Назовите основные типы центрации учителей по А.Б. Орлову.









Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...