Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стадии психосоциального развития по Э.Эриксону
Таблица 4
стулья («взрослая» обстановка). Изначально оговаривается правило, что в «пространстве игры» происходит только выполнение упражнений, что там можно играть, смеяться, плакать и злиться... Обсуждение же полученного опыта, его взрослое осмысление производится на другой территории. Это правило способствует поддержанию возрастного регресса и дает возможность как участникам, так и тренеру перейти во «взрослое» состояние, дистанцироваться от детских переживаний, если в этом возникает необходимость. Первые упражнения — разминка, направлены на усиление внимания к внешней среде и к своему телу: 0 3 минуты только смотрим в одном направлении, об 1 3 минуты только слушаем мир, закрыв глаза и замечая « 3 минуты фиксируем внимание на ощущениях в своем теле. После этого группа переходит к спонтанной игровой деятельности с использованием игрушек и других предметов, расположенных в помещении. Когда тренер замечает, что достигнут некоторый уровень возрастного регресса, он уточняет это: «Сколько тебе лет?» — «Пять», «Четыре», «Шесть»... Тренер помогает группе погрузиться еще дальше в детство, используя рассказывание историй, наведение транса. В истории рассказывается о том, как сущность — душа — нашла для себя родителей и выбрала именно их из миллиардов населения Земли, и как младенец был рыбкой... и зверьком... и становился человечком... И почувствовал, что он уже достаточно сильный, чтобы покинуть свое убежище и родиться. И описан сам процесс рождения — когда мама и ребенок помогают друг другу, чтобы это чудо свершилось... И совсем новые ощущения — яркого света, и температуры воздуха, и возможности дышать. Ощущение маминой любви, которая не за что-то, а по факту рождения, существования в природе! Когда участники группы прожили этот опыт в направленном фантазировании, то можно перейти к следующему, телесному упражнению «Родовый канал». Участники группы создают туннель — «Родовый канал», и тот, кто хочет по нему проползти, выбирает себе «маму» или «папу», что- 470 бы этот человечек мог встретить его — «новорожденного» на том конце и показать свою любовь тем способом, как это нужно «новорожденному». «Новорожденный» руководит и деятельностью других участников упражнения, объясняя им предварительно, нужна ли ему свобода передвижения, или помощь, или препятствие... Все участники группы проходят процесс «рождения», получая нужные им ощущения преодоления, победы, безусловной любви. При работе с группами нам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда «новорожденный» заявлял: «Я и в фантазии делал все полностью самостоятельно, и сейчас мне не нужен «родитель», мне важно самому родиться». Для других участников часто важным терапевтическим моментом было наличие «встречающего» родителя, с которым «по жизни» отношения складывались недостаточно успешно. Это позволяло осознать, что «папа действительно любил меня, но выражал это чувство так, что я не всегда понимала». Затем участники группы попарно берутся за руки и образуют «колыбель», в которой качают «младенца». «Младенец» внимательно прислушивается к своим ощущениям и помогает группе найти оптимальный темп, ритм, амплитуду качания. В общении с группой участники приобретают или вспоминают то базовое доверие к миру, которое они могли получать на первом году жизни. Обретя этот запас энергии, мы переходим к полевому поведению, задаче взять понравившийся предмет, игре «Дай — на», наблюдая за чувствами, которые возникают, когда даешь предмет и когда тебе дают по первой же просьбе, используя разные интонации, разные стратегии давания — принятия. Иногда возникают проблемы: «Я не могу просить...», «Мне жалко давать...», и участники группы могут помочь участнику, создав наиболее комфортную обстановку, чтобы было желание попросить или дать. Участники получают доступ к первичному, наиболее сильному «Хочу!» и учатся показывать это чувство окружающим. Во время обсуждения участники познают, какие решения были приняты в этом возрасте, выбрали ли они базовое доверие или недоверие. Следующий блок упражнений посвящен 2—3-летнему возрасту. В ходе упражнений участники учатся-вспоминают 471 реакции протеста: «Нет» (партнер помогает, пытаясь разными способами заставить сделать то, что не хочется: «съесть манную кашу», «надеть теплый шарф» и т. д.). Узнаем, когда легче согласиться, а на какие интонации, формы просьбы «нет» вылетает автоматически. Во время сказки-истории возвращаемся в период, когда «деревья были большими», а «Луна шла за мной, а дождик начинался из-за того, что я разлил воду»... Участники вспоминают и рассказывают любимые сказки этого периода, при необходимости разыгрывая их в виде психодрамы. По ходу действия тренер обращает внимание на чувства, ожидания героев, предлагает сформулировать их герб и девиз. При обсуждении участники группы анализируют, в какой степени тогдашние сказки послужили основой самоидентификации, последующих жизненных сценариев и любимых «игр». Так, например, одна участница вспоминает, что в детстве у нее любимой сказкой была «Машенька и медведь», она очень переживала за Машеньку, но и медведя было жалко... Родители до сих пор вспоминают, сколько раз им приходилось по просьбе дочери читать эту сказку. Во время психодраматического разыгрывания сказки участница внезапно замечает: «Ой, это мои отношения с отцом. Я его все время обманываю, хочу уйти, вырваться на волю и при этом не обидеть его. А когда обман раскрывается, то он обижается еще больше...» Эта же участница выражает желание испытать в психодраме состояние другой сказки — «Аленький цветочек», группа соглашается ей помочь. После психодраматическрго представления партнер, игравший роль «медведя» и «чудовища», делится своими впечатлениями: «В первый раз я чувствовал, что ей только жалко меня, мне не хотелось общаться, играть роль. Во второй раз отношение изменилось, и мне захотелось превратиться в «принца». Сама участница тоже смогла пережить разницу своего состояния и отношения с окружающими в этих сказках. Вместо стремления «не обижать» возникает потребность «любить таким, какой он сейчас, видеть в нем человека...» В три года появляется слово «Я», отчетливое: «Я хочу этого!» Следующее упражнение — в парах перечислить партнеру все, что хочешь: «Я хочу мороженого!», «Я хочу поиг- 472 рать с мячом!» и т. д. Продолжать эти высказывания независимо от «да» или «нет», реакций партнера. Во время обсуждения каждый участник думает, какое решение было принято тогда: сохранять ли его сейчас, или попробовать иначе? Мы входим в возраст с трех до шести лет — возраст страхов, общения со сверстниками, ролевых игр... Многие наши ограничения и страхи пришли из этого периода. Участники вспоминают свои страхи, ощущения в теле, которые при этом возникают. Быстро определяется, что некоторые страхи «удерживают», когда мы идем к цели, а некоторые «заслоняют» цель, не позволяя отчетливо представлять себе желаемое будущее. Участники находят для себя партнера, который максимально может помочь, побыв в роли страха. Участник взаимодействует со своим «страхом», вырываясь от него или "обходя... При этом удается обнаружить и противоречивые чувства: «Когда «страх» взял меня сзади за плечи, я почувствовал, что не очень-то и хочу вырываться, сидеть тут спокойно, уютно...»; и чувства, пришедшие из детства: «Когда она встала передо мной в той позе, как я вижу «заслоняющий» страх, я вдруг увидела свою маму. Она всегда стояла в такой позе, когда говорила, что я глупая и у меня все равно ничего не получится...» Во время игры можно вступить со своим страхом в диалог, при необходимости — поменяться ролями и узнать, что хорошего и полезного этот страх хочет тебе сообщить. Тренер рассказывает сказку-историю, предназначенную для активной визуализации: Можно оказаться на лесной тропе, и пойти по ней дальше и дальше. Когда ты углубляешься в лес, то впереди заметен ручей, и можно перейти через него так, как это удобно... За ручьем начинается наше внутреннее пространство, в нем бродят разные волшебные и сказочные создания... Интересно, какое из них будет твоим проводником в этом мире? Повстречайся с ним... вежливо поздоровайся, спроси, может ли оно помочь тебе?.. Попроси отвести на дорожку, на которой живут страхи... Посмотри, какие они несчастные, как им страшно, как долго ты боролся с ними, гонял бедных страхов... Поздоровайся с каждым из них, поблагодари за то, что все это время он оберегал тебя как умел... Спроси, не нуждается ли он в помощи, возьми с собой... Пусть проводник укажет путь к тому месту, где живет Хозяин Страхов... 473 I Встретив любой следующий страх, поздоровайся, поблагодари, предложи пойти вместе с тобой к Хозяину... Когда соберутся все страхи и тебе удастся договориться с ними, то откроется вход в жилище Хозяина Страхов. Посмотри, какой он... Каким бы он ни был, подойди, поблагодари за его работу, извинись, что не очень любил его, не сразу прислушивался к его советам... Спроси, что он хочет, что ему нужно, чтобы быть абсолютно счастливым? Как он будет тогда выглядеть? Дай ему то, что просит... Когда Хозяин Страхов будет доволен, он сможет забрать себе маленьких страшкулин, помочь им... Как они изменились... Посмотри, что произошло, теперь это не Хозяин Страхов, а Хозяин Желаний! Он научился говорить словами, даже если его желания кажутся нам необычными... Что же это за желания прятались за нашими страхами?.. Договорись с Хозяином Желаний, что сможешь слышать его и понимать... Попрощайся с ним, поблагодари... Посмотри, как бывшие страш-кулины-хотелки разбегаются, довольные, по своим местам внутреннего пространства, обживаются там, получаютудовольствие... Можно возвращаться по дороге назад, к тому месту, откуда мы начали путешествие. Через ручей, через лес... И когда ты окажешься точно там, откуда начал свое путешествие, то сможешь открыть глаза и вернуться сюда, в эту комнату, к группе.,. По возвращении участники еще раз переживают эти события, лепя из пластилина Хозяина Страхов и Хозяина Желаний. Если за время работы вспомнились конкретные обстоятельства, при которых возник страх, то можно вернуться к этим событиям, используя психодраму или реимп-ринтинг. На следующем этапе участники получают возможность в течение часа организовать спонтанную игру с использованием имеющихся предметов. В это время тренер наблюдает за тем, чтобы высказывания и поведение соответствовали возрасту не старше семи лет. При обсуждении участники анализируют полученный опыт, вспоминают, какие убеждения были приобретены в этом возрасте, какое принято решение. Дальше группа входит в младший школьный возраст с поиском решения о своей успешности или неуспешности, возможностью поставить себя на место другого и выполнять чужие просьбы и требования. В упражнении «Мы с тобой 474 похожи» участники бросают друг другу мяч, называя тот признак, который объединяет этих двух участников (Таня-Оля: «Мы с тобой похожи, у нас белые свитера», Оля-Света: «Мы с тобой похожи, мы сидим в одинаковой позе»). Разбившись на пары, переходим к следующему упражнению: один участник называет какую-либо деятельность, которой он любит заниматься, второй представляет — если бы он делал это, это бы ему понравилось или нет, и дает свой ответ. В школе ведущей становится учебная деятельность, освоение новых навыков. Пережить еще раз этот опыт помогают упражнения «Робот» и «Дрессировка» с положительным и отрицательным подкреплением. Участники изучают, в какой степени их жизнь организуется через «мотивацию К...» — «Я хочу достичь...» или «мотивацию... ОТ» — «Я хочу избежать...» В подростковом возрасте важнее всего становится общение с группой сверстников, лидерство, умение входить в группу и находиться в ней. Участники разбиваются на 3 микрогруппы, и 3 «человека со стороны» должны войти в группу, стать там своими, определить «кто есть кто» в группе. Все участники могут попробовать свои силы в любой роли социодрамы: лидера, эксперта (влияющего на группу через информацию, которую он представляет), рядового члена группы, выпадающего члена группы (которого не принимают во внимание другие участники), противника (открыто выступающего против лидера). Во время обсуждения вспоминаем, какие роли участники занимают в своих подростковых группах, как хотели бы вести себя в среде будущих сотрудников, других взрослых объединениях. Какие решения были приняты в этом возрасте? Границей, отделяющей детство и подростковый возраст от взрослости, является умение принимать собственные решения и нести полную ответственность за полученные результаты. Если для ребенка его жизнь в основном определяется взрослыми (признает он это или нет), жизнь подростка регламентирована взрослыми и нормами той среды сверстников, в которой он находится, то жизнь взрослого определяется именно им самим. Важным моментом является признание собственного права на разнообразные поступки и получение подтверждения от окружающих, обратная связь 475 общества — признают ли они данного человека, когда он поступает желательным для него образом. Участники группы находят те виды деятельности, которые существуют для них в зоне «Хочу, но не делаю...» Например, участница А., 17,5 лет, заявляет: «Хочу жить отдельно от родителей, но не могу переехать...» Тренер (Т.): Что мешает? А.: Мешает чувство неуверенности... Т.: Чьей неуверенности? А.: Моей, конечно! Т.: Тогда попробуй сказать так: «Я не уверена, что могу переехать». А.: Я не уверена, что могу переехать. Появилось чувство тяжести в ногах, слабость... Т.: Что хочет эта тяжесть и слабость? А.: Чтобы я была маленькой, слабой. Т.: Это можно сказать так: «Я хочу быть маленькой!»? А.: Я хочу быть маленькой! Да, чувство исчезло, наверное, действительно иногда хочу... Т.: Если ты будешь жить отдельно, то сразу перестанешь быть маленькой? А.: Ну... Нет, конечно! Для родителей я все равно смогу быть маленькой, но смогу быть и взрослой тоже, если захочу. Т.: Как прозвучит «Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой»? А.: Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой! Да, я хорошо себя чувствую. Т.: Группа, вы признаете это ее право? Все участники группы сообщают А., что признают ее право жить отдельно и быть взрослой. А.: Да, теперь, когда я чувствую себя свободной, я понимаю, что это не зависит оттого, где я живу. Наверное, родители правы, и мне следует пожить с ними до окончания колледжа. Этот своеобразный вариант обряда инициации помогает участникам группы осознать разницу между состоянием ребенка и взрослого, очертить границу своей ответственности за жизнь и совершаемые поступки. После этого группа переходит к формированию желаемых целей и простройке достижений, опираясь уже на свои силы. 476 Завершающим блоком этого тренинга являются упражнения, направленные на формирование желаемого будущего, образа достижений. С использованием пространственных якорей участники создают свои «линии жизни» от прошлого к будущему. Они имеют возможность еще раз вернуться в прошлое, собрать там ресурсы, нужные для достижения желаемой цели, и направиться в будущее, ощутив радость победы! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |