Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии психосоциального развития по Э.Эриксону




Таблица 4

 

Возраст, год Область отношений Результаты развития Полярности механиз­мов приспособляемости Существенные полярности в личности
1. Грудной 0-1 Мать или заместитель Энергия и жизненная радость Приобрести — дать Доверие — недоверие, надежда — безнадежность
2. Ползунковый 1-3 Родители Контроль над собой и стремление к власти Обладать — отказаться Автономия — сомнение, стыд
3. Дошкольный 3-6 Родители, братья, сестры Целеустремленность Стараться — притворяться Инициативность — пассивность
4. Предпубертат-ный, 6-12 Школа, соседи Овладение методами и умениями Соревноваться — конструировать Умелость — неполноценность
5. Юность 13-18 Группы сверстников Преданность и верность Быть самим собой — быть принужденным к одиночеству Идентичность — непризнание
6. Ранняя зрелость, третье десятилетие Друзья Афилиация и любовь Потерять и найти себя в других Сотрудничество — отчуждение, изоляция
7. Средний возраст Профессия, родной дом Творчество и заботы Создать из себя не­что — заботиться о ком-нибудь Дружба — изолированность
8. Поздняя зрелость Человечество, ближние Отрешенность, мудрость Черпать из прошлого — сопротивляться небытию Формируется качество индивидуальности

стулья («взрослая» обстановка). Изначально оговаривается правило, что в «пространстве игры» происходит только вы­полнение упражнений, что там можно играть, смеяться, плакать и злиться... Обсуждение же полученного опыта, его взрослое осмысление производится на другой территории. Это правило способствует поддержанию возрастного рег­ресса и дает возможность как участникам, так и тренеру перейти во «взрослое» состояние, дистанцироваться от дет­ских переживаний, если в этом возникает необходимость. Первые упражнения — разминка, направлены на усиле­ние внимания к внешней среде и к своему телу:

0 3 минуты только смотрим в одном направлении, об­
наруживая новые детали окружения;

1 3 минуты только слушаем мир, закрыв глаза и замечая
ранее не осознаваемые звуки;

« 3 минуты фиксируем внимание на ощущениях в своем теле.

После этого группа переходит к спонтанной игровой де­ятельности с использованием игрушек и других предметов, расположенных в помещении. Когда тренер замечает, что достигнут некоторый уровень возрастного регресса, он уточ­няет это: «Сколько тебе лет?» — «Пять», «Четыре», «Шесть»...

Тренер помогает группе погрузиться еще дальше в дет­ство, используя рассказывание историй, наведение транса.

В истории рассказывается о том, как сущность — душа — нашла для себя родителей и выбрала именно их из миллиар­дов населения Земли, и как младенец был рыбкой... и зверь­ком... и становился человечком... И почувствовал, что он уже достаточно сильный, чтобы покинуть свое убежище и ро­диться. И описан сам процесс рождения — когда мама и ребенок помогают друг другу, чтобы это чудо свершилось... И совсем новые ощущения — яркого света, и температуры воздуха, и возможности дышать. Ощущение маминой люб­ви, которая не за что-то, а по факту рождения, существова­ния в природе!

Когда участники группы прожили этот опыт в направ­ленном фантазировании, то можно перейти к следующему, телесному упражнению «Родовый канал». Участники груп­пы создают туннель — «Родовый канал», и тот, кто хочет по нему проползти, выбирает себе «маму» или «папу», что-

470

бы этот человечек мог встретить его — «новорожденного» на том конце и показать свою любовь тем способом, как это нужно «новорожденному». «Новорожденный» руководит и деятельностью других участников упражнения, объясняя им предварительно, нужна ли ему свобода передвижения, или помощь, или препятствие... Все участники группы проходят процесс «рождения», получая нужные им ощущения пре­одоления, победы, безусловной любви. При работе с груп­пами нам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда «но­ворожденный» заявлял: «Я и в фантазии делал все полнос­тью самостоятельно, и сейчас мне не нужен «родитель», мне важно самому родиться».

Для других участников часто важным терапевтическим моментом было наличие «встречающего» родителя, с кото­рым «по жизни» отношения складывались недостаточно ус­пешно. Это позволяло осознать, что «папа действительно любил меня, но выражал это чувство так, что я не всегда понимала». Затем участники группы попарно берутся за руки и образуют «колыбель», в которой качают «младенца». «Мла­денец» внимательно прислушивается к своим ощущениям и помогает группе найти оптимальный темп, ритм, амплиту­ду качания. В общении с группой участники приобретают или вспоминают то базовое доверие к миру, которое они могли получать на первом году жизни. Обретя этот запас энергии, мы переходим к полевому поведению, задаче взять понравившийся предмет, игре «Дай — на», наблюдая за чув­ствами, которые возникают, когда даешь предмет и когда тебе дают по первой же просьбе, используя разные интона­ции, разные стратегии давания — принятия.

Иногда возникают проблемы: «Я не могу просить...», «Мне жалко давать...», и участники группы могут помочь участнику, создав наиболее комфортную обстановку, что­бы было желание попросить или дать. Участники получают доступ к первичному, наиболее сильному «Хочу!» и учатся показывать это чувство окружающим. Во время обсужде­ния участники познают, какие решения были приняты в этом возрасте, выбрали ли они базовое доверие или недо­верие.

Следующий блок упражнений посвящен 2—3-летнему возрасту. В ходе упражнений участники учатся-вспоминают

471

реакции протеста: «Нет» (партнер помогает, пытаясь раз­ными способами заставить сделать то, что не хочется: «съесть манную кашу», «надеть теплый шарф» и т. д.). Узнаем, ког­да легче согласиться, а на какие интонации, формы просьбы «нет» вылетает автоматически.

Во время сказки-истории возвращаемся в период, когда «деревья были большими», а «Луна шла за мной, а дождик начинался из-за того, что я разлил воду»... Участники вспо­минают и рассказывают любимые сказки этого периода, при необходимости разыгрывая их в виде психодрамы. По ходу действия тренер обращает внимание на чувства, ожидания героев, предлагает сформулировать их герб и девиз. При об­суждении участники группы анализируют, в какой степени тогдашние сказки послужили основой самоидентификации, последующих жизненных сценариев и любимых «игр». Так, например, одна участница вспоминает, что в детстве у нее любимой сказкой была «Машенька и медведь», она очень переживала за Машеньку, но и медведя было жалко... Роди­тели до сих пор вспоминают, сколько раз им приходилось по просьбе дочери читать эту сказку. Во время психодрама­тического разыгрывания сказки участница внезапно заме­чает: «Ой, это мои отношения с отцом. Я его все время обманываю, хочу уйти, вырваться на волю и при этом не обидеть его. А когда обман раскрывается, то он обижается еще больше...»

Эта же участница выражает желание испытать в психо­драме состояние другой сказки — «Аленький цветочек», груп­па соглашается ей помочь. После психодраматическрго пред­ставления партнер, игравший роль «медведя» и «чудовища», делится своими впечатлениями: «В первый раз я чувствовал, что ей только жалко меня, мне не хотелось общаться, иг­рать роль. Во второй раз отношение изменилось, и мне захо­телось превратиться в «принца». Сама участница тоже смог­ла пережить разницу своего состояния и отношения с окру­жающими в этих сказках. Вместо стремления «не обижать» возникает потребность «любить таким, какой он сейчас, видеть в нем человека...»

В три года появляется слово «Я», отчетливое: «Я хочу этого!» Следующее упражнение — в парах перечислить парт­неру все, что хочешь: «Я хочу мороженого!», «Я хочу поиг-

472

рать с мячом!» и т. д. Продолжать эти высказывания неза­висимо от «да» или «нет», реакций партнера. Во время обсуж­дения каждый участник думает, какое решение было приня­то тогда: сохранять ли его сейчас, или попробовать иначе?

Мы входим в возраст с трех до шести лет — возраст стра­хов, общения со сверстниками, ролевых игр... Многие наши ограничения и страхи пришли из этого периода. Участники вспоминают свои страхи, ощущения в теле, которые при этом возникают. Быстро определяется, что некоторые стра­хи «удерживают», когда мы идем к цели, а некоторые «зас­лоняют» цель, не позволяя отчетливо представлять себе же­лаемое будущее. Участники находят для себя партнера, ко­торый максимально может помочь, побыв в роли страха. Участник взаимодействует со своим «страхом», вырываясь от него или "обходя... При этом удается обнаружить и проти­воречивые чувства: «Когда «страх» взял меня сзади за пле­чи, я почувствовал, что не очень-то и хочу вырываться, сидеть тут спокойно, уютно...»; и чувства, пришедшие из детства: «Когда она встала передо мной в той позе, как я вижу «заслоняющий» страх, я вдруг увидела свою маму. Она всегда стояла в такой позе, когда говорила, что я глупая и у меня все равно ничего не получится...»

Во время игры можно вступить со своим страхом в диа­лог, при необходимости — поменяться ролями и узнать, что хорошего и полезного этот страх хочет тебе сообщить.

Тренер рассказывает сказку-историю, предназначенную для активной визуализации:

Можно оказаться на лесной тропе, и пойти по ней дальше и даль­ше. Когда ты углубляешься в лес, то впереди заметен ручей, и мож­но перейти через него так, как это удобно... За ручьем начинается наше внутреннее пространство, в нем бродят разные волшебные и сказочные создания... Интересно, какое из них будет твоим провод­ником в этом мире? Повстречайся с ним... вежливо поздоровайся, спроси, может ли оно помочь тебе?.. Попроси отвести на дорожку, на которой живут страхи... Посмотри, какие они несчастные, как им страшно, как долго ты боролся с ними, гонял бедных страхов... Поздоровайся с каждым из них, поблагодари за то, что все это вре­мя он оберегал тебя как умел... Спроси, не нуждается ли он в помо­щи, возьми с собой... Пусть проводник укажет путь к тому месту, где живет Хозяин Страхов...

473

I

Встретив любой следующий страх, поздоровайся, поблагодари, предложи пойти вместе с тобой к Хозяину...

Когда соберутся все страхи и тебе удастся договориться с ними, то откроется вход в жилище Хозяина Страхов. Посмотри, какой он... Каким бы он ни был, подойди, поблагодари за его работу, извинись, что не очень любил его, не сразу прислушивался к его советам... Спроси, что он хочет, что ему нужно, чтобы быть абсолютно счаст­ливым? Как он будет тогда выглядеть? Дай ему то, что просит... Ког­да Хозяин Страхов будет доволен, он сможет забрать себе малень­ких страшкулин, помочь им... Как они изменились... Посмотри, что произошло, теперь это не Хозяин Страхов, а Хозяин Желаний! Он научился говорить словами, даже если его желания кажутся нам необычными... Что же это за желания прятались за нашими страха­ми?.. Договорись с Хозяином Желаний, что сможешь слышать его и понимать...

Попрощайся с ним, поблагодари... Посмотри, как бывшие страш-кулины-хотелки разбегаются, довольные, по своим местам внутрен­него пространства, обживаются там, получаютудовольствие... Мож­но возвращаться по дороге назад, к тому месту, откуда мы начали путешествие. Через ручей, через лес... И когда ты окажешься точно там, откуда начал свое путешествие, то сможешь открыть глаза и вернуться сюда, в эту комнату, к группе.,.

По возвращении участники еще раз переживают эти со­бытия, лепя из пластилина Хозяина Страхов и Хозяина Желаний. Если за время работы вспомнились конкретные обстоятельства, при которых возник страх, то можно вер­нуться к этим событиям, используя психодраму или реимп-ринтинг.

На следующем этапе участники получают возможность в течение часа организовать спонтанную игру с использова­нием имеющихся предметов. В это время тренер наблюдает за тем, чтобы высказывания и поведение соответствовали возрасту не старше семи лет.

При обсуждении участники анализируют полученный опыт, вспоминают, какие убеждения были приобретены в этом возрасте, какое принято решение.

Дальше группа входит в младший школьный возраст с поиском решения о своей успешности или неуспешности, возможностью поставить себя на место другого и выполнять чужие просьбы и требования. В упражнении «Мы с тобой

474

похожи» участники бросают друг другу мяч, называя тот признак, который объединяет этих двух участников (Таня-Оля: «Мы с тобой похожи, у нас белые свитера», Оля-Све­та: «Мы с тобой похожи, мы сидим в одинаковой позе»). Разбившись на пары, переходим к следующему упражне­нию: один участник называет какую-либо деятельность, которой он любит заниматься, второй представляет — если бы он делал это, это бы ему понравилось или нет, и дает свой ответ. В школе ведущей становится учебная деятель­ность, освоение новых навыков. Пережить еще раз этот опыт помогают упражнения «Робот» и «Дрессировка» с положи­тельным и отрицательным подкреплением.

Участники изучают, в какой степени их жизнь организу­ется через «мотивацию К...» — «Я хочу достичь...» или «мо­тивацию... ОТ» — «Я хочу избежать...»

В подростковом возрасте важнее всего становится обще­ние с группой сверстников, лидерство, умение входить в группу и находиться в ней. Участники разбиваются на 3 мик­рогруппы, и 3 «человека со стороны» должны войти в груп­пу, стать там своими, определить «кто есть кто» в группе. Все участники могут попробовать свои силы в любой роли социодрамы: лидера, эксперта (влияющего на группу через информацию, которую он представляет), рядового члена группы, выпадающего члена группы (которого не принима­ют во внимание другие участники), противника (открыто выступающего против лидера). Во время обсуждения вспо­минаем, какие роли участники занимают в своих подрост­ковых группах, как хотели бы вести себя в среде будущих сотрудников, других взрослых объединениях. Какие реше­ния были приняты в этом возрасте?

Границей, отделяющей детство и подростковый возраст от взрослости, является умение принимать собственные ре­шения и нести полную ответственность за полученные ре­зультаты. Если для ребенка его жизнь в основном определя­ется взрослыми (признает он это или нет), жизнь подростка регламентирована взрослыми и нормами той среды сверст­ников, в которой он находится, то жизнь взрослого опреде­ляется именно им самим. Важным моментом является при­знание собственного права на разнообразные поступки и получение подтверждения от окружающих, обратная связь

475

общества — признают ли они данного человека, когда он поступает желательным для него образом.

Участники группы находят те виды деятельности, кото­рые существуют для них в зоне «Хочу, но не делаю...» На­пример, участница А., 17,5 лет, заявляет: «Хочу жить от­дельно от родителей, но не могу переехать...»

Тренер (Т.): Что мешает?

А.: Мешает чувство неуверенности...

Т.: Чьей неуверенности?

А.: Моей, конечно!

Т.: Тогда попробуй сказать так: «Я не уверена, что могу пере­ехать».

А.: Я не уверена, что могу переехать. Появилось чувство тяжес­ти в ногах, слабость...

Т.: Что хочет эта тяжесть и слабость?

А.: Чтобы я была маленькой, слабой.

Т.: Это можно сказать так: «Я хочу быть маленькой!»?

А.: Я хочу быть маленькой! Да, чувство исчезло, наверное, дей­ствительно иногда хочу...

Т.: Если ты будешь жить отдельно, то сразу перестанешь быть маленькой?

А.: Ну... Нет, конечно! Для родителей я все равно смогу быть маленькой, но смогу быть и взрослой тоже, если захочу.

Т.: Как прозвучит «Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой»?

А.: Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой! Да, я хорошо себя чувствую.

Т.: Группа, вы признаете это ее право?

Все участники группы сообщают А., что признают ее право жить отдельно и быть взрослой.

А.: Да, теперь, когда я чувствую себя свободной, я понимаю, что это не зависит оттого, где я живу. Наверное, родители правы, и мне следует пожить с ними до окончания колледжа.

Этот своеобразный вариант обряда инициации помогает участникам группы осознать разницу между состоянием ре­бенка и взрослого, очертить границу своей ответственности за жизнь и совершаемые поступки. После этого группа пере­ходит к формированию желаемых целей и простройке дос­тижений, опираясь уже на свои силы.

476

Завершающим блоком этого тренинга являются упраж­нения, направленные на формирование желаемого будуще­го, образа достижений. С использованием пространственных якорей участники создают свои «линии жизни» от прошло­го к будущему. Они имеют возможность еще раз вернуться в прошлое, собрать там ресурсы, нужные для достижения же­лаемой цели, и направиться в будущее, ощутив радость по­беды!










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...