Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила пользования опросником АСВ




Перед тем, как родитель начнет заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологи­ческого контакта между ним и лицом, проводящим иссле­дование. Родитель должен быть заинтересован в правдивос­ти собственных ответов.

Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследование зачитывает содержащуюся в начале опросника инструкцию, убеждает­ся, что опрашиваемые ее правильно поняли. После того как началось заполнение, инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов производится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены р одной строке. Это позволяет быстро подсчитать баллы по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведен­ных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает диагно­стическое значение, то у обследуемого родителя диагности­руется тот или иной тип отклонения воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это применяемые в данных методи­ческих рекомендациях сокращенные названия шкал. Неко­торые названия шкал подчеркнуты. Это значит, что к ре­зультату по горизонтальной строке (набранному числу бал­лов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонталь­ной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необ­ходимо обратиться к таблице диагностики типов семейного воспитания (см. данное приложение) для установления типа неправильного семейного воспитания.

1 Примечание. Данная методика стандартизирована и валидизирова-на на 180 родителях, чьи дети в возрасте от 14 до 18 лет находились на учете в ПНД и инспекциях по делам несовершеннолетних Ленинграда и Вильнюса.

538

Опросник для родителей

Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник со­держит утверждения о воспитании детей. Утверждения про­нумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обве­дите кружком номер утверждения. Если вы в общем не со­гласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выб­рать, то поставьте на номере вопросительный знак.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» ут­верждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике знаком «v», отцы могут не отвечать.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сы­
ном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти
вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи,
которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопро­
сами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем
большинство его товарищей.

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь
сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают над тем, правиль­
ны ли взгляды их родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда
хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал человеком,
не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступ­
ка.

 

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына
(дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю сво­
ему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (лю­
била) супруга.

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

539

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится,
у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к
нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

 

16. Общение, с детьми в общем-то очень утомительное
дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, ко­
торые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо луч­
ше, если бы мой муж (жена) не мешали бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын
(дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду,
какую он сам(а) хочет, даже если она дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза
сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или прихо­
дилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (до­
чери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, что­
бы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын .(дочь) сам(а) решает, с кем ему дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и
бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие
колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

v 32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро
становится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чув­
ствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (доби­
лась) в жизни гораздо большего.

540

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не про­
ходят, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына
(дочь) мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в
излишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем
женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем
мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть мо­
его времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительское
собрание.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет,
даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего сына (доче­
ри), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (до­
чери) важные и трудные дела.

46. На моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном
деле.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей —
это слушаться.

48. Мой сын (дочь) сам(а) решает, курить ему (ей) или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) чего-то от меня нужно, он(а)
старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь)
вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится на­
строение.

53. Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем,
что родители не умеют правильно к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы
гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (до­
чери) не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливают моего мужа (жену).

541

С

И

н

II

 

59. Мужчина хуже умеет понять чувства другого челове­
ка, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого челове­
ка, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни
пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал(а) о замечании или двойке
в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.

63. Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше
денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам луч­
ше знаю, чего ему (ей) надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у
большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей)
хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех дру­
гих людей.

68. Мой сын (дочь) сама решает, на что ему (ей) тратить
свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем дру­
гие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (до­
черью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось чтобы мой сын (дочь) не любил(а)
никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был(а) маленький, он(а) мне
нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим
сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери), нам при­
ходилось в детстве многое позволять ему.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд.
Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово.
Единственное, что на него (нее) действует — это постоян­
ные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь)
против меня.

542

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассуд­
но, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассуд­
но, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее)
делах, здоровье и т. д.

82. Нередко приходится (или приходилось) подписываться
в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего
хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они
должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда
идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень.

90. Многие недостатки в поведении сына (дочери) про­
шли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за
него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

v 92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то я бы наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем
с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а),
потому что не умел(а) его воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын
(дочь) остался жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он
(она) непременно использует это во вред себе или окружа­
ющим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (доче­
ри) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

 

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем
на себя.

543

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

v 104. Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос.
Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на лю­
бую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно
больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким(ой) милым(ой),
что я ему (ей) все прощаю.

v ПО. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень
холодными.

112. Большинство детей— маленькие эгоисты. Они со­
всем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время iff
силы, то все может плохо кончиться.                              ц

114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь де-"
лами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуж­
дается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большин­
ства других подростков.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодар­
ности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей по­
стоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени, сын
(дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на раз­
влечения.

v 122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (выш­
ла замуж).

544

125. Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему
моменту (в учебе, работе или другом), он (она) добился
только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой
муж (жена).

127. Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь)
занимается тем, что ему нравится.

v 128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.







































































































Бланк для ответов

 

 

1 21 41 61 81 Ь   7
2 22 42 62 82 Ег   8
3 23 43 63 83 &   6
4 24 44 64 84 ]1=   4
5 25 45 65 85 Т+   4
6 26 46 66 86 Т-   4
7* 27 47 67 87 3+   4
8 28 48 68 88 3-   3
9 29 49 69 89 С+   4
10 30 50 70 90 С-   4
11 31 51 71 91 н   5
12 32 52 72 92 РРЧ   6
13 33 53 73 93 пдк   4
14 34 54 74 94 вн   4
15 35 55 75 95 ш   6
16 36 56 76 96 НЕН   7
17 37 57 77 97 пнк   4
18 38 58 78 98 вк   4
19 39 59 79 99 пмк   4
20 40 60 80 100 пжк   4
101 107 113 119 125 г+    
102 108 114 120 126 г-    
103 109 115 121 127 У+    
104 110 116 122 128 РРЧ    
105 111 117 123 129 ФУ    
106 112 118 124 130 НРЧ    

Фамилия, имя, отчество_______

Фамилия и имя сына (дочери)
Сколько ему (ей) лет?________

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)


К. 367

I. Нарушения процесса воспитания в семье Выше подробно был рассмотрены такие виды отклоне­ний в воспитании подростков, как гипо- и гиперпротек­ция, эмоциональное отвержение и др. Психологическая ме­тодика для установления этих типов разработана впервые Э.Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким (1987).

Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наи­более важен при изучении этиологии непсихотических па­тологических нарушений поведения и отклонений личнос­ти подростков. Одновременно дадим описание тех шкал оп­росника АСВ, которые предназначены для диагностики типов неправильного воспитания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...