Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ОБСЛЕДУЕМЫМИ Методика «Несуществующее животное»




Рисунок девочки, 14 лет; диагноз — астено-сенситивная акцентуация

Рисунок девочки, 13 лет; диагноз — гипертимная акцентуация

505

Рисунок девочки, 16 лет; диагноз — истеро-возбудимая психопатия

Рисунок девочки, 14 лет; диагноз — лабильно-сенситивная акцентуация 506

 

Рисунок девочки, 13 лет; диагноз — лабильная акцентуация

 

 

 

х&

Рисунок мальчика, 16 лет; диагноз — шизоидная психопатия

507

508

Рисунок мальчика, 15 лет; диагноз —опийная наркомания

Рисунок мальчика, 16 лет; диагноз — возбудимая психопатия

 

Рисунок девочки, 16 лет; диаг-  Рисунок мальчика, 16 лет; диаг­ноз — шизоидная акцентуация ноз — эпилептоидная психопатия,

гашишная наркомания

Рисунок мальчика, 16 лет; диагноз — эпилептоидная акцентуация, гашишная наркомания

509

СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

Образцы рассказов

Лекарство

Заболела Танина мама. Врач прописал ей горькое лекар­ство. Девочка видит, что мама пьет его через силу, и гово­рит: «Мама, дай я выпью вместо тебя!»

Вопрос: Правильно ли поступит Таня, если выпьет лекар­ство?

Лев и Лиса

Однажды Лев заболел и все звери приходили проведать больного. Только Лиса не пришла. Выздоровев, Лев пришел к Лисе и спрашивает ее: «Ты почему не приходила проведать меня?» И услышал такой ответ: «Я видела, что все следы только к тебе в логово ведут, а от тебя ни одного следа нет». Вопрос: Почему Лиса не пришла ко Льву?

Что случилось со зверями, которые приходили на­вестить Льва ?

Тест школьной тревожности (Стимульный материал)

 

Два варианта изображений лица, из которых должен выбрать ребенок (к каждому рисунку).

510

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Лесенка самооценки» (Стимульный материал)

 

 

 

ш

514

Желательно, чтобы все рисунки, которые использует психолог, были цветными.

Вариант 1 (для детей 11—16 лет)

 

Са* счасп ше     Caf Іивьіе умі иле     Cay Іьіе  здор сые эвые      

Самые    Самые   Самые

несчастные глупые  больные   ...      ...      ...

Примечания. 1. Длина линии должна быть 10 сантиметров. 2. Исследуемому предлагают от 5 до 10 линий-качеств.

Вариант 2 (для детей 8—11 лет)

Самые   Самые   Самые счастливые умные здоровые

 

Самые   Самые   Самые несчастные глупые больные

17*

515

Методика «Линия жизни» (бланк стимульного материала)

о

см

о

Хорошие события

Плохие события

516

3.5. Личностная шкала проявления тревоги 1 (J. Teylor, 1953)

Опросник предназначен для измерения уровня тревож­ности (утверждения входят в состав MMPI в качестве до­полнительной шкалы). Адаптирован Т. А. Немчиным (1966).

Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользо­вания каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утвер­ждениями. Тестирование продолжается 15-30 минут. Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя впол­
не смелым человеком.

 

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не.годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я
не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие труд­
ности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены
такие трудности, которые мне не преодолеть.

1 Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

517

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я
пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда
я точно знал, что мне ничего не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-
либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо
или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

 

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство
желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем
не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня
сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня
появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что
мне трудно заснуть.

42. Я — человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшата­
ны, и я вот-вот выйду из себя.                                    <,

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других
людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

49. Ожидание всегда нервирует меня.

518

50. Мне трудно было отвечать на эти вопросы.

Оценка результатов исследования по опроснику произ­водится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка: 40—50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги; 25—40 баллов сви­детельствуют о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0—5 баллов — о низком уровне тревоги.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративносте, неискрен­ности в ответах.

Вариант этого опросника приведен ниже. Шкала тревоги

1. Я могу долго работать не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем,
удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

 

10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял
все то, что мне поручали.

11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство
желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство
других людей.

14. Я не слишком застенчив.

15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим на­
пряжением.

519

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не
разбираюсь.

17. Я краснею не чаще, чем другие.

18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

23. Меня часто мучают ночные кошмары.

24. Я склонен все принимать слишком всерьез.

25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проиг­
рывать.

28. Я более чувствителен, чем большинство других лю­
дей.

29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у
меня смех.

30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как,
вероятно, довольны другие.

31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

32. Я постоянно озабочен своими материальными и слу­
жебными делами.

33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя
знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены
такие трудности, которые мне не преодолеть.

35. Я легко прихожу в замешательство.

36. Временами я становлюсь настолько возбужденным,
что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруд­
нительных положений.

38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

40. Временами я определенно чувствую себя бесполез­
ным.

41. Иногда мне хочется выругаться.

42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо
или с кем-либо.

43. Меня беспокоят возможные неудачи.

520

*-ї7

! 44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45. Меня нередко охватывает отчаяние.

46. Я — человек нервный и легко возбудимый.

47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пыта­
юсь что-нибудь сделать.

48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не хватает уверенности в себе.

50. Я легко потею даже в прохладные дни.

51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше нико­
му не рассказывать.

52. У меня очень редко болит живот.

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на
какой-либо задаче или работе.

54. У меня бывают периоды такого сильного беспокой­
ства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочте­
ния.

56. Я легко расстраиваюсь.

57. Практически я никогда не краснею.

58. У меня гораздо меньше различных опасений и стра­
хов, чем у многих друзей и знакомых.

59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует
сделать сегодня.

60. Обычно я работаю с большим напряжением.

В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям 6, 7, 9, И, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Оба варианта опросника используются при индивидуаль­ном и групповом обследовании; они могут быть использо­ваны при решении как теоретических, так и практических задач и могут быть включены в батарею других тестов.

521










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...