Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Шкала тревожности (Автор А. М. Прихожан, 1989)
Объект— учащиеся 8—10 классов. Цель — выявить уровень тревожности учащихся. Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочтите каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа — О, 1, 2, 3 или 4 в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасение или страх. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприятная и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите кружком цифру «4». На второй странице бланка инструкция продолжается: «Что означает каждая цифра, написано вверху и внизу страницы. Итак, Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обведением кружком одной из цифр определить: насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасения или страх». Материал: бланк, содержащий инструкцию и текст методики. Возможно проведение исследования группой испытуемых. Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителем; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. 522 Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1 этого приложения. Здесь же в табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах. Внимания со стороны психолога требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой тревожностью. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Но это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении условий деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные негативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения (Е.Н.Новикова, 1985). Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего является перегрузка, перенапряжение, выражающееся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. В зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность обусловливает необходимость применения различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков общения, которые позволят преодолеть эту неус- 523 пешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Учащиеся с «чрезмерным спокойствием», если у них отмечается также явное неблагополучие в учении и общении, представляют несомненный интерес для психолога. «Нечувствительность к неблагополучию» носит, как правило, компенсаторный характер и препятствует полноценному развитию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Текст методики
524
Таблица 1
Таблица 2
525
Методика PARI Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики для сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — родительско-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с 2 методиками: первая — это семейная жизнь глазами матери, методика PARI; вторая — АСВ. Методика PARI (parental attitude research instrument)предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С.Шафер и Р.К.Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовс-ки) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т.В.Нещерет. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 0 I — оптимальный эмоциональный контакт, 1 II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 526 • III — излишняя концентрация на ребенке. Отношение к семейной роли Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23: 2 ограниченность интересов женщины рамками семьи, 3 ощущение самопожертвования в роли матери (5); 4 семейные конфликты (7); 5 сверхавторитет родителей (II); 6 неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13); 7 «безучастность» мужа, его невключенность в дела се 8 доминирование матери (19); 9 зависимость и несамостоятельность матери (23). Отношение родителей к ребенку I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 10 побуждение словесных проявлений, вербализаций (1); 11 партнерские отношения (14); 12 развитие активности ребенка (15); 13 уравнительные отношения между родителями и ре II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со 14 раздражительность, вспыльчивость (8); 15 суровость, излишняя строгость (9); 16 уклонение от контакта с ребенком (16). III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 17 чрезмерная забота, установление отношений зависи 18 преодоление сопротивления, подавление воли (4); 19 создание безопасности, опасение обидеть (6); 20 исключение внесемейных влияний (10); 21 подавление агрессивности (12); 22 подавление сексуальности (18); 23 чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20); 24 стремление ускорить развитие ребенка (22). 527 Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и испытуемый должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «Ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная — 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно — 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов прилагаются. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки. Инструкция:«Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что думают родители о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову. Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения: А — если с данным положением согласны полностью; а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б — если с данным положением полностью не.согласны». О себе сообщите: 25 Возраст 26 Пол 27 Образование 28 Профессия 29 Количество и возраст детей 528 1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б 2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б 3. Для хорошей матери дом и семья — самое важ 4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б 5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что ро 6. Маленького ребенка всегда следует крепко дер 7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не 8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить 9. Пребывание с ребенком целый день может дове
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, 11. Родители должны воспитывать в детях полное 12. Ребенка следует учить избегать драк, независи 13. Самое плохое для матери, занимающейся хо 14. Родителям легче приспособиться к детям, чем 15. Ребенок должен научиться в жизни многим нуж 16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок 17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, 18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о 19. Если бы мать не руководила домом, мужем и 529 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем ду 21. Если бы родители больше интересовались дела 22. Большинство детей должны самостоятельно 15 месяцев. АабБ 23. Самое трудное для молодой матери — оставать 24. Надо способствовать тому, чтобы дети выска они считают, что жизнь в семье неправильная. АабБ 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего 26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. АабБ 27. Надо обязательно искоренять у детей проявле 28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради 29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. АабБ 30. Супруги должны время от времени ругаться, 31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку 32. Матери часто'настолько бывают замучены при не могут с ними быть ни минуты больше. АабБ 33. Родители не должны представать перед детьми в 34. Ребенок должен уважать своих родителей боль 35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью 36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать 37. Родители своими поступками должны завоевать 530 38. Дети, которые не пробуют своих сил в достиже они могут встретиться с неудачами. Ааб Б 39. Родители, которые разговаривают с ребенком о 40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны 41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики 42. Если жена достаточно подготовлена к самосто 43. У ребенка не должно быть тайн от своих родите 44. Если у вас принято, что дети рассказывают Вам 45. Если рано научить ребенка ходить, это благо 46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все 47. У ребенка должны быть свои взгляды и возмож 48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б 49. Женщина должна выбирать между домашним 50. Умный отец должен научить ребенка уважать 51. Очень мало женщин получают благодарность де 52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать 53. У молодых супругов, несмотря на г илу чувств, 54. Дети, которым внушили уважение к нормам по 531 55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день 56. Дети не должны вне дома учиться тому, что 57. Дети должны знать, что нет людей более муд 58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого 59. Молодые матери страдают по поводу своего зак 60. Заставлять детей отказываться и приспосабли 61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. А а б Б 62. Дети мучают своих родителей мелкими пробле 63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности 64. Детские игры с сексуальным содержанием мо 65. Планировать должна только мать, так как толь 66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок. А а б Б 67. Родители, которые выслушивают с одобрением от 68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем 69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. А а б Б 70. Дети должны принимать участие в решении важ 71. Родители должны знать, как нужно поступать, 532 72. Слишком много женщин забывает о том, что их 73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. А а б Б 74. Дети должны быть более заботливы и благодар 75. Большинство матерей опасаются мучить ребен 76. В семейной жизни существует много вопросов, 77. Большинство детей должны воспитываться бо 78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа. А а б Б 79. Дети не должны сомневаться в способе мышле 80. Больше всех других дети должны уважать своих 81. Не надо способствовать тому, чтобы дети зани 82. Одно из плохих явлений заключается в том, что для любимых занятий. А а б Б 83. Родители должны считать детей равноправны 84. Когда ребенок делает то, что обязан, он нахо
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в 86. Самое большое желание любой матери — быть 87. Одним из самых сложных моментов в воспита 88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. А а б Б 89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право знать все о его жизни. А а б Б 90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться 533 91. Родители должны приложить все усилия, чтобы 92. Большинство женщин нуждаются в большем ко 93. У ребенка должна быть уверенность в том, что 94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе 95. Для хорошей матери достаточно общения с соб 96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. А а б Б 97. Матери жертвуют всем ради блага собственных 98. Самая главная забота матери — благополучие и 99. Естественно, что двое людей с противополож
100. Воспитание детей в строгой дисциплине дела 101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные. А а б Б 102. Ребенок никргда не должен слушать критичес 103. Первая обязанность детей — доверие ио отно 104. Родители, как правило, предпочитают спокой 105. Молодая мать чувствует себя несчастной, по 106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. А а б Б 107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла 108. Дети делают все возможное, чтобы заинтере 534 109. Немногие мужчины понимают, что матери их 110. С ребенком что-то не в порядке, если он много 111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе 112. Обязанностью матери является знание тайных 113. Если включать ребенка в домашние работы, 114. Надо как можно раньше прекратить кормить 115. Нельзя требовать от матери слишком большого Опросный лист
535 Для психолога, работающего с семьей, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: 0 хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в 1 межсупружеские, связанные с моральной, эмоцио 2 отношения, обеспечивающие воспитание детей, «пе Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов й улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированное™ семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23. Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. . Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особеннос- 536 тей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы. Ключ
А — 4 балла; а — 3 балла; Признаки: 1. Вербализация. 2. Чрезмерная забота. 3. Зависимость от семьи. 4. Подавление воли. 5. Ощущение самопожертвования. 6. Опасение обидеть. 7. Семейные конфликты. 8. Раздражительность. 9. Излишняя строгость.
10. Исключение внесемейных вли 11. Сверхавторитет родителей. 12. Подавление агрессивности. 6—2 балла; Б — 1 балл 13. Неудовлетворенность ролью 14. Партнерские отношения. 15. Развитие активности ребенка. 16. Уклонение от конфликта. 17. Безучастность мужа. 18. Подавление сексуальности. 19. Доминирование матери. 20. Чрезвычайное вмешательство 21. Уравнение отношения. 22. Стремление ускорить развитие 23. Несамостоятельность матери. 21. 537 3.8. Методика анализа семейного воспитания (АСВ)1 (Авторы 3. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1987) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |