Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ




Нарушения в развитии речи существенно влияют на эф­фективность процесса социализации ребенка. Вследствие ло-гоневроза ухудшается процесс общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения, поиски способов самореализации в других видах деятельности.

Коррекция логоневроза обычно происходит в процессе групповых занятий с логопедами, которые включают тре­нировку правильной речи, логоритмику и т. д. Наш опыт психологической коррекционной работы с детьми и подро­стками, которые страдают заиканием, был приобретен в процессе сотрудничества с Т. Закревской на базе Научно-производственного объединения охраны психического здо­ровья Минздрава Украины. Целью работы психолога с груп­пой было изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; помощь логопеду в подборе наиболее эффек­тивного плана занятий для каждого ребенка и группы в це­лом и проведение чисто психологического коррекционного тренинга.

По результатам психологического обследования дети, которые страдают заиканием, могут быть отнесены к трем разным группам в зависимости от структурной организации нарушений. Первая (приблизительно 60% обследованных) — дети с неврозоподобным заиканием. У них имеются нару­шения произвольного внимания, истощаемость психичес­ких процессов преимущественно по гиперстеническому типу. Механическое запоминание недостаточное, смысловое — значительно более успешное. Уровень развития интеллекта колеблется от 80 до 95 баллов IQ по шкале Векслера, при незначительной разнице между вербальной и невербальной

477

сферой интеллекта. У детей дошкольного и младшего школь­ного возраста с этим типом нарушений заметны несформи-рованность латерализации полушарий, затруднения в вос­приятии направления, объема, зрительно-конструктивного праксиса.

Самооценка у таких детей не сформирована или несколько завышена. Уровень притязаний неравномерный. Дети отно­сятся к нарушениям своего речевого развития спокойно, в основном не замечая их (в дошкольном возрасте) или счи­тая трудности в понимании их речи проблемой окружаю­щих людей. При логопедическом обследовании часто обна­руживается еще какое-то нарушение: недостаточность фо­нематического слуха, дислексия, дисграфия и т. д.

При проведении логопедических занятий с детьми этой группы необходимо уделять внимание технике речи. Элемен­ты соревнования значительно повышают мотивацию усвое­ния правильной речи. Из-за нарушений памяти, внимания, истощаемости время продуктивной работы на занятиях в логопедической группе у этих детей меньше, чем у детей других категорий. Во время занятий по ЛФК и на психоло­гическом тренинге следует уделять больше внимания разви­тию координации движений вообще и реципрокной коор­динации в частности. Мотивация работы с нарушениями речи строится на потребностях окружающих: родителей, учите­лей, логопеда, психолога, и поэтому необходима постоян­ная эмоциональная поддержка успехов ребенка в занятиях. Эффективность логопедической коррекции достаточно стой­кая, но нужны повторные поддерживающие курсы занятий через 6—12 месяцев.

Ко второй группе детей с заиканием мы отнесли детей и подростков, у которых преобладают невротические компо­ненты нарушений речи.

При патопсихологическом обследовании у детей и под­ростков этой группы обнаруживается нормальная концент­рация внимания, работоспособность также в пределах нор­мы или несколько снижена по гипостеническому типу. Ме­ханическое и смысловое запоминание в границах нормы. Уровень интеллектуального развития колеблется от 95 до 130 баллов IQ по методике Векслера, но часто заметна раз-

478

ница между уровнем достижений по вербальным (выше) и невербальным (значительно ниже) шкалам. При исследова­нии личности — значительно завышенный уровень притя­заний, нестойкий при неудачах. Самооценка дифференци­рована, несколько занижена. Если пользоваться классифи­кацией неврозов, предложенной К.Хорни, преобладающим мотивом является стремление «от» общества, потребность в уединении, развитии своего внутреннего мира. Это может быть следствием стратегии гиперкомпенсации, так как субъективная значимость языка, как способа общения, у этих детей очень велика.

В основе нарушений речи лежит невротический конф­ликт между потребностью двигаться «к» людям, общаясь с ними, и потребностью в уединении. Отсутствие навыков эффективного общения, сильный страх речи создают про­блемы в общении с окружающими, которые остро вос­принимает сам ребенок. Формирование этого невроза под­держивается некой вторичной выгодой: «У меня проблемы общения со сверстниками потому, что они не любят и не воспринимают моего заикания, а если бы заикания не было, я бы сразу оказался в кругу друзей». Реальное, эффектив­ное общение пугает этих детей в такой степени, что они ограничивают свою активность даже на занятиях логопе­дической группы, где все страдают заиканием. Дети с не­вротической формой заикания привлекают к себе внима­ние окружающих вспомогательными, иногда очень ориги­нальными, движениями, которыми сопровождают речь. При заданиях рассказать что-либо или прочитать стихотворение их выбор значительно отличается от общего фона группы и демонстрирует интеллектуальное превосходство ребенка. Такие невротические проявления еще больше нарушают процесс взаимодействия между ребенком и его сверстни­ками, создавая в классе позицию изоляции или откровен­ного неприятия. Поиск коллектива за пределами школы также невозможен вследствие вышеуказанных особеннос­тей.

При проведении занятий в логопедической группе зна­чительно помогает пользование аппаратами типа «АИР», отсутствие атмосферы соревнования, отсутствие фиксации внимания на компонентах речи и максимальная концентра-

479

ция внимания на эмоциональных реакциях слушателя или группы.

В процессе психологической коррекционной работы под­ростки этого типа требуют безусловного понимания и при­нятия любых проявлений своей индивидуальности, и толь­ко это помогает им найти в себе силы для реального пре­одоления невроза.

Наиболее сложной является третья группа детей и под­ростков, у которых первично (в дошкольном возрасте) были неврозоподобные нарушения речи, но вторично добави­лись еще и невротические проявления со страхом речи, нарушениями эмоционального и межличностного общения. По характеристикам психических процессов они похожи на детей первой группы, но особенности развития лично­сти у них несколько другие. Преобладает низкая самооцен­ка, низкий уровень притязаний, высокая конфликтность с окружающей средой. Согласно классификации К.Хорни, преобладает движение «против» людей. Часто невозможность пояснить свою мысль с помощью речи приводит к вспыш­кам гнева, внезапным дракам или таким же внезапным депрессивным состояниям с мыслями об отсутствии смыс­ла жизни, попыткам самоубийства. Подростки этой груп­пы довольно редко присоединяются к криминальным груп­пировкам, но могут «найти себя» в религиозной, сектант­ской среде.

В процессе коррекционной работы логопед концентри­ровал свое внимание на занятиях в основном с первой груп­пой детей, вторая и третья группы одновременно с логопе­дическими занятиями нуждались в интенсивной психокор-рекционной работе.

Было разработано три коррекционных тренинговых про­граммы с учетом возрастных особенностей детей: для детей дошкольного возраста (5-7 лет), младшего и среднего школь­ного возраста (8—12 лет) и подростков (13—16 лет). Также проводилась индивидуальная коррекционная работа с под­ростками, страдающими существенными нарушениями лич­ностного развития. Задачи работы тренинговой программы были следующие:

2 преодоление страха речи,

3 тренировка невербальных аспектов общения,

480

4 повышение самооценки, коррекция уровня притяза­
ний,

5 тренировка навыков эффективного общения,

6 тренировка других психических процессов (памяти,
внимания, мышления).

Программа для детей дошкольного возраста была рас­считана на 8 занятий (дважды в неделю на протяжении все­го курса лечения в дневном стационаре). Занятие продолжа­лось от 20 до 40 минут в зависимости от содержания заня­тий и уровня истощаемости группы. Среднее количество детей в группе колебалось от 4 до 8, преобладали неврозоподоб-ные нарушения речи.

Приведем примеры планов занятий, однако следует пре­дупредить, что это только обобщенные планы, которые из­меняются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, которые принимают участие в тренинге.

Занятие 1. Цель: знакомство, тренировка внимания, ко­ординации движений.

Каждый ребенок называет свое имя, и мы начинаем игру «Если бы я был...»

«Если бы я был зверем, то каким» — дети по очереди называют тех зверей, которые им нравятся, и начинают по очереди двигаться, издавать звуки, характерные для самого зверя. Эти движения и звуки повторяет весь круг. Потом дети ищут образы игрушек, транспорта, птиц и т. д. Завершается занятие групповой игрой «Паровозик».

Занятие 2. Цель: тренировка внимания, эмоционального восприятия.

Игра «Съедобное—несъедобное».

Игра «Передай настроение»: все дети закрывают глаза, психолог «будит» одного и выразительно демонстрирует ка­кое-то эмоциональное состояние: радость, гнев, испуг... Ребенок «будит» своего соседа и также молча демонстриру­ет ему эту эмоцию. Далее по кругу. Потом каждый ребенок называет, какое именно чувство он увидел и передал. Заня­тие продолжается до тех пор, пока все дети не побывают первыми (5—8 чувств).

Завершается занятие групповой игрой «Путаница».

Занятие 3. Цель: тренировка внимания, работа со стра­хами. Игра «Карлики и великаны».

16. Зак. 367                                                                                          '                                                      481

Детям дают бумагу, цветные фломастеры и карандаши и предлагают нарисовать все, чего они боятся (в среднем каж­дый ребенок изображает 3—5 разных предметов либо собы­тий). Потом предлагается по очереди «стать своим самым страшным страхом» (собакой, Бабой-Ягой...) и напугать других детей группы. Но, чтобы они правильно пугались, надо им показать, как надо бояться этот страх: убегать, дро­жать, закрывать глаза... Одни дети показывают, как именно надо бояться, а другие дети демонстрируют этот испуг. По­том, в процессе игры каждый ребенок отождествляется со своим самым большим страхом. Это позволяет быстро и ус­пешно преодолеть фобические реакции, отнестись к ним со смехом. Дается домашнее задание — нарисовать «Как я свое­го страха не боюсь».

Занятие 4. Цель: тренировка памяти и внимания, начало сказочно-игровой терапии.

Если на первых трех занятиях психолог не только не сти­мулировал речь, а и немного противодействовал высказы­ваниям вслух, обращая больше внимания на невербальные аспекты общения, то с этого занятия группа понемногу начинает разговаривать и на психологическом тренинге. Дети разбиваются на пары, каждая пара садится спиной друг к другу и получает задание: «Расскажи как можно точнее, во что одет товарищ в твоей паре», После рассказа дети повора­чиваются лицом и сравнивают свой рассказ с реальной одеж­дой.

Потом психолог демонстрирует комплект кукол для руч­ного кукольного театра, предлагая детям выбрать ту куклу, которая им нравится, рассказать об ее характере, показать, как она двигается и разговаривает.

Окончание — групповая игра «Ладошки».

Занятие 5. Цель: продолжение тренировки памяти и вни­мания, работа с «Кукольным театром».

Игра «Назови...» Детям предлагается по очереди назвать как можно больше слов, принадлежащих к какому-нибудь классу: цвета, имена, овощи и т. д. Каждый ребенок назы­вает свое слово и повторяет предыдущие:

7 зеленый,

8 зеленый и желтый,

9 зеленый, желтый и красный... и т.д.

482

Затем дети снова берут «своих» кукол и, разбившись на пары, создают мини-сценки взаимодействия между персо­нажами, потом пары меняются, пока все персонажи не по­общаются со всеми.

Окончание — групповая игра «Сделай, как я*.

Занятие 6. Цель: продолжение работы с «Кукольным те­атром».

Дети по очереди создают и рассказывают сюжет сказки, в которой принимают участие их персонажи. Психолог по­могает им, напоминая о других персонажах, записывая удач­ные события. Потом психолог читает, какая сказка вышла, дети дополняют ее.

Окончание — групповая игра «Третий — лишний».

Занятие 7. Цель: продолжение тренировки памяти и вни­мания.

Репетиция спектакля.

Игра «Что изменилось?». Один ребенок зажмуривается или отворачивается к стене, другие что-либо изменяют — вста­ют, садятся, переодеваются, меняются местами. Задание — увидеть, что изменилось.

Когда все дети побывали в роли ведущего, психолог на­поминает содержание спектакля, дети разбирают кукол и проводят репетицию. Работа с «Кукольным театром» в зна­чительной степени способствует преодолению страха речи («Это же не я говорю, а Лисичка»), тренирует детей выска­зываться выразительно, эмоционально, импровизировать и не бояться публики. На репетициях могут присутствовать и сотрудники отделения: логопед, педагог-воспитатель, сту­денты, которые дарят «актерам» искренние аплодисменты.

Занятие 8. Заключительный концерт— демонстрация спектакля в присутствии родителей и всего персонала отде­ления. Во время подготовки и демонстрации кукольного спек­такля дети имеют возможность проиграть свои фобии, аг­рессивные импульсы и т. д. Значительно повышается само­оценка, в процессе совместной деятельности улучшаются отношения со сверстниками.

Групповые игры «Названия», «Великаны и карлики» и по­добные им проводятся не только во время психологической коррекции, а и закрепляются в ежедневных играх с педаго­гом-воспитателем.

16*                                                                                                             483

Коррекционная программа для подростков также была направлена на тренировку навыков общения, коррекцию самооценки, преодоление невротических особенностей лич­ностей. Она состояла из 10 занятий и индивидуальной кор-рекционной работы с проблемами, которые были обна­ружены во время тренингов. На первых двух занятиях психо­лог предупреждает группу, что его во время тренинга совершенно не волнует техника и качество речи, и поэтому первые занятия будут проходить в «режиме молчания» с помощью только жестов либо (в крайнем случае) пись­менных вопросов. Это сразу снимает психологическое на­пряжение у подростков, создает более творческую атмос­феру занятий.

Занятие 1. Цель: тренировка невербального общения.

Упражнения:

«Присоединение по позе». Один партнер сидит так, как ему удобно, второй — старается максимально точно скопи­ровать его позу. Потом они меняются ролями.

«Присоединение по дыханию». Один партнер вспоминает что-то приятное, второй смотрит и старается дышать синх­ронно. По завершении пара меняется ролями.

«Покажи действие». Подростки по очереди показывают, пользуясь средствами пантомимы, какую-то деятельность: готовлю уроки, работаю за компьютером, убираю и т. п.

«Продолжи действие». Начинается как предыдущее уп­ражнение, но по сигналу психолога действие прекращает­ся, и его продолжает другой участник.

Занятие 2. Цель: продолжение тренировки невербального общения.

Упражнения:

«Эмоции по кругу». Упражнение, аналогичное тому, что проводилось с младшей группой, но подростки сами по очереди выбирают и демонстрируют какое-то эмоциональ-• ное состояние.

«Войти в образ». Один ребенок выходит из помещения и представляет себя кем-то другим: бабушкой, хулиганом, учителем. Войдя в тренинговый зал, в течение 1—2 минут демонстрирует особенности походки, мимики, поведения персонажа.

484

«Тень». Группа разбивается на пары. Один ходит, садит­ся, ведет себя, как ему удобно и приятно. Партнер-тень пол­ностью копирует движения ведущего.

«Ладошки». Партнеры становятся напротив друг друга, закрывают глаза, соприкасаются ладонями. Задание — де­лать какие-либо движения, сохраняя контакт ладоней.

Занятие3. Цель: тренировка эмоциональной саморегуля­ции.

Упражнение:

«Ситуации», Подростки выбирают названия каких-либо эмоциональных состояний: «Заинтересованность», «Ра­дость», «Гнев»... Каждый из участников — по одному состо­янию. Потом ведущий называет различные эмоционально-нагруженные ситуации: «Отвечаю около доски и отношусь к этому...» Бросает мяч ребенку, который отвечает «своим» эмоциональным состоянием: «... с интересом». Это упражне­ние помогает отделить ситуацию как таковую от эмоцио­нального отношения к ней.

Занятие 4.Цель: тренировка навыков поведения в конф­ликтных ситуациях.

Упражнения:

«Рамки разговора». В паре каждый подросток решает, ка­кую деятельность он хочет осуществлять со своим партне­ром. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли погулять в парк», «Я хочу, чтобы мы попили сока в кафе». Во время первой части упражнения подросткам предлагается договориться между собой, используя рамку высказывания: «Нет, но...» После того, как группа убедится, что таким образом дос­тигнуть согласия трудно, они меняют партнеров и догова­риваются, используя рамку «Да, и еще...», убеждаясь, что достичь согласия таким образом значительно легче.

«Три позиции». Кто-то из подростков вспоминает ситуа­цию, в которой возник конфликт — со взрослыми или свер­стниками. С помощью психолога он анализирует ситуацию, входя в три разные роли: самого себя, своего собеседника, постороннего наблюдателя, — пока не находит наилучшего для себя варианта поведения.

Занятие 5. Цель: расширение диапазона поведения во вре­мя общения.

485

Упражнение:

Сатир-категории (см. 12.1). Психолог знакомит подрост­ков с вариантами поведения во время общения: блаймер, плакатер, компьютер, дистрактор, — и предлагает им про­демонстрировать сначала один, а до конца занятия все ва­рианты поведения во время диалога. Двое разговаривают, двое (стоя за их спинами) демонстрируют карточки с на­званиями Сатир-категорий. Надо, не прекращая диалога, пе­рейти к другому стилю поведения

Занятие 6. Цель: начало тренировки навыков общения в группе.

Упражнение'

«Воздушный шар». Подростки садятся в круг и попадают в заданные обстоятельства игры: «Летим на воздушном шаре к острову, на котором осуществляются все желания». Дается время на сбор вещей, установление иерархии — кто за что отвечает. Начинается «путешествие», во время которого ве­дущий-психолог создает приключения, например: «Прямо по курсу — НЛО!», и быстро реагирует, развивая сюжет, на действия группы, пока команда не «доберется до острова» или не «погибнет». Это зависит от успешности взаимодей­ствия в группе и возможностей быстрого реагирования на внешние воздействия.

После игры проводится анализ поведения участников: «Чего вы хотели достичь?», «Удалось ли это?», «Что в твоем . характере мешало достижению цели?»

Занятия7—8. Цель: продолжение тренировки навыков общения в группе.

Упражнения:

Аналогичные игры-приключения: «Пиратский корабль», «Цивилизация», «Фирма», где дети тренируются, изменяя роли, общаться в группе и достигать своей цели.

Занятие 9.Цель: формирование целенаправленного пове­дения, навыков формулирования цели.

Упражнение:

«25 желаний». Подростки пишут 25 своих желаний, по­том разбивают их на группы: «Хочу иметь...», «Хочу быть...», «Хочу достичь...» Выбирают из них какое-то среднее по

486

сложности и тренируются в парах по построению цели, со­гласно критериям:

10 позитивная формулировка,

11 зависит именно от тебя, а не от других,

12 что будет, когда я этого достигну?

13 как я узнаю, что уже достиг?

14 какой надо сделать первый шаг?
Занятие 10.Цель: завершение работы группы.
Упражнения:

Никаких упражнений! Пьем чай, рассказываем, чему научились в группе, чего желаем в жизни, вспоминаем смеш­ные случаи, радуемся окончанию курса лечения, грустим, танцуем...

Таковы реабилитационные логопедические группы. Здесь мы смогли описать только некоторые упражнения и мето­дики проведения занятий, но надеемся, что это даст воз­можность практическим психологам самостоятельно разра­батывать коррекционные программы для своих групп, в своих обстоятельствах.

ЗАДАЧИ

Задача 1. Во время работы группы один участник (Юра, 15 лет) не выполняет упражнения, смеется, задает вопросы не по теме об­суждения, всячески привлекая к себе внимание группы и дезорга­низуя работу. На прямой вопрос тренера, зачем он это делает, сле­дует реакция: «Я жду, когда вы меня выгоните, ведь все учителя рано или поздно меня из класса выгоняют!»

1. С чем связано такое поведение подростка?

2. Как бы вы действовали на месте психолога, чтобы восстано­
вить «рабочее состояние» группы?

Задача 2. Начало работы группы. Вика (16 лет) во время выска­зываний участников о целях работы в группе чувствует сильную ско-ванность.-говорит: «Мне интересно, я бы хотела посмотреть, что тут будет происходить...» При индивидуальном обследовании до нача­ла работы в группе у нее была выявлена выраженная акцентуация по шизоидному типу, заниженная самооценка. Девочка жалуется на трудности в контакте со сверстниками, как с девочками, так и с

487

мальчиками. Родители также замкнуты, необщительны, в доме ни­когда не бывает гостей. Участие в группе — инициатива самой Вики, связанная с желанием научиться лучше общаться.

Какие действия можно предпринять, чтобы помочь Вике войти в группу? Перечислите, как минимум, 5 способов.

Задача 3. Два участника группы (тренинг «Этология») постоян­но «подкалывают» друг друга, во время телесных упражнений сра­жаются вплоть до нарушения инструкций. Они учатся в разных клас­сах, и каждый из них является лидером в своем классе, доставляя немало хлопот учителям в связи с нарушениями поведения: прогу­лами, срывом уроков. При этом успеваемость и интеллект у обоих подростков достаточно высоки. Такое соперничество в группе от­влекает внимание других участников, мешает им сосредоточиться на собственных реакциях. Могут возникнуть «группы болельщи­ков».

1. Придумайте, как минимум, 3 способа как нейтрализовать вли­
яние «соперников» на группу.

2. Предоставьте 5 вариантов поведения с целью использования
ситуации как элемента обучения.

Задача 4. Тренинг «Возрасты жизни». Идет игра в мяч, одна из участниц (Таня, 14 лет) несколько раз бросает мяч с нарастающим чувством тревоги, потом выходит за круг, застывает с расфокуси­рованным взглядом. При тихом уточнении, что случилось, выясня­ется, что Таня вспомнила ситуацию игры с мячом в клинике глаз­ных болезней. Ей тогда было 7 лет, и она очень боялась, что тяже­лый мяч попадет в глаза, разобьет очки... Сейчас страх примерно той же силы.

1. Возможные варианты поведения психолога, если:

а) ему важно сохранить активность группы,

б) ему важно нормализовать состояние Тани в данный момент,

в) ему важна коррекция фобической реакции?

2. Каковы действия психолога, если это группа не школьников, а
студентов, психологов?









Рекомендуемая литература

Бейтсон Г., Бейтсон М. Ангелы страшатся. К эпистемологии священ­ного / Пер.с англ. В. Котряла. М., 1994.

488

Ван Лавик-Гудолл Дме. Г. Невинные убийцы. Моуэт Фарли. Не кричи • «Волки!» Лоренц К. Человек находит друга. М., 1982.

Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М., 1997.

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М., 1995.

Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых. М., 1995.

Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательною, М., 1996.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Человек приходит в мир для того, чтобы нести добро людям и быть счастливым. Если здоровый ребенок родился в дружной любящей семье, если его развитие протекает без осложнений, то воспитание и обучение такого ребенка идет легко и радостно. Он, наверняка, сможет хорошо адаптиро­ваться в семье и школе, в среде ровесников, потому что все любят веселых, спокойных и умных детей.

Труднее любить ребенка особого, сложного, который то и дело причиняет всем беспокойство, огорчает родителей и педагогов, конфликтует со сверстниками, а то и совершает правонарушения. Такой ребенок вызывает раздражение, не­приязнь, желание «приструнить» его, а еще лучше вообще избавиться от его присутствия. Но профессиональный вос­питатель именно тем и отличается от постороннего взрос­лого, что в своей оценке той или иной педагогической си­туации, он прежде всего заботится о благе своего воспитан­ника, а не о собственных желаниях и интересах.

Ребенок не выбирает родителей. Он не виноват в том, что родился с отягощенной наследственностью или полу­чил травму, тяжело переболел, либо в том, что его появле­ние на свет не было желанным. Дети не виноваты в том, что родители не хотят считаться с их индивидуальностью, либо не умеют найти правильный подход к своему сыну или до­чери. Но сколько бы ни было неблагоприятных факторов развития, каждый ребенок достоин того, чтобы быть счаст­ливым.

Конечно, если маленький человек останется один на один со своими сложностями в освоении окружающего мира, если его развитие будет проходить стихийно и зависеть от слу­чайных влияний, он вряд ли сможет найти свое место в жизни. Только с помощью чуткого, доброжелательного взрос­лого возможна его нормальная социальная адаптация.

Есть такое понятие — социальная ниша. Это понятие оз­начает такую форму жизнедеятельности человека, в кото-

490

рой он чувствует себя психологически комфортно, не всту­пая в конфронтацию с социумом. Здесь не действуют обы­денные представления о «хорошей» и «плохой» жизни. На­пример, монах, добровольно замуровавший себя в келье; дебил, хорошо работающий в лечебно-трудовых мастерских; слепой, в совершенстве овладевший мануальной терапией, — все они нашли свою социальную нишу. Поэтому суть соци­альной адаптации аномального ребенка состоит не в том, чтобы «подгонять» его под стандарт нормы (это все равно невозможно), а в том, чтобы помочь ему найти его соци­альную нишу. И это почти всегда возможно, как бы ни был серьезен его первичный дефект.

Если же речь идет о таких отклонениях в психическом развитии, которые можно компенсировать, которые подда­ются психокоррекции, то оставлять такого ребенка без пси­холого-педагогической помощи недопустимо. И уж совсем преступно, если до социальной дезадаптации доходит здо­ровый ребенок в результате неправильных педагогических воздействий взрослых.

Конечно, работа с «трудными» детьми требует не только знаний и опыта, но еще и терпения, любви к ним. Это ог­ромный, кропотливый и, увы, не всегда благодарный труд. Но тот, кто любит детей, знает, что самая большая награ­да — это улыбка ребенка. Без улыбки ребенка тускнеет мир, и все его ценности теряют смысл.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ

Задача 1.Нарушение частной функции — зрительного восприятия.

Задача2. Ретардация функций в связи с соматическими заболеваниями.

Задача 3.1. Распад функции. 2. Нужна консультация спе­циалистов: невропатолога, нейрохирурга или психиатра.

Задача 4.1. Вторичное недоразвитие функции письмен­ной речи. 2. Желательна консультация логопеда.

Задача5. Вторичные личностные нарушения.

Задача 6.1. Изолированное развитие функции памяти. 2. Обучение в обычной школе невозможно.

Задача7. Асинхрония развития: акселерация функций речи и счета, задержка в формировании моторики.

Задача 8.1. По теории Э. Берна в поведении Тани актуа­лизируются части Родителя (стремление занять место учи­тельницы) и Ребенка (в реакциях на замечания). 2. По тео­рии А. Адлера девочка чувствует неуверенность на уроке, что проявляется в ее реакциях, а авторитарное поведение служит механизмом компенсации.

Задача 1. 1.Сочетание соматогенной задержки психичес­кого развития и педагогической запущенности. 2. Рекомен­довано пребывание в детском доме-интернате общего типа, наблюдение психолога, психотренинговые мероприятия.

Задача 2.1. Задержка психического развития, органичес­кий инфантилизм. 2. Желательно продолжение лечения и по­вторное исследование через год. Дома надо повторить заня­тия по развитию мелкой моторики и концентрации внима­ния (застегивание пуговиц, нанизывание крупных бус и т. д.).

492

Задача 3. 1.Дебильность. 2. Обучение в обычной школе невозможно. 3. Обязательно направление к психиатру.

Задача 4.1. Гармонический инфантилизм. 2. Желательна консультация логопеда, педиатра, психиатра и направле­ние на психолого-медико-педагогическую консультацию.

Задача5. 1. Органический инфантилизм. 2. Первичный дефект — недостаточность вербального интеллекта, памяти. Вторичные личностные реакции — заниженная самооцен­ка, нарушение поведения.

Задача 6.1. Гармонический психофизический инфанти­лизм. 2. Личностное развитие не соответствует 14 годам. Ин­теллектуальное развитие — нижняя граница нормы.

Задача7. 1. Дебильность (легко выраженная интеллекту-ально-мнестическая недостаточность). 2. Первичный дефект — психическое недоразвитие; вторичный — реакция пассив­ного протеста, житейская дезориентированность, занижен­ная самооценка.

В

Задача 1.1. Декомпенсация при минимальной мозговой дисфункции. 2. Необходимо общее оздоровление, снятие школьной тревожности.

Задача2. 1. Последствия ЧМТ, органическое поражение коры головного мозга. 2. Возможно обучение в школе сана­торного типа.

Задача 3.1. Фонематическая дисграфия и дислексия. 2. Дислексия и дисграфия — это первичный дефект. Тре­вожность и особенности самооценки — это вторичная лич­ностная реакция на дефект. 3. Рекомендуется консультация логопеда.

Задача 4. 1.Оптическая дисграфия, дискалькулия. 2. Необ­ходимо обучение по программе интерната для детей с рече­выми нарушениями. 3. Обязательна консультация логопеда.

Задача5. 1. Вероятна эпилепсия. 2. Срочно нужна кон­сультация невропатолога и психиатра.

Задача 6.Вероятно интеллектуально-мнестическое сни­жение и изменение личности в результате эпилепсии, при отсутствии своевременного лечения.

Задача7. 1.Ранний детский аутизм. 2. Нужна консульта­ция психиатра. 3. Обучение в обычной школе нецелесооб-

493

разно, возможно обучение на дому по обычной программе. Необходима психологическая коррекция.

Задача 8.Ранний детский аутизм.

Задача 9.1. Алалия. 2. Обязательна консультация логопеда. 3. Ребенок должен быть направлен в дошкольное учрежде­ние для детей с нарушениями речи.

Задача 1.1. Вероятна шизоидная психопатия. 2. Необхо­димо проведение индивидуальной коррекции страхов, вре­менное освобождение от физкультуры, выбор подходящего соседа по парте.

Задача2. 1. Вероятна эпилептоидная психопатия. 2. Про­вести беседу с матерью об особенностях ребенка. Предло­жить предупреждать его заранее обо всех новых мероприя­тиях. С ребенком проводить занятия по тренировке навыков разрядки гнева, напряжения.

Задача 3.1. Вероятная депрессивная фаза циклоидной пси­хопатии. 2. Необходима консультация психиатра, беседа с мамой и учительницей о необходимости повышения у ре­бенка самооценки.

Задача 4.1. Вероятная психастеническая психопатия. 2. Же­лательна консультация у психиатра или невропатолога. Уча­стие в групповом тренинге по снятию страхов.

Задача5. 1. Вероятна истерическая психопатия. 2. Реко­мендуется родителям и учителям игнорировать «истории». Вовлечь ребенка в занятия литературного, театрального кружка.

Задача 6. 1.Вероятна возбудимая психопатия. 2. Желательно создание максимально комфортной, бесконфликтной обста­новки дома, увеличение физических нагрузок.

Задача7. 1.Вероятен невроз навязчивых состояний. 2. Не­обходимо направить ребенка на консультацию к психиатру, родителям снизить требовательность в учебе.

8

Задача 1.1. Лабильно-сенситивная акцентуация. 2. Жела­тельно заняться аутотренингом. 3. Состояние не является за­болеванием и нет необходимости в консультации врача.

494

Задача 2. 1. Гипертимная акцентуация. 2. Маме следует познакомиться с друзьями дочери по туристической группе и четко оговорить время возвращения домой.

Задача 3. 1. Сенситивная акцентуация. 2. Не фиксировать внимание мальчика на его отличиях от сверстников. При­влечь отца к воспитанию сына.

Задача 4. 1. Возможна нервная анорексия. 2. Необходима консультация психиатра.

Задача 5. 1. Возможна дисморфомания. 2. Необходимо сроч­но направить ребенка на консультацию к психиатру.

Задача 6. 1. Проблемы ребенка связаны с акцентуацией по неустойчивому типу, но возможна и патология влечений. 2. Желательна консультация с психиатром.

Задача 7. 1. Возможен транссексуализм. 2. Желательна кон­сультация психиатра, генетика, психоэндокринолога. 3. При диагностировании истинного транссексуализма — разрешить посещать школу в мужской одежде, попросить учительницу называть девочку Мишей, обращаться в мужском роде. Это уменьшит конфликтность в школе.

Задача 8. 1. Возможна наркозависимость. 2. Обязательны консультация и лечение у подросткового психиатра или нар­колога.

Задача 9.1. Ситуационно обусловленная реакция. Возмож­на реактивная депрессия. 2. Желательны консультация пси­хиатра и проведение психологической коррекции.

Задача 1.1. Педагогическая запущенность. 2. Педагогу сле­дует больше проявлять доброжелательного внимания к Вове, отмечать каждый его успех, стимулировать желание усвоить социальные нормы поведения. Психологу следует проводить занятия с мальчиком по психотренингу памяти и внима­ния, включить в группу коррекции личности детей с задер­жкой психического развития.

Задача 2. 1. Мальчика не следует ставить на учет в инс­пекцию по делам несовершеннолетних. 2. Ситуативный тип социальной дезадаптации, вызванный психотравмирующей ситуацией. 3. Помочь матери найти пути восстановления вза­имоотношений с сыном. Включить Арсения в группу пси-

495

хологического тренинга детско-родительских отношений (если есть такая возможность).

Задача 3.1. Нарушения в поведении Николая связаны с воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции, уси­ленным гипермаскулинной ориентацией. 2. Механизм под­ражания. 3. Изменить стиль воспитания. Формировать эмпа-тию, в качестве образца для подражания дать мальчику об­раз мужчины-защитника, а не мужчины-агрессора.

Задача 4.1. Ситуативный тип трудновоспитуемое™, обус­ловленный особенностями подросткового возраста, усилен­ный лабильным типом акцентуации характера и неправиль­ными воспитательными воздействиями матери. 2. Матери необходимо перестроить отношения с дочерью, с учетом особенностей подросткового возраста. Быть терпеливой к смене настроений Оли, не фиксировать внимание на ее раз­дражительности и капризах; при нарастании психической напряженности в отношениях с дочерью, не втягиваться в ссору, а прервать общение до тех пор, пока обе не успоко­ятся.

Задача5. 1. Ситуативный тип социальной дезадаптации. 2. Психологу следует действовать в трех направлениях: 1) об­ратить внимание классного руководителя на необходимость формирования социально ценных потребностей у учащих­ся, не допускать утверждения в классе отрицательных ли­деров, способствовать развитию доброжелательных, дру­жеских отношений между детьми; 2) матери Тони пореко­мендовать обратить внимание на тот факт, что одним из компонентов формирования образа «Я» является представ­ление ребенка о своем внешнем виде. Поэтому необходи­мо приложить усилия, чтобы у девочки не развивался ком­плекс неполноценности на этой основе. Кроме того, ро­дителям необходимо изменить стиль отношений с девочкой в направлении повышения у нее уверенности в себе, по­вышения уровня самоуважения и самоприятия; 3) с То­ней необходимо провести психокоррекционные меропри­ятия по предупреждению отклонений в формировании образа «Я».

Задача 6.1. У Андрея отмечаются проявления собственно трудновоспитуемости, детерминированной феноменом «рас­согласованности отношений». 2. Учительнице целесообразно

496

порекомендовать, в качестве способа коррекции отклоне­ний в развитии личности Андрея, включение его в систему многостороннего оценивания.

Задача7. 1. Причина криминального поведения Игоря кроется в воспитании по типу потворствующей гиперпро­текции, осложненном гипертимно-неустойчивой акцентуа­цией характера подростка. 2. Родителям следует изменить стиль воспитания, изолировать Игоря от влияния асоциальной группы (вплоть до переезда в другой район или город), на­править усилия на формирование социально ценной моти­вации поведения.

Задача 8.1. Марьяна не нуждается в психиатрическом лечении. 2. Матери надо изменить свое отношение к дочери с учетом возрастных и характерологических особенностей Марьяны.

10

Задача 1.1.Ростислав Борисович может быть наркома­ном первой стадии. 2. Причиной наркомании в представлен­ном случае, скорее всего, было длительное употребление наркотических средств по медицинским показаниям, когда Ростислав Борисович лечился после ранения. В результате этого и возникло привыкание.

Задача2. 1.Не нужно, это все равно не поможет. 2. Витя пьет, скорее всего, потому, что хочет привлечь к себе вни­мание матери, заставить беспокоиться о нем. К тому же ал­коголь снижает его болезненные переживания по поводу ут­раты своей значимости для матери. 3. Учительница должна убедить мать, что та, поглощенная супружеским счастьем, теряет сына. Мать Вити должна перестроить свое отношение к членам семьи так, чтобы сын не чувствовал себя обделен­ным, лишним. Если Витя будет уверен в любви матери, в том, что он ей нужен, что отчим не займет его место в сердце матери, то по мере исчезновения источника психо­травмы будет нормализоваться и поведение Вити.

Задача3. 1.У Владлена не сформирована привычка к ана­лизу и прогнозу своего поведения, его действия импульсив­ны, безответственны. Мотивация поведения, направленная на получение наслаждений, инфантильный способ жизни по принципу удовольствия стали причиной его экспери-

497

ментирования с наркотиком. 2. Воспитание по типу потвор­ствующей гиперпротекции.

Задача 4. 1.Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна. Скорее всего, следователь слабо осведомлен о распростра­ненности наркомании. Наркотические вещества, которые упоминал Анатолий, действительно дорого стоят; однако для наркомана это не является препятствием. Необходимо назначение наркологической экспертизы, желательно в ста­ционаре. Если в результате наркологической экспертизы упот­ребление наркотиков не будет подтверждено, тогда, дей­ствительно, следователь прав. Внешность Анатолия, сочета­ющая бедность и демонстративность, свидетельствует об акцентуации по истероидному типу; и тогда рассказы Ана­толия могут быть вымыслом. Однако подчеркиваем, что этот вопрос должен решать не следователь и не психолог, а нар­колог. 2. Анатолий относится к истероидному типу акценту­ированных личностей, а может, более того, является исте-роидным психопатом.

Задача5. 1.Неправильные воспитательные воздействия матери. 2. Необходимо направить Женю, обязательно в со­провождении матери, в наркологический стационар. После лечения необходима психокоррекция. Параллельно прово­дить работу с матерью с целью помочь ей осознать свои ошибки в отношении сына и найти пути нормализации от­ношений с Женей.

Задача 6. 1.Ира поступает как субъект деятельности в со­ответствии со своими принципами и убеждениями. Поведе­ние Вали обусловлено внутриличностным конфликтом между ее убеждениями и боязнью противопоставить себя группе. Тоня осуществляет полевое поведение, не ощущая себя субъектом деятельности. 2. Если воздействие социума будет достаточно интенсивно, то Валя не сможет противостоять ему. Тоня, скорее всего, и не будет пытаться противостоять давлению окружающих, поэтому все зависит от того, в ка­кую социальную среду она попадет. Ира не проявляет пси­хологической готовности к употреблению психотропных веществ. 3. У Тони — отсутствие осознания себя субъектом деятельности, что ведет к подражательному поведению. У Вали — низкий уровень самоуважения, неуверенность в себе,

498

что детерминирует конформность, неумение противостоять давлению группы.

Задача7. 1. Нет. 2. Начать свою деятельность вам необхо­димо с просвещения дирекции и педагогического коллек­тива в вопросах, что такое наркомания, каковы ее причины и механизмы действия наркотиков на психику человека и какие существуют формы профилактики наркопотребления вообще и для подростков в частности. Убедив директора в необходимости иного подхода к поставленной задаче, вам надо проанализировать причины низкой эффективности вос­питательной работы в школе и возможности организации досуга подростков. Совместно с организатором по воспита­тельной работе совершенствовать эти сферы педагогичес­кой деятельности. Параллельно провести психологическое обследование подростков «группы риска» и их родителей, а затем начать психокоррекционную работу с ними.

Задача 8. 1.Если вы с удовольствием согласились, то, значит, у вас есть готовность к изменению состояния со­знания химическим путем. Будьте осторожны с этим! Если Вы сомневаетесь, боитесь решиться (а вдруг потом еще за­хочется?), но Вам все же хочется попробовать — это зна­чит, что готовность есть, но она все же хорошо контроли­руется сознанием. Отсутствие психологической готовности к употреблению психотропных веществ можно зафиксиро­вать, если ответ будет примерно следующий: «Спасибо, но я не хочу глотать химию. Я лучше пойду в бассейн, а по утрам — пробежка на полчасика. Я люблю все естественное».

Задача 9.1.Неправильным типом воспитания обоих маль­чиков, что сформировало психологическую готовность к употреблению психотропных веществ. 2. В семье Димы — вос­питание по типу доминирующей гиперпротекции. В семье Пети — воспитание по типу гипопротекции. 3. Несмотря на то, что типы неправильного воспитания были диаметраль­но противоположны, у обоих мальчиков сформировались сходные черты характера: отсутствие ответственности за свое поведение, неумение предвидеть результаты своих действий, отсутствие мотивации достижения, неадекватность самооцен­ки (вероятно, у Димы — завышенная, а у Пети — занижен­ная); подчиняемость, конформность (в данном случае — нормам группы и лидеру), непродуктивные формы психо-

499

логической защиты (уход от негативных переживаний пу­тем изменения состояния сознания). Все эти свойства явля­ются элементами личностной предрасположенности к ад-диктивному поведению.

11

Задача 1.1. Действия жены ошибочны. 2. Неправильные действия жены обусловлены созависимостью. 3. Вероятно, свекровь была дочерью алкоголика, либо имела мужа-алко­голика, либо и то, и другое, судя по ее реакции на поведе­ние сына. 4. Скорее всего, жена и мать будут долго пытаться контролировать поведение алкоголика. Чем дольше это бу­дет продолжаться, тем дольше будет затягиваться болезнь, что может привести к необратимым последствиям.

Задача 2. 1. Можно предположить, что отец болен алкого­лизмом. 2. У Миши формируется ролевая позиция по типу «клоун». Закрепление этой роли чревато социальной дез­адаптацией, а затем аддиктивным поведением.

Задача 3. 1. Нет, не правильно. 2. Сомнения матери имеют основания. У Владика проявляется симптом высокой толе­рантности к алкоголю и симптом потери контроля. 3. Выска­зывания дочери обусловлены ее неосведомленностью о при­знаках злоупотребления алкоголем и об алкоголизме, а так­же низким уровнем самоуважения, что проявляется в стремлении «подпитывать» ощущение своей значимости подтверждением, того, что она кому-то нужна. 4. Прогноз отрицательный: развитие алкоголизма у мужа и созависи-мости у жены. 5. Слушать маму. Пройти курс психокоррек­ции по формированию позитивной концепции образа «Я». Повысить свой уровень знаний об алкоголизме и созависи-мости.

12

Задача 1. 1. Подросток не нуждается в психологической коррекции, до тех пор, пока у него не возникнет его соб­ственная потребность. 2. Родителям и учителям следует разъяс­нить особенности шизоидной акцентуации. Родители могут предложить Саше посещение курсов программирования или другие занятия, не связанные с необходимостью интенсив­ного общения с людьми.

500

Задача 2.1. Ребенок нуждается в консультации психиатра и решении вопроса о месте обучения. 2. Проведение коррек-ционных мероприятий будет малоэффективным, так как же­лательно обучение специалистом-дефектологом по другой программе. Обучение в обычной школе нецелесообразно.

Задача3. 1. Ребенок, безусловно, нуждается в психоло­гической коррекции. 2. Желательна индивидуальная игровая коррекция страхов по методу Захарова. 3. Отец должен изви­ниться перед ребенком, попытаться объяснить свое поведе­ние, больше уделять времени дружескому общению с сы­ном.

Задача 4.1. Девочка нуждается в психологической кор­рекции. 2. Можно использовать любые формы индивидуаль­ной коррекционной работы, ролевые игры. 3. Психолог дол­жен объяснить родителям состояние девочки и попросить меньше реагировать на ее поведение, дать ребенку возмож­ность адаптироваться.

Задача5. Подросток нуждается в индивидуальной и груп­повой психологической коррекции, направленной на умень­шение страха речи.

Задача 6.Возможна индивидуальная игровая коррекци-онная работа с постепенным введением в группу. Желатель­на консультация психиатра.

Задача7. 1. Оптимальным способом будет организация психотренинга в группах по 3—6 человек, укомплектован­ных в соответствии с основной проблемой: педагогической запущенностью, нарушениями внимания, работоспособно­сти. 2. Желательна помощь логопеда и психиатра.

13

Задача 1. 1.Алеша не нуждается в переводе на другую программу обучения. 2. Для изменения неблагоприятной со­циальной ситуации развития ребенка (школьная дезадапта­ция), целесообразно временно перевести Алешу на домаш­нюю форму обучения, способствуя при этом его общению с одноклассниками во внеурочное время. Затем, если отно­шения мальчика с учительницей и ребятами не улучшатся, Алешу целесообразно перевести в параллельный класс (или, по возможности, в другую обычную школу).

501

Задача2. 1. Нарушения в поведении Андрея связаны со стойкой школьной дезадаптацией, возникшей как вторич­ный дефект. 2. Необходима консультация психиатра. 3. Школь­ной администрации следует официально предупредить мать, что в случае ее уклонения от обследования ребенка, Андрей будет исключен из школы и направлен на обследование че­рез инспекцию по делам несовершеннолетних.

Задача 3.1. Причина отрицательного эмоционального со­стояния девочки — неблагоприятная семейная ситуация. 2. Администрация школы, на основании заключения пси­холога и учительницы, должна поставить вопрос перед ин­спекцией по делам несовершеннолетних об обследовании условий жизни и воспитания девочки и, при необходимос­ти, об оформлении ее в интернат.

Задача 4.Тане не следует переходить на другую работу, поскольку ее удачная профессиональная адаптация в насто­ящее время обусловлена именно тем, что работа раскрой­щика верха обуви соответствует ее интеллектуальным воз­можностям и особенностям протекания психических про­цессов.

Задача5. 1. Психическое развитие Николая не соответ­ствует его паспортному возрасту. 2. Николай, в силу прояв­ляющихся у него признаков инфантилизма, не мог в пол­ной мере понимать смысл своих действий и руководить ими.

Задача 6.1. Психолог не имеет права давать заключение по психологической экспертизе Дмитрия. 2. Следует провес­ти комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, в связи с тем, что у подростка отмечаются явные признаки психического недоразвития.

Задача7. 1. Потерпевшая Леля могла понимать и осозна­вать характер и значение совершаемых с нею действий. 2. В силу своих психологических особенностей Леля не мог­ла оказать сопротивления преступникам.

Задача 8. 1.Необходимо исследовать психологические осо­бенности Олега, его сестры и претендующей на опекунство соседки; выяснить характер их взаимоотношений и степень вероятности благополучного развития двух несовершенно­летних детей в случае оформления опекунства. 2. Психолог должен выяснить юридическую сторону вопроса и совмест-

502

но со школьной администрацией обратиться в соответству­ющие социальные службы.

Задача 9.1. Изменения в поведении Саши объясняются естественными потребностями старшего подросткового воз­раста (стремление к самостоятельности, самоутверждению), а также характерологическими особенностями (гипертим-ная акцентуация). 2. Матери надо объяснить, что Саша ин­туитивно ищет пути изменения своей социальной ситуации развития с целью удовлетворения указанных выше соци­альных потребностей. Матери не следует препятствовать ему в этом. Напротив, доброжелательный интерес, эмоциональ­ная поддержка и ненавязчивые советы скорее восстановят близкие взаимоотношения матери и сына.

Задача 10.1. Ваня нуждается в консультации психиатра.

2. Ошибкой, допущенной родителями при усыновлении,
было игнорирование отягощенной наследственности ребенка.

3. Психолог должен в мягкой форме сообщить о своем пред­
положении относительно нарушений в психическом разви­
тии ребенка, подчеркнуть необходимость психиатрического
обследования и вероятность осуществления лечебных меро­
приятий.

Задача 11. 1.Профессия, которой обучается Анфиса, не соответствует ее личностным особенностям. 2. Психолог дол­жен помочь осознать девочке создавшуюся ситуацию и по­казать альтернативные варианты выборов профессиональ­ной деятельности.

14

Задача 1. 1.Поведение Юры связано с низкой самооцен­кой, необходимостью привлечь внимание. 2. На месте пси­холога следовало бы организовать обсуждение той пользы, которую участники могут извлечь из поведения Юры, на­пример, работать в условиях шума.

Задача 2.Вике можно разрешить посидеть и посмотреть работу в группе; найти еще более скованного участника и попросить Вику помочь ему; привлекать к работе с группой, например, помочь ведущему в раздаче раздаточных матери­алов и выполнении аналогичных конкретных поручений.

Задача 3. 1.В режиме демонстрации нужно попросить по­казать агрессию в физических действиях. Ставить этих учас-

503

гников в разные пары. Спросить, перед кем именно и зачем пни демонстрируют агрессию. Рассказать о пользе функции агрессии у животных. 2. Варианты поведения читатели долж-"ы предложить сами.

Чадача 4.1. а) Попросить Таню перенести работу с фо-Оией на время после окончания групповых занятий; б) от­работать в технике субмодальностей в присутствии группы или использовать другие техники НЛП для снятия фобии; в) сняв фобию в присутствии группы (см. п. «б»), после груп­пы доработать с импринтом. 2. Провести работу по снятию фобии в присутствии группы с последующим анализом ис­пользованных техник.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...