Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПУТЕМ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ




Неблагополучие социальной ситуации развития ребен­ка, естественно, может быть детерминировано не. только сферой семейных отношений, но и его школьными пробле­мами. Ситуация в школе оценивается как абсолютно небла­гоприятнаяв случаях, когда ребенок занимается по учебной программе, не соответствующей его интеллектуальным воз­можностям, и у него выявляются психотические или невро­тические реакции на пребывание в данном учебном заведе­нии. В этих случаях нужно экстренное изменение условий обучения: перевод в другой класс или школу с соответству­ющей учебной программой; временное обучение на дому, экстернат.

Проблема дифференциации обучения детей с наруше­ниями развития является общемировой проблемой. Накоп­лен обширный опыт оказания помощи, создания благо­приятной социальной ситуации развития для детей с раз­личными нарушениями психики. В Германии существуют три основных типа учебных заведений: народная школа, школа для слабоодаренных (IQ = 65—90) и школа для ум­ственно отсталых (IQ < 60 б). В школу для слабоодаренных направляются дети, которые в течение 2—3 лет обучения не освоили программу народной (обычной) школы. При этом они проходят обследование, в ходе которого учиты­ваются такие факторы, как IQ, оценка социальной при­способленности и речи ребенка, установление возможно­сти обучения. Затем ребенок направляется на пробное обу­чение по рекомендованной программе, и если он с ним успешно справляется, то и остается в этом типе школы. Основная цель обучения и воспитания — восстановление самооценки, потребности в учебе, социальная адаптация. Специальная профессиональная подготовка осуществляет­ся не в школе, а по ее окончании, в профессиональных школах. Дети младшего возраста с личностными нарушени­ями, неврозами успешно обучаются и адаптируются по си­стеме Вальсдорфской педагогики, которая направлена на целостное, гармоническое развитие личности, воспитание

14*

419

единства человека с миром, природой, искусством; разви­тие творческих возможностей.

В Англии большинство детей с нарушениями в развитии обучаются в специальных классах при обычной школе. Это способствует более широкой сфере обучения таких детей, увеличивает шансы последующей социальной адаптации. В специальных школах содержатся дети с глубокой умствен­ной отсталостью, тяжелыми формами аутизма, сочетанной патологией (например, тугоухость и олигофрения). Основ­ной задачей является обучение навыкам самообслуживания, общения (вербального или жестового), эмоционального вза­имодействия с коллективом. Эти заведения не интернатно­го, а дневного типа, что позволяет сохранить связь больно­го ребенка с семьей, оказывать консультативную помощь родителям.

Во Франции сложилась следующая система специальных учреждений для детей с нарушениями развития:

1) классы усовершенствования при обычных начальных
школах,

2) самостоятельные (экстернатные) школы усовершен­
ствования,

3) школы-интернаты,

4) специальные классы и школы-интернаты при госпи­
талях,

5) школы усовершенствования для юношества, в кото­
рых дается профессиональная подготовка.

Также широко развита сеть специальных частных учеб­ных заведений-пансионатов. В США законодательство по организации специального обучения в значительной мере различается в зависимости от штата, но в целом оно на­правлено на обучение в границах обычной общеобразова­тельной школы. При поступлении в школу все дети прохо­дят психологическое обследование и распределяются по различным типам учебных программ. Дети с задержкой пси­хического развития и недоразвитием на уровне дебильности занимаются в общеобразовательной школе, но по специа­лизированным программам, которые направлены на соци­альную адаптацию учащихся. В специальные учебные заве­дения направляются дети с имбецильностью и идиотией, тяжелыми нарушениями опорно-моторного аппарата. Дети

420

с аутизмом, шизофренией, декомпенсированной психопа­тией, тяжелыми невротическими расстройствами выделя­ются в отдельную группу «страдающих нарушениями обще­ния и поведения». Они обучаются в специализированных классах при обычной школе. Эти классы малой наполняемо­сти (9—10 человек) и в них постоянно находятся педагог и психолог, проводящие одновременно обучение и коррек­цию нарушений развития.

Необходимость дифференцированного обучения возни­кает в связи с проблемами ребенка (неспособностью усво­ить программный материал, нарушениями поведения, вы­сокой утомляемостью) и учителей (техническая невозмож­ность обеспечить индивидуальный подход и индивидуальную программу обучения для ребенка с нарушениями в разви­тии в условиях современной школьной системы). Степень дифференциации обучения зависит от многих факторов и может проводиться в рамках обычной школы (классы вы­равнивания), а также путем направления ребенка в специа­лизированные заведения.

Решение о направлении ребенка в тот или иной тип спе­циальной школы Украины входит в компетенцию психоло­го-медико-педагогической консультации(ПМПК), так как для правильного решения вопроса о месте и форме обучения ребенок должен быть обследован всеми специалистами, ус­тановлены особенности его психического и интеллектуаль­ного развития, стиль усвоения школьных знаний, умений и навыков.

По современному законодательству обращение в консуль­тацию является делом добровольным и зависит от желания родителей ребенка с нарушениями в развитии. Школьная администрация, врач-психиатр или школьный психолог име­ют возможность только предложить родителям изменить ме­сто обучения их ребенка и рекомендовать посещение пси­холого-медико-педагогической консультации. Такой добро­вольный порядок направления детей в специализированные школы имеет свои преимущества. Он соответствует конвен­ции об охране прав человека, дает возможность родителям ребенка с отклонениями обращаться за помощью к психи­атру или психологу, не опасаясь социальных последствий. Добровольность, сознательное принятие родителями реше-

421

ния о помещении ребенка в специализированное учебное заведение обеспечивают (в некоторой степени) взаимодей­ствие семьи и школы, направленное на социальную адапта­цию ребенка. Но это происходит в тех случаях, если родите­ли достаточно ответственно и осознанно относятся к про­блемам своих детей, а специализированная школа способна помочь в их решении.

К сожалению, во многих случаях родители сознательно или бессознательно игнорируют особенности психического развития ребенка, настаивают на его обучении в обычной школе, даже если ребенок явно не способен справиться с ее программой. Иногда на родителей влияет и их малая ос­ведомленность о типах специальных школ (они все воспри­нимаются как школы для «недоразвитых»); то, что это шко­лы-интернаты и пребывание там ухудшает контакт ребенка с семьей. Волнуют родителей и другие социальные послед­ствия такого шага: мнение родственников и соседей, про­блемы трудоустройства по окончании специальной школы и т.д.

Психолог должен быть знаком с организацией работы и руководством существующих в городе или районе специализи­рованных школ, и при необходимости — проводить разъясни­тельную работу с родителями.

Если дифференцированное обучение проводится в рам­ках обычной школы, то отбор детей в классы выравнивания и повышенного педагогического внимания проводит школь­ный психолог совместно с педагогами младших классов. Та­кая форма оказания помощи целесообразна для детей с лег­кой задержкой психического развития, минимальной моз­говой дисфункцией. Но возлагать на эти классы обязанность обучения детей с олигофренией, тяжелой речевой патоло­гией и т. п. нельзя. Однако для направления ребенка в пси­холого-медико-педагогическую консультацию необходимы достаточные основания. Для детей, ранее не обучавшихся, таким основанием является учет у психиатра по поводу за­болеваний, нарушающих психическое развитие ребенка (оли­гофрения, органическое поражение ЦНС, задержка психи­ческого развития и т. д.). В случае, если ребенок ранее на учете у психиатра не состоял, а на момент обследования перед поступлением в первый класс у него обнаружены

422

выраженные нарушения психического развития (недораз­витие речи, моторики, интеллекта, нарушение функции об­щения), психолог обязан направить такого ребенка на об­следование к детскому психиатру, а тот, в свою очередь, в

пмпк.

Если ребенок обучается в обычной школе, его направле­ние в ПМПК может быть обусловлено неусвоением школь­ной программы, нарушениями поведения. Для того чтобы направить ребенка в консультацию, необходимы такие до-рсументы, как выписка из истории развития ребенка с ре­зультатами обследования всех специалистов (особенно ЛОР и окулиста), а при подозрении на нарушение слуха — и сурдолога; выписка от районною врача-психиатра из исто­рии болезни; педагогическая характеристика, табель успе­ваемости (если ребенок обучался ранее); по возможности, заключение психолога и логопеда. Следует подробно оста­новиться на таком важном документе, как психолого-педаго­гическая характеристика, так как характеристики, присы­лаемые из школ в ПМПК, не всегда удовлетворяют предъяв­ляемым к ним требованиям. Например, характеристики даются в виде справок: «Коля П. проучился в 1-м классе 3 года и обнаружил неспособность к обучению»; ничего не сообщая об особенностях ребенка, динамике его психичес­кого развития.

Психолого-педагогаческая характеристика должна удовлет­ворять следующим требованиям:

1. Характеристика должна отражать результаты наблюде­
ния за учеником. В ней должны быть указаны меры, прини­
маемые учителями для помощи отстающему ребенку, и ди­
намика его развития на протяжении обучения.

2. При составлении характеристики следует осуществлять
подбор и систематизацию фактов. Факты, изложенные в ней,
должны быть характерны для поведения данного ребенка и
изложены последовательно.

3. Следует избегать абстрактных и оценочных суждений.
Такие высказывания, как, например, «нарушает дисципли­
ну», «занимается своими делами», «плохо ведет себя», ма­
лоинформативны и неконкретны.

4. Необходимо также и указание положительных сторон
личности ребенка.

423

В содержание характеристики должны войти следующие разделы:

I. Формальные данные. Если ребенок учился в школе не
один год, характеристики даются за каждый год отдельно,
должны иметь дату и подписи: учителя, директора школы и
школьного психолога. Необходимо точно указать дату по­
ступления ребенка в школу, в каких школах ранее учился,
оставался ли на второй год, были ли длительные пропуски
занятий и по каким причинам. Обязательно указание при­
чин его направления на комиссию.

II. Объем школьных знаний и степень сформированное™
навыков ребенка. Этот раздел должен заключать в себя отве­
ты на следующие вопросы: что усвоил ребенок из пройден­
ного материала, как относится к своим неудачам в обуче­
нии, какие виды помощи применялись учителем для пре­
одоления трудностей, какие результаты были достигнуты.
Нужно отразить особенности работоспособности ребенка:
понимание ребенком требований учителя, участие в работе
класса, утомляемость, возбудимость.

III. Общая характеристика личности ребенка и особенно­
стей его поведения в школе, что способствует более глубо­
кому пониманию причин неуспеваемости ученика.

Вместе с педагогической характеристикой желательно представить в ПМПК .и продукты деятельности ребенка — тетради, контрольные работы, рисунки. Если ребенок про­ходил патопсихологическое обследование, результаты об­следования также должны быть представлены в ПМПК. Важ­ным разделом заключения психолога является не только информация об актуальном уровне развития психики ре­бенка, но и о «зоне ближайшего развития», возможности ребенка принимать и использовать помощь взрослого. При необходимости в более подробном патопсихологическом или психиатрическом обследовании ребенок может быть направ­лен на стационарное обследование в психиатрическую боль­ницу.

Дифференциация обучения детей с нарушениями пси­хического развития проводится не только в рамках специ­альных школ, но при выборе альтернативных форм обуче­ния: обучение на дому, в частной школе, экстернат. Обуче­ние ребенка на дому может быть связано с тяжестью его

424

психического или физического состояния. Организация ин­дивидуального обучения этих учащихся должна проводить­ся на основании заключения лечебного учреждения (боль­ницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каж­дом случае, районного (городского) отдела народного образования. Такое обучение осуществляется ближайшей школой (или специальной школой со вспомогательной про­граммой), которая устанавливает контроль за работой учи­теля и проявляет заботу о школьниках, обучающихся инди­видуально. Эта форма обучения может применяться как по­стоянно, так и временно (в течение четверти, одного учебного года и т. д.). Индивидуальное обучение разрешает­ся при таких психических состояниях, как: выраженное пси-хопатоподобное состояние с двигательной расторможенно-стью, состояние после перенесенного приступа шизофре­нии, частые эпилептические припадки и т. д. Тогда обучение на дому или экстернат могут быть оформлены, по согласо­ванию с районным отделом народного образования, дирек­тором школы.

Указанные формы организации обучения являются наи­более оптимальными, поскольку позволяют аномальному ребенку все же освоить запас знаний, а иногда и приобрес­ти специальность, не требующую общения с людьми, при которой работы могут выполняться на дому: машинистки, корректора, вязальщицы и т. д. В то же время обучение на дому осложняет и без того сниженные у этих детей возмож­ности контакта с окружающими, с ровесниками, способ­ствует усилению аутизма, возникновению психологической зависимости от родителей. Поэтому важно дать возможность ребенку осуществлять другие формы общения — посещение кружка, спортивной секции, общение со сверстниками дома (если позволяет психическое состояние ребенка). При улуч­шении психического состояния желательно попытаться вер­нуть ребенка в обычную школу, может быть, в условиях неполной учебной нагрузки, с освобождением от некото­рых предметов.

Необходимость в изменении формы или места обучения детей без каких-либо отклонений в психическом развитии возникает при проявлениях социальной дезадаптации. На-

425

пример, в случае ситуативной трудновоспитуемости, когда конфликт ученика с педагогом и одноклассниками приво­дит к серьезным нарушениям в поведении, целесообразно, в качестве временной меры, обучение ребенка на дому (или экстерном), перевод ученика в другой класс или в другую школу.

В закрытые специальные учебные заведения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, направляются подростки с 11 до 14 лет по решению суда в связи с совершением противоправных действий. В этот тип школ подростка направляют принудительно. Целью этих учебных заведений является профилактика правонарушений несовершеннолетних и ресоциализация социально дезадап­тированной личности подростка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...