Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТРЕНИНГИ, ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЕ ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Как следует из гл.. 7, при дисгармоническом развитии личности утрачивается естественный процесс адекватного реагирования на ситуации общения. В зависимости от типа нарушений, реакции становятся слишком бурными, или, наоборот, происходит игнорирование важных стимулов. Подросток привыкает, что его реакции «не как у людей», получая подтверждение этому — замечания родителей, учителей. В этой группе тренингов нашей задачей было создание благоприятной среды для изменения ограничивающих убеждений, тренировка своих реакций и понимания поведения других. Тренинг расширяет возможности достижения, снимая ограничение «этого не может быть, потому что не может быть никогда», но для личности важно иметь хотя бы что-то стабильное. Мы предпочитаем, чтобы это было стабильное будущее, так как представления о прошлом и настоящем во время семинара значительно изменяются. При создании нашего тренинга мы исходили из простой схемы: 1) группа ставится в условия какого-либо упражнения, содержащего в открытой или метафорической форме требование к самым разным поведенческим реакциям; 2) если в ответ на разнообразные стимулы участник дает стереотипные реакции или испытывает замешательство, не имея реакций на данный стимул, то в игровой форме, в безопасных условиях семинара он может изменить свое поведение и выявить лежащие за ним убеждения. Если после этого подросток считает, что можно попробовать действовать исходя не только 461 из этого убеждения, но принять и другие нормы, то он может это сделать, получив немедленную обратную связь со стороны других участников группы. Для тренера одинаковую ценность представляет любой выбор участника: как осознание и сохранение убеждения, так и его осознанное изменение. Задача тренера — создание игрового, метафорического контекста жизни группы, в котором бы мог легко проходить вышеописанный процесс. Мы «взяли с собой» группы в те контексты, которые для нас являются любимыми.и привносят интерес и разнообразие в наши взгляды на мир. Первый контекст — тренинг-семинар «Этология (Поведение людей, поведение зверей)». Задача тренинга — изучение общебиологических паттернов индивидуального поведения и поведения в разнообразных сообществах. Мы использовали основные понятия этологии только как метафорический контекст, позволяющий человеку узнать больше о себе и себе подобных. Источниками информации, которая помогла в разработке этого тренинга, были труды Дж. Г. Ван Лавик Гудолл (1982), К. Лоренца (1994), К. Прайор (1995), Дж. Хэрриота (1995) и собственные наблюдения за людьми и животными. Тренинг рассчитан на 16 часов. В течение первого дня участники знакомятся с основными поведенческими паттернами: демонстрация агрессии, знакомства, доминирования, подчинения, защиты территории, привлечения партнера. Каждое упражнение выполняется в парах, постепенно переходя от более абстрактного варианта к наиболее близкому к поведению человека в обычной ситуации. В качестве иллюстрации, можно рассказать о процессе тренировки паттерна «Защита территории». Т.: рассказывает о наличии трех основных дистанций: • дальней, вызывающей ориентировочный рефлекс; средней, в течение преодоления которой происходит оценка «свой—чужой»; ближней, при пересечении которой включается оборонительный рефлекс. Эти зоны отчетливо заметны, например, у собак — за забором, при пересечении границы охраняемого двора, при попытке залезть к собаке в будку. 462 Н.: Участники, разбившись на пары, приступают к выполнению первого упражнения: «животное — кисть руки». Задача участника № 1 — маркировка своей территории, демонстрация различий в поведении при пересечении границ. Задача участника № 2 — вторгаться, оценивая, где и какую границу он пересекает. У.: Совсем «моя» территория — всего 10 сантиметров. Он что, не видит, что я угрожаю? Ну что же, нападаю... Оказывается, теперь реагирует. А какая его территория? Ого, раза в 3 больше! Н.: После того, как это упражнение выполнено, переходим в «четвероногий» вариант. Три руки — «лапы» должны быть непрерывно на полу! В этой ситуации (где можно использовать положение тела, одну «лапу» и любые «животные» звуки) выполняется та же задача — демонстрация охраняемых зон. Следующий этап — «двуногий». Т.: У человека существуют аналогичные зоны, именуемые на психологическом языке «дистанцией контакта», они также четко маркируются определенными ощущениями в теле при пересечении границ. Однако не у всех людей представлен навык отчетливой демонстрации допустимости или недопустимости пересечения границы в каждой конкретной ситуации. Задача — невербальная маркировка границы оптимальной дистанции контакта. Упражнение выполняется в различных парах, так как оптимальная дистанция контакта значительно различается в зависимости от пола партнера, возраста, сложившихся ранее отношений. Участники замечают, присутствуют ли затруднения при маркировке дистанции и при понимании невербальных сообщений партнера. У.: Он пересек черту, но я должна улыбаться, ведь иначе это будет невежливо... Он должен сам видеть... Не видит! Страшно... Ну что ж, ничего не поделаешь, ведь он сильнее... Острое, неконтролируемое чувство страха при сближении часто дает реакцию парадоксального поведения: на дальней и средней дистанции демонстрируется «отпугивающее», агрессивное поведение, которое при сближении на расстоянии 20—30 сантиметров сменяется жалобной улыбкой, приглашением с «подстройкой снизу». Это часто вызывает реакцию замешательства у партнера — люди с хорошо развитым чувством дистанции и не вступают в контакт, видя первоначальную реакцию; те же, у кого работает убеждение 4Г- «Я всегда располагаюсь как можно ближе, потому что мне так удобно», наблюдают вторую реакцию и общаются на очень близкой дистанции. У партнера № 1 возникает ощущение, что на него «давят», «...симпатичные люди проходят мимо, а на меня «наезжают» разные нахалы». Стремление «отпугнуть» нахалов вызывает усиление парадоксальной реакции, и круг стереотипного поведения замыкается. Если сам человек воспринимает этот результат как нежелательный, то в процессе тренинга мы уделяем внимание преодолению сложившегося стереотипа различными способами. Иногда для этого достаточно демонстрации адекватных реакций с их постепенной тренировкой, иногда страх связан с какой-либо конкретной психотравмирующей ситуацией, и тогда используются технологии НЛП типа реимп-ринтинга. Процесс считается завершенным, если участник не испытывает страха и может спокойно, достаточно отчетливо и понятно для других людей продемонстрировать оптимальные для него дистанции контакта в каждом конкретном случае. И последнее упражнение этой группы — дистанции контакта в процессе реального диалогистического общения. Точно так же, по ступенькам «животное—кисть руки», «четвероногое», «двуногое», «говорящее», проверяются и выстраиваются все остальные навыки. Достаточно часто сильные ограничивающие убеждения не позволяют отчетливо продемонстрировать агрессию или подчинение, в некоторых случаях сбои происходят на этапе «привлечения партнера» или выявляются стереотипы поведения, характерные для особей другого пола. Участники осознают, в какой мере эти убеждения влияют на их жизнь, к каким последствиям приводят в ходе реального общения. В зависимости от этого в каждом конкретном случае принимается решение об изменении существующего убеждения, «параллельной» тренировке навыка другого поведения или сохранении сложившегося стереотипа реакций. У. (юноша): Если я знакомлюсь с девушкой, то чувствую, что она в чем-то сильнее меня. Может обидеть, обмануть, уйти. Тогда я сам стараюсь держать слишком большую дистанцию, иногда веду себя агрессивно... 464 "\ У. (девушка): Да, с тобой в паре первое время чувствуешь себя хорошо, спокойно, а потом надоедает следовать только твоим движениям, хочется сделать что-то самой... Т.: Попробуй молча отработать танец-узор, чтобы появилось чувство гармонии, равновесия, а не «давления». Т.: За время наших тренингов мы убедились в эффективности это-логической модели поведения: практически всегда, если какой-либо навык отсутствовал во время упражнений, он не был представлен и в жизни, его наработка блокировалась каким-нибудь достаточно значимым и воспринятым в детстве (недостаточно критично) убеждением вроде: «Надо быть всегда сильным», «Если покажешь свою слабость — не будут уважать», «Нельзя показывать свою злость», «Нельзя показывать, что тебе кто-то нравится», «Родители хотят, чтобы я была мальчиком, и я буду вести себя как мальчишка!» Уже подросток может осознать все последствия подобных убеждений и начать изменять свое поведение, сначала в самой безобидной ситуации, в отрыве от социального окружения, когда ты — «четвероногое животное», а для животных совершенно естественно открыто и точно, понятно для существ своего вида выражать свои чувства и потребности. А потом, когда это новое поведение проявляется и закрепляется в человеческом варианте и получает поддержку со стороны других участников группы, становится значительно легче перенести его и в другие контексты, в обыденную жизнь. Н.: Второй день посвящен работе с навыками вхождения в различные сообщества и начинается с обсуждения вопроса: «Для чего животные создают стада и стаи? В чем преимущества жизни в сообществе?» А дальше (также по ступенькам) начинается тренировка жизни в различных сообществах. Т.: Самое простое, примитивное сообщество — колония, характерная для птиц, летучих мышей; там нет специализации, каждая особь стремится достичь своей цели, но особи сходны и цели у них сходны, и поэтому их поведение не отличается разнообразием. В колонии легко начинается паника, сигнал тревоги, поданный любой особью, мгновенно «поднимает на крыло» всех обитателей скалы или пещеры. Человеческий аналог — толпа на стадионе, «зеваки» на площади... Можно оценить, насколько удается комфортно чувствовать себя в толпе, принимать ее ритм, настроение, безопасно передвигаться, выходить из ситуаций паники или давки. 465 Н/. Участники группы постепенно учатся двигаться в толпе и сквозь нее, ощущать ритм якобы хаотического движения и работать как со страхом оказаться в толпе, так и с навязчивым стремлением «ощутить чувство локтя». У.: Я неожиданно обнаружила, что все время нахожусь на периферии «колонии» и даже угроза «быть съеденной» не может заставить войти внутрь. Когда вошла, появился сильный страх, воспоминание примерно 6-летнего возраста: «Жарко, душно, толпа в универмаге. Я с бабушкой, и у меня сильно кружится голова». Т.: Хочешь пройти этот страх индивидуально? У.: Да. (Отрабатывает с помощью визуально-кинестетической диссоциации.) Т.: На следующем этапе организации биологических сообществ возникает вожак (наиболее крупная, умная, «авторитетная» особь), который ведет за собой стадо. В некоторых группах вожак возникает почти сразу и он один на группу, иногда на это место претендуют сразу несколько участников, но через некоторое время видно, кому удается захватить своим ритмом, стилем движения все «четвероногое» и «двуногое» стадо. Н.: Во время обсуждения обращают внимание на то, чем стал привлекателен «вожак» для стада, как используются эти приемы в рекламе, политике, шоу-бизнесе; кому и у какой группы удается стать «наиболее успешной особью своего вида». Часто обнаруживаются ограничивающие убеждения: «Нельзя показывать, что ты успешен», «Хвастаться нехорошо», «Никто меня все равно не поймет, нет существ моего вида...». И дальше в тренинг: расскажи о том, что умеешь, что тебе нравится. Вызови интерес, понимание, желание заняться общим делом у одного... двух.... всех участников группы. У какой группы в жизни хочется вызвать желание следовать за тобой? Удается ли это? Т.: Более сложный этап организации биологического сообщества — стая. В ней не только есть вожак, но и все члены стаи находятся в иерархических взаимоотношениях друг с другом. Такой иерархии помогает сложиться демонстрация доминирования и подчинения. После «боев» устанавливаются иерархии у «ручных животных», «четвероногих», «двуногих». Н.: В каждой группе по-своему: иногда иерархия сохраняется, а иногда на каждом этапе свой лидер и свои «особи омега». И вновь проверяем — как чувствуем себя на вершине иерархии, в роли «заместителя», «народа», «обиженного»? Какие убеждения мешают 466 занять желаемое место в человеческой иерархии? Во время обсуждения вспоминаем человеческие сообщества, в которых представлена строгая, самостоятельно возникающая иерархическая структура. Приходилось ли участникам группы сталкиваться с такими сообществами, какие возможны оптимальные для каждого варианты поведения в группе такого типа? Т.: Следующая ступень организации — клан (в природе представлен у гиен), когда перед охотой или в экстремальных обстоятельствах происходит объединение всех членов клана, стирание обычной иерархии, и весь клан начинает жить в едином ритме, как единый организм. У.: Я был членом секты, там именно это ощущение — одного организма, преданности не столько вере, сколько клану. Когда ушел — было очень больно, думал, что я не такой, грешник, не выдержал искушения. Спасибо! Сейчас я понял, как это было построено! Т.: Дальше — стадо обезьян с ситуативным лидерством, где привлекает внимание и вызывает подражание со стороны других членов стада наиболее умелая особь, демонстрирующая варианты нового поведения. И вновь — тренинг на демонстрацию нового поведения и подражание. И в группе возникает новый «обезьяний» лидер, чаще всего не совпадающий с лидером стаи и клана. Н.: Если после этого тренинга остается время (и силы у участников и тренера), то в качестве экзамена участники могут попробовать себя в различных социальных ролях человеческого сообщества: «шеф», «заместитель», «антилидер», «народ», «козел отпущения», «человек со стороны» (его задача — стать своим в группе и замоти-вировать ее на выполнение своей цели). Каждый участник может испытать себя во всех ролях. «Шеф» выбирает контекст игры: «Пиратский корабль», «Божий монастырь», «Фирма», «Тюрьма»... Тренер следит за точным соответствием избранной роли в процессе проживания игровой ситуации и общения с «человеком со сторо-' ны». Это дает возможность еще раз в игровой, метафорической, но все же уже человеческой форме закрепить новые варианты поведения, возникшие на тренинге, проверить свою поведенческую гибкость, способность достигать поставленных целей и адаптироваться к любым условиям. У.: Я раньше очень завидовал тем «крутым» ребятам, которые собираются у нас во дворе, чувствовал, что я не смогу быть таким. А после этого тренинга подумал — хочу ли я становиться членом этой стаи? Больше всего мне понравилось быть заместителем в фирме. Теперь я смогу иначе воспринимать отношения в классе, во дворе. Спасибо. В тренинге «Этология» мы обращали внимание на уже существующие у участников убеждения, не уделяя особого внимания истории их возникновения. Но любое убеждение возникло когда-то в течение жизни, и в тот момент оно было связано с реальными внешними обстоятельствами, позволив человеку адаптироваться к ним, сохранить целостность своей личности. Согласно концепции Э. Эриксона, структура сложившейся личности — синхронная организация всех пройденных личностных фаз и этапов развития, приобретенных ранее убеждений в их неизменном виде. На каждой из восьми выделенных Э. Эриксоном стадий развития личности человек делает выбор между двумя противоположными отношениями к миру и к себе. Этот выбор определяет ход развития личности на данной стадии, при переходе же на последующую стадию развития ранее сделанные выборы остаются без изменений (табл. 4). На основе данной концепции был создан тренинг-семинар «Возрасты жизни». Его задача — повторное (в игре, психодраме) прохождение этапов возрастного развития с обнаружением сделанных ранее выборов, принятых решений. Это дает возможность осознанно относиться к этим решениям, а в случае необходимости — повторно переживать аналогичные стимулы, чтобы принять другие решения, изменить структуру личности. Участники тренинга — старшие подростки. Задача тренера — создание контекста, максимально способствующего проявлениям возрастного регресса, стимуляции игровой деятельности участников, открытого и спонтанного эмоционального выражения. Для этого используются некоторые приемы возрастного регресса, характерные для трансактного анализа и телесно-ориентированной терапии. После сбора информации о целях участников группы тренер рассказывает о задачах семинара и отчетливо маркирует два различных рабочих пространства: «пространство игры» и «пространство обсуждения». В «пространстве игры» постелены маты, лежат игрушки, кубики, пластилин, воздушные шарики и т. д.; в «пространстве обсуждения» — столы, 468 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |