Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГАСтр 1 из 36Следующая ⇒
Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства Маркетинг – социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими. Аспекты, отражающие качество маркетинга
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА 1.Нужда.Нужда – ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом. Нужда может быть: - физическая (пища, жажда, одежда, тепло, безопасность), - социальная (общения, привязанности), - индивидуальная (знания, самовыражение). 2.Потребность.Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Потребности человека растут по мере развития общества. Потребности людей практически не ограничены. Однако ресурсы, которыми они владеют, имеют определенные границы, которые завися от многих причин. 3.Запросы. Запросы – потребности человека, подкрепленные его покупательской способностью. 4.Товары и услуги.Товар – все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи. Ошибка многих продавцов состоит в том, что они продают именно физический товар, тогда как покупатель приобретает не сам товар, как таковой, а удовлетворение некой потребности, которую он может удовлетворить с помощью этого товара. Огромное значение в настоящее время имеет сфера услуг. Мы иногда даже не осознаем, сколько услуг нас окружает (наем и содержание квартир, электроэнергия, магазины, транспорт, больницы, школы и т.д. и т.д.). Продавать услугу гораздо сложнее, чем физический товар, ведь услугу не потрогаешь, не посмотришь предварительно. Поэтому предложение услуг, порой, сталкивается с большими проблемами, чем физические товары. 5.Качество, потребительская ценность, удовлетворенность. Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Потребительская ценность (полезность) – это оценочное суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности.Потребительская ценность не может быть стандартизирована, она строго индивидуальна, как индивидуальна отдельная личность. Одну и ту же потребность два человека могут удовлетворить совершенно разными товарами, каждый из которых выбирается по индивидуальному критерию ценности. Эта ценность тем выше, чем большую удовлетворенность испытывает человек после приобретения товара/услуги. И опять же степень этой удовлетворенности индивидуальна как по категориям товаров/услуг, так и по личностным характеристикам человека. Удовлетворенность потребителя – степень совпадения характеристик (свойств) товара, субъективно воспринимаемых клиентом, с ожиданиями, связанными с этим товаром. Если достоинства товара ниже ожиданий, потребитель остается неудовлетворенным; если достоинства совпадают с ожиданиями, потребитель удовлетворен; если же достоинства превосходят ожидания, потребитель восхищен. Преуспевающие компании всегда стремятся оправдать ожидания клиентов, т.к. удовлетворенный клиент совершает повторные покупки и является носителем положительной информации о данной компании. Лучшие компании ставят своей задачей всегда давать больше, чем клиент ожидает. 6.Обмен, сделка.Обмен – это акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен другого объекта. Маркетинг базируется на обмене. Для того чтобы обмен состоялся, необходимы следующие условия: - участие как минимум двух сторон, каждая из которых обладает товаром, представляющим ценность для другой стороны; - желание сторон совершить обмен, но каждая сторона должна иметь свободу выбора (совершать или не совершать сделку); - обе стороны должны понимать друг друга и осуществить доставку своих товаров. Сделка – торговая операция, совершаемая двумя сторонами. Неотъемлемые части сделки – два (как минимум) товара, обладающих потребительской ценностью, время соглашения и место соглашения. 7.Рынок. Рынок – совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуг. Виды рынков: А) В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя. - рынок продавца -рынок потребителя -сбалансированный рынок Рынок продавца.Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых трудностей. В условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. Ему нецелесообразно заниматься какими-либо маркетинговыми мероприятиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты. Рынок потребителя. Совершенно другая ситуация на рынке покупателя. Он возможен, если предложение превышает спрос. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. На рынке покупателя необходимость изучения спроса и поведения потребителей приобретает первостепенное значение. Сбалансированный рынок.Промежуточная ситуация на рынке может иметь место, когда складываетсяотносительно сбалансированное соотношение между спросом и предложением,которое стабильно пополняет имеющее место изменение спроса. Сбалансированныйрынок нельзя считать характеристикой, которая была бы присуща большинствурынков, но она не только теоретически, но и практически может иметь местокак на потребительских, так и на промышленных рынках. В условиях сбалансированногоспроса фирма-производитель следует стратегии повышения и поддержаниякачества товаров и оказываемых услуг, осуществляет изучение конкурентоспособностиэтих продуктов труда и анализирует конкурентные преимуществасуществующих и потенциальных клиентов, постоянно занимается инновационнойполитикой. Б)С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки: · местный (локальный) · региональный (внутри страны) · национальный · региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т д.) · мировой Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния и особенностей предлагаемого товара. Большое значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в условиях жесткой конкурентной борьбы. В)Рынки различаются по характеру конечного использования товара. По этому признаку выделяют: · рынок потребительских товаров · рынок товаров производственного назначения · рынок услуг Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (например, обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (например, рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д. Специфика рынка потребительских товаров обусловлена тем, что они ориентированы на множество индивидуальных потребителей. Поэтому маркетинговые исследования направлены на изучение их поведения, вкусов, запросов и предпочтений. Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Спрос на них целевой (или вторичный), который возникает как следствие спроса на потребительские товары и подчиняется фактору экономической целесообразности. Количество потребителей товаров производственного назначения ограничено. Они, как правило, совершают крупные закупки, нередко влияя на производство продукции (адаптируя ее к своим запросам), процедуру доставки, комплекс дополнительных услуг. Поэтому особое значение в маркетинговых исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров. Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр видов деятельности (транспорт, туризм, страхование, кредитование, образование и т. д). Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Г)В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары: -оптовые рынка -розничные рынки Оптовый рынок (рынок предприятии) — это рынок организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. Он характеризуется сравнительно небольшим числом действующих субьектов, преобладанием крупных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок. Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: здесь действуют различные по доходам, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения. Д)Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Она определяется различными условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями, что обусловливает деление рынков на: -закрытые -открытые. Закрытый рынок — это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, соглашениями о специализации и кооперировании, договорными от ношениями (например, торгово-экономическими, кредитными договорами), не имеющими ярко выраженного коммерческого характера. На таком рынке преобладают различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены. Открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними. Обычно заключаются краткосрочные коммерческие сделки. Для открытого рынка характерны частые и резкие колебания цен. Е)Для организации маркетинговой деятельности важна классификация рынков по их качественной структуре, которая основана на стратификации покупателей. - потенциальный рынок, - доступный рынок, - квалифицированный рынок, - целевой рынок, - освоенный рынок Потенциальный рынок – совокупность покупателей, которые проявляют интерес к определенному товару или услуге. Доступный рынок – совокупность покупателей, проявляющих интерес и имеющих доход и доступ к определенному товару или услуге. Квалифицированный рынок – совокупность покупателей, которые проявляют интерес и имеют доход, доступ и право пользования по отношению к определенному товару или услуге. Целевой рынок –часть квалифицированного рынка, на который фирма решила направить свои действия. Освоенный рынок – совокупность покупателей, которые уже приобрели определенный товар или услугу. Цели и задачи маркетинга Прежде чем рассмотреть цели маркетинга, обратимся к целям предприятия (табл.1) Таблица 1 Основные цели предприятия
Цели маркетинга можно объединить в следующие группы: • рыночные, т.е. ориентированные на достижение рыночных результатов (увеличение доли рынка, освоение новых рынков, ослаблениерыночных позиций конкурентов и др.); • собственно маркетинговые (формирование благоприятного имиджа фирмы, достижение высокой удовлетворенности потребителей, увеличение прибыльности маркетинговой деятельности и др.); • структурно-управленческие (придание организационной структуребольшей гибкости и адаптивности, нацеленность на достижение новых, более сложных стратегических целей и др.); • обеспечивающие (стимулирующая, ценовая, сервисная политика и др.); • контролирующие (контроль текущей, стратегической, финансовой деятельности).
Эти цели должны быть: • достижимыми; • измеримыми, понятными (усвояемыми); • поддающимися ранжированию; • мобилизующими направленность.
Кроме того, цели маркетинга должны: • согласовываться с общефирменными целями и задачами; • контролироваться должностными лицами, ответственными за и достижение; • быть ≪привязаны≫ к определенным, точно обозначенным срокам • предусматривать моральные и материальные стимулы за их достижение. Общая цель маркетинга — обеспечение целей развития компании путем проведения эффективноймаркетинговой политики; цели для отдельных товаров и рынков — получениеопределенной прибыли (доли продаж) на определенном рынке при реализацииопределенного товара; цели отдельных элементов комплекса маркетинга для соответствующеготовара и рынка (продукт, цена, продвижение продукта, доведениепродукта до потребителя). Анализ целей маркетинга позволяет сформулировать основные задачи по ихдостижению. Выделяют, как правило, три взаимосвязанных комплекса задач маркетинга[Мефферт, 1986]: 1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированиемспроса; 2) задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы; 3) задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным образованиям. Задачи маркетинга формируются в рамках иерархии целей, времени и видаспроса в тесном согласовании с целями организации или фирмы [Котлер, 1984]. К сфере предприятия или фирмы относятся задачи маркетинга, связанные скоординацией и интеграцией интересов политики предприятия, ориентированнойна достижение целей фирмы, определенных концепцией маркетинга. К такимзадачам маркетинга относят согласование стратегий исследования и развития,производства и хранения товаров, а также мероприятия по продаже и финансированию. Кроме того, сюда же включают задачи по согласованию использованияинструментария маркетинга во внутренней системе организации сбыта на предприятии. Задачами маркетинга второго уровня являются и организационные задачи, связанныес интеграцией маркетинга при формулировании главных направленийполитики предприятия, т.е. задачи, относящиеся к институционализации маркетингав организационную структуру предприятия. Третий комплекс задач маркетинга, относящийся к сфере окружающейсреды и общественных образований, связан в основном с задачами обеспечениясоциальной ответственности маркетинга перед обществом и окружающей средой. Это задачи: по недопущению искусственных методов и способов создания нуждыв каких-либо продуктах, исходя только из цели достижения прибыли; по борьбе сманипуляцией рекламными средствами; по снижению чрезмерных затрат в рыночныекоммуникации; по устранению ненадежных товаров; по внедрению упаковкитоваров, которая соответствовала бы экологическим требованиям. Наряду с перечисленными нельзя терять из поля зрения и такие задачи маркетинга,как создание маркетинговой информации и выбор необходимых инструментовмаркетинга-микса для достижения поставленных целей. Кто ставит и выполняет поставленные цели и задачи и по отношению к чему? Здесь надо сказать о субъектах и объектах маркетинга. Основные субъекты маркетинга: -производитель -конечный потребитель -оптовая и розничная торговля -специалисты по маркетингу -организации-потребители Объектами маркетинга являются: -рынок (формирование и поддержание спроса) -товар/услуга (номенклатура, ассортимент, качество, упаковка, сервис, гарантии) -цена (уровень, скидки) -товародвижение (логистика, транспортировка, складирование, хранение, доставка) -продвижение (реклама, личная продажа, стимулирование сбыта, паблисити) и т.д.
Принципы маркетинга Принципы маркетинга — это основополагающие положения, обстоятельства,требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность иназначение. Сущность маркетинга, как показано выше, состоит в том, чтобы производствотоваров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя,на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиямирынка. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие егоосновные принципы: 1.Ориентация на потребителя 2.Комплексность 3.Гибкость и адаптивность 4.концентрация усилий 5.Нацеленность на перспективу 6.Сочетание адаптивности с воздействием на потребителя 7.Программно-целевой подход Функции маркетинга 1.Аналитическая (функция расчленения и синтеза) -внешняя среда -рынок, его составляющие и состояние -потребители -фирменная структура рынка -товар (товарная политика, его конкурентоспособность) -внутренняя среда фирмы 2.Продуктово-производственная (созидательная) -создание новых продуктов -организация производства новых продуктов -применение новых технологий -управление качеством и конкурентоспособностью в производственной сфере 3.Формирующая (функция убеждения и стимулирования) -формирование спроса -стимулирование сбыта 4.Сбытовая функция (функция продаж): 5.Функция управления и контроля -организация планирования -информационное обеспечение управления -коммуникационное обеспечение маркетинга -организация контроля
Виды маркетинга В зависимости от этапов эволюции маркетинга, сфер его применения, характераспроса на рынке товаров и услуг выделяют такие характеристики маркетинга,как виды, формы и типы маркетинга. 1.Основными видами маркетинга являются: недифференцированный, дифференцированный,концентрированный, комплексный и коммуникативный (взаимосвязанный)маркетинг. Недифференцированный маркетинг (активное развитие получил в 50-егоды) не предусматривает деления рынка на сегменты. По своему содержаниюэтот вид маркетинга характеризовался отходом от принципов "максимум производстваи последующий сбыт" к принципу комплексной, взаимоувязанной деягельности по элементам "товар—покупатель—сбыт—реклама". Черты дифференцированного маркетинга наметились в 60-е годы, когда сегментациярынка приобрела значение важнейшего атрибута маркетинга, началсяпроцесс поиска покупателей (а только потом осуществление производства). Производствостало рассматриваться в качестве поставщика рынка, развернулись исследования по изучению спроса различных групп покупателей. В это время былонаучно обосновано три направления сегментирования: территориальное, товарноеи потребительское. Развитие идеи сегментации привело к новому виду маркетинга — концентрированномумаркетингу, смысл которого заключается в углублении его целевогохарактера за счет состояния деятельности и средств не на всех рыночных сегментах,а на главном из них — наименее изученном и охваченном рынком сегменте ("белое пятно"), обладающем хорошей покупательной способностью.В этот период появляются гиперконкуренция и резкая диверсификация ассортимента. Происходит смещение акцентов с количественно-емких на ассортиментно-качественные характеристики спроса, моделирование оптимального ассортимента. Комплексный маркетинг (маркетинг-микс) следует рассматривать как интегральноедействие системы управления по всем элементам маркетинга (товар- цена—покупатель—сбыт—реклама), обеспечивающее возможность получения синергетического эффекта от использования маркетинга. В последнее время активно рассматривается и такой вид маркетинга, каквзаимосвязанный (маркетинг взаимосвязей, коммуникативный) маркетинг. Вданном случае обращается внимание на то, что функция маркетинга должна выходитьдалеко за пределы маркетинговой службы и распространяться по всемупредприятию, его подразделениям и охватывать весь персонал, участвующий впроцессе создания и сбыта продукции. Этот вид маркетинга четко проявляетсяпри маркетинге взаимодействия, отношений и коммуникаций. 2.В зависимости от цели обмена, результатов той или иной деятельности различаюткоммерческий, некоммерческий маркетинг, социальный маркетинг. Коммерческий маркетинг осуществляетсяв организациях, целью которых является получение прибыли. Поэтомуиногда коммерческий маркетинг называют маркетингом прибыльных организаций. А маркетинг неприбыльных образований и организаций (например, организациимуниципального уровня, города, региона, школы, клиники и больницы,различные партии и т.д.) называют некоммерческим маркетингом. Маркетинг социальныйпредставляет собой маркетинговую деятельность,связанную с разработкой, реализацией и контролем социальных программ, направленныхна повышение уровня восприятия определенных слоев общественностик определенным социальным идеям, движениям или практическим действиям. 3.По территориальному признаку различают национальный маркетинг, международный и глобальный. Национальный маркетинг -маркетинг, применяющийся организацией для осуществления своей деятельности в пределах одной страны. Международный маркетинг - маркетинг, предусматривающий адаптацию товара под требования зарубежных рынков, которые осваивает фирма. Глобальный маркетинг - маркетинг, применяющийся организацией для осуществления своей деятельности на наднациональных рынках (рыночных сегментах), характеризующихся сходной реакцией на ее предложения. 4. По своему уровню маркетинг может быть микромаркетингом, макромаркетингом и мегамаркетингом. Микромаркетинг – это рыночная деятельность отдельного предприятия, в том числе внутренний маркетинг – организация деятельности персонала собственной маркетинговой службы и внешний маркетинг – доведение товара до потребителя, организация связей с клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка. Макромаркетинг - это процесс, с помощью которого производственный потенциал экономики используется для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Мегамаркетинг - маркетинговый подход, сочетающий в себе стратегическую координацию экономического, психологического, политического потенциала и полезные ресурсы. 5. В зависимости от конечных целей можно выделить маркетинг партнерских отношений, интегрированный маркетинг, маркетинг, ориентированный на стоимость. Маркетинг партнерских отношений – маркетинг, целью которого является получение прибыли за счет включения в процессы совершенствования товаров, интересов и интеллекта потребителей. Интегрированный маркетинг - маркетинг, целью которого является получение прибыли за счет более полного удовлетворения нужд и потребностей людей. Маркетинг, ориентированный на стоимость - маркетинг, целью которого является получение прибыли за счет получения новых возможностей на рынке в силу роста акционерной стоимости. 6.В зависимости от вида деятельности отдельной личности или организацииможет быть: маркетинг организации, маркетинг отдельной личности (эгомаркетинг), маркетинг места, социальный маркетинг и др.
Типы маркетинга Товарному предложению на рынке противостоит спрос. Это важнейший элементрыночного механизма, поскольку спрос определяет ту часть товарного предложения,которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения. Спрос –это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности,которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |