Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.




Описание базы лабораторных занятий, форм их проведения:

Занятия проводятся в учебных лабораториях кафедры молекулярной биологии и иммунологии: 441, 315 (1 корпус ННГУ им. Н. И. Лобачевского) с соблюдением требований техники безопасности при работе в лаборатории. Лабораторные работы обеспечивают формирование ПК-12, ПК-13, ПК-15 компетенций. Для выполнения лабораторного практикума подготовлено необходимое оборудование, реактивы и материалы.

 

Лабораторная работа №1.Получение и подсчет лимфоцитов периферической крови человека. 

Реактивы и оборудование: донорская кровь (1мл/чел); раствор Хенкса; верографин; центрифужные пробирки (3/чел); одноразовые пипетки; автоматические пипетки; равновесные весы; центрифуга лабораторная MPW-340; камера Горяева; микроскоп МБИ15У.4.2. 

 

Лабораторная работа №2.Определение Т- и В-лимфоцитов методом спонтанного розеткообразования.

Принцип метода.Т- и В-лимфоциты можно различить по их способности взаимодействовать посредством мембранных рецепторов с определенным образом подобранными эритроцитами, которые вместе с лимфоцитами образуют фигуру розетки. Розетка – это лимфоцит, присоединивший 3-5 эритроцитов. Индикаторные частицы для Тлимфоцитов человека являются эритроциты барана, для В-лимфоциов наиболее часто применяют эритроциты мыши.

Реактивы и оборудование: донорская кровь (1мл/чел); раствор Хенкса; верографин; центрифужные пробирки (3/чел); одноразовые пипетки; автоматические пипетки; равновесные весы; центрифуга лабораторная MPW-340; камера Горяева; микроскоп МБИ15У.4.2; NaCl; эритроциты барана (мыши); термостат; краситель метиленовый синий; холодильник.

 

Лабораторная работа №3.Определение уровня циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК).

Принцип метода.Раствор полиэтиленгликоля (ПЭГ) способен осаждать из сыворотки агрегированные иммуноглобулины и иммунные комплексы. Различные концентрации ПЭГ вызывают преципитацию различных по молекулярной массе и размерам иммунных комплексов. Низкие концентрации ПЭГ осаждают ЦИК крупных размеров, высокие вызывают преципитацию низкомолекулярных соединений.

Реактивы и оборудование: дистиллированная вода; борная кислота; бура; сыворотка крови; ПЭГ; центрифужные пробирки (3/чел); одноразовые пипетки; равновесные весы; спектрофотометр.

 

Лабораторная работа №4.Качественное определение сывороточных иммуноглобулинов методом иммуноэлектрофореза.

Принцип метода.Электрофоретически разделенные антигены, взаимодействуя с антителами, идентифицируются с помощью иммунодиффузии по линиям преципитации. Реактивы и оборудование: веронал; мединал; дистиллированная вода; агароза; водяная баня; эритроциты барана (кролика); центрифужные пробирки (3/чел); одноразовые пипетки; автоматические пипетки; гемолитическая сыворотка; центрифуга лабораторная MPW-340; пластины с зажимами; гель-пробойник; сыворотка без антикоагулянтов; NaCl; термостат; комплемент; линейки; холодильник.

 

Лабораторная работа №5.Качественный анализ различных компонентов сыворотки крови методом двойной радиальной иммунодиффузии.

Принцип метода.В агарозном геле на определенном расстоянии друг от друга вырезают лунки для антигена и антисыворотки, которые, диффундируя в гель, образуют иммунные комплексы в виде линий преципитации.

Реактивы и оборудование: чашки Петри; физ. раствор; агар; белки крови; сыворотка крови; стандартные сыворотки; антисыворотки; одноразовые пипетки; автоматические пипетки; пластины с зажимами; гель-пробойник; линейки; холодильник.

 

Практическое занятие. Выявление сывороточных антигенов методом твердофазного иммуноферментного анализа. Проводится в форме экскурсии в лабораторию молекулярной биологии и генной инженерии НИИМБРЭ ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Вопросы к контрольной работе

1. Понятие иммунитета. Функции иммунной системы. История развития иммунологии. Нобелевские премии по физиологии и медицине в области иммунологии.

2. Центральные и периферические органы иммунитета. Клетки иммунной системы.

3. Фагоцитоз.

4. Система комплемента. Классический путь активации системы комплемента.

5. Система комплемента. Альтернативный путь активации системы комплемента.

6. Воспаление. Белки острой фазы. Воспалительные цитокины. Натуральные киллеры.

7. Антигены: определение и классификации. Понятие эпитопа. Понятия гаптена. Антигенность и иммуногенность, их критерии. Специфичность антигенов.

8. Иммуноглобулины, их строение, классы, варианты организации тяжелых и легких цепей.

9. Основные семейства цитокинов. Передача сигнала при действии цитокинов.

10. Главный комплекс гистосовместимости. История открытия. Классы молекул МНС.

 

Билеты к экзамену

Билет №1.

1. Иммунитет и его определение. Функции иммунной системы. Генетический гомеостаз и формы его поддержания

2. Роль факторов врожденного иммунитета в защите от инфекционных и неинфекционных агентов.

Билет №2.

1. История развития иммунологии. Представления о защитных реакциях в античное время и в Средневековье: Гален, Гиппократ, Цельс, Авиценна. Работы Э.Дженнера Р. Вирхова, Ю. Конгейма, Л. Пастера. 

2. Клетки, вовлекаемые в иммунные процессы при воспалении. Распознавание чужого в системе врожденного иммунитета.

Билет №3.

1. История развития иммунологии. Нобелевские премии по физиологии и медицине в области иммунологии.

2. Врожденный иммунитет. Хемотаксис. Фагоцитоз. Адгезия фагоцитов к объектам фагоцитоза. Формирование и созревание фагосомы. Секреторная и киллерная активность фагоцитов. Незавершенный фагоцитоз.

Билет №4.

1. Первичный и вторичный иммунный ответ. Понятие инфекционного процесса, его стадии. Иммунологическая память.

2. Гуморальные факторы врожденного иммунитета. Билет №5.

1. Центральные и периферические органы иммунитета.

2. Антигены: определение и классификации. Ауто-, изо-, аллоантигены.Суперантигены. Понятие антигенной детерминанты (эпитопа). Понятия гаптена. Антигенность и иммуногенность, их критерии. Специфичность антигенов. Билет №6.

1. Методы исследования в иммунологии. Методы классической и современной иммунологии. Методы серологии и клеточной иммунологии.

2. Иммуноглобулины, их строение, классы, варианты организации тяжелых и легких цепей. Иммуноглобулиновоесуперсемейство, организация иммуноглобулинового домена.

Билет №7.

1. Главный комплекс гистосовместимости. История открытия. Классы молекул МНС.

2. Аутоиммунные заболевания. Инсулинозависимый      сахарный диабет       типа 1. Аутоиммунные заболевания щитовидной железы. Рассеянный склероз. Ревматоидный артрит. Системная красная волчанка. Склеродермия. Билет №8.

1. Комплемент и пути его активации. Ингибиторы каскада комплемента.

2. Основные семейства цитокинов. Передача сигнала при действии цитокинов. Билет №9.

1. Роль Т- и В-лимфоцитов в реакциях адаптивного иммунитета.

2. Цитокины, регулирующие гемопоэз и лимфопоэз. Интерфероны. Интерлейкины. Билет №10.

1. Антиген-распознающие рецепторы Т- и В-клеток. Типы и механизмы формирования. 

2. Аллергия. Классификация аллергических реакций. Природа и классификация аллергенов. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов, их механизмы и пути ингибиции.

Билет №11.

1. Презентация антигенов. Профессиональные и непрофессиональные антигенпрезентирующие клетки, их происхождение, локализация и иммунобиологическая роль.

2. Понятие иммунного статуса. Уровни и методы оценки иммунного статуса.Билет №12.

1. Антигены: определение и классификации. Ауто-, изо-, аллоантигены.Суперантигены. Понятие антигенной детерминанты (эпитопа). Понятия гаптена. Антигенность и иммуногенность, их критерии. Специфичность антигенов.

2. Созревание и дифференцировка В-лимфоцитов. Позитивная и негативная селекция Влимфоцитов. Центральная и периферическая селекция В-лимфоцитов. 

Билет №13.

1. Иммуноглобулины, их строение, классы, варианты организации тяжелых и легких цепей. Иммуноглобулиновоесуперсемейство, организация иммуноглобулинового домена.

2. Процессинг и презентация антигенов Т-клетками. Роль антигенов МНС-I, MHC-II в ходе иммунного ответа.

 

Билет №14.

1. Врожденный иммунитет. Хемотаксис. Фагоцитоз. Адгезия фагоцитов к объектам фагоцитоза. Формирование и созревание фагосомы. Секреторная и киллерная активность фагоцитов. Незавершенный фагоцитоз.

2. Первичные и вторичные иммунодефициты. Понятие вакцинации. Билет №15.

1. Клетки, вовлекаемые в иммунные процессы при воспалении. Распознавание чужого в системе врожденного иммунитета.

2. Комплемент и пути его активации. Ингибиторы каскада комплемента. Билет №16.

1. Главный комплекс гистосовместимости. История открытия. Классы молекул МНС. 2. Методы исследования в иммунологии. Методы классической и современной иммунологии. Методы серологии и клеточной иммунологии. Билет №17.

1. Процессинг и презентация антигенов Т-клетками. Роль антигенов МНС-I, MHC-II в ходе иммунного ответа.

2. Аллергия. Классификация аллергических реакций. Природа и классификация аллергенов. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов, их механизмы и пути ингибиции. Билет №18.

1. Антиген-распознающие рецепторы Т- и В-клеток. Типы и механизмы формирования. 

2. Цитокины, регулирующие гемопоэз и лимфопоэз. Интерфероны. Интерлейкины. Билет №19.

1. Первичный и вторичный иммунный ответ. Понятие инфекционного процесса, его стадии. Иммунологическая память.

2. История развития иммунологии. Нобелевские премии по физиологии и медицине в области иммунологии. Билет №20.

1. Презентация антигенов. Профессиональные и непрофессиональные антигенпрезентирующие клетки, их происхождение, локализация и иммунобиологическая роль.

2. Основные семейства цитокинов. Передача сигнала при действии цитокинов.

 

Критерии оценок

Превосходно Превосходная подготовка без погрешностей
Отлично Подготовка, уровень которой существенно выше среднего с очень незначительными погрешностями
Очень хорошо Очень хорошая подготовка с некоторыми ошибками
Хорошо Хорошая подготовка, но с рядом заметных ошибок
Удовлетворительно Подготовка, удовлетворяющая минимальным требованиям 
Неудовлетворительно Необходима дополнительная подготовка для успешного прохождения испытания
Плохо Подготовка совершенно недостаточная

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) _«Общая иммунология».а) основная литература:

1. Ярилин А.А. Основы иммунологии: - М.:Медицина, 1999. – 608 с.

2. Ройт А. Иммунология / А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл. - М.: Мир, 2000. – 592 с.

3. Новиков В.В., Добротина Н.А., Бабаев А.А. Иммунология: Учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004. — 212 с.

4. Бабаев А.А., Кравченко Г.А., Казацкая Ж.А. Методы лабораторной и клинической иммунологии: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И.

Лобачевского, 2011. — 71 с.

б) дополнительная литература:

1. Галактионов В.Г. Иммунология: Учебник для студентов вузов / В.Г. Галактионов.-

М.: Академия, 2004. – 528 с.

2. Практикум по иммунологии / под ред. И.А. Кондратьевой, А.А. Ярилина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272 с.

3. Хаитов Р.М, Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Издво ВНИРО, 1995. – 219 с.

 

 в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.immunology.klimov.tom.ru/Demo_ru/Index.html - поиск литературы по современным проблемам иммунологии и медицины; http://allimmunology.org/ - сайт, посвященный различным аспектам медицинской иммунологии.

 

8. Материально-техническое      обеспечение дисциплины        (модуля)        «Общаяиммунология».

- аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской и мелом;

- мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран);

-термостат, холодильник, микроскопы, реактивы и оборудование для выполнения лабораторных работ.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению (профилю), специальности (специализации) ____________.

Автор (ы) _____Романова Анастасия Андреевна_

Рецензент (ы) ___________________       _____

Заведующий кафедрой_______________________

 

Программа одобрена на заседании УМК, Ученого совета биологического факультета

______ от ___________ года, протокол № ________.

 

 

Приложение 33

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...