Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проект выполнен детьми старше-подготовительной группы, воспитателем Галиной Денисовой МАДОУ Детский сад № 11 «Колосок» г. Валдай Новгородской области




Вода в наших домах – эта тема достаточно традиционна для образовательной практики. Иногда эта тема раскрывается с уклоном на решение задач экологического воспитания, иногда в ней доминируют задачи ознакомления дошкольников с историей предметов, особенностями быта людей в разные исторические эпохи.

В нашем случае тема имеет совершенно прикладной характер и возникла она из достаточно типичной бытовой ситуации: в городском хозяйстве случилась авария и в кранах детского сада пропала вода. Возникла суета – взрослые с ведрами и бидонами бросились к ближайшим колонкам и колодцам, так как остановить приготовление обеда нельзя. Внимательные, чуткие к суете дошкольники немедленно отреагировали на ситуацию вопросами: «А куда делась вода?» «Почему ее нет в кране?», «А откуда она берется?», «Как вода попадает в кран?». Как всегда находятся те, кто задает вопросы и те, кто готов на них ответить:

Катя: Вода идет из канализации.

Артем: Из Африки, я в книге смотрел.

Денис: Из колодца воду берут.

Алина: Вода идет из нашего колодца.

Ваня: Вода из Валдайского озера, мне Лия говорила.

Марк, Алина Н. и Настя: Из водопада получается.

Кирилл: Из земли бежит. Я видел в мультике.

Женя: Из речки течет. Там есть водовороты.

Кирилл Б.: Из речки течет по трубам.

Таня: Вода у нас из колодца.

Даша: Да. Из родника. Я видела на фотографии.

Дошкольники люди деятельные, поэтому на наше предложение нарисовать, откуда же в кране берется вода, откликнулись мгновенно:

Вода в кране из земли(Кирилл)       Вода в кране из водопада(Настя, Алина, Таня, Марк)

Пока ребята рисовали (руки заняты, но языки свободны), мы продолжили разговор и предложили определиться в том, что именно они хотят узнать.

А что такое канализация?

Как вода приходит из Африки в наш садик?

Кто сделал колодцы? Почему в них вода?

Как папа нашел место, где строить колодец?

Как она бежит в кран?

Где эти водопады и как вода из них попадает в кран?

Как узнать о подземной воде?

Как делаются водовороты?

Надо узнать из какой речки вода течет

Узнать, кто сделал колодец, который у бабушки Люды

А как вода из колодца течет в садик?

Наши воспитанники уже знают, что следующим будет традиционный вопрос что можно сделать, чтобы узнать, поэтому не ждут его, а сразу предлагают:

Надо спросить у папы (Артем)

Прочитать в энциклопедии или другой какой-нибудь книге (Даша)

Спросить у папы (Катя)

Спросить у Лии (Ваня)

Посмотреть нужную программу по телевизору (Денис)

Найти в интернете (Алина)

Спросить у мамы или найти в интернете (Кирилл)

Спросить у дедушки (Женя)

Спросить у мамы и бабушки (Таня)

Спросить у кого-нибудь из взрослых (Марк)

Так выглядит энциклопедия

День в детском саду достаточно длинный и при желании можно многое успеть. К вечеру, когда за детьми начали приходить родители, Артем и Вероника начали опрос. Сергей Сергеевич, папа Артема, предположил, что вода в детсадовский кранах из скважины. К этой версии присоединились Елена Николаевна, мама Вани; Ольга Александровна, мама Димы; Елена Николаевна, мама Тани; Наталья Семеновна, мама Даши; Юлия Игоревна, мама Кирилла.

А бабушка Тани Ирина Павловна и мама Олега Ольга Алексеевна считают, что вода поступает из озера. Мама Жени Елена Викторовна, предположила, что вода из озера или артезианской скважины.

Не остались в стороне и сотрудники детского сада: Ольга Юрьевна, заведующая, предположила, что вода течет по трубам из Валдайского озера; Не из озера, а из-под земли, из скважины, утверждала Ольга Петровна, повар. Дети опросили медсестру, старшего воспитателя, помощника воспитателя. Версии у всех оказались разными. Завершился опрос мнением Галины Дмитриевны, воспитателя (то есть моим): Я точного ответа не знаю, но предполагаю, что воду могут брать из родников.

В итоге, возникли пять основных версий, вокруг которых сформировались пять групп (команд), объединивших приверженцев той или иной идеи: команда «Озеро», «Водопад», «Колодец», «Подземное море», «Водопровод».

Из озера Из колодца Из скважин Из водопадов Сама появляется из водопровода
Аня Артем Ваня Ксюша Дима Даша Леша Ваня Таня Кирилл Владик Олег Настя Алина Таня Марк Женя Оля Лена Леша

 

Каждая команда получила задание и приняла на себя обязательства изучить информацию и собрать материалы о колодцах, о Валдайском озере, ручьях и родниках; о водопадах и водоворотах; о подземных водах; о водопроводе и канализации. То, как будут выглядеть результаты работы команды, решение принимается самостоятельно.

Роль взрослых, прежде всего, заключается в ведении коммуникации – слушать, запоминать, задавать вопросы, переадресовывать вопросы тем детям, кто знает или имеет версию ответа, подсказывать варианты действий (не диктовать, а напоминать о том, что можно поступить так и так и так), предоставляя выбор и принятие решения самим детям.

В результате обсуждения и рассуждений сформировались основные формы работы, объединившие идеи детей и взрослых: путешествие к реке Архирейке и Валдайскому озеру, к родникам в ближайшем лесу; экскурсия в гидрологический институт, беседа с научными сотрудниками института; приглашение в гости сотрудников Валдайского национального парка; рассматривание книги «Откуда берется водопроводная вода»; просмотр видеозаписей, видеофильмов на DVD «Реки, моря, океаны»; «Путешествие воды»; чтение и сочинение рассказов, сказок, создание рисунков-объяснялок, ведение фоторепортажа, съемки видеофильма, подготовка спектакля, исследование воды, взятой из разных источников (рассматривание, фильтрация),изучение карты водной системы Валдайского озера и района,интервью со взрослыми о том, откуда берется вода, иллюстрирование сказок  и рассказов; изготовление водоохранных знаков (аппликация); ведение зарисовок по ходу проекта;слушание шума воды, музыкальных произведений о воде; разучивание песенок о воде; подвижные игры «Ручеек», «Море волнуется», «Земля, огонь, вода» и т.д.

Некоторые результаты действий по проекту. В один из дней дети пришли в детский сад с бутылями, банками, бидонами в которых принесли воду из своего дома (у кого-то это вода из водопровода, у кого-то из колодца, кто-то пользуется водой из «Елениного» родника, кто-то предпочитает воду из магазина). Исследователи воды – Оля и Артем, – отметили, что вода отличается по цвету, запаху и вкусу (!)

Поход к главному ученому гидрогеологу в гидрологический институт удивил ребят тем, что столько взрослых людей следит за чистотой и прозрачностью воды в Валдайском озере.

В ходе интервьюирования родителей и других членов семей дети не только практиковались в деловом общении, но и учились запоминать большой объем информации.

Ваня предложил ответить на вопросы маме и бабушке:

 Кто построил колодец?

 Почему его сделали в этом месте?

 Сколько в нем воды?

 Вода вкусная? Полезная?

Итогом стал рассказ: Я узнал все про колодец, который у моей бабушки Тани. Колодец построили мой прадедушка и дедушка Коля. Место нашли там, где растет специальная травка. Если она есть, то там есть родник. Построен колодец из деревянных досок, а внизу укреплен камнем. Вода в колодце безвкусная и холодная. Но в нашем садике вода не из нашего колодца.

Приверженец идеи «воды из водопада» Женя интервьюировал маму Елену Викторовну:

 Что такое водопад?

 Что такое водоворот?

 Может ли быть вода в кране из водопада и водоворота?

Итог интервью мы записали в книжке-малышке: Я узнавал все про водовороты и водопады. В этом мне помогала моя мама Елена Викторовна. Узнали мы эту информацию из Интернета. Водовороты – это круговое движение воды. Они возникают только в море, океане, в реках. Они появляются, когда отливные и наливные волны сбиваются с течением.

Водопады – это падение воды с обрыва, с горы. Это течение реки. Есть водопад «Виктория». Очень большой водопад с обрыва. Водопады есть в Боровичском районе. У нас в Валдае ни водопадов, ни водоворотов нет. Поэтому мои версии были неправильные.

Шестилетняя Алина тоже считала, что вода в кран попадает из водопада, но оказалось, что вода в их доме берется из колодца: «Это колодец из которого мы берем воду для дома. Папа нашел воду специальной палочкой. Взял ее в две руки и искал, искал и нашел, и там сделал колодец. В нем всегда много воды. Она чистая, прозрачная и очень вкусная. Бабушка говорит, что она родниковая и полезная. А домой вода идет по трубе. Папа включает насос, она и идет».

     

В ходе проекта ребята сделали множество открытий (для каждого они свои), набрали большое количество материала, сочинили истории и сказки, нарисовали водоохранные знаки и установили их на берегу озера возле пирса, изготовили мини-справочник с рисунками-объяснялками, создали книжки-малышки, фото-галерею «Вода», подготовили фото-отчет «Как мы воду искали», сделали вместе с родителями видеофильм «Как вода в дом пришла», а в самом конце проекта устроили праздник «День воды».

 

Тыква










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...