Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проект выполнен детьми старше-подготовительной группы, воспитателем Галиной Денисовой МАДОУ Детский сад № 11 «Колосок» г. Валдай Новгородской области
Вода в наших домах – эта тема достаточно традиционна для образовательной практики. Иногда эта тема раскрывается с уклоном на решение задач экологического воспитания, иногда в ней доминируют задачи ознакомления дошкольников с историей предметов, особенностями быта людей в разные исторические эпохи. В нашем случае тема имеет совершенно прикладной характер и возникла она из достаточно типичной бытовой ситуации: в городском хозяйстве случилась авария и в кранах детского сада пропала вода. Возникла суета – взрослые с ведрами и бидонами бросились к ближайшим колонкам и колодцам, так как остановить приготовление обеда нельзя. Внимательные, чуткие к суете дошкольники немедленно отреагировали на ситуацию вопросами: «А куда делась вода?» «Почему ее нет в кране?», «А откуда она берется?», «Как вода попадает в кран?». Как всегда находятся те, кто задает вопросы и те, кто готов на них ответить: Катя: Вода идет из канализации. Артем: Из Африки, я в книге смотрел. Денис: Из колодца воду берут. Алина: Вода идет из нашего колодца. Ваня: Вода из Валдайского озера, мне Лия говорила. Марк, Алина Н. и Настя: Из водопада получается. Кирилл: Из земли бежит. Я видел в мультике. Женя: Из речки течет. Там есть водовороты. Кирилл Б.: Из речки течет по трубам. Таня: Вода у нас из колодца. Даша: Да. Из родника. Я видела на фотографии. Дошкольники люди деятельные, поэтому на наше предложение нарисовать, откуда же в кране берется вода, откликнулись мгновенно:
Вода в кране из земли(Кирилл) Вода в кране из водопада(Настя, Алина, Таня, Марк) Пока ребята рисовали (руки заняты, но языки свободны), мы продолжили разговор и предложили определиться в том, что именно они хотят узнать. А что такое канализация? Как вода приходит из Африки в наш садик? Кто сделал колодцы? Почему в них вода? Как папа нашел место, где строить колодец? Как она бежит в кран? Где эти водопады и как вода из них попадает в кран? Как узнать о подземной воде? Как делаются водовороты? Надо узнать из какой речки вода течет Узнать, кто сделал колодец, который у бабушки Люды А как вода из колодца течет в садик? Наши воспитанники уже знают, что следующим будет традиционный вопрос что можно сделать, чтобы узнать, поэтому не ждут его, а сразу предлагают: Надо спросить у папы (Артем) Прочитать в энциклопедии или другой какой-нибудь книге (Даша) Спросить у папы (Катя) Спросить у Лии (Ваня) Посмотреть нужную программу по телевизору (Денис) Найти в интернете (Алина) Спросить у мамы или найти в интернете (Кирилл) Спросить у дедушки (Женя) Спросить у мамы и бабушки (Таня) Спросить у кого-нибудь из взрослых (Марк) Так выглядит энциклопедия День в детском саду достаточно длинный и при желании можно многое успеть. К вечеру, когда за детьми начали приходить родители, Артем и Вероника начали опрос. Сергей Сергеевич, папа Артема, предположил, что вода в детсадовский кранах из скважины. К этой версии присоединились Елена Николаевна, мама Вани; Ольга Александровна, мама Димы; Елена Николаевна, мама Тани; Наталья Семеновна, мама Даши; Юлия Игоревна, мама Кирилла. А бабушка Тани Ирина Павловна и мама Олега Ольга Алексеевна считают, что вода поступает из озера. Мама Жени Елена Викторовна, предположила, что вода из озера или артезианской скважины. Не остались в стороне и сотрудники детского сада: Ольга Юрьевна, заведующая, предположила, что вода течет по трубам из Валдайского озера; Не из озера, а из-под земли, из скважины, утверждала Ольга Петровна, повар. Дети опросили медсестру, старшего воспитателя, помощника воспитателя. Версии у всех оказались разными. Завершился опрос мнением Галины Дмитриевны, воспитателя (то есть моим): Я точного ответа не знаю, но предполагаю, что воду могут брать из родников. В итоге, возникли пять основных версий, вокруг которых сформировались пять групп (команд), объединивших приверженцев той или иной идеи: команда «Озеро», «Водопад», «Колодец», «Подземное море», «Водопровод».
Каждая команда получила задание и приняла на себя обязательства изучить информацию и собрать материалы о колодцах, о Валдайском озере, ручьях и родниках; о водопадах и водоворотах; о подземных водах; о водопроводе и канализации. То, как будут выглядеть результаты работы команды, решение принимается самостоятельно. Роль взрослых, прежде всего, заключается в ведении коммуникации – слушать, запоминать, задавать вопросы, переадресовывать вопросы тем детям, кто знает или имеет версию ответа, подсказывать варианты действий (не диктовать, а напоминать о том, что можно поступить так и так и так), предоставляя выбор и принятие решения самим детям. В результате обсуждения и рассуждений сформировались основные формы работы, объединившие идеи детей и взрослых: путешествие к реке Архирейке и Валдайскому озеру, к родникам в ближайшем лесу; экскурсия в гидрологический институт, беседа с научными сотрудниками института; приглашение в гости сотрудников Валдайского национального парка; рассматривание книги «Откуда берется водопроводная вода»; просмотр видеозаписей, видеофильмов на DVD «Реки, моря, океаны»; «Путешествие воды»; чтение и сочинение рассказов, сказок, создание рисунков-объяснялок, ведение фоторепортажа, съемки видеофильма, подготовка спектакля, исследование воды, взятой из разных источников (рассматривание, фильтрация),изучение карты водной системы Валдайского озера и района,интервью со взрослыми о том, откуда берется вода, иллюстрирование сказок и рассказов; изготовление водоохранных знаков (аппликация); ведение зарисовок по ходу проекта;слушание шума воды, музыкальных произведений о воде; разучивание песенок о воде; подвижные игры «Ручеек», «Море волнуется», «Земля, огонь, вода» и т.д. Некоторые результаты действий по проекту. В один из дней дети пришли в детский сад с бутылями, банками, бидонами в которых принесли воду из своего дома (у кого-то это вода из водопровода, у кого-то из колодца, кто-то пользуется водой из «Елениного» родника, кто-то предпочитает воду из магазина). Исследователи воды – Оля и Артем, – отметили, что вода отличается по цвету, запаху и вкусу (!) Поход к главному ученому гидрогеологу в гидрологический институт удивил ребят тем, что столько взрослых людей следит за чистотой и прозрачностью воды в Валдайском озере.
В ходе интервьюирования родителей и других членов семей дети не только практиковались в деловом общении, но и учились запоминать большой объем информации. Ваня предложил ответить на вопросы маме и бабушке: Кто построил колодец? Почему его сделали в этом месте? Сколько в нем воды? Вода вкусная? Полезная? Итогом стал рассказ: Я узнал все про колодец, который у моей бабушки Тани. Колодец построили мой прадедушка и дедушка Коля. Место нашли там, где растет специальная травка. Если она есть, то там есть родник. Построен колодец из деревянных досок, а внизу укреплен камнем. Вода в колодце безвкусная и холодная. Но в нашем садике вода не из нашего колодца. Приверженец идеи «воды из водопада» Женя интервьюировал маму Елену Викторовну: Что такое водопад? Что такое водоворот? Может ли быть вода в кране из водопада и водоворота? Итог интервью мы записали в книжке-малышке: Я узнавал все про водовороты и водопады. В этом мне помогала моя мама Елена Викторовна. Узнали мы эту информацию из Интернета. Водовороты – это круговое движение воды. Они возникают только в море, океане, в реках. Они появляются, когда отливные и наливные волны сбиваются с течением. Водопады – это падение воды с обрыва, с горы. Это течение реки. Есть водопад «Виктория». Очень большой водопад с обрыва. Водопады есть в Боровичском районе. У нас в Валдае ни водопадов, ни водоворотов нет. Поэтому мои версии были неправильные. Шестилетняя Алина тоже считала, что вода в кран попадает из водопада, но оказалось, что вода в их доме берется из колодца: «Это колодец из которого мы берем воду для дома. Папа нашел воду специальной палочкой. Взял ее в две руки и искал, искал и нашел, и там сделал колодец. В нем всегда много воды. Она чистая, прозрачная и очень вкусная. Бабушка говорит, что она родниковая и полезная. А домой вода идет по трубе. Папа включает насос, она и идет».
В ходе проекта ребята сделали множество открытий (для каждого они свои), набрали большое количество материала, сочинили истории и сказки, нарисовали водоохранные знаки и установили их на берегу озера возле пирса, изготовили мини-справочник с рисунками-объяснялками, создали книжки-малышки, фото-галерею «Вода», подготовили фото-отчет «Как мы воду искали», сделали вместе с родителями видеофильм «Как вода в дом пришла», а в самом конце проекта устроили праздник «День воды».
Тыква |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |