Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метод проектов, как форма реализации идей социального конструктивизма




Образование – деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствие с ним. Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство – субъективированный образ мира, составляющий внутренний мир человека, его жизненные смыслы как реальные, «опредмеченные», так и воображаемые – виртуальные, мысленно проигрываемые события, явления, отношения. Информационно-образовательная среда унифицирована, предъявлена одновременно многим людям как потенциальная возможность. Информационно-образовательное пространство всегда индивидуально, оно не может быть вне личностным, вне субъектным, вне деятельностным [1]. Если образование понимается как построение человеком собственного образа мира и себя в мире, то в организации дошкольного образования должна сложиться совсем другая ситуация. Прежде всего, должна быть поставлена более широкая педагогическая цель – сопровождение ребенка в процессе образования и самообразования, развития и саморазвития, поддержка в приобретении и проявлении собственного стиля деятельности, основанная на признании уникальности его образа как ценности. Неслучайно индивидуализация признается одной из ведущих стратегий обучения одаренных детей и одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования. Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни детей – технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста. Технологию индивидуализации не следует воспринимать как «технологию обучения», речь идет о педагогической технологии, выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребенка, что дает основание для рассмотрения образования детей дошкольного возраста в нескольких направлениях:

- как индивидуальной программы развития, присущей каждому ребенку, как человеческому (биопсихосоциальному) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность «в поколенной структуре человечества», т.е. в свое время, в своем пространстве[2];

- как поддержки развития и саморазвития ребенка в процессе его жизнедеятельности/жизнетворчества, в ходе которой он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации, конвертирует (узнает, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию в личностные смыслы, использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций, в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) создает новые (для себя) знания и способы хранения информации;

- как синтеза организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) – процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (личностного) знания;

- как диагностируемого достижения, результата, представленного в виде сформированных общественных эталонов действий и значений, субъективировнных личностных смыслов, наиболее ярко проявляющихся в виде ключевых компетентностей.

Такое прочтение сущности образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых один из ведущих – метод проектов.

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.

Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности. Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

- взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, раскрывающими выбранную тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.

Это дает каждому ребенку возможность реализовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий столько времени, сколько требуется для достижения значимого результата: и сегодня, и завтра, и в течение нескольких дней ребенок может работать над своим проектом (например, делать дом или кита из большой коробки). Важность этого момента объясняется тем, что дети могут отсутствовать по какой-то причине (например, болеть), не успевать завершить запланированное за один день (например, в ситуациях, когда деятельность увлекает и побуждает вносить все новые и новые дополнения или когда ребенка отвлекли от запланированного дела обязательные занятия со специалистом).

Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Например, тематический проект, посвященный домашним животным, может включать коллективное и индивидуальное рисование (по замыслу, по трафаретам, копирование, дорисовывание), изготовление коллажа, лепку; рассматривание и чтение книг, изготовление авторских книжек-самоделок, строительство игрушечного зоопарка, наблюдение за животными во время экскурсии, счет, классификацию и многое, многое другое. При этом каждому ребенку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями. Кто-то из детей предпочитает узнавать новое в действии, кто-то любит слушать чтение или разговоры по теме, кому-то нужно зрительное подкрепление.

Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребность в этом. Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра). Работа в подгруппах строится на основе самоорганизации (даже если это группа детей 3–4 лет и младше). Непосредственное вмешательство взрослого в работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу) или возникающим в подгруппе конфликтом, не решаемым самими ребятами, когда необходима помощь и поддержка взрослого.

Метод проектов основан на синтезе свободной деятельности детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика), учебного проекта «Йена-план» (Нидерланды), школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды), Реджо-педагогика (Италия) [3], и целенаправленного обучения, основанного на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий взрослых. Вместе они обеспечивают интегрированный комплексно-тематический подход к реализации содержания дошкольного образования, создают условия для развития детей при значительном уменьшении регламентации их действий со стороны воспитателей, специалистов и родителей, привлеченных в качестве ассистентов или помощников.

Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная деятельность. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности и на этой основе приобретать и проявлять ключевые компетентности. Так, например, если в группе есть хотя бы один ребенок, проявляющий интерес буквам или цифрам (проявляющий потребность к узнаванию, поиску и называнию букв или цифр, фиксации отдельных букв, слов и текстов доступным ему способом) – игнорирование этого факта должно быть расценено как «нарушение прав ребенка на развитие в соответствие с его индивидуальной траекторией». Зная о восприимчивости детей, успех одного из них в какой-либо значимой сфере, подкрепленный положительным отношением к действиям и результату взрослых, служит побудительным мотивом для интереса и действия других детей.

В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности:

- влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;

- устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

- выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;

- реализуют свои интересы, потребности в учении, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.

Воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников имеют равное с детьми право вносить в общий план идеи о темах, содержании, видах деятельности. Воспитатель не претендует на звание единственно верного источника знаний, ограничивается статусом «ресурсной личности». Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Вместе с тем, взрослые находят то, чему ребенка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным.

Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий. Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия в общей теме. Исключением может быть ситуация, когда выбранная ребенком самостоятельная работа в центре активности совпадает с графиком работы специалиста, деятельность которого обусловлена определенными временными рамками (логопеда, психолога, медсестры, воспитателя по физвоспитанию, инструктора по плаванию и пр.). Когда это возможно, специалист, ведущий углубленные занятия, может наравне со всеми принять участие в обсуждении темы, предложить идеи всем детям или конкретному ребенку. В случае, если идеи были предложены всей группе, право выбора остается за детьми – не вся группа, а только желающие дети будут работать с педагогом, чтобы научиться тому, что он предлагает. В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию. Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т.п.), конфликтом, не решаемым самими ребятами или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.

Примеры проектов

Тематические образовательные проекты, приведенные в этой части нашей книги, являются «историографией» конкретных детей и педагогов и служат только примером, прочитав и обдумав которые взрослые могут проникнуться смыслами происходящего, понять идею и логику их развертывания. Проекты невозможно «калькировать» (воспроизвести). Их можно только прожить заново вместе со своими детьми. Даже если ваши и приведенные в книге темы будут похожи «как две капли воды», содержание, динамика развертывания, действия и результаты проектов будут уникальными, только вашими, а полученный в ходе работы опыт, знания, смыслы – индивидуальными для каждого участника.

Купите мне слона

(Проект реализован воспитателями Еленой Козловой, Светланой Филипповой и детьми подготовительной группы МАДОУ Детский сад № 52, Великий Новгород)

Отправной точкой для начала проекта могут быть самые разные сюжеты – просмотренная накануне телепередача BBC «Живая планета», посещение передвижного зверинца, в котором, конечно, не было самого главного великана – слона, прочитанная книга или просто высказанная кем-то из детей мечта «Хочу слона».

Наша история началась с того, что утром ранней осени после сильного ночного дождя окна в группе запотели, превратившись в «полотно для рисования». И на этом сером влажном «полотне» Артем начал рисовать СЛОНА…

«Что ты делаешь?», «А что это будет?», «А где будет хвост?», – атаковала Артема вопросами детвора, привлеченная его необычным действием. «Это будет слон», – твердо ответил Артем, – «Потому что я хочу, чтобы мне купили слона». Как ни странно, ни у кого из детей не возникло вопроса «зачем?», по-видимому, желания других детей, так же, как и их собственные, пока еще не подвергаются критичному осмыслению, дети мечтают.

Слоны большие, они не поместятся дома (Соня)

Бывают маленькие слонятки, тогда поместятся. Только вот чем их кормить … (Уля)

Слоны бывают только в зоопарке, а дома не бывают (Сим)

Слоны бывают военными. У них на спине сидят солдаты, и говорят, чтобы они топтали врагов. Я такое видел в кино (Кирилл).

Тогда они должны жить в армии (Женя)

Вот и появилась первая информация о том, что дети знают, что они думают о слонах. Я записываю эти высказывания для того, чтобы в свое время сослаться на «компетентное мнение Сони, Ули, Кирюши», чтобы иметь представление о том, что следует «уточнить, актуализировать, расширить», чтобы предъявить родителям «информацию о жизни детей в группе».

«Где взять слона? Чем его кормить? Где он будет гулять? Если слоны могут топтать, значит, они страшные и опасные?», – это появились первые вопросы, на которые мы вместе будем искать ответы. Есть еще главный вопрос: как помочь Артему получить слона, о котором он мечтает.

На утреннем сборе обращаюсь к детям, которые пришли позже и не видели рисунка Артема: «Ребята, у нас сегодня в группе чуть не поселился слон! Артем нарисовал его на стекле, потому что мечтает, чтобы ему купили настоящего слона. Но вот Соня считает, что слон не поместится дома, а Уля не знает, чем его кормить. Что вы скажете по этому поводу? (В это утро в группе не было помощников, так что одновременно вести разговор с детьми и записывать их высказывания, было затруднительно, поэтому мы перешли сразу к версиям действий. Но общий тон высказываний был такой: слоны большие добрые животные, они живут в Африке и у нас бывают только в цирке или в зоопарке, заводить слона дома нельзя – он слишком большой, ему будет тесно и не удобно.

Действия в версиях детей:

Надо попросить взрослых, пусть купят слона в зоопарке, если у них есть лишний (Катя). Не бывает там лишних и денег не бывает, чтобы слонов покупать (Сема). Надо его нарисовать и смотреть долго-долго (Уля). Надо его из чего-нибудь сделать, ну там из пластилина или конструктора (Соня). Если его сделать из пластилина, он будет маленьким. Надо из большого делать (Катя).  

Роль педагога не только слушать и запоминать, но еще и задавать вопросы, помогающие ребятам правильно сформулировать мысль, оформить высказывание. Например: «Что значит «надо из большого делать»? «Что будет, если смотреть долго-долго?» Как оказалось, если смотреть долго-долго, то слон оживет, а «из большого делать» – соорудить из больших коробок, которые надо собрать дома, попросить у родителей.

Итак, основная идея сформировалась – слона надо СДЕЛАТЬ из коробок.

А как дети представляют себе слона? Из чего (из каких материалов и как) можно изготовить его хвост или хобот? Где выполнять эту работу? Кто и когда  возьмется за нее? С чего надо начинать?

Предлагаем ребятам составить план действий. Все идеи записываем на листе бумаги печатными буквами (это общее правило распространяется на все, что мы делаем в месте с детьми):

Найти дома книги о слонах (Кирюша)

Найти фотографии или картинки (Олеся)

Спросить у мамы, как сделать слона (Юра)

Посмотреть в Интернете информацию о том, какие бывают слоны (Артем)

Нарисовать картинку, а потом по ней строить слона (Сим)

С этой минуты стало понятно, что наша педагогическая деятельность пойдет по двум основным направлениям: подбор ресурсов и внесение дополнений в план работы.

Ресурсы: подобрать книги, журналы, иллюстрации, фотографии с изображением слонов – взрослых животных и детенышей, диких и прирученных, работающих на лесозаготовках и в цирке; в разных состояниях – разъяренных и благодушных, бегущих, обмахивающихся ушами, обливающихся водой и пр.; в разных положениях тела – с поднятым хоботом, опущенным на колено (колени), лежим на боку и пр.; в разных количествах – в стаде, в одиночку, с малышом.

Подобрать фигурки слонов (фарфоровые, деревянные и пр.);

Подобрать видеофильм о слонах;

Подготовить карточки со словами для копирования;

Найти картинки-раскраски, подготовить схемы для рисования слонов;

Подобрать стихотворения, песенки о слонах, подготовить обложки для книжек-малышек;

Подготовить средства для измерения (линейки, портняжный метр, рулетку);

Подготовить карточки для дорисовывания, сравнения, счета;

Найти схемы для складывания слонов-оригами, для конструирования слонов из маленьких коробок;

Договориться с музыкальным руководителем о разучивании песенки о слонах; с воспитателем по физвоспитанию об использовании образа слона в играх и движениях.

Длительность проекта невозможно прогнозировать заранее – все будет зависеть от интереса детей, от того, какие ресурсы сумеют найти взрослые (педагоги и родители).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...