Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация аудитории по возрасту




Классификация аудитории по возрасту, по мнению автора, подразумевает деление на следующие группы:

1. 8 класс + девочки 7 класс (13-14 лет).

2. 9-11 классы, студенты ОУ СПО (колледжей и техникумов), первокурсники вузов (15-18 лет).

3. Студенты вузов от 2-го курса и старше, работающая молодежь. Сюда же относятся старшекурсники тех техникумов, в которые поступают после 11-го, а не после 9-го класса, а также солдаты-срочники (19-24 года).

4. Взрослые (25 лет и старше).

Восьмой класс – это самый младший возраст, с которого можно начинать чтение обычной лекции «в защиту жизни». Конечно, так или иначе рассказывать о семье и о любви можно и детям помладше, но в полном формате лекцию «в защиту жизни» им прочитать не получится как по причине сложностей восприятия, так и в связи с педагогической недопустимостью рассказывать столь маленьким детям про аборты, плотские отношения, контрацепцию и т.п.

Иногда из этого правила можно сделать исключение, когда в седьмом классе дети настолько распущены, что все это не только доступно их восприятию, но и актуально для них. Только это надо делать «под ответственность» педагогов школы, которые, например, настаивают на том, чтобы на лекции присутствовали семиклассники. В такой ситуации надо сразу оговориться, что лекция рассчитана на детей от 8-го класса и старше. При этом, читая лекцию седьмым классам, несмотря на то, что многие могут быть уже испорчены не по годам, надо проявлять максимальную педагогическую осторожность, поскольку в классе также могут присутствовать нормальные целомудренные дети.

Кроме того, соглашаясь на лекцию с семиклассниками, необходимо потребовать от принимающей стороны строгого соблюдения дисциплины, поскольку дети в этом возрасте, особенно мальчики, с трудом воспринимают тематику лекции и могут постоянно отвлекаться. Кстати, одним из правильных подходов в такой ситуации (когда предлагают взять на лекцию седьмые классы) является разделение мальчиков и девочек. Точнее мальчиков можно отпустить и оставить только девочек, так как в этом возрасте они взрослеют быстрее и тематика лекции для них более актуальна. К сожалению, иногда учителя рассказывают, что уже в 8-м (!) классе некоторые девочки делают аборты. При этом их партнерами, как правило, являются лица постарше.

Проводя лекцию с 7-ми (учитывая все вышесказанное) или 8-ми классами необходимо сделать максимальный акцент на блоке ЦЕЛОМУДРИЕ, ему можно посвятить до 60-70% времени лекции. Также необходимо уделить внимание кибераддикции и разрушающему влиянию СМИ в блоке ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА, несмотря на то, что данный блок весьма сложно воспринимается в этом и даже более старшем школьном возрасте.

Блоки ЛЮБОВЬ и МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ также должны быть хорошо освещены. Если аудитория достаточно распущена в плане отношений между полами, то приходится также не мельком, а конкретно остановиться на проблемах КОНТРАЦЕПЦИИ и АБОРТА. Если перед лектором достаточно целомудренные восьмиклассники, то две последние темы надо дать не очень развернуто, «вскользь», особенно тему КОНТРАЦЕПЦИИ. В последнем случае лучше взять максимально возвышенный тон лекции, постараться апеллировать к лучшим сторонам чистой детской души, больше говорить о чистоте и любви, о благородстве и героизме.

Вообще, восьмиклассники могут быть очень разные: совсем детьми и уже взрослыми, как девятиклассники; порядком испорченными и вполне целомудренными. Поэтому, приходя на лекцию к 8-м классам, надо быть очень внимательным и гибким, действовать по принципу «не навреди». Лучше приходить в 8-е классы в 3-й или 4-й четверти, когда они уже на полгода повзрослели по сравнению с осенью и мало чем отличаются от девятиклассников.

Чем младше возраст слушателей, тем больше требуется артистизма и эмоциональности (без экзальтации), ярких жизненных примеров. Восьмые классы можно в некотором смысле поучать, быть для них наставником, старшим авторитетным взрослым. Конечно, все должно быть в духе любви и участия, без сухого менторства. Чем старше аудитория, тем меньше возможностей поучать, тем больше надо делиться опытом и сообщать информацию, логически рассуждать, как бы приглашая к рассуждению аудиторию.

Восьмым классам можно сообщать как факт некоторые тезисы, не обязательно их подробно аргументировать, они, как правило, верят авторитетному взрослому и не столь сомневаются во всем, как старшеклассники.

Следующая самая многочисленная категория объединяет школьников от 9-го класса и старше, а также студентов колледжей, техникумов и первокурсников вузов. Девятиклассники уже серьезно отличаются от восьмиклассников, с ними можно говорить в каком-то смысле по-взрослому. Чем старше слушатели, тем меньше должно быть внешней эмоциональности и больше информативности, доказательности.

На самом деле эмоциональность сохраняется, но она переходит в иную плоскость, можно назвать это «смысловой эмоциональностью», когда, скажем, приводится глубокий, потрясающий душу жизненный пример, но говорится это ровным спокойным тоном. Над всей лекцией как бы повисает негласное «Судите сами» или «Вот видите». Лектор, избегая, например, прямого интерактива, ведет с аудиторией скрытый диалог, приглашает их к мысленному собеседованию, анализу, доказывает свою точку зрения, убеждает фактами, примерами, логикой, цитатами, апелляцией к научным авторитетам и мудрости веков, то есть традиционной культуре. Разговор может идти без внешних эскапад и артистизма, приемлемых для младшей аудитории, но от сердца, глубоко и искренне. Если с восьмыми классами можно играть роль, то здесь надо быть самим собой, показать глубину своей личности.

С третьей возрастной категорией (студенты вузов от 2-го курса и старше, работающая молодежь) надо добавлять не только информативности, но и практичности. Это уже, по сути, взрослые люди, еще не опытные, но уже взрослые и зачастую достаточно циничные (это неприятное качество сегодня быстро молодеет). У них уже, скорее всего, есть опыт греха, но нет опыта преодоления его пагубных последствий, поэтому им кажется, что «море по колено» и все дозволено. Красивые теоретические конструкции, которые хорошо воспринимаются старшеклассниками, уже не «прокатывают» в такой аудитории, если они не подтверждены «убойными» практическими примерами. Это в частности касается разговора о любви, героизме и подвиге. Пафос, прекрасно действующий на чистые души детей в школе, уже отторгается огрубевшими душами, испытавшими опыт сожительств и предательств. Конечно, это касается не всех, но многих. Отчасти все это мы имеем и во второй возрастной категории, но не в такой степени. Вообще, границы между данными категориями весьма условны.

Если лектор рассказывает старшей аудитории о любви, то мало привести примеры из истории и литературы, примеры героизма на фронтах ВОВ, надо привести примеры из жизни таких же ребят, как они сами, причем примеры неоспоримые.

Как один из вариантов, работая с третьей возрастной группой и старше, автор расширенно дает блок ДЕМОГРАФИЯ, от которого переходит к блокуГЕОПОЛИТИКА (говорится о ПОЛИТИКЕ СОКРАЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ). В принципе, всю лекцию можно выстроить как рассмотрение данной античеловеческой политики в мире и ее проявлений в России. По данной ссылке можно посмотреть пример такой лекции автора под названием «Механизмы сокращения населения»: https://youtu.be/Foin2ij79lg. В ней рассмотрены следующие темы:

- демография и геополитика;

- механизмы сокращения населения;

- ювенальная юстиция;

- недирективная педагогика;

- технологии манипулирования сознанием;

- семейные ценности;

- мужественность и женственность;

- целомудрие и любовь;

- гражданские браки, контрацепция и аборты.

Еще одна особенность работы со старшей аудиторией – всегда разрешайте задавать вопросы по ходу лекции. Если с 1-й и 2-й возрастной категорией, особенно в актовом зале, приходится работать в формате «вопросы в конце», то здесь это сразу нарушит доверие к лектору. В этом и нет необходимости, т.к. проблем с дисциплиной в таких аудиториях обычно не бывает и неуместные вопросы можно сразу прервать. Откладывать вопросы на конец лекции в старшей аудитории можно только в ситуации резкого антагонизма и попыток сорвать лекцию постоянными некорректными вопросами, что встречается весьма редко. Итак, с ребятами постарше можно смело переходить к интерактивному формату лекции (лекция в режиме диалога).

При этом, естественно, лектор должен блестяще владеть материалом. Если с младшей аудиторией в случае выхода на «слабое место» можно вырулить, осадить, уйти от ответа, задавить авторитетом и т.п., то здесь это уже недопустимо. Глубина владения материалом вызывает доверие и формирует авторитет лектора. Кроме того, на протяжении всей лекции надо стремиться использовать более строгую, даже научную терминологию, говорить в некоторой степени академически. Показав свою эрудицию и профессионализм (в школе это подразумевается само собой), лектор получает право в какой-то степени и учить жизни.

Разговор со взрослыми.Обычно это родители, педагоги, медики, военные или сотрудники других силовых ведомств. Надо понимать, что взрослые люди уже сформировались, закоснели в своих убеждениях. С другой стороны, у них уже есть реальный жизненный опыт, поэтому обычно нет молодежного цинизма и нигилизма. Здесь поучать нельзя ни в коем случае, говорить нужно максимально уважительно.

Можно, например, построить разговор по такой схеме: есть проблема, дети подвергаются таким-то угрозам, надо эти проблемы решать, детей защищать, я могу поделиться с вами своими соображениями, опытом и приемами, как это делать, вы можете поделиться своими. Лектор делает вид, что родители ни в чем не виноваты, ставит их в ряд своих сторонников, хотя на самом деле он понимает, что родители сами во многом создают эти проблемы.

Например, говоря о проблеме АБОРТОВ и растлении (блок ЦЕЛОМУДРИЕ), надо делать акцент на том, что среди молодежи, молодежь… у молодых это стало нормой жизни, и как это ужасно (как будто бы в старшем поколении этого почти не было и нет). Обличая молодежь, которая, не задумываясь, гуляет и делает аборты, можно раскрыть всю эту болезненную тему. И по глазам взрослых людей будет видно, что они задумываются уже не о молодежи, а о себе.

Особенно сложно во взрослой аудитории воспринимается блок МНОГОДЕТНОСТЬ. В главе «Ответы на вопросы слушателей и лекция в режиме диалога» будет рассказано, как можно отвечать на неизбежно возникающие в ходе обсуждения этой темы вопросы, в т.ч. от взрослых.

Отсутствие пафоса, специфическая тональность, сугубо практическая ориентация лекции со взрослыми требует отказаться или минимизировать блок ЛЮБОВЬ, о Любви с такой аудиторией лучше говорить в другом формате. Блок ВЫБОР СУПРУГА, даже применительно к детям, может восприниматься взрослыми с изрядной долей цинизма, поэтому его тоже можно выпустить. Разговор на тему МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ всегда нравоучительный и может быть слишком болезненным для мужчин, поэтому от него тоже лучше отказаться. Тема ГЕОПОЛИТИКА в определенной степени заменяет или вбирает блоки ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА и ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ.

Если кратко суммировать особенности работы лектора по возрастным группам, то можно привести следующую таблицу:

 

Возрастная группа Основной мотив Основные качества лектора Приоритетность блоков
8-е классы Наставление Педагогическое мастерство, эмоциональность, артистизм,   ДЕМОГРАФИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ ЛЮБОВЬ ВЫБОР СУПРУГА ЦЕЛОМУДРИЕ СЕМЬЯ ИЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО? МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕМЬЯ И ДЕТИ МНОГОДЕТНОСТЬ КОНТРАЦЕПЦИЯ АБОРТ  
9-11 классы и первокурсники Информирование Знания, логика, эрудиция, глубина и привлекательность личности ДЕМОГРАФИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ ЛЮБОВЬ ВЫБОР СУПРУГА ЦЕЛОМУДРИЕ СЕМЬЯ ИЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО? МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕМЬЯ И ДЕТИ МНОГОДЕТНОСТЬ КОНТРАЦЕПЦИЯ АБОРТ  
Студенты постарше Практичность Опыт, знания, логика, глубина и привлекательность личности ДЕМОГРАФИЯ + ГЕОПОЛИТИКА ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ ЛЮБОВЬ ВЫБОР СУПРУГА ЦЕЛОМУДРИЕ СЕМЬЯ ИЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО? МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕМЬЯ И ДЕТИ МНОГОДЕТНОСТЬ КОНТРАЦЕПЦИЯ АБОРТ
Взрослые Соработничество,  Практичность Опыт, знания, логика, глубина и привлекательность личности ДЕМОГРАФИЯ + ГЕОПОЛИТИКА ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ ЛЮБОВЬ ВЫБОР СУПРУГА ЦЕЛОМУДРИЕ СЕМЬЯ ИЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО? МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕМЬЯ И ДЕТИ МНОГОДЕТНОСТЬ КОНТРАЦЕПЦИЯ АБОРТ

Вообще тема возрастных особенностей восприятия лекций на семейную тематику была раскрыта в цикле вебинаров «Лекционно-выставочная деятельность в защиту жизни», прошедших на площадке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, архивы которых выложены на сайте отдела: http://www.diaconia.ru/prolife-prosvet.

В частности, можно обратить внимание на вебинар «Психологические особенности восприятия материала учащимися разных возрастных групп», который провела Евгения Георгиевна Щукина, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета, кандидат психологических наук. А также вебинар «Специфика освещения семейной проблематики для взрослой и детской аудитории» протоиерея Дмитрия Моисеева, соавтора курса для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...