Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности работы лектора с профессиональными аудиториями




Замечания, касающиеся чтения лекций студентам различных специальностей, также во многом относятся к работе лектора со взрослыми профессиональными аудиториями медицинских работников, педагогов, силовиков, священников и т.д. В то же время здесь есть и некоторые особенности.

Лекция с врачами-гинекологамии акушерками должна носить характер научно-практического семинара. Обычно их собирают в женской консультации на планерку, которая длится максимум 40 минут. Поэтому все рекомендуемые и дополнительные информационные блоки (за исключением блока ДЕМОГРАФИЯ) надо сразу отбросить и перейти к разговору о профилактике АБОРТОВ, а потом к вопросу КОНТРАЦЕПЦИИ. Беседа может называться «Профилактика абортов и заболеваний, передающихся половым путём: опыт общественной организации».

Кратко обосновав наши демографические проблемы, сославшись на озабоченность этим власти, процитировав президента, надо сразу перейти в практическую плоскость. Например, говорить об актуальности и эффективности системы доабортного консультирования, соработничества в этом государства (системы здравоохранения), общественности и церкви. И обязательно, но как бы «между прочим», рассказать о мнении современной науки по поводу того, что жизнь человека начинается в момент зачатия, соответственно, аборт – это прекращение жизни человека. Следует привести соответствующую цитату министра здравоохранения РФ В. Скворцовой, показать видеоролик, где она неоднократно и недвусмысленно говорит, что аборт – это убийство.

Сильно напирать на это не надо, потому что это и так понятно данной аудитории, понятно и то, чем они занимаются. Нельзя загонять аудиторию в угол имплицитными обвинениями. Говорить об этом следует деликатно, подразумевая (делая вид), что перед тобой единомышленники, которые прекрасно осознают, что аборты – это чудовищно, и вы вместе ищите пути минимизации этого зла. Не обязательно в короткое время встречи затевать бесплодные дискуссии о запрете абортов и т.п. Это займет много времени, а убедить кого-то вряд ли получится. Даже если получится, то практический результат будет невелик, поскольку такие вопросы решаются на другом уровне.

Главной целью встречи с врачами-гинекологами и психологами женских консультаций является актуализация доабортного консультирования (ДАК) и ориентации женщин в состоянии кризисной беременности на сохранение ребенка. Необходимо повысить мотивацию психолога, который проводит ДАК, а также врачей, которые фактически тоже в этом соучаствуют, определенным образом настраивая женщину. Если у них начнет формироваться антиабортная мировоззренческая парадигма, то эффективность ДАК существенно возрастет. В некоторых женских консультациях ДАК осуществляют психологи-волонтеры движения «За жизнь», епархиальных или иных организаций. Их деятельность зачастую саботируется, женщины до них не доходят, их просто не направляют к психологу вопреки требованиям Минздрава. В этой ситуации 40 минут общения с лектором могут что-то изменить к лучшему.

Для того, чтобы достичь главной цели надо очень аккуратно, как бы невзначай, незаметно «давить на совесть», показывать общий тренд в государстве на неприятие аборта как явления (возможно, несколько преувеличивая эту тенденцию), знакомить с современными научными данными по вопросу внутриутробной жизни ребенка, напомнить отношение церкви к абортам. Можно подарить женской консультации икону «Плач Христа об абортах», или икону Божией Матери «В родах Помощница», или Пантелеимона Целителя, или Феодоровскую икону Божией Матери, которая тоже считается покровительницей беременных и родящих. Обычно врачи-гинекологи декларируют свою приверженность православию и с радостью берут такие подарки. Будет очень солидно со стороны лектора пригласить представителей женской консультации на профильный семинар, круглый стол или конференцию, где будут продвигаться идеи защиты жизни.

Особый акцент надо сделать на раздаточном материале, который должен быть в избытке. В отличие от школьников, взрослые, особенно врачи, обычно очень активно, почти каждый, берут раздатку, если лектор правильно построил разговор. Необходимо всем желающим предоставить дайджесты движения «За жизнь»: «Контрацепция и здоровье» 1 и 2 выпуски, «Пренатальный ребенок»; основные диски раздатки и другие брошюры, листовки и диски. Листовки и диски, которые психологи и врачи могут использовать в ДАК для раздачи женщинам, нужно предоставить в достаточно большом количестве. Более того, следует оставить свои контакты, чтобы заинтересованные врачи или психологи могли обратиться к лектору и заказать раздаточный материал в дальнейшем. При наличии очень полезно подарить каждому врачу женской консультации по модели 10-ти недельного эмбриона. Такие подарки врачи обычно расхватывают в прямом смысле слова.

Не менее важной целью встречи с врачами-гинекологами, чем актуализация ДАК, является попытка заронить сомнение в безальтернативности гормональной контрацепции и ВМС, активно продвигаемых сегодня через систему здравоохранения в целом и женские консультации в частности. Если по вопросу недопустимости абортов и необходимости всемерной борьбы с этим явлением можно встретить понимание у многих врачей-гинекологов, то вопрос гормональной контрацепции воспринимается особо болезненно. Здесь необходимо глубоко и предметно владеть материалом, оперировать современными научными данными, ссылаться на исследования, мнения ученых, практику других стран, где государство не поддерживает маркетинг гормональной контрацепции. За короткое время встречи не получится изменить жесткие, как правило, установки слушателей, но посеять зерно сомнения и вызвать интерес к проблеме – возможно, особенно если это будет подкреплено добротным раздаточным материалом.

Семинар с педагогами.Лекция, точнее семинар со взрослыми педагогами также существенно отличается от лекции со студентами пединститута как по структуре, так и по тональности. В отличие от врачей педагогов могут собрать на семинар на полтора часа, хотя могут выделить и один урок. Назвать семинар можно, например, таким образом: «Проблемы воспитания и образования детей: аксиологический аспект».

Структура может быть следующей:

ВСТУПЛЕНИЕ.

ДЕМОГРАФИЯ. ГЕОПОЛИТИКА. МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА. ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ.

ЦЕЛОМУДРИЕ. РАСТЛЕНИЕ. СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ.

АБОРТ И КОНТРАЦЕПЦИЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во ВСТУПЛЕНИИ можно сразу показать значимость служения педагога в условиях информационной, демографической, культурологической войны, которая ведется против России. Уместно процитировать Отто фон Бисмарка: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Иногда оспаривается то, что это сказал именно Бисмарк, тем не менее это мудрое изречение давно стало крылатым. Еще точнее гласит восточная мудрость: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». От учителя зависит будущее страны.

Пока в этой войне мы теряем позиции, отступаем, сдаем территории и людей. Демографические показатели демонстрируют плачевные итоги последних тридцати лет. В разговоре со взрослыми можно уделить внимание геополитической ситуации, раскрыть механизмы сокращения населения, показать, что все это (проблемы и безобразия, с которыми ежедневно сталкивается каждый учитель) происходит не случайно, что развал образования и системы воспитания выгоден нашим геополитическим конкурентам: количество и качество населения страны-противника должны падать.

Далее, следует очертить контуры демографической (информационной, культурологической) войны и конкретные угрозы в отношении детей: растление, в том числе «сексуальное просвещение», ювенальная юстиция, в частности школьные службы медиации, толерантность к пороку, сатанизация сознания ребенка (Хэллоуин, «Бяка и Бука», «Рапуны» Бориса Заходера для первоклассников вместо мишек и зайчат, «милая» ведьма Клара как путеводитель в учебнике английского языка и прочее),  недирективная педагогика, инклюзивное образование, так называемое «развивающее обучение» вместо классического, а также алкоголизация, наркомания, деструктивные субкультуры, кибераддикция (зависимость от Интернета, социальных сетей, компьютерных игрушек)  и т.д.

Не стоит уделять много внимания тому, с чем и так в аудитории все согласны или тем проблемам, которые никак не могут быть решены на уровне школы. Например, негативному влиянию центральных (федеральных) СМИ на детей. Конечно, надо как-то ограждать детей от этого, предлагать альтернативу, но все это и без Вас, скорее всего, было многократно озвучено. А вот недопустимость сексуального просвещения, которое, так или иначе, все-таки пытаются внедрить в систему образования (пока, слава Богу, не очень успешно), необходимо подробно оговорить. То же самое касается вопросов ювенальной юстиции и других обозначенных проблем. Естественно, лектор должен владеть данными вопросами, говорить неповерхностно, убеждать примерами, фактами, логикой, неожиданными подходами и глубиной познаний в обсуждаемой области.

Про АБОРТЫиКОНТРАЦЕПЦИЮ сказать также необходимо, но не слишком много, чтобы педагоги не заподозрили лектора в «пролайф» ориентации, так как это может разрушить настрой на режим семинара по проблемам воспитания детей и сбить процесс восприятия, даже вызвать отторжение. Поскольку в ходе встречи не было должного (как в обычной лекции) подведения слушателя к теме абортов – на это банально не хватило времени, было раскрыто множество специфических педагогических тем, что в этой ситуации вполне целесообразно, так как они для педагогов наиболее актуальны.

Можно сказать, что в данном случае лектор разговаривает со слушателями, прежде всего, как с учителями, а потом – как с женщинами и мужчинами. Как и в любой лекции со взрослыми, тема абортов должна звучать не назидательно, а как бы в отношении проблем с несовершеннолетними. По мнению автора, такой тонкий подход к данной тематике может оказаться эффективнее, в том числе и для приведения педагогов к личному переосмыслению проблемы абортов и покаянию. Поскольку прямое давление на взрослых, особенно интеллигентных и достаточно самоуверенных людей, коими являются в большинстве своем педагоги, обычно вызывает отторжение, а разговор «невзначай и между прочим» может иметь эффект.

В конце семинара, для того чтобы закончить «на позитиве» и внести конкретное предложение, следует, например, сказать о возможности преподавания факультативного курса «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ), подробно о котором будет сказано позже в параграфе «Развитие лекционного проекта «в защиту жизни». Начиная с 2009 года, во многих регионах России курс НОСЖ уже преподается либо в рамках других предметов, например обществознания, либо факультативно, либо за счет классных часов. В настоящее время на уровне Министерства образования и науки РФ обсуждается вопрос об обязательном внедрении данного курса для 10-х и 11-х классов.

Презентацию для педагогов, по которой работает автор, можно скачать по ссылке:https://yadi.sk/d/lkTFqwsVtmMnD.

Беседа на родительском собранииимеет все типовые черты обычной лекции для взрослых. Тем не менее есть и особенности. В этой лекции нужно постараться хотя бы частично раскрыть некоторые специфические темы, обозначенные в лекции для педагогов: «сексуальное просвещение», ювенальная юстиция, сатанизация детей и прочее. Нужно призвать родителей не пасовать перед волной растления, активно участвовать в жизни школы, не допускать внедрения ювенальных технологий, бороться за воспитание и счастье своих детей!

При этом ни в коем случае нельзя настраивать родителей против педагогов, это и некорректно, и нецелесообразно. Надо чтобы и те, и другие не озлобились на лектора, что непременно произойдет в случае их противопоставления.

Про АБОРТЫиКОНТРАЦЕПЦИЮ можно рассказать в более полном (по сравнению с лекцией для педагогов) формате. Следует заострить внимание на темах ЦЕЛОМУДРИЕиСЕМЬЯ ИЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО?.Поскольку многие родители вполне толерантно относятся к гражданским бракам своих детей и не понимают трагедию утраты детьми целомудрия, сами не являясь образцами для подражания в этом плане.

Лекция с «силовиками»(военнослужащими-контрактниками, сотрудниками УФСИН, МЧС, Прокуратуры, других силовых ведомств), как и в случае с курсантами, подразумеваетакцент на блоках ДЕМОГРАФИЯ и ГЕОПОЛИТИКА. В то же время блок МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬне должен быть столь выраженным, как в лекции с молодыми людьми, поскольку он по своей сути назидательный, что не очень уместно в разговоре со взрослыми. Здесь лучше сделать упор на профессиональную ответственность.

Это должен быть не просто мужской разговор – откровенный, без фальши (это тоже важно), как в случае с курсантами, в данной аудитории нужно показать свою эрудицию и компетенцию в поднимаемых вопросах. Профессионал ценит профессионала. Следует всячески избегать банальностей и излишнего пафоса. Надо постараться открыть для этих взрослых и (как им кажется) знающих о жизни все людей что-то новое, неожиданное, существенное, значимое для них самих, их детей и для нашей страны.

Пример такой лекции, прочитанной автором в 2017 году в Ростове-на-Дону для сотрудников УФСИН под названием «Безопасность семьи и государства», можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/y0pAZ5uOUms.

Лекция с возрастными осужденными достаточно сложна и непредсказуема. В общих чертах она напоминает лекцию с силовиками. Однако здесь, прежде всего, можно смело и много говорить о духовных вопросах, быть максимально конкретным. Можно в каком-то смысле построить лекцию так, как говорил бы опытный священник. Держать себя просто, открыто, но на дистанции. Это актуально в любой аудитории, но здесь – особенно. Следует избегать излишней эмоциональности и шуток.

При ответах на вопросы не обещать непосредственной личной помощи и содействия, например, после скорого освобождения спрашивающего, а давать общие указания и направлять в организации соответствующего профиля, занимающиеся реабилитацией бывших осужденных.

Желательно в общих чертах иметь представления о «понятиях» данной среды, побеседовать предварительно с сотрудниками УФСИН, выяснить общую обстановку «на зоне», особенности контингента осужденных. Ни в коем случае «не шарахаться» проживающих здесь людей, не тушеваться, не показывать неуверенность в себе. Говорить с осужденными нужно примерно так, как если бы Вы были одним из них, и они спросили бы Вас о том, что говорится в лекции. Как говорится: «Не верь (скажем, тому, кто задает вопрос и что-то просит у Вас – возможно, «разводит»), не бойся, не проси», даже если ты пришел сюда всего на два часа. Если Вы к этому морально не готовы, то, возможно, правильнее будет воздержаться от посещения колонии строгого режима.

В женской колонии нужно подробно раскрыть темы АБОРТиКОНТРАЦЕПЦИЯ.Можно этому уделить почти всю лекцию. Апеллировать к материнским чувствам нужно, но с осторожностью, чтобы «не сыпать соль на раны».

В общем, надо сказать, что лектор должен быть готов адаптироваться к любой аудитории, для этого требуется хороший багаж знаний по теме лекции, высокий уровень общей эрудиции, умение не теряться и действовать сообразно обстановке, чувствовать аудиторию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...