Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие принципы диалога с аудиторией




Вопросы слушателей можно разделить на две категории: вопросы, задаваемые в ходе или в конце лекции в аудитории при всех, и личные вопросы, задаваемые индивидуально, с глазу на глаз, или же группой слушателей, которые подошли к лектору после того, как все остальные стали расходиться. Отдельно стоит поговорить о лекции в режиме диалога (интерактиве), когда взаимные вопросы и ответы частично формируют саму лекцию и служат основным целям проведения лекции.

Безусловно,для ответов на вопросы лектору необходимы глубокое владение материалом и быстрота реакции.Вообще, хорошо подготовленный лектор рассказывает на лекции не более 30% (лучше не более 10%) от того, что мог бы сказать на эту тему. Поэтому на лекцию надо выходить не просто выучив (и отрепетировав) то, о чем планирует рассказать лектор, но широко владея материалом лекции и смежными вопросами. Очень помогает лектору высокий уровень общей эрудиции. Слабая подготовка и низкий уровень знаний особенно заметны при живом общении, т.е. работе в режиме «вопрос-ответ».

При этом не надо теряться и тушеваться. После лекции иногда думаешь: «Вот так надо было бы ответить!». Чтобы ответы приходили в голову вовремя, надо быть готовым не только интеллектуально, но и физически: вести здоровый образ жизни и высыпаться перед лекцией, как перед боем. Этот важный момент часто упускают начинающие лекторы, стараясь ночью перед лекцией начитаться материала, как студент перед экзаменом. Подготовка, конечно, необходима, но не в ущерб сну. Дело в том, что половина успеха лекции (если не больше) зависит от того, как выглядит лектор, как (не только что, но и как) он говорит, как он держит себя перед аудиторией, насколько он располагает к себе, и, конечно, как отвечает на вопросы. Ясность и четкость мысли, быстрота реакции при ответах во многом зависят именно от того, в какой физической форме находится лектор. И особенно это проявляется на вопросах, когда необходимо говорить «не по написанному». Если лектор с немытой головой и мрачным от бессонной ночи лицом не может внятно ответить на вопрос, то, как бы он грамотно ни отчитал лекцию (что тоже проблематично в таких условиях), он вряд ли сможет поменять что-то к лучшему в сердцах слушателей.

При ответах на вопросы лучше избегать таких формулировок, как: «Я не знаю», «я был не прав». Надо уметь достойно выходить из ситуации, если вдруг вопрос вскрыл какие-то пробелы или ошибки в лекции. Не следует также «прибедняться» из ложной скромности, например, отвечать так: «Я не имею права судить, но все-таки осмелюсь предположить, хотя… я, конечно, могу ошибаться» и т.п. Если говоришь, говори уверенно, твердо, ясно, не бойся сам своих слов. Иначе неуверенность тут же передается аудитории и ставит под сомнение все, о чем говорил лектор.

В среднестатистической школьной аудитории лучше не переоценивать свои возможности и не настраиваться на интерактив (о нем чуть позже), а прочитать обычную лекцию, предложив задавать вопросы после ее окончания. Автор так обычно и поступает в аудитории 8-9-х классов. Если ребята постарше и поумнее, то можно комбинировать: «Вопросы, пожалуйста, - после лекции. Я уже много лет разговариваю с ребятами разных возрастов на эту тему и знаю, что обычно спрашивают. Ответ на ваш вопрос может быть дан в лекции через несколько слайдов. Если же вы не получите ответ на свой вопрос – задайте его после лекции. Можете записать, чтобы не забыть. Можете свои вопросы на листочках передавать мне, я потом отвечу. Если что-то не расслышали, не поняли, хотите задать какие-то краткие вопросы, можно спрашивать сразу по ходу лекции, а глубокие, смысловые, дискуссионные (если хотите с чем-то поспорить) – после лекции».

Последнее предложение возможно только в небольшой аудитории, когда, например, в школьном классе собрано два 10-х класса. В полном актовом зале лучше всегда все вопросы оставлять на конец лекции.

Если кто-то из слушателей потом скажет, что, мол, ему не дали высказаться и лектор был слишком авторитарен - не беда. Мы работаем не для тех, кто не желает слышать и не слышит (даже Христа не слышали те, кто не был готов: «уши имеют, и не слышат»). Мы работаем для тех, кто слушает и слышит - а их всегда большинство. Они тихо сидят и не спорят, и складывают слова лектора в сердце своем. А лукавые высказывания из лукавых сердец на протяжении всей лекции могут смутить слушающих, поэтому, по возможности, не стоит давать излишне высказываться тем, кто настроен провокационно.

Если же лектор проводит лекцию на 3-4-м курсе вуза, то, напротив, не следует ограничивать вопросы изначально. В этом возрасте студенты обычно уже достаточно дисциплинированны, и лектор сможет, если потребуется, скорректировать ситуацию по ходу дела: либо сразу отвечая на вопрос, либо сказав, что вернется к нему в конце лекции.

Главная особенность вопросов в аудитории (при всех) в том, что лектор не просто отвечает на вопрос тому, кто спрашивает. Отвечая на вопрос, он продолжает лекцию, воздействуя на всю аудиторию, и это важнее непосредственного разговора с вопрошающим. Например, вопрос может быть антагонистический (провокационный) и у лектора почти нет шансов переубедить оппонента. В этом случае надо прежде всего подумать, как твой ответ будет воспринят остальными. Если они в результате посмеются над провокационным вопросом или будут аплодировать ответу лектора, это будет хороший итог, даже если спрашивающий останется при своем мнении. Надо всегда помнить о том, что практически в любой аудитории есть как убежденные сторонники тех идей, которые озвучивает лектор, так и убежденные оппоненты, но большинство – колеблющихся и неопределившихся, в т.ч. конформистов. Они представляют основную целевую аудиторию лекции.

Рассмотрим далееособенности вопросов, задаваемых индивидуально после лекции.Иногда слушатели не хотят, или не решаются, или не успевают задать вопросы при всех в аудитории и подходят к лектору индивидуально. Подойти может как один человек, так и группа. Вопросы могут быть сугубо личные или же общие, которые могли бы также прозвучать при всех.

Здесь нужно быть максимально искренне доброжелательным. Если, отвечая на вопрос в аудитории, можно «пожертвовать» вопросившим ради других слушателей, то в данном случае лектор ориентируется исключительно на собеседника или небольшую группу. Даже если вопрос сугубо провокационный и нелицеприятный, надо отвечать деликатно, но при этом с достоинством – так, чтобы этот человек задумался и начал процесс переосмысления своих заблуждений (если вопрос – их следствие). Как мы уже говорили, для изменения своей точки зрения слушателю нужна некая симпатия к лектору. Агрессия или отчуждение даже при самых мощных и логичных аргументах не позволят собеседнику изменить свою точку зрения.

Можно быть более откровенным в некоторых вопросах, которые нельзя озвучивать публично при всех. Например, пояснить, что не только СМИ сами по себе являются причиной растления детей и молодежи, они зависят от власти, их кто-то курирует, проблема намного глубже и не ограничивается информационной политикой отдельных СМИ.

Следует максимально соглашаться со всем, с чем так или иначе можно согласиться (тем самым располагая собеседника к себе), для того, чтобы обозначить главное противоречие. В ответах при всех это не всегда уместно, некоторое «соглашательство» может смутить остальных, а в индивидуальной беседе ничто не мешает сосредоточить внимание на главном.

Если позволяет время, надо максимально выслушивать собеседника, как это делает психолог, дать ему выговориться. Особенно если он говорит о личном. Давать советы следует с осторожностью, несильно настаивать. Например, можно применить речевой оборот: «Я очень прошу Вас сделать это» вместо: «Сделайте это обязательно». Если в разговоре с аудиторией императивы вполне уместны, то при индивидуальном общении они могут вызвать неприятие. Дело в том, что, обращаясь ко всем, лектор как бы не обращается непосредственно к человеку, любой слушатель может успокоить себя тем, что это «не про него» и в то же время прислушаться. В индивидуальном общении такого эффекта нет.

Вообще, при общении с глазу на глаз очень полезны навыки психолога или священника, роли которых иногда приходится играть лектору в данной ситуации. Помня о том, что главный принцип личностного общения – это любовь, искренность, простота и желание помочь человеку.

 «Интерактив» или лекция в режиме диалога

Интерактив - это «высший пилотаж», и здесь начинающие (и не только) лекторы часто совершают ошибки. Качественный интерактив, помогающий лектору достичь поставленных целей, возможен в достаточно взрослой (10-11 классы и старше), достаточно интеллектуальной, дисциплинированной и мотивированной аудитории, которая не настроена антагонистически. Причем, когда продолжительность лекции составляет не менее 1ч. 20мин. Поскольку интерактив съедает много времени.

С 7-8-ми классами, немотивированной, слабенькой аудиторией возможен только управляемый интерактив или имитация интерактива. Т.е. к ним можно (и нужно) обращаться с вопросами, зная, что они примерно ответят, и, зная, что Вы скажете в ответ на ответ. Необходимо умело пресекать все возможные уходы в сторону от запрограммированного «интерактива». Т.е. нельзя давать неподготовленной аудитории вести ход интерактива, отдавать им инициативу. Все должно быть по сценарию лектора. Поскольку иначе может начаться затягивание, «вымалчивание», глупые и провокационные вопросы, «оффтоп», насмешки, шутки или просто долгое непонятое выражение смутных мыслей. А это все - потеря драгоценного времени лекции. С недисциплинированной аудиторией нормальный диалог невозможен. Также не стоит устраивать интерактив с антагонистически настроенной аудиторией, которая превратит диалог в спор и препирательство и возможно даже сорвет лекцию.

Поэтому, если аудитория не готова, лучше, проще и эффективней прочитать классическую лекцию, отложив вопросы на конец лекции. После окончания лекции все описанные выше проблемы не так страшны, да и времени на вопросы обычно остается немного. В то же время, с соответствующей аудиторией можно вести реальный диалог, импровизировать, давать им возможность раскрыться. Это может быть даже очень интересно и полезно.

В ходе интерактива нельзя замыкаться на диалоге с одним человеком, надо вовлекать в разговор всю аудиторию. Это не значит, что нужно говорить хором, - необходимо внимание всей аудитории и вовлечение непосредственно в разговор хотя бы нескольких человек.

И, конечно, для интерактива необходимы глубокое владение материалом и быстрота реакции лектора.Об этом было сказано выше.Таким образом, для интерактива должен быть готов как лектор, так и аудитория.

Примеры удачного интерактива. Автором были проведены две лекции в рамках проекта "Императорский бал" http://imperbal.ru/, который осуществляет Екатеринбургская Епархия РПЦ при поддержке губернатора и министерства образования Свердловской области. Около 100 кандидатов на золотые медали школ Екатеринбурга и всей области ежегодно собираются на неделю в епархии не только для подготовки к самому балу, но и для встреч с интересными людьми. На лекции «В защиту жизни» общение лектора с аудиторией происходило в режиме диалога, который потом перерос в десятки вопросов. Вместо полутора часов встреча затянулась на два с половиной часа и вызвала живой интерес слушателей. По указанным ниже ссылкам можно скачать аудиозаписи этих лекций:

https://yadi.sk/d/335KJ0uds6edU «Императорский бал» 04.05.16.

https://yadi.sk/d/i2tr-f5p3EDcqV «Императорский бал» 03.05.15.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...