Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ II: ЛЕКТОР И АУДИТОРИЯ




ЛЕКТОР «В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ»

Портрет лектора

Читать лекции «в защиту жизни», с одной стороны, могут многие, с другой стороны – практически это получается далеко не у всех. Попробуем нарисовать портрет лектора «в защиту жизни», отразив необходимые и желательные для него качества.

Главное – это мотивация и социальная адекватность. Если этого нет, то даже прекрасный специалист в области биологии или гинекологии и непревзойденный оратор не смогут читать лекции «в защиту жизни».

Социальная адекватность необходима в любой работе с людьми, но здесь особенно, поскольку лектор выходит на темы, идущие в разрез как с официальной позицией медицины, так и устоявшимися клише в сознании большинства слушателей. Здесь нужно пройти между Сциллой и Харибдой, между двух крайностей: не стушеваться и не «идти нахрапом». Если дети почувствуют неадекватность лектора, они сразу замкнутся от восприятия информации и даже посмеются над ней. Эффект будет обратным.

Адекватность лектора проявляется прежде всего в том, что он стремится быть услышанным, произвести сдвиг в сознании слушателей, помочь им, а не самовыражаться, «высказать все, что наболело», «показать им, как все есть на самом деле – правду-матку», обличать сидящих перед тобой слушателей, предполагая их порочность. Безусловно, необходимы социальная адекватность во внешнем виде, манере личностного общения и психическое здоровье. Социальная адекватность подразумевает и относительное духовное здоровье (все мы духовно больны, но есть особые «клинические» случаи). Сектантство и оккультное поражение (увлечение эзотерическими, магическими и подобными теориями и практиками) обычно определяют неспособность читать лекции на мировоззренческие темы. Неадекватный человек может рваться читать лекции, у него может быть высокая мотивация, при этом он чаще всего не осознает свое отклонение от нормы.

Почему адекватность ставится на первое место как основное условие допуска к лекторской работе? Дело в том, что если ее нет, то приобрести ее весьма проблематично, тем более к началу лекторской деятельности. Иногда на это уходят долгие годы жизни, но нередко с возрастом проблемы только усугубляются. Исключением является изживание неофитских подходов, что всегда происходит со временем.

Теперь поговорим о мотивации. Можно вынудить специалиста, хорошо ориентирующегося в нашей тематике, прочитать лекцию «в защиту жизни», но она будет «без огонька», не будет касаться сердец слушателей. Немотивированный лектор пройдет по краю темы и не коснется дискуссионных вопросов, не будет отстаивать позиции в споре, будет пасовать и проявлять конформизм. Скорее всего, он не озвучит некоторые обязательные для данной лекции тезисы (см. Стандарт лекции «в защиту жизни»: аборт – убийство, ОГК недопустимы и т.п.), поскольку они идут вразрез с официальной позицией медицины и общественным мнением.

Если мотивация отсутствует, если у человека особо не болит душа за то, что происходит с детьми и молодежью или он не видит в этом проблемы, то вряд ли его удастся переубедить и «зажечь» на чтение лекций. Потому что для убеждения других людей, нужно еще больше мотивации и огня, чем даже для изменения своей собственной жизни. Чтобы быть убедительным надо на 120% верить в то, что ты говоришь, жить этим, болеть этим.

Другое дело, если мотивация присутствует в человеке в некоем латентном виде, «под спудом». Человек потенциально готов к активным действиям, но сам этого еще не осознает. В таком случае при грамотном подходе, можно даже в течение одного разговора, показав один фильм, «замотивировать» человека и получить потенциального лектора.

Итак, основа хорошего лектора «в защиту жизни» - это мотивация и социальная адекватность. Поскольку при отсутствии этих качеств их практически не воспитать, этому нельзя научиться.

Следующим максимально желательным качеством является приемлемый уровень общей эрудиции и интеллекта.По той же причине: его не так просто наработать, в отличие, скажем, от специальных знаний по теме. Недостаточный уровень эрудиции делает лектора блеклым и неуверенным в себе. Отступив на шаг от темы лекции, он уже теряется и не вызывает доверия. Однако при большом желании и мотивации можно покорить и эти вершины: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10).

Весьма важно умение разговаривать с аудиторией, хотя бы задатки этого: относительно чистая речь, постановка голоса, отсутствие слов-паразитов, нормальная дикция и т.п. Если у человека есть определенные задатки, приобрести навыки оратора можно достаточно быстро, пройдя курсы риторики или занимаясь самостоятельно. Если же задатки отсутствуют, перестроить всю речь человека бывает весьма затруднительно.

Безусловно, приветствуется наличие у лектора высшего образования. Особенно если это медицинское, педагогическое (даже среднее специальное), психологическое, биологическое или социологическое образование, что так или иначе связано с тематикой лекции. Особенно ценны действующие преподаватели вузов и учителя. Последние, правда, обычно не имеют свободного времени и могут проводить лекции только в своей школе.

Особо ценна ученая степень, помимо прочего, это позволяет намного легче получить разрешение, доступ в образовательные учреждения, формирует соответствующее отношение. Лекция воспринимается не только как воспитательная, но и как научная. Важен социальный и профессиональный статус лектора. Например, если он является действующим психологом, врачом-гинекологом или социальным работником женской консультации, или же преподавателем медицинского вуза, работником системы здравоохранения – это существенно добавляет авторитет в глазах аудитории и на стадии согласования лекций.

Хорошо, если лектор – образцовый семьянин, имеет положительный опыт создания крепкой счастливой семьи, имеет несколько детей. Но, к сожалению, сегодня это встречается не так часто. У многих имеется печальный опыт абортов, разводов и т.п. до воцерковления или даже после. Бывает, у лектора еще нет детей, он не женат или она не замужем. Это не причина отказываться от чтения лекций. Важно подобрать, выработать соответствующий вашему опыту формат, стиль, тональность, пафос, примеры.

Правильно осмысленный опыт скорбей и ошибок умягчает сердце, к тому же это действительно опыт, позволяющий предупредить (не понаслышке!) юношей и девушек о подстерегающих их опасностях. Предупредить без возношения, с любовью и пониманием. Как пел Булат Окуджава: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она».

Иногда у людей, не искушенных скорбями, бывает несколько высокомерно-пренебрежительное отношение к слабостям и ошибкам других людей, что недопустимо в лекторской работе и в жизни. Поэтому неурядицы в личной жизни, особенно правильно осмысленные и пережитые, не являются препятствием для чтения лекций.

Желательный возраст – от 25 до 65 лет. Впрочем, это не жесткое требование. Суть в том, что лекция «в защиту жизни» – это все-таки лекция о жизни, лектор, так или иначе, «учит жизни». Поэтому слишком молодой и неопытный человек будет восприниматься неубедительно. Впрочем, это касается классического варианта лекции. Существуют своеобразные форматы вроде «равный обучает равного» и т.п., которые подразумевают именно разговор сверстников, что тоже может быть вполне приемлемо и эффективно.

Слишком возрастной лектор, особенно женщина (бабушка) может восприниматься детьми и молодежью как человек из другого мира, советы которого, может быть, и разумны, но не реалистичны и т.п. Тем более зачастую это может соответствовать действительности. Возрастной лектор может работать с молодежной аудиторией эффективно, но для этого ему (ей) требуются повышенный уровень самоконтроля, владение собой, знание психологии современной молодежи и магнетизм личности. Пример такого возрастного лектора – православный психолог И.Я. Медведева.

Особенно ценнылекторы-мужчины. В современной педагогике вообще не хватает мужского начала, тем более для такого сложного разговора о жизни, как наша лекция. Некоторые темы, такие как МУЖСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ объективно легче раскрывать мужчинам. Очень эффективный тезис: «в абортах виноваты мужчины, потому что мужчина глава семьи, и он отвечает за все» может быть воспринят не лучшим образом из женских уст. Это может показаться жалобой и самооправданием.

Кстати, этот весьма точный и удачный тезис очень хорошо воздействует на аудиторию. Женщины (учителя), которые при разговоре об абортах обычно сразу закрываются, напрягаются, готовятся к тому, что сейчас их начнут судить, наоборот, оттаивают, расслабляются, чувствуют поддержку и некое оправдание своим ошибкам, начинают испытывать благодарность и доверие к лектору, и, таким образом, могут подвигнуться к искреннему покаянию, слушая дальнейший нелицеприятный разговор об абортах. Мужчины, в свою очередь, тоже чувствуют поддержку, не спорят с тем, что они все-таки главы семей, должны принимать решения и, соответственно, отвечать за все.

Работа лектора сопровождается многими искушениями, духовной невидимой бранью, поэтому желательно, чтобы лектор был воцерковленный православный христианин, регулярно исповедующийся и причащающийся. Очень важно наличие опытного духовника, который благословит и будет молиться за лектора. Впрочем, если человек тянется к православию, то он, возможно, придет к вере как раз, занимаясь просветительской работой. Тут все решается индивидуально.

С организационной точки зрения необходимо, чтобы лектор был хотя бы периодически свободен в рабочее время, когда школьники и студенты на учебе, так как большинство лекций проводятся в учебных заведениях в первой половине дня, умел пользоваться ноутбуком, программой для презентаций.

Если лектор способен и желает читать лекции, то специальные знания для чтения нарабатываются достаточно быстро. Их отсутствие не является причиной отказываться от идеи читать лекции «в защиту жизни».

Конечно, не следует принуждать человека к чтению лекций, оказывать на него морально-психологическое давление, если у него не складываются обстоятельства или нет не то чтобы желания – внутренней решимости, убежденности, твердости. Предложить, «подтолкнуть» – можно и даже нужно, но не принуждать (человек может, так или иначе, зависеть от вас, например, от настоятеля прихода). Здесь необходимо призвание, у каждого свой крест, свой жизненный путь. Если же человек чувствует, что это его стезя, но не решается, то надо, наоборот, помочь ему преодолеть робость и неуверенность в своих силах.

Рекомендуется также ознакомиться с Приложением 6: «Профессионально-личностные требования к лекторам», которые написаны авторами курса «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 кл.» протоиереем Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной Крыгиной. Можно сказать, что данный курс является развернутой на много уроков версией лекции «в защиту жизни», поэтому и требования к лекторам соответствующие.

Главное, что должен помнить лектор – работа с аудиторией, особенно детской и юношеской требует максимальной самоотдачи, искренности и нелицемерной любви к ним.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...