Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование наглядных материалов.




В ходе лекции можно использовать также наглядные материалы, например, модели эмбрионов. Самая распространенная модель 10-11- месячного эмбриона. Иногда целесообразно давать эти модели в руки подержать. Но не каждый раз. Если это актовый зал, если аудитория неспокойная, то лучше это не делать. Если в этой ситуации модель пойдет по рукам, то могут начать смеяться, отвлекаться и прочее. Можно показать модель из своих рук, например, во время рассказа про то, как делают аборт, и разрешить посмотреть тем, кто подойдет после лекции.

Можно использовать также плакаты, инсталляции (окровавленная рука с абортцангом и пр.), проводить лекцию с опорой на стенды и т.п. Разработаны различные варианты наглядных стендовых выставок «в защиту жизни»: «Спасай взятых на смерть!», «Здоровая семья — это ты, это я», «Чудо жизни», «Молодежь за жизнь, нравственность и семейные ценности» и другие. Наиболее распространенной стендовой экспозицией является лекционно-выставочный комплекс «Человеческий потенциал России» (ЧПР). Он представляет собой дополненный и переработанной вариант выставки «Молчаливая революция», с которой начиналось просвещение «в защиту жизни». ЧПР состоит из двух разделов: «Семейные ценности» и «Трезвение», по 20 стендов в каждом. Их можно использовать как вместе, так и по отдельности. Можно изготовить выборочные стенды, наиболее подходящие под Ваш формат лекции. Подробнее о данной выставке можно узнать на сайте АНО «За жизнь» по ссылке: http://www.prolife-fest.ru/users/ch_p_r/. Там размещено описание выставки, ее интернет-версия, а также оригинал-макеты стендов в форматах JPEG и PDF для просмотра, в формате TIFF – для печати.

Если лекция читается с опорой на выставку, то стенды, по сути, работают как слайды в презентации. Аудитория в таком случае ходит за лектором, перемещаясь от стенда к стенду. Понятно, что с большой аудиторией в таком формате работать очень сложно. Лектору также понадобится обычная (не лазерная) достаточно длинная указка.

Работа с выставками осложняется еще тем, что они лишают лектора мобильности. Провести 3-4 лекции в день в разных учебных заведениях, каждый раз расставляя выставку, явно не получится. Поэтому обычно выставки ставятся стационарно в тех помещениях, куда приглашаются аудитории слушателей. Однако договориться о посещении Вашего центра, где расположена выставка, на практике намного сложнее, чем самому прийти в учебное заведение с презентацией. Именно поэтому в работе большинства лекторов мультимедийные презентации заменили выставки. Кроме того, презентацию намного проще менять, дополнять и адаптировать.

Как вариант использования выставки – ее можно просто поставить в той аудитории, где проходит лекция, и проводить обычную мультимедийную лекцию без опоры на стенды, лишь ссылаясь на них, если надо, по ходу лекции. После такой лекции следует пригласить слушателей к самостоятельному рассмотрению стендов. Таким образом можно работать с большой аудиторией.

Вообще, если лектор использует выставку на выезде, целесообразно оставить ее на некоторое время (на месяц, на полгода или насовсем) в том учебном заведении, где руководство настроено на долгосрочное сотрудничество и лекции читаются регулярно. Оставлять выставку там, где лекции не читаются, нецелесообразно, поскольку без предварительной беседы, настроя и введения в тему выставка в лучшем случае не воспринимается или же, как правило, вызывает сугубо негативную реакцию.

Технические моменты.

Лектор должен быть «вооружен» следующим образом:

1) Флэшка с презентацией. Обязательно.

2) Ноутбук с презентацией. С планшетом работать намного сложнее в плане подключения его к внешнему монитору (проектору, телевизору). В этом случае потребуются переходники.

3) Безпроводная мышь. Чтобы не быть привязанным к ноутбуку.

4) Лазерная указка. Рукой показывать не принято, а обычной указки в аудитории может и не быть. Кроме того, лектор может работать в актовом зале, где экран расположен вне досягаемости. Мышкой показывать на экране можно, но неудобно.

5) Пакет с раздаточным материалом, комплект на школу и модель эмбриона.

6) Книга отзывов. Пример формы для отзывов см. в Приложении 8.

7) Если лектор все-таки демонстрирует кровавые картинки и прочие элементы жесткого пролайфа, то целесообразно брать с собой нашатырный спирт.

8) Можно взять с собой провода VGA и HDMI, впрочем, необходимые провода обычно есть в каждой аудитории.

Некоторые подсказки. Если позволяет время, прийти в аудиторию лучше заранее, до того, как туда заведут детей. У лектора будет время спокойно разложить раздаточный материал, настроить мультимедийную аппаратуру и микрофон, проверить, как идет презентация, опустить затемнение, а также переговорить с принимающей стороной: выяснить особенности аудитории, напомнить, что лекция продлится два урока, выяснить, не будет ли между ними перерыва на обед и т.д. Очень важно убедить принимающую сторону обеспечить максимальную явку слушателей. Подробнее об этом рассказано в Разделе III.

В актовых залах и других больших аудиториях (на 80 человек и более) целесообразно работать с микрофоном. Надо заранее оговорить этот момент с принимающей стороной. Даже если у лектора сильный голос и всего одна (а не четыре) лекция в день, постоянное перенапряжение голоса в ходе лекции плохо сказывается на восприятии: чувствуется некий надрыв в голосе, разговоры в большой аудитории заглушают даже громкий голос, восприятие лектора теряется в фоновом шуме. Микрофон дает возможность говорить спокойно, свободно, заглушает посторонние звуки, слова лектора как будто доминируют в пространстве аудитории. Конечно, для этого нужен хорошо работающий микрофон. Плохо настроенный, хрипящий микрофон может только помешать. В небольшой, камерной аудитории, в школьном классе, наоборот, лучше работать без микрофона: складывается атмосфера беседы, разговора по душам, личного контакта. Лектор без микрофона кажется ближе и понятнее.

Если Ваш или школьный ноутбук работает медленно, попробуйте выключить на нем антивирус, в нем нет необходимости, так как Интернет не нужен. Это обычно помогает. Если лектор пришел только с флэшкой (без ноутбука), то надо быть готовым к тому, что программа на незнакомом компьютере может не запуститься или работать неправильно. Особенно часто не идет видео. Поэтому лучше использовать свой ноутбук, который знаком лектору и не выдаст сюрпризов. Ноутбук подключается к проектору обычно с помощью провода VGA. Иногда удобнее отсоединить такой провод от школьного компьютера и «переткнуть» в свой ноутбук.

В то же время иногда технически невозможно подключить свой ноутбук к аппаратуре в актовом зале или аудитории, даже при наличии у лектора необходимых переходников. На этот случай обязательно должна иметься флэшка. Вообще, лектор должен быть готов прочитать лекцию и без мультимедийного сопровождения (например, если отключат свет). Главное – это сам лектор и то, что он говорит, а не презентация. Если в таком случае имеется заряженный ноутбук, то можно демонстрировать с него отдельные слайды, например, фото эмбриона, проходя по рядам и рассказывая о процедуре аборта.

Лектор должен ознакомиться с правилами и принципами создания и использования презентаций. Например, не всегда уместно читать текст со слайда, картинки и текст на слайде должны быть крупными и наглядными. Ни в коем случае не должно быть много мелкого текста. Вообще, чем меньше текста, тем лучше. Аудитория должна слушать лектора, а не читать слайды. Слайд должен иллюстрировать то, что говорит лектор. И т.д. и т.п. Существует специальная литература по этому вопросу, например книга Алексея Каптерева «Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир».

В заключении следует отметить, что начинающему лектору, конечно, непросто соблюсти все принципы и исполнить все изложенные предписания. Не стоит расстраиваться, если не все получается на первых порах. Дорогу осилит идущий.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...