Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Набор и подготовка лекторов




Для того чтобы начать просвещение «в защиту жизни» нужны лекторы. Иногда организация имеет возможность читать лекции в образовательных организациях, имеет доступ в школы, но не хватает лекторов. Или же они загружены по основному месту работы и могут уделить просветительским лекциям совсем немного времени. Или они есть, но не достаточно подготовлены.

Для того чтобы найти лекторов надо проводить активную информационную политику, возможно, давать объявления, проводить акции, конференции, круглые столы, работать с приходами, семинариями, выявлять лекторов среди психологов, работающих в сфере доабортного консультирования и т.п. Под лежачий камень вода не течет.

Если в организации появляется подходящий лектор, более-менее соответствующий основным требованиям, описанным выше, надо создать ему все условия для работы, поскольку хороший мотивированный лектор – это большая редкость. Если ему не хватает специфических знаний и навыков по чтению лекций «в защиту жизни», то необходимо организовать обучение.

ООД «За жизнь!» разработало программу «Просвещение», которая помогает лекторам пройти обучение, повысить квалификацию, регулярно снабжает информационными и методическими материалами, оказывает финансовую и организационную поддержку. Распространяются аудио-, видеозаписи, стенограммы и тексты лекций, готовые образцовые презентации, печатные материалы (листовки, брошюры, журналы), видеопродукция, наглядные пособия, модели эмбрионов, передвижные выставки, образцы соглашений с образовательными структурами. Функционирует сайт и группа Вконтакте: https://rusprolife.ru/ и vk.com/chpr_proekt, где выкладываются данные материалы и публикуются новости движения.

Для того чтобы стать участником программы «Просвещение», необходимо заполнить анкету-заявку, составить договор, осуществлять лекционную деятельность и регулярно отчитываться перед ООД «За жизнь!», которое, в свою очередь, будет оказывать информационно-методическую и материальную поддержку. Лекции, которые учитываются и оплачиваются по программе должны соответствовать стандарту лекции «в защиту жизни» (см. главу «Структура и содержание лекции «в защиту жизни»).

Дважды в год проходят встречи участников движения на летнем «Фестивале социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь» и секции зимних «Рождественских чтений», где организуются тренинги, мастер-классы, обмен опытом и материалами, проводятся конкурсы и тематические круглые столы.

7 июля 2015 года на площадке фестиваля прошел Международный симпозиум «Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни», посвященный научным, правовым, демографическим, социально-политическим, медицинским, этическим и прочим аспектам защиты жизни детей до рождения и вопросам выработки государственной политики поощрения рождаемости (пронатализма). Участие в симпозиуме приняли ученые из России, Сербии, США, Франции, Израиля, Мексики, Польши и других стран.

На площадке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата прошел цикл вебинаров «Лекционно-выставочная деятельность в защиту жизни», архивы которых выложены на сайте отдела: http://www.diaconia.ru/prolife-prosvet.

Опытные лекторы проводят обучение на выезде. Для этого необходимо пригласить лектора ООД «За жизнь!» в ваш город или район, согласовать в структурах образования график лекций и собрать группу действующих, начинающих и перспективных лекторов, которые будут посещать лекции более опытного коллеги. Обычно лекции проводятся в разных аудиториях, в различных условиях и не похожи одна на другую, поэтому для полноценной стажировки начинающим надо посещать как можно больше лекций приезжего специалиста, а не одну или две. По итогам нескольких дней (лучше недели или более) работы проводятся тренинги, мастер-классы, дружеские чаепития с обменом мнениями и опытом. Происходит обсуждение проведенных лекций, гость раскрывает смысл и нюансы своих подходов и методов работы, предоставляет наглядные и методические материалы, стажеры также высказывают свои замечания, предложения и комментарии.

Как пригласить автора – см. Приложение 9.

Вообще, взаимопосещаемость и дальнейшие «разборы полетов» - основа профессионального роста лектора. Если на месте в организации работают несколько лекторов, они должны регулярно ходить друг к другу на лекции и потом обмениваться мнениями, оценками, опытом. Целесообразно приглашать на лекции специалистов из разных областей: врачей, социологов, демографов, фармакологов, педагогов и т.п. для того, чтобы выслушать их замечания.

Необходимо просить высказывать не обинуясь, без утайки замечания, комментарии, предложения, критику и похвалу, обсуждать проведенную лекцию в открытой и дружеской беседе. Это чрезвычайно полезно, но и болезненно одновременно. Ввиду последнего, этого зачастую избегают обе стороны, а это неправильно, непрофессионально. Даже неопытный лектор или рядовой слушатель может сформулировать весьма полезные замечания и мнения по поводу лекции. Для того, чтобы замечания были услышаны, их надо высказывать в максимально корректной форме, но, по сути, конкретно и откровенно. Во всех отношениях полезно вначале отметить, что в лекции понравилось, и что можно взять на вооружение, похвалить.

Выслушав все замечания, лектор должен поблагодарить и потом наедине с собой разобраться, насколько замечания были конструктивны. Многие комментарии и критика бывают обусловлены особенностями характера и жизненного опыта оппонента, его «видением», которое не обязан разделять лектор. Однако некоторые замечания, особенно если их повторяют разные люди, могут быть весьма полезными и их надо учитывать.

Обдумывая замечания по проведенной лекции, надо учитывать и то, что одни и те же подходы, приемы, речевые обороты, примеры и прочее одними слушателями воспринимаются «на ура», а другими «в штыки». Все люди разные, и даже в одном классе могут быть различные и даже противоборствующие группировки. Опытный лектор по ходу лекции пытается определить основной сегмент аудитории, на который следует ориентироваться, в некоторой степени жертвуя остальными, так как понравиться всем все равно не получится. Критику и замечания, исходящие из маргинального сегмента аудитории, надо иметь в виду, но не более того.

Например, в блоке ЦЕЛОМУДРИЕ лектор ориентировался на относительно неиспорченных девушек и ребят и довольно жестко отчитал вульгарных и гулящих особ. Это было сделано умышленно и было оправдано в данной ситуации. Две-три распущенных школьницы в какой-то степени обиделись и замкнулись, однако большинство утвердилось во мнении, что не стоит торопиться все в жизни пробовать. Этого и хотел достичь лектор. Он, конечно, сказал о покаянии, о том, что никогда не поздно начать новую жизнь, но, судя по внешней реакции (внутренняя не известна), «опытные» школьницы его уже не услышали.

Такого лектора могут раскритиковать за излишнюю прямоту, жесткость и даже бессердечность те внешние наблюдатели, кто обратил внимание на демонстративное поведение обидевшихся девушек, но не заметил тихую радость и благодарение в глазах других. Естественно, такие замечания не следует принимать как руководство к действию.

Лекционная мастерская

Особенно эффективная работа по взаимному обмену опытом может быть организована на конференции или фестивале, куда приезжают лекторы из разных регионов, и где можно сразу собрать несколько опытных лекторов. Еще одно условие - наличие реальных слушателей (аудитории).

Итак, в работе «лекционной мастерской» принимают участие:

1.   Лекторы-ведущие (опытные лекторы): 2-3 человека.

2.   Аудитория: школьники или студенты (слушатели) – 50 -150 чел.

3.   Наблюдатели: другие лекторы и стажеры, преподаватели вузов, техникумов и школ, все заинтересованные лица – до 50 чел.

Лекторы-ведущие. Желательно, чтобы два-три лектора представляли разные подходы и использовали разные методы просвещения «в защиту жизни», а также имели опыт открытых лекций. Содержание лекций разных лекторов может несколько различаться или быть примерно одинаковым.

Аудитория должна состоять из 50-150 школьников или студентов. Важно, чтобы уровень слушателей был достаточно высоким (интеллектуально и этически) для поддержания интерактивного формата лекции и дискуссии. Более 150 человек сложнее входят в интерактив и обычно не представляют собой цельную аудиторию, что достигается при количестве слушателей до 150 чел. Аудитория менее 50 чел. тоже нежелательна, так как она не должна потеряться среди присутствующих наблюдателей.

Наблюдателиприсутствуют на лекциях, могут принимать участие в интерактиве и дискуссии, но только «вторым номером», не нарушая общий строй разговора лектора-ведущего и аудитории. Наблюдатели перенимают опыт работы, знакомятся с лекцией «в защиту жизни», фиксируют замечания. Общее количество – до 50 человек, хотя бы в 2-3 раза меньше чем школьников или студентов.

Проведение «лекционной мастерской».

До обеда лекторы-ведущие проводят 2-3 лекции-мастер-класса подряд (с перерывом на кофе-брейк) в разных аудиториях слушателей (аудитория меняется). Наблюдатели присутствуют на всех лекциях. Ведущие лекторы должны проявить свои навыки работы с аудиторией, подходы, приемы и методы, побудить аудиторию к интерактивной работе и доброжелательной дискуссии. Желательно, чтобы лекции проходили не в большом актовом зале, где 150 человек «потеряются» или разобьются на части, а в конференц-зале на 150-200 чел. В идеале аудитория должна находиться фронтально или полукругом перед лектором, а наблюдатели - по краям, сбоку.

После лекций-мастер-классов аудитория расходится, и на семинар после обеда остаются только наблюдатели и лекторы. На семинаре происходит обсуждение проведенных лекций, обмен опытом, наблюдатели высказывают свои замечания, предложения и комментарии. Ведущие раскрывают смысл своих подходов, приемов и методов работы с аудиторией, технологии их применения и т.п. Происходит налаживание контактов на будущее, приглашение лекторов в регионы, согласование обучающих вебинаров, обмен наглядными методическими материалами и т.п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...